Письма понтократам. Мученики

           "Вера, переходящая в самоотречение, убога по первоначальному определению"
                Ван Ли-чжун, теолог при дворе Фу Си.

 Само по себе обращение к верховной власти требует гражданского мужества (http://proza.ru/2023/09/02/451). Естественно, если это не привычное иным лизоблюдство и чинопочитание.

 При любом правителе это были есть и будут отчаянные смельчаки, восходители на нравственную Голгофу, добровольно подставившие голову под топор (или кувалду) палача.

 При этом они ищут не земное божество, а брата. Толстой обращается к последнему царю, "любезный брат".Ученик великого гуманиста пишет первому тирану Советов: "как человек к человеку".

 Святая простота.Но свята и цель таких обращений. Не за себя ратуют. За гуманизм и поддержание истинной веры.

 Ваши советники, пишет Толстой Николаю, всегда свойственно православие и самодержавие. Для блага русского народа во что бы то ни стало поддерживать эти связанные между собой формы.

 Как бы сказали сейчас, скрепы государственности.

 Закономерен вопрос. Почему почти мгновенно, спустя пятнадцать лет, эти скрепы, погребая под собой десятки миллионом людей, рухнули?

 Толстой дает ответ.

 "...нельзя сказать, чтобы православие, которое когда-то было свойственно русскому народу, было свойственно ему и теперь"

 Реально, для официальной пропаганды, это шило в задницу. Да ещё напрямую царю.

 А Лев Николаевич продолжает сыпать перец под хвост на глазах корродирующей скрепе:

 "Из отчетов оберпрокурора Синода вы можете видеть, что наиболее духовно развитые народа, несмотря на все невыгоды и опасности, которыми они подвергаются, отступая от православия, переходят  в так называемые секты"

 По логике Толстого получается, что православие, как одна из основных скреп государственности, стремительно деградирует.

 Сомневаюсь, что даже прочти это письмо самодержавец, смог бы отреагировать на конфессиональные изменения в обрушающейся на глазах монархии. Да и так ли была искренна новая вера его дражайшей супруги? Уж больно она тяготела к одному из сибирских сектантов.

 Являются ли таковыми приверженцы Толстого? Так ли иррациональна их вера в нравственное преображение человека?

 Они, эти люди, верящие не мифическому образу, но человеку, показывают чудеса самоотречения.

 Об этом и пишет Чертков Иосифу Джугашвили. Да, его письмо более целенаправленно. Но тем и пронзительнее строки о сподвижниках.

 Осенью 1929 года было арестовано несколько молодых приверженцев учения Толстого. Поименно:Иван Прокофьевич Баутин (секретарь Черткова),Борис Васильевич Песков, Иван Михайлович Сорокин и Юрий Иванович Неаполитанский.

 После обвинения в антимилитаризме (!),помощи другим заключенным и участии в "кружке молодежи", они были этапированы на Соловки.

 В приложении к письму Чертков подробно описывает испытания толстовцев в заключение. Это и "вышка",

 "Вышка -- это постройка в 3 сажени высоты на самом ветреном месте с открытой площадкой наверху. Наказываемый должен стоять целый день лицом к ветру без верхней одежды, а ночь проводить в сыром, холодном карцере со вшами, крысами и испражнениями,

 и "секирка",

 "продолговатая комната вся в щелях, ветер дует насквозь, страшная сырость, и посредине этой комнаты по боковым стенам две узких доски-лавки без спинок. На этих узких лавках должны сидеть наказываемые с ногами в висячем положении. За ними следят, чтобы они ни с кем не разговаривали, не двигались и не касались ногами пола"

 Владимир Григорьевич упоминает солдата, караулившего одного из толстовцев и отдавшему тому теплый шарф. Как тут не вспомнить Лонгина Сотника, римского центуриона?

 Ну а сами идущие, ради своих убеждений, толстовцы. Да, по канонам нельзя, сравнивая их с царской семьей, отнести к страстотерпцам. Впрочем, как и погибших в ипатьевском подвале приближенных.

 Но реальные мученики, отраженные только в письме ученика великого гуманиста.

 Письмо больше не монополисту абсолютной власти. Тот, думаю, злобно фыркнул в рыжие усы.

 А потомки? Особенно те, кто желает отнести к святым и Иосифа?

                Далее http://proza.ru/2023/09/05/1254


Рецензии
Толстовство и есть само квазирелигиозная секта.
Даже можно назвать по современному Толстого блогером.
Эти его, культурные скиты набрали сотни тысяч подписчиков во многих странах. Толстой как пророк смешон, - отмечал ВЛенин.

Как всякое квази , толстовство недолговечно.
Последний её оплот ,общество вегетерианцев прикрыли в 1938 году.
Наверно отблески этих толстовских столовых отражены в 12 стульях.

Зелёная как говорит Бузыкин

Сильвестр Строганов   04.09.2023 23:47     Заявить о нарушении
Толстой смешон не более чем любой из смертных. Толстого превратили в посмешище литераторы в первую очередь.

Кирилл Корженко   04.09.2023 23:47   Заявить о нарушении
Это не умаляет личности Льва Николаевича как великого пацифиста.

Миру-мир, пусть и с квазирелигией, но не со свечными заводиками, о которых мечтал Отец Федор.

ЕС.

Евгений Садков   05.09.2023 19:49   Заявить о нарушении
Я согласен .
Толстой был великий писатель, но и чудаком большим тоже.
А знаете, телеграмма Бендера,-графиня с изменившимся лицом бежит к пруду.
Это была жена Толстого.

Сильвестр Строганов   05.09.2023 19:55   Заявить о нарушении
Сильвестр, спасибо за ценное дополнение. Отношения Владимира Григорьевича с Софьей Андреевной были далеко, мягко сказать, не идеальными.

Но изначальная фраза без первого предлога выглядит шляпой Чехова, хрестоматийным анаколуфом.

Миру-мир, с подобными литературными виньетками.

ЕС.

Евгений Садков   05.09.2023 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.