Директор всемогущий

Историю о Гарри Поттере все привыкли видеть глазами самого Гарри, ну ещё немного от лица его лучших друзей. Разные писатели фанфиков изощрённо стараются предоставить множество альтернативных вариантов, что же там было или могло быть в волшебном сообществе, или просто хотелось бы автору, чтобы было. Но всё равно они являются заложниками ситуации "Гарри Поттер был здесь".
А что, если посмотреть на ситуацию глазами взрослых? Того же Дамблдора.
Например, весь политический конфликт пятой книги, когда и самого Гарри, и Альбуса Дамблдора пытаются выдавить на обочину жизни и низвести до статуса местных сумасшедших, а Дамблдор ведёт себя спокойно - с чего он так?
Гарри, конечно, его не понимает и жаждет резких и решительных действий, но… сто лет опыта Дамблдора в сравнение не идут с десятком-другим лет опыта министерских чиновников. В конце концов, он 50 лет Бузинную палочку использует сугубо в мирных целях.
С тонкой иронией Джоан Роулинг прекрасно показывает, что такое британское лицемерие и "культура отмены". Саму Джоан тоже, как известно, не столь давно попытались зашеймить, но я уверен, что ей, после всего происшедшего, это доставит неудобства, только если её уберут с карточек от шоколадных лягушек. Милая деталь, между прочим: лягушек едят дети, карточками они обмениваются, а стало быть, впитывают оттуда, что Дамблдор - великий учёный и прославленный колдун, наравне с Мерлином, Парацельсом и основателями Хогвартса. А не какой-то старый дурак, как хотелось бы министру магии.
А почему министру магии этого так хочется?
Конечно, в этом желании Фаджа недвусмысленно проглядывает финансовый интерес Люциуса Малфоя, который заодно покупает молчание министерства для делишек своего хозяина. Но в конце книги четвёртой ярко видна личная обида министра. Притом Дамблдор в ту страшную ночь сам допустил ошибку. И не ту, о которой он год спустя истерзанному душевно Гарри Поттеру рассказывает.

Директор Хогвартса так положился на свой авторитет, что недооценил, насколько может распалиться Фадж, у которого происходит третий крупный скандал за год, и никто не собирается ему, министру, помогать этот скандал решить законными методами. Ошибка старого опытного человека, привыкшего недооценивать молодость - да-да, эти слова покаяния Альбус Дамблдор адресует не только своему “избранному” ученику.
Какие три скандала потерпело Министерство, в книге тоже описано: на финале Чемпионата по квиддичу происходит чернокнижный погром; видный чиновник Крауч, гроза чёрных магов, влипает в мутную историю, в которой замешаны, похоже, его семья и подчинённые; наконец, в Хогвартсе нарушены правила Турнира прямо со входа, а на выходе подают свежий околдованный труп! Но директор Дамблдор целый год хранит олимпийское спокойствие и уверяет, что всё само собой разрешится. И вот те на: в конце концов оказывается, что все эти три события соединяет один преступник! И ловит его не кто-то из аппарата мракоборцев, а опять Дамблдор! Притом по странному стечению событий и здесь замешан Гарри Поттер, обычный (по мнению министра) ученик школы. Министр, полный гнева, задаётся честолюбивыми мыслями: но ведь и я - выпускник Хогвартса! И я тоже учился у Дамблдора! Это моим подчинённым был Крауч! Это мои люди в поте лица организовывали все международные события! Я уже четыре года действую самостоятельно и даже Дамблдора один раз в отставку отправлял, когда у него в школе начались покушения на детей! В общем, отчего это я должен слушать тех, кто не достиг моего уровня ответственности, но каким-то диким образом постоянно находится рядом с самыми волнующими событиями и непосредственно на них влияет?!
Фаджу явно хочется из зависти потеснить главных действующих лиц, когда ситуация откровенно не в его пользу. Даже труп Седрика Диггори его не останавливает, а подзадоривает примерить мантию героя, спасающего Британию от злодеев. Поэтому он и вызвал дементора для казни, против воли всех, кто знает Дамблдора. Мне отмщение, и аз воздам!

Как можно было бы избежать этого дипломатического и уголовно-процессуального безобразия? Например, профессор Снейп мог бы ухитриться потянуть время, пока Дамблдор сольёт свежие данные допроса в Омут памяти. Почему именно Снейп? Потому что профессор МакГонагалл слишком честна и отважна, чтобы преграждать доступ правосудию, а Грюм без сознания и не может расставить все волшебные меры безопасности вокруг мест преступления в Хогвартсе. Снейп же прекрасно понимает, какое щекотливое положение создалось, даже, можно сказать, обжигающее. Вдобавок рассекреченный Пожиратель Смерти в Хогвартсе - это и ему, Снейпу, угроза. Вдруг кто-то задастся вопросом, не помогал ли преступнику ещё кто-то из преподавателей? Например, чудом избежавший судимости зельевар, лично знакомый с половиной слуг Сами-Знаете-Кого… Но он всё же намного моложе Дамблдора, и, видя своего главного защитника в диком гневе, не решается предложить ему план действий.
Будь у Дамблдора больше времени, он бы догадался, как поступить. Но он был слишком обеспокоен гибелью Седрика, возрождением Волдеморта и сорвавшимся покушением на жизнь Гарри, в котором Дамблдор уже заподозрил признаки взаимодействия крестража со владельцем, чтобы думать ещё и о политике. Поэтому в перепалке с министром Дамблдор использует не общественную, а личную аргументацию. Он делает министру выволочку по поводу его просчётов, в присутствии "гражданских лиц", которым при подобных переговорах вообще быть не следовало.
А ведь всего лишь надо было достать Омут: зря нам, то есть Гарри Поттеру, его, что ли, продемонстрировали?.. Сей всемогущий артефакт оказался бессилен перед "человеческим фактором". Поэтому-то далее в сюжете появляется линия окклюменции и воспоминаний, которые очень неохота обнародовать, а в течение книги шестой нам этот артефакт усердно показывают как орудие расследования.
Узнать можно любую, самую сложную и страшную историю. Но это лишь предуготовительная информация, выводы из которой ты должен сделать сам, и остановить Того, кого нельзя называть, тоже ты должен сам. Только мудрый старец мог продумать такой урок, доказывающий, что время не лечит ран, а на добытие по-настоящему важных сведений не жаль и частью себя пожертвовать... Это я, если что, сейчас про проклятую руку Дамблдора. А не про бегство от смерти во всяких дневниках и медальонах, маленькие мои смертежоры…
Самолюбивый тип вроде Фаджа в такую игру включиться, к сожалению, не мог бы: слишком он дорожит мифическим "общественным спокойствием". По всей видимости, он был зол на Дамблдора ещё и потому, что тот вместе с отставным мракоборцем Грюмом (по официальной версии) оказался на месте пропажи Крауча-старшего, но найти чиновника так и не удалось: зачем эти старики вообще магию изучали и со злом боролись, если так прошляпили!!!
Снейпа можно использовать как знатока зелий не только с сывороткой правды. Можно было бы ещё зельем оборотным капнуть из фляжки Грюма, может, даже напоить кого для пущего эффекта. И начать бить по логике: если это варево готовится месяц кряду, для какой цели можно оправдать его столь неумеренное использование? Кто у нас главный мастер обмана и организации таинственных исчезновений? А ну-ка, Амелию Боунс сюда, она вам расскажет, господин министр! Вот жаль, что Крауча нет больше, он тоже в этих штучках осведомлён был! Впрочем, нужно быть не Дамблдором, а Юдковским, чтобы такие финты расследования совершать на лету.
Стоит упомянуть и про “тень” Альбуса Дамблдора в лице его брата. Аберфорт Дамблдор в 4-й книге впервые назван по имени, в дальнейшем сюжете он тоже играет немалую роль, и вы только представьте, сколько всего о сомнительных делишках он знает и каким разговорам мог быть свидетелем! В том числе про Турнир… Самое интересное, что Аластор Грюм его не знает (в годы существования первого Ордена Феникса видел его всего раз), а значит, для младшего Крауча Аберфорт остался нераскрытым. Но - по авторской методе Роулинг этому “ружью Чехова” стрелять ещё не время.
Самое смешное, что сцену ссоры "титанов" магического общества наблюдает молча и тот, за кем министр магии гонял своих людей и целую сотню дементоров ещё целый год - Сириус Блэк под видом собаки. Пожалуй, стоило бы для катарсиса запереть дверь палаты и заставить Фаджа подать руку ещё и Сириусу. Но такого унижения этот самолюбивый чиновник бы точно не выдержал!!

В чём вообще суть войны с Волдемортом? Одарённый, но жестокий выпускник Хогвартса собирает из других выпускников террор-бригаду, которая кошмарит опять же выпускников Хогвартса, пытающихся помешать этой бригаде вымещать на тупых маглах злость за своё трудное детство. Маглы, в общем, заслужили и не такое: бедствия Первой и Второй мировой войны, колониальное переустройство, этнические чистки и сексуальная революция по плану магловских управителей для деградации общества сами за себя говорят. Голыми руками можно брать! Так что Орден Феникса первой каденции ещё и боролся за недопущение распоясавшихся чернокнижников к ядерному арсеналу страны, а, как вам такое?
У волшебников, конечно, критерии силы иные: один Дамблдор стоит ядерной дивизии по личной магической силе и влиянию на общество. Все, кто только живёт в магической Англии, у него учились. Либо были его современниками, как авторы учебников по волшебству или экзаменаторы СОВ. Младореформаторы Волдеморта, соответственно, желают этот порядок пошатнуть и сделать свою "масонскую ложу", где вместо Дамблдора будет Волдеморт. И тогда-то можно будет заниматься любой магией, в том числе расчленением и подчинением, безо всяких там санкций и статутов о секретности. И, поскольку преподаватели Хогвартса стояли у основ передачи этим лиходеям знания об их возможностях, они тем самым несут частично ответственность за их прегрешения. Когда министр магии пытается бунтовать против своего учителя - он по сути тот же младореформатор, волшебник-недоучка. Только в ситуации потенциального всплеска преступности бунтовать против учителя, имеющего опыт работы с этой самой преступностью, это со стороны Фаджа не сказать чтоб успешно и точно не разумно…

Поэтому после такого фиаско Джоан Роулинг и пишет книгу-кирпич, перегруженную деталями и вскрывающую кучу секретов Министерства магии, чтобы объяснить, каким образом эта организация сама себя закапывает и какой силой можно противодействовать этой некомпетентности. Повторяя слова Дамблдора, это - "всего-навсего любовь". Любовь помогла спасти Артура Уизли, любовь предотвратила раскрытие пророчества террористам.
Настоящее чудо, что Волдеморт вообще выманил Гарри из школы, а никто в школе не оградил её какими-нибудь чарами, полностью блокирующими выход для учеников на время экзаменов… И вот эта безалаберность лежит на плечах директора-инспектора Амбридж, без остатка. Скандал с проникновением "Того, кого нельзя называть" в Министерство с отрядом беглых маньяков-рецидивистов под предводительством известного аристократа и лоббиста Малфоя... мог бы протечь совсем иным образом, если бы, допустим, Долорес Амбридж засадила Гарри Поттера в темницу и выпытала у него сведения о Сириусе. Например, на следующее утро все сотрудники министерства обнаружили бы заклятие Империус и множество зловредных порч на всех уровнях своего офисного здания, а вместо разбитого фонтана Волшебного братства - Чёрную метку над входом.
Кстати, Гарри своей вылазкой по итогу спас и саму Амбридж: если бы её опыты в пытках на глазах у десятка свидетелей стали известны одновременно с диверсией в министерстве, её увольнение могло бы произойти и в компании дементоров. Хотя мне бы больше понравилось, если бы Амбридж столкнулась на дуэли с Беллатрикс Лестрейндж и попробовала осуществить с нею меры защиты, описанные в книге Уилберта Слинкхарда… А так - ведьма поразительно дёшево отделалась, и лично Дамблдор пошёл спасать её жизнь и здоровье.
Короче, доброе волшебство и великодушие, хотя и не помогают иногда избежать жертв, но по итогу выигрывают всегда. Даже если кажется, что борзые прохиндеи и зловещие маньяки превозмогают.
А омут памяти, в общем-то, иметь стоило бы и не в единственном экземпляре...


Рецензии