Что у тебя нового, друг

   "Что у вас нового, Ираклий" - этими словами каждый день меня приветствует в Фейсбуке его создатель Марк, что, конечно же, очень мило с его стороны. Хотя если честно, то этот вопрос обычно ставит меня в тупик, каждый раз заставляя напрягать свою стареющую память и вспоминать, что же у меня сегодня всё-таки было нового.
Несмотря на всё моё уважение к автору этого цивилизационного шедевра, я впрочем иногда ловлю себя на мысли о том, какой же всё-таки глупый этот, на первый взгляд, вполне естественный вопрос, ведь новое у меня буквально всё - новое утро, новый день, новые программы по телевидению, новые известия из интернета и я уже весь новый, не тот, что был ещё вчера.
   
   Мы живём в настоящем, которое, тем не менее, в каждое мгновение со скоростью света, а может быть ещё быстрее, теряет свой статус и неминуемо тут же превращается в прошлое, которого, увы уже не вернуть никогда. И лишь воспоминания о нём сохранят нам память о только что случившемся, но уже безвозвратно потерянном. И эти строчки, написанные мною только что, уже превратились в прошлое, а то, что я только собираюсь сейчас написать будет лишь некоторое время составлять моё будущее, поскольку так же как и всё остальное тоже превратится в моё прошлое. И даже новости, которые только что удовлетворяли моё любопытство, вгоняя меня в состояния довольно различные, в зависимости от прочитанного, услышанного или увиденного, все они очень скоро тоже превратятся в нечто уже пережитое и станут частью моей и нашей истории.

   Мы живём в мире метаморфоз, постоянных превращений нашего настоящего и даже будущего в историю, которую мы будем потом рассказывать более молодым нашим современникам, у которых в силу их возраста нет ещё такого багажа воспоминаний, как у нас и это ставит нас в некоторое привилегированное положение по сравнению с ними. Да, наша привилегия - это наша история, история, без которой не было бы у нас настоящего в том его виде, в котором оно существует только благодаря прошлому. Даже новости, которые, как нам кажется, создают нам иллюзию нашего стремления к будущему, все они фактически уже из прошлого, только совсем ещё свежего, только ещё недавно бывшего настоящим.

   А вот уже и будущее пришло к нам в наше настоящее, пока мы тут с вами вели беседы о том о сём, желая как-то обмануть свою скуку и в тоже самое время доказать себе, что ты всё ещё существуешь. Ведь жизнь только тогда и приходит к тебе по-настоящему, когда ты существуешь, когда же тебя нет, то пропадает и жизнь и ничто не сможет убедить меня в обратном. А поэтому ты нужен этой жизни точно так же, как и она тебе, ведь ты для неё как глоток свежего воздуха, без которого она задыхается, она же ты, только в сотни и тысячи раз размноженный и разбросанный по миру, который расцветает всеми своими многочисленными красками только тогда, когда есть ты, а в противном случае мир вокруг тебя просто перестает существовать и превращается в никому не нужное, бессмысленное и мёртвое ничто. Оживить же это мёртвое тело и вдохнуть в него жизнь может лишь твоё присутствие в нём.

   Ну как тут не порадоваться собственной значимости. Ведь некто, который только что что-то написал, сказал или даже просто подумал, сделал это лишь потому, что знал, что где-то может быть совсем рядом, а может быть и очень далеко, есть другой некто, который это прочтет, услышит, либо почувствует, а иначе всё теряет своё значение и превращается в ничто. Только живая связь между тобой и окружающим тебя миром и имеет значение, так как только она и придаёт настоящий смысл сущему, делает из бессмысленного пространства время, распадающееся лишь в нашем сознании на прошлое, настоящее и будущее, которые будут существовать ровно до тех пор, пока есть ты, ибо только субъект делает возможным существование объекта, который мгновенно исчезает, как только исчезаешь ты и появляется тут же, как только ты появляешься. А если к тому же ты осознаешь всё это и уже совершенно осознанным взглядом смотришь на этот мир, то ты понимаешь, что значит твоё присутствие в мире. Ведь ты это то, ради чего он и существует, ради чего он каждую минуту творит новости, которые важны лишь постольку, поскольку есть ты, тот единственный, ради которого они и родятся, существуют и умирая перевоплощаются в твоё прошлое.
   А происходит это лишь потому, что у тебя и только у тебя есть память и ты время от времени способен воспроизвести всё то, что когда-то было, но которого уже нет, хотя оно и переместилось в твои воспоминания, написанные книги, снятые кинофильмы, которые зачастую гораздо значимее всего остального. И в этой значимости ты видишь себя как частичку прошлого, и в то же время, настоящего и будущего, без которых не было бы ни того, ни другого, ни третьего.
Всё, абсолютно всё превращается в прошлое, которое умирая и уходя от нас безвозвратно, тем не менее остаётся жить с нами вместе, посколько существуем мы, способные хранить в памяти всё, что с нами случилось.

   О прошлое, что было бы если бы тебя не было. Тогда не было бы и нас. Ведь человек это его прошлое плюс чуть-чуть настоящего и чуть-чуть будущего, а всё вместе это и есть мы, как неповторимое и уникальное явление на вселенских просторах, где всё бессмыссленно до тех пор пока не появляемся мы и не привнесём смысл в существование вселенной как нашего дома, в котором мы существуем и относимся к нему как к объекту нашего познания, удивления, наслаждения, радости, печали, скучающего равнодушия или фонтанирующего удовольствия.

   А какое познание существует без новостей. Ведь ради них оно и существует. Именно поэтому мы так жадно вслушиваемся и всматриваемся во всё то, что творится в этом мире, ибо способность познания это наша фишка, наша уникальная способность, которая придаёт нашему существованию совершенно новый смысл. И от этого всего порою даже кружится голова, ведь нет ничего более существенного для нас, чем возможность понимания, осознания, анализа, оценки и наконец, открытия чего-то нового, ранее не известного. Всё наше переживание основывается на этом нашем ощущении. Пока я способен воспринимать новое и стремиться к нему, я мыслю себя как часть того коллективного разума, той культуры, которая меня сформировала и повседневно продолжает оказывать на меня свою влияние. И мыслю я лишь тем, что вижу вокруг, ощущаю, слышу, осязаю. Отберите у меня органы моих чувств и я перестану существовать, ибо я существую только пока жив мой мозг, который связывает меня с миром и делает меня его неотъемлемой частью. Уберите из моей жизни мои воспоминания и вы уберете из неё и её новости, ибо новость требует оценки, которая существует лишь благодаря его единственного критерия - прошлого опыта.

   Когда у меня спрашивают, что у меня нового, то мне хочется ответить - всё, но в тоже самое время мне хочется сказать - ничего, так как существенно нового в нашей жизни бывает слишком мало, а то, что случается каким-то образом уже когда-то нами было пережито и прочувствовано. А когда говорят мне, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку, этим ведь хотят лишь сказать, что всё, что случается с нами будет у нас впервые. В этом есть своя правда и в то же самое время это не совсем так, так как в том, что с нами случиться в будущем будет гораздо больше уже увиденного и пережитого нами ранее, чем нового, доселе нами совершенно неизвестного.

   По-настоящему новое должно поражать, а всё остальное якобы новое, вряд ли на самом деле таковым является, хотя и появляется вроде бы впервые, но оно почему-то совсем никого не удивляет, а всё потому, что оно очень уж похоже на что-то точно такое же из нашего прошлого. Не потому ли, когда обращаясь к нам спрашивают, - что у тебя нового, - почему-то хочется ответить - в общем-то ничего, - имея ввиду, что то новое, которое у нас появляется ежеминутно практически ничем от прошлого не отличается, так что и назвать его новым просто язык не поворачивается.
    А потому нам часто бывает скучно, очень скучно жить без новостей, которые как будто бы есть, но в то же время их нет, потому как они совершенно не новы по своей сути, а поэтому всё время ждёшь чего-то по-настоящему нового, такого, которое тебя удивит настолько, что ты воскликнешь от неожиданности - ВАУ - и тут же вдруг почувствуешь, как сразу становишься богаче, совершеннее, а всё потому, что ты получил от жизни то, что у тебя раньше никогда не было. Это и есть наша жизнь как состояние постоянного ожидания чего-то кардинально нового, ранее не существующего. И хотя это большая редкость, но ты понимаешь, что только ради таких мгновений и хочется жить, а всё остальное это лишь прелюдия, волнующее ожидание именно этого. Недаром же главным вопросом Фейсбука становится для нас, - что у тебя нового, друг. Ах и умён же ты, Марк, спасибо за вопрос.


Рецензии