Записки молодого директора школы - 3

          Должен признаться, что «Записки молодого директора школы» и «Записки молодого директора школы – 2» - начало и завершение первого периода моего директорства. Меж тем, за три учебных года немало воды утекло. Либо время было интересное – перестроечное, да и мы были молодыми.

  1. Школа без дров не сидит, но запаса дров нет.
   
      За последние сто лет, наверное, главная головная боль директора сельской школы на севере – это котельная школы, то есть, дрова! Каждое утро календаря начинается с котельной. На сколько суток осталось запаса дров? Дальше – в сельсовет. С просьбой следующей ходки трактора за дровами. Опять же, в уме держишь арифметику – ходка в один конец - 26 км. Зимой световой день не более трех часов. Целых восемь морозных месяцев в году.

      Однажды в декабре приезжает с инспекторской проверкой от управления образования Виктор Николаевич. Человек в нашей сфере уважаемый, корифей. Он костромской мужик. Однажды выпускник педагогического по распределению приехал на край света, не успел свои два года отработать, женился на местной медичке и логично превратился в заядлого охотника. Кстати, он и мой учитель. Помнится, вне уроков много читали произведения известных и не очень костромских писателей и поэтов. Уважали учителя, потому бессовестно коверкали, подражая тамошнему говору.

      Первым делом он проверяет текущее состояние жизнедеятельности школы, то бишь, идем в компании с председателем сельсовета в котельную. Тут обескураживает вопросом - имею ли я права на управление гусеничным трактором ДТ-75?

     -  Тогда почему сел за штурвал трактора леспромхоза? - строго спрашивает инспектор: - Поступил сигнал. Будем реагировать.
       Неловко оправдываюсь: - Иначе ушел бы другой сигнал. О замораживании зданий школы и интерната. Просто тракторист тогда болел, ему говорю – я сельский, могу ладить с трактором. Сперва он, вестимо, отказал, я ему в упор: - О перестройке слыхал? То – то…

           - Ладно, - крепко подумал Виктор Николаевич: - Доложу районному руководству, что школа без дров не сидит, но запаса дров нет. К твоему самовольному «тракторству» - нынче не сезон, весной вернемся. 

  2. Единоборец. Специалист, нужный школе. 
 
           Осенью проходит традиционная «охота за новыми кадрами». Дело важно - деликатное. Все вновь прибывающие молодые педагоги имеют относительно одинаковый уровень базовой профессиональной подготовки. А мы, директора, ищем, с учетом «внутренних потребностей школы», молодого учителя – танцующего, поющего или просто хорошо рисующего. Притом, желательно выходца из другого района, в нашем случае – с центрального. Либо они привнесут новое в традиционном укладе отдаленного наслега.

         Молодой учитель, с дипломом учителя начальных классов, «бунтует» в райцентровской гостинице. Не хочет идти в класс малышей, а государственное распределение дело обязательное. Вечером заметил, от безысходности парень подпрыгивает странно, руками шибко машет, да стойка как «в кино». Подошел к нему, разговорились – оказывается, во время учебы парень занимался в запрещенной в то время секции карате.

           Тут же предложил ему поехать к нам, перенаправление взял на себя. С него – в школе организовать секцию, нет, не карате, а секцию спортивного единоборства народов мира. Ни много, ни мало. Звучит убедительно. Опять же, нынче «ворота» государств Запада и Востока распахиваются. Его задача – вовлечь всех школьных шалунов, забияк и просто шустрых мальчиков с выходом по весне дисциплинированного и правильного «продукта».

         Новая идея, скоро превратившаяся в «Клуб единоборств Мира» собирает под свое крыло практически всех ребят. Валом потянулись и девочки. Устав нового клуба, не мудрствуя лукаво, точь - в - точь переписали с общих правил поведения учащихся. Конечно, присутствовал и тот самый карате – как вид единоборства народов стран Азии и Востока. 
 
        Привыкшие к физическому труду с малых лет, сельские мальчики и девочки «сию науку» схватывали на лету. Постепенно уходят на нет пропуски и опоздания на уроках. 

        На следующий новый год приходит письмо за подписью директора райцентровской средней школы. Оказывается, наши выпускники не только крепко держаться друг за друга и в учебе стараются, но и стали победителями районных спортивных соревнований. Письмо зачитали на общешкольной линейке, радости сколько было!

  3. Если в семье двое или более детей…

        В районной газете вышла критическая статья, подписанная родителем. Мол, молодой директор школы рекомендует «отказаться и выслать» своих детей в чужие края! Насовсем. Что даже специалистом нельзя им возвращаться в отчий дом! Гром районного масштаба. Реакция на статью начальника районного образования ожидаемо молниеносна – проверим факты, примем меры. Впрочем, как привычно всегда. А во дворе -  Ускорение и Перемены на всех фронтах жизни.
 
         Вроде понятно ведь, что происходящие перемены в социально – экономической составляющей жизни общества, естественно, заставят нас по - иному выстраивать будущность своей семьи, своих детей, в целом и наслега.  Уже сегодня надобно крепко думать и предугадывать – что, как и к чему придем.

           На родительском собрании выпускного класса, получается, шибко откровенно поделился со своим видением данной проблемы. Не поняли меня родители. Я старался сформулировать свои мысли вслух, насколько мог, доходчиво и внятно. Сказал примерно следующее – если в семье двое и более детей, целесообразно оставить на хозяйстве одного(!) повзрослевшего ребенка. Не секрет, что территориальная емкость наслега (луга и пастбища) для разведения подсобного хозяйства весьма ограничена. Количество бюджетных рабочих мест в наслеге уже меняется в сторону уменьшения. Перед совхозами – убийственные проблемы скорой ликвидации. Меж тем, по распределению попавшие в другие районы молодые специалисты гарантированно получат жилье. Как новые на конкретной территории молодые люди, гораздо быстрее обзаведутся семьями. В центральных районах трудозанятость по умолчанию шире. И промышленность в городах. Увы, практика такова, что, коли вернется домой молодой специалист, непременно в родной дом с родителями жить определят. А нынче на слуху интригующее словосочетание – «Приватизация недвижимости». 

      На мою беду, приезжает в наслег молодой журналист, совсем юная особа, она никак не берет в толк. Чувствую, ее журналистское расследование будет острее «меча справедливости»! Два дня тщетно спорим.

      Наконец, все - таки молодежи близки и интересны перемены вообще, договариваемся, что она напишет статью о жизни школы, и вскользь отметит, что администрация школы «путем проб и ошибок» ищет свое видение распределения молодых специалистов и будущности выпускников. Что ж, жизнь покажет, прав директор школы или нет.               


Рецензии