Мир шире кухни

Мир шире кухни

Кухня была маленькой и тесной. Но в эту тесноту был втиснут маленький диванчик. Точнее, кушетка. На ней раньше спали дети, а теперь отслужив срок, она перекочевала в кухню, одной стороной прижавшись к холодильнику. Перед диванчиком стоял стол узкий длинный гладкий стол, рисунок на котором напоминал разводы тонкого льда на стеклах в зеленых холодных электричках. К столу прижимались две крепкие табуретки, но маленькие, для больших стульев места не хватало.
- Минуточку, еще сразу и чайник поставлю, - говорила Светочка, хозяйка этого крошечного помещения.
- Так мы ненадолго, - отвечал ей Василий, который передвигал на столе маленькие рюмочки.
- Надолго, ненадолго, будет видно, - проворчала Нина, которая уже заняла место на диване ближе к окну.
- Мне спешить некуда, рядом живу, в соседнем подъезде, хоть ночью могу уйти, - заметил Анатолий, примостившийся на диванчике рядом с холодильником.
Светочка крутилась на крошечном свободном пространстве, словно балерина на пальчике тонкой ножки. Только руки мелькали перед глазами ее гостей. На столе появились тарелочки с селедкой, нарезанные большими кусочками, с колбаской, мелкие и тонкие кружочки которой, казалась прозрачными, с помидорами слабо красного цвета, с которых еще стекал прозрачный рассол. Еще минута и в центре стола оказалась глубокая тарелка с только что сваренной картошкой. Облако ароматного пара заставила гостей молча протянуть к тарелке блестящие вилки, теперь мелкие облачка пара поднялись над тарелками.
- Перекусим, - воскликнул Василий, налив в маленькие рюмочки холодную водку.
- Немного можно, - согласилась Нина, успев положить к картошке на тарелке пару жирных кусков селедки.
- Хорошо поужинаем, не придется самому готовить, - заметил Анатолий, раскладывая на тарелке соленые мелкие помидоры.
- Вот и встретились, - свое слово произнесла и Светлана.
За окном вечерними огнями светили окна трех домов, один из которых стоял напротив, а два других по бокам, а если представить, что можно увидеть сверху и тот дом, в котором в маленькой кухне ужинали эти люди, то казалось, что видна маленькая крепость. Только не грозная крепость, но надежно замкнутая с четырех сторон. Вели же в пространство между домами три дорожки, два дома тесно прижимались друг к другу, оттого и не было между ними никакого пространства, чтобы во двор проникнуть по некой четвертой дорожке.
Еще месяц назад эти люди не знали друг друга, а теперь вот сидят вместе за одним столом. Возможно, и на многие годы продолжиться эта связь. И не просто будут знакомы, станут друзьями или недругами, будут знать о жизни друг друга то, что откроет каждого без всяких прикрас. 
 - Главное, у нас теперь есть земля, - неожиданно прозвучал голос Нины.
Было видно, что и здесь ей хочется отметить свою должность, которую она занимала на своей работе, где решались вопросы кому выделить землю в ближайших местах к городу.
- Почему же у нас? – с ухмылкой произнес Василий. – У нас, это у нас. Землю получили, и пусть ваше ведомство ее выделило, но теперь вы-то ей не можете распоряжаться.
 -  Не это имела в виду, - несколько убавила напор Нина. – Просто хочу и себе кусочек земли иметь.
- В денежном эквиваленте? – решил уточнить Анатолий.
- Нет. Стать садоводом в коллективе, - уже мягче заговорила Нина.
- Нужно подумать, - важно произнес Василий.
Стало понятно, что Василий хочет иметь свое мнение, и не только свое, но и общее, и это должны понять те, кто сейчас сидит рядом с ним за столом. Было ясно, что только некоторые обстоятельства заставили его познакомиться с Ниной, Светой и Анатолием. И он вынужден пойти им навстречу, знать их и разговаривать с ними. Ни при каких других встречах он не обратил бы на них своего внимания. Особенно на Анатолия, который раздражал его даже своим видом. Широкий, полноватый, казалось немногословный, он был небрежен в одежде, хотя на ней красовались какие-то заморские нашивки, выставленные на явное обозрение.
- Мы встретились. Сделаем то, что нам хочется, - заметила спокойно Светлана.
- Нужно предложить кого-нибудь из нас в председатели, - начала говорить Нина, которая понимала, что никто ей не откажет в кусочке земли, хоть и было предложение об этом подумать. – Если выберут случайного человека, то все может рухнуть.
- Да, делать нужно много, очень много. Дороги, электрические линии, мелиорацию, документы готовить. Из своих рук выпускать это нельзя, - продолжил Василий.
- Вот ты и возьмись, - обратилась к Василию Нина. – Уж у тебя опыт большой в деле руководства.
- Так и у тебя не маленький опыт, - заметил Василий. – Вот и нам помогла.
В это время Светлана убрала тарелки со стола. Поставила чашки. Для этой встречи расстаралась, испекла пирог с капустой. Можно было купить торт, но хотелось чего-то простого, домашнего.
- Люблю пироги, не просто пироги, а ручками Светочки сделанные, - радостно воскликнул Анатолий. – Мне некому печь такую красоту, вот и захожу к Светлане, здесь чувствую дом и заботу.
Внимательно посмотрела Нина на Анатолия. Не очень приятно было слушать похвалы в адрес хозяйки этого дома. Совсем недавно пришлось Нине общаться со Светланой почти целый месяц, но никак к ней не могла она привыкнуть. Однажды пришла Светлана на работу к Нине, чтобы узнать, как можно получить землю для будущих садоводов, которых в ее институте набралось достаточно. И ускорением этого процесса пришлось заниматься Светлане.
- А хочешь на общественных началах у нас поработать? – спросила Нина, разглядывая пришедшую женщину.
Невысокая, просто одетая, среднего роста женщина, как нельзя лучше подходила для поездок в разные пригородные районы для разговоров с местными чиновниками. Не чувствовалось в ней высокомерия, не было никаких золотых украшений, которые могли показать ее достаток. Взгляд приветливый.
- Это бесплатно? – уточнила Светлана.
- Будешь помощницей, - продолжила Нина. – Интересно будет.
- Можно попробовать. У меня как раз отпуск намечается, - согласилась Светлана.
Целый месяц по разным районам ездили Нина и Светлана вместе. Любила Нина покомандовать немногочисленными подчиненными, которые были под ее началом. А уж на зависящих от нее людей могла и пошуметь, покричать. Но со Светой  как-то не получалось этого сделать. И можно было к чему-нибудь придраться, показать место, зависящей от нее женщины, но что-то ее удерживало. Даже в какой-то момент хотелось с такой женщиной и работать. Но все возник такой момент, который разрушил хоть и теплое, но сдержанное отношение Нины к Светлане.
Встретились они в метро. Все дела были закончены. Светлана вернулась в институт, для которого и заработала землю. Но захотела встретиться с Ниной, чтобы передать ее сыну игрушку. На перроне людей было не много, не такая это была станция, чтобы на ней выходили те, кто целый день трудился на работе. Нина не сразу узнала Светлану, которая вышла из вагона.
- Привет, - бросилась к Нине Светлана.
В руках она держала огромный пакет.
- Тебя не узнать, - только и ответила Нина.
- Целый месяц узнавала, - пошутила Светлана.
Она была в шелковой блузке с длинными рукавами. Желтый широкий воротник словно светился на фоне серых цветов кофточке. Белые брюки, чуть короткие касались белых туфелек на высоких каблуках. На голове у Светланы была провязана желтая тонкая шелковая косынка, которая чуть закрывала пышные волосы.
- Сегодня день жаркий, - заметила Светлана, обратив внимание на то, как Нина рассматривает ее косынку. – У меня этих платочков видимо-невидимо.
Нина никак не могла понять, как эта серенькая и незаметная Светлана стала вдруг яркой, даже красивой.
- Держи, держи пакет. В нем машинка и конфеты для твоего малыша, - перебросила пакет в руки Нины Светлана. – Прости, но спешу.
Ехала Нина домой в настроении непонятном, но все же решила, что правильно делала, когда не помыкала Светланой и не повышала на нее голос. Но помнила об этой встрече всегда, именно она оставалась в ее памяти. И за этот неожиданный сюрприз ей хотелось что-то сделать Светлане неприятное, чтобы ее этот неожиданно яркий образ несколько поблек.
- Нина, Нина, - почти кричал Василий.
- Так немного отвлеклась, - произнесла она тихо, словно продолжала оставаться на той станции метро вместе со Светланой.
- И так решайся, будешь председателем нашего коллектива, - продолжил Василий.
- Хотелось бы, но при моей работе не поймут. Да и хочется участок вместе с вами начать осваивать. У меня дачи нет, не было, а теперь, захотела под молодыми яблоньками посидеть. Свежую клубничку с кустика сорвать, - мечтательно говорила Нина.
Пока и не представляла, какой труд придется приложить, чтобы ягодки красными точками засияли среди зеленых листиков, но хотелось ехать в места новые хоть и дальние, готовить лопаты, тяпки, вилы. Поднимать нетронутые земли.
- Василий, только ты сможешь с нуля все поднять, - уверенно сказала Нина.
Василий поморщился. Он никак не собирался что-то делать для других. Своих забот хватало. Если бы не желание обзавестись местом для отдыха семьи, то никогда бы он не узнал этих женщин. Ни Нину, ни Светлану. И теперь получалось, что не только сейчас он с ними встретился, но будет их видеть, многие и многие годы. Хоть и успешная у него была работа, но денег на места более престижные не хватало. А тут можно и бесплатно что-то получить за обещание найти денежных спонсоров для освоения земли, для строительства дороги. Обещать Василий умел, но, если что и не получалось, то виноватым себя не чувствовал.      
 - Присоединю тебя к какому-нибудь новому коллективу, которые как грибы сейчас появляются, - сказала Нина, принимая от Василия миленький букетик цветов и шоколадку.
- Хорошую найди организацию, - заметил Василий.
- Есть у меня на примете один институт, земля ему уже выделена, - вспомнила Нина. – Приходи в четверг, лучше во время обеда, познакомлю тебя с одной женщиной.
- Симпатичной?
- Обыкновенной, - что-то вспомнив, ответила Нина.
Через несколько дней Василий появился перед Ниной, подтянутый, элегантный, словно с обложки журнала. К такому приятному виду Василия уже Нина привыкла. Вышли на улицу, там их ждала Светлана. Темные брючки, с длинными рукавами блузка. Сумочка через плечо. Действительно, обыкновенная женщина. Еще и никакой косметики. На черные брови и ресницы краску не нанесешь. На щеки с легким румянцем румяна не добавишь. Все направились в ближайшее кафе.
- Угощаю всех, - гордо произнес Василий.
- Сама могу заплатить, - отозвалась Светлана.
- От угощения не откажусь, - засмеялась Нина.
Для женщин Василий сам все заказал. Кафе было маленьким, но уютным, находилось чуть в стороне от шумной улицы. Посетители были, но и не так много.
- А как у вас коллектив? Приличный? – спросил Василий Светлану.
- Нормальный. Молодых много. Разные люди, есть и кандидаты наук, есть и доктора наук, - ответила Светлана. – Как-то всех на природу потянуло. Хотя многие в экспедициях бывали в местах сибирских, трудностями их не испугать.
- Это хорошо, - задумчиво протянул Василий.
Не вмешивалась в разговор Светлана. Она вспоминала, как предвестником дачной жизни для нее стал керогаз. Покупка даже лопаты, такой  исторической вещи, играла важную, а может главную в жизни человека во все времена, и даже и в космический век. Пусть пролетавшие над головой самолеты и ракеты напичканы электроникой, но в низу на земле, думается, что лопата незаменима.
     И до лопаты была покупка, которая и привела Светлану к поиску куска земли, на котором она захотела построить дом, и вырастить хотя бы огурцы.
     На улице Ростокинской в хозяйственном магазине по дороге на работу Светлана приметила очаровательное сооружение серебристого цвета, из прекрасного алюминия, многоступенчатое, то с расширением к верху, то сужением, а потом и опять расширением, и наконец, твёрдой блестящей решеткой, которая все это сооружение и замыкала.
- Это что?- спросила Светлана у продавца.
- Это керогаз.
- Я куплю.
     Коробка, в которой вынесли керогаз, была внушительных размеров. Светлана поняла, что ей с такой коробкой не справиться.
- Мне коробка не нужна.
- Несите так.
     Керогаз оказался серьезного веса, хоть и был сделан из алюминия. Но до работы было недалеко. И потрудившись немало, да и еще шагая на каблуках, она притащила свою покупку на работу. Керогаз был красив. Ни до, ни после такой именно конструкции керогазов Светлана не видела. Да и в магазине он был в одном экземпляре, точно для нее.
- Светлана, это что у тебя за игрушка, да и тяжелая очень. Как смогла донести?
- Купила керогаз.
- Зачем?
- Понравился.
- Что ты с ним будешь делать.
- Ничего. Пусть здесь у стола стоит.
- А дача у тебя есть?
- Нет, у меня дачи нет. А зачем она мне нужна?
- А керогаз тогда зачем?
     Керогаз стоял на работе несколько месяцев, все не удавалось Светлане унести его домой. Дорога домой было от работы гораздо дольше, чем от магазина просто донести до работы. И к теме керогаза время от времени обращались все сотрудники. Вдруг оказалось, что такой керогаз всем нужен.
- Продай Светлана керогаз, - говорил Сергей, заядлый охотник и красавец мужчина.
- Да он мне и самой нужен.
- Дачи нет, а керогаз нужен, - сообщал очевидный факт программист Алексей.
- Уже лето прошло, ты им не пользовалась. Даже с работы не забираешь, - подтверждал Геннадий, оторвавшись от экрана компьютера, которые только появились в отделе и привлекали внимание всех, и для того чтобы на них работать даже была некая очередь, так как хозяина у них не было определено.
- Нет дачи, значит, будет, - сказала неожиданно Светлана, и в тоже день унесла керогаз домой.
Так еще до покупки лопаты появился у Светланы керогаз предвестник дачной земли, на которой она теперь стояла, держа в руках лопату.
- Светлан, - оторвал ее от воспоминаний голос Анатолия. – Пирог съели, ставь пирожки на стол.
А Нина и Василий так и не могли решить, кто же из них станет председателем в новом коллективе, у которого даже не было названия.
- А станьте сразу двумя председателями одновременно, - предложил Анатолий. – И вам проще будет, и все вы знаете, все можете.
На некоторое время наступила тишина, но ответа от Нины и Василия не последовало.
- Есть только один маленький момент в этой истории, - продолжил Анатолий. – Вот вы знаете только друг друга, вас всего трое, даже меня толком и не знаете. А Светлана знает всех пятьдесят человек, которые скоро будут вашими соседями. Она не только их знает, но и с ними работает вместе, видит каждого человека. А вы как их узнаете, как уговорите что-то делать. Кому они поверят? Кому?
Нина и Василий продолжали молчать, словно выключен был перед ними микрофон, и ни один звук не доходил до слушателей.
Хорошо знал Анатолий Светлану, вместе работали не один год, а потом разошлись по разным организациям, но дружбу не прервали. Конечно, несколько эмоциональной была она, но эмоциями могла управлять, особенно перед не очень близкими людьми. Как-то повелось, что сильный характер Светланы, который не бросался сразу в глаза, считал Анатолий ее маленькой особенностью. А так привык считать ее слабой, чтобы можно было о ней заботиться, открыто по-дружески. Вот и услышав о желании Светланы найти место на природе, чтобы туда выезжать и отдыхать.
- Хочешь, буду с тобой ездить по местам, которые тебе хотелось бы увидеть? – предложил Анатолий Светлане.
- Если тебе не трудно, - согласилась Светлана.
- С чего начнем? – спросил Анатолий.
- Мне север нравится, - мечтательно произнесла Светлана.
- Север, значит, север, - согласился Анатолий.
Он всегда чувствовал себя сильным, всегда хотел заботиться о ком-то слабом, вот и выбрал для этого Светлану. При  этом считал, что в семейной жизни она несчастна, ее мужа Федора терпел, но никогда ничего неприятного ему не говорил. О новых знакомых Светланы узнал сразу, как только они появились.
- Я с ними никаких дел не хотел бы иметь, - сказал Анатолий Светлане.
- Что ты, они нормальные. Свои дела хотят тоже решить. Наши желания совпадают.
- Смотри, я тебя предупредил, - добавил Анатолий.
И все же Василий решил прервать молчание. Нина продолжала о чем-то думать, смотрела на чашку, не поднимала глаз.
- Придется нам предложить в председатели Светлану. Конечно, предложить, это, значит, избрать.
Можно было сослаться на то, что именно Анатолий сказал об этом, но не хотелось Василию упоминать имя человека, которого он толком и не знал. Хотя говорила ему Нина, что Анатолий был полезным для дела помощником Светланы.
- Придется, - согласилась Нина.
Возможно, что ей еще хотелось поговорить с Василием о том, кто из них более важен для дела, теперь общего дела для всех.
В маленькой кухне за маленьким столом сидели четыре человека, которые стали частицей некого большого коллектива, еще неведомого, незнакомого. Им предстояло идти вместе к тому отдыху на природе, о котором каждый мечтал. Вечер за окном уже начал блестеть редкими звездочками на квадрате темного неба между домами.


Рецензии
Несколько растянутое повествование, но в целом рассказ удался.

Сергей Комар 2   10.10.2023 18:12     Заявить о нарушении
Задумывалось, что это первое знакомство с теми, о ком пойдет далее следующий рассказ. Верю, что начало повествования должно быть более динамичным, но у меня все время что-то тянется.

Екатерина Адасова   11.10.2023 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.