Иван Гнатюк
Востребованными жанрово-стилистическими формами лагерной лирики стали молитва, псалом, плач, песня. Поэзия была чудом спасения в буквальном смысле слова – об этом свидетельствуют многие выжившие авторы (например, Иван Гнатюк). В лирике "архипелага ГУЛАГ", по сравнению с "материковой" / легальной литературой возрастает насыщенность религиозными мотивами: образы-символы крестного пути, распятия, Христовых мук, чаши страданий, Голгофы, мученической смерти, несломленного Духа, Божьего чуда, молитвы о спасении, Рождества, Божьего прощения, Воскресения – вот далеко не полный перечень наиболее часто употребляемых поэтами-лагерниками. Но есть целый ряд религиозных мотивов, которые оказались за пределами данного исследования – требуется персональное изучение лагерного наследия. Мнения о невысокой эстетически-поэтической ценности лагерной лирики безосновательны. Ей присущи видимая простота, безыскусность стиля, преобладание классических средств стихотворной поэтики, поскольку она предназначалась для устного восприятия и запоминания. Но простота неотделима от кованой чёткости и смелости высказывания, афористичности. Многие поэты-лагерники не чуждались формальных и стилистических экспериментов, как убеждаемся на примере творчества украинских шестидесятников послевоенной генерации, чьё творчество в современной Украине мало известно читателям и практически не изучено (Г. Кочур, М. Сарма-Соколовский, М. Василенко, И. Гнатюк. Эта статья посвящена Ивану Гнатюку.
Родился 27 июля 1929 года в селе Дзвиняча (ныне Збаражский район, Тернопольская область, Украина) в бедняцкой крестьянской семье. Отец клал печи по близлежащим деревням, а мать была ткачихой, делая на заказ полотно и ткани.
Осенью 1944 года отец будущего писателя был мобилизован в РККА и в последний день битвы за Берлин погиб, оставив жену с четырьмя несовершеннолетними детьми.
По окончании сельской школы поступил в Кременецкое педагогическое училище, но в начале второго курса обучения был внезапно арестован. По дороге в тюрьму он сбежал и вскоре подал документы в Бродовское педучилище на Львовщине. Однако 27 декабря 1948 года его снова арестовали и после четырехмесячного следствия осудили за связь с ОУН на 25 лет заключения с отбыванием наказания в Берлаге на Колыме.
КАТОРЖАНИ
У сірих бушлатах, німі, як раби,
Голодні, знесилені, гнані,
Ми зносим нестерпне знущання, аби
Сконати у тому знущанні.
Невладний над нами ні голод, ні страх,
Хоч ми безборонні і голі,—
Вже краще загинути в концтаборах,
Ніж бути рабами — на волі!
І хоч посіпаки, лютіші за псів,
Готові з нас жили сотати,
Ми мужньо, тамуючи праведний гнів,
Підемо на муки й на страти.
Ми в'язні, але не безмовні раби,
Дарма, що закуті в кайдани,—
З ненавистю дивимось в очі судьби,
Ми — каторжани!
Каторжане
В серых бушлатах, немых, как рабы,
Голодные, обессилевшие, угнанные,
Мы сносим нестерпимое издевательство, чтобы
Сконать в том издевательстве.
Невластный над нами ни голод, ни страх,
Хотя мы беззащитны и голы,—
Уже лучше погибнуть в концлагерях,
Чем быть рабами — на свободе!
И хотя муртады, лютее за псов,
Готовые с нас жили сотаты,
Мы мужественно, утоляя праведный гнев,
Пойдем на муки и на казнь.
Мы заключенные, но не безответные рабы,
Зря, что закованы в кандалы,—
С ненавистью смотрим в глаза судьи,
Мы — каторжане!
Предисловие,из реферата,Колошук Надежды Георгиевны)
Свидетельство о публикации №223090401049