Всегда молодая

Сколько помню, сирень цветёт в весеннюю погоду, в буйство пробуждающей энергии.
Она любит играть с порывистым ветром, умытым весенним, тёплым ливнем и улыбаться, сверкая брильянтиками на солнце. Всегда молодая.
Странно, но мой поезд мчал по другому пути. Oбычно из Ростока в Вольфсбург через Берлин, очень редко через Стендаль. А тут -через всю Cеверную Германию, вдоль моря: Росток-Гамбург- Ганновер- Вольфсбург.
Было солнечно, прошли короткие, весеннии дожди. Умытые маленькие станции пролетали мимо, кланяясь распустившимися ветками густой сирени.
Там, где-то, за горизонтом было море. Погода была прекрасной.
Давненько меня не встречала весенняя сирень, всегда чистая, волнующаяcя, неспокойная.
Вот, наконец-то, и в Германии наступила  мистерия Солнца, майского ветра c волнующей сиренью.
 Нахлынули воспоминания.
С детства любила эти цветы. На родительской даче весенний куст был классический, сиреневый. Любовь папы и мамы.
 Путешествуя вдоль заводских дач, oбязательно останавливалась перед небольшим или очень огромным, пушистым кустом майской сирени. Наклонившись, рассматривала удивительные соцветия, или пыталась дотянуться до высокой, сиреневой шапки немолодого, огромного куста. Xотя знала, что дома душистые ветки быстро завянут. Но и знала, как продлить эту божественную свежесть рядом.
Удивительно, но на последнем курсе института сирень преследовала меня несколько раз, как будто прощалась, что б я не забывала...
   Я   уезжала от родителей. Думала, что вернусь, а оказалось навсегда.
Как всегда, в мае в папином саду распустилась его сирень. В округе, на соседских дачах белая, сиреневая, томно-лиловая напоминала мне:"Посмотри на нас, и на нас, какие мы?" Разговаривали со мной пушистые ветки, играя с майским ветерком. Я думала:"Дойду и до вас, дотронусь и до вас, полюбуюсь и вашим шармом."
В июне 1978 года мне предстояла преддипломная практика в Перми.
Этот край распологается Cеверном Урале. Меня провожали на поезд мама и брат.
Город встретил солнцем, летними ливнями. И, о, чудо! Цвела сирень. Да, в тех широтах она зацветает позже. Но жасмин не отставал от неё тоже.
Несколько раз на пути встречался кавалер, предупреждая, что встреча непросто так.
 Вспомнилась великолепный  балет в Перми. Последователи ленинградской школы А.Вагановой. Высочайшее мастерство.
Сибирский тракт Пермь- Кунгур подарил душистое объятие тайги. Сосново-еловый запах заполнил всё пространство автобуса, появилось чувство полёта сквозь тайгу.
 А в августе последний раз была у бабушки, в селе Боровка Самарской области. Эта родина моей мамы. Удивительное место.
Деревня расположена вдоль реки Сок, впадающей в Волгу. Здесь и пэчворк полей с колосящимися пшеницей и рожью, и лесок с грибами и ягодами, и пойма у реки с душистой, чёрной смородиной.
 Главное в избе-это русская печка. Конечно пеклись пироги c летней ягодой- земляникой. И в сенях вдруг обнаруживалась кадочка с летними груздями, засоленными пряностями- листями хренка и головками чеснока.
И конечно, по утрам запах оладушек с дервенской сметаной на завтрак. А по вечерам возвращалась домой любимица " Звёздочка"- бабушкина коровка. На ужин была кружка парного молока и ломоть деревенского хлеба.
А когда приезжали и дальние внуки, то праздничный обед был из утомлённого в печке борща, утомлённой там же, жаренной картошки в сметане. А на десерт свеже-собраная калина, утомлённая в сахаре.
Но деревня - это не только вкусняшки- забaвляшки. Мы помогали бабушке пилить дрова, ломали на пустыре  полынь для зимних веников. Запах полыни отпугивал всяких мошек, блошек, козявок, а воздух в избе становился благодатным для здоровья.
К сожалению старенькая соседка у бабушки умерла. Дом её был увезён родственниками. Пустырь зеленел до самой речки.
Я с чистым дыханием прогуливалась по лугу. И неожидано взгляд остановился на невысоком кусту сирени. Раньше  он прятался во внутреннем дворике соседки.
А теперь посреди луга одиноко ЦВЁЛ. Цвёл в августе!!!
Когда я за обедом рассказала об удивительной находке.
Мама об`яснила, что весной на куст напал жук и об`ел его.
А к августу сирень ОЖИЛА!!!
„Откуда этот сюрприз? Почему?
Что б Родина мамы запомнилась на всю мою жизнь.“,- додумалось мне.
Шло время. Меня ожидала "Рижская Сирень"
Сначала -это знаменитые духи "Рижская Сирень". Как будто меня там ждали. Но никто мне их не дарил.
На моей свадьбе в моих руках были нежные, бело-розовые гвоздики.  В волосах и на талии цветы яблони.
Когда появились дети, появилась сирень, хризантемы, розы, тюльпаны. Меня обзывали Нефертити или Гвоздикой.
Ах, эти рижские кафе. В любом закоулке кафеюшника я оказывалась в уютной атмосфере. Меня всегда укутывало желание побыть на едине c самой собой и при этом ни одной ноты тоскливого одиночества. Таков для меня был Дух Риги. 
Ещё до рождения дочки, оказавшись в современном микро-районе Риги, я заскочила перeждать солнечный дождик в кaфе. Все-равно нужное учреждение было ещё закрыто.  Ожидая заказаный чёрный кофе и любимое творожное пироженное, я заметила за окном белую и фиолетовую сирень. Конечно после утреннего, весеннего дождя на порывистом майском ветре пушистые соцветия веток сирени, смеясь, обнимались, поблескивали солнечными капельками дождя.
Я молча посмеивалась, наблюдая за этой мистерией яркого майского солнца, холодного ветра с дождём. Время промелькнуло незаметно.
А за окном поезда солнце играло с маленькими облачками на голубом небе. Тени-барашки прыгали по зелёной дали лугов.
Мой поезд приближался к Гамбургу, бухте, открытой арабами, где в дальнейшем был построен город. Вот такое переплетение людских, морских походов.
"Почему же моё путешествие осуществилось вдоль двух морей: Nordsee und Ostsee?" обдумывала я. Промелькнула догадка:"  Да, в Cеверной Германии очень много фамилий оканчивающихся на "ов". Валдов-...Городов-Росток,... Любек...
 Ну ,конечно, раньше здесь проживали славянские народы. Что это? Зов предков? Любовное приветствие из глубины веков?
 А сирень всегда молодая!!!"
От Гамбурга поезд тащился медленно. Он опаздывал уже на 15 мин. Цветущее побережье не хотело его отпускать. Но всё обошлось. В Ганновере пересела даже на скоростной и за 15 минут добралась до Вольфсбурга. Недовольство дорожной тревогой улетучилось.
А в памяти мелькали зелёные луга, редкие деревеньки, одинокий замок и голубое, солнечное небо в белых, ватных заплатках.
И сирень- всегда молодая!
04.09.2023


Рецензии