Сюрреализм и эзотерика
В одной из моих статей, которая посвящена творчеству Рене Магритта, была предпринята безуспешная попытка найти эзотерические корни картин этого художника. Я предположил, что он должен был иметь мощную базу знаний для того, чтобы создавать свои необычные произведения, но, к сожалению, не удалось найти информации по данному вопросу, и мои догадки не подтвердились. Все, что мог выяснить, так это то, что Магритт мог интересоваться философией, что явствует из названий некоторых его произведений, например, «Каникулы Гегеля», «Философская лампа» и др. Сведений же о том, что он мог зачитываться эзотерическими книгами, мне найти не удалось (см. текст «Рене Магритт: неразгаданная загадка»: http://proza.ru/2021/07/06/172).
И тем не менее, оказалось возможным проследить влияние такого рода знаний на искусство другого художника-сюрреалиста - Ремедиос Варо. Оказалось, что она глубоко погружалась в мир мистической и эзотерической литературы.
«Своеобразным ключом к пониманию творчества Варо является фраза из Первого манифеста сюрреализма (1924), принадлежащая Андре Бретону: «Чудесное всегда прекрасно». Рассматривая ее полотна, волнующие особой, странной, неповторимой красотой, словно попадаешь в волшебный мир грез и несбывшихся фантазий. Персонажи ее полотен одухотворены и утонченны, они словно являются обладателями какой-то вселенской тайны, а причудливый мир, окружающий их, предстает ее мистическим отражением. Ее полотна населяют мудрецы и маги, алхимики и музыканты, а также самые невероятные персонажи с головами птиц и колесами вместо ног.
Основная тема картин Варо - поиск духовного измерения, в котором художница сама находилась всю свою жизнь.
Она изучала мистические тексты разных культур, ее записные книжки (до сих пор неопубликованные) пестрят арабскими именами и исламистскими понятиями. Среди книг, к которым она постоянно обращалась, были сочинения Блаватской, Гурджиева, Эрхарта, Успенского, Книга Суфиев, а также труды Фрейда и Юнга. Средневековая алхимия, пифагорейство, легенда о Святом Граале, грегорианские песнопения, картины Иеронимуса Босха и романы Германа Гессе были ступенями духовного совершенствования художницы. О ее интересе к магии и мистике красноречивее всяких слов говорят картины «Жонглер», «Создатель птиц», «Гармония» и другие» (Большая иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. - СПб., 2017, с. 37).
Глядя на картины этой художницы можно почувствовать веяние чего-то в высшей степени таинственного. Остается надеяться, что однажды будут опубликованы и ее дневники, в которых могли найти отражение ее духовные поиски.
Круг ее чтения довольно широк, авторы, которых она изучала, перечислены в приведенном выше отрывке. Можно восхищаться глубиной ума и смелостью духовных исканий художницы, проникнувшей в трудные области знаний и затем перенесшей впечатления от последних на свои холсты!
И еще немного информации. В 2021 году стало известно, что дом знаменитой художницы-сюрреалиста и лучшей подруги Ремедиос Варо Леоноры Каррингтон превратится в музей. В той же заметке сказано, что в доме Каррингтон, на кухне и в студии Леонора со своей лучшей подругой Ремедиос Варо работали и проводили свои «мистические» опыты (Вк-паблик «Необыкновенный мир Ремедиос Варо». URL: https://vk.com/wall-13155301_262 (дата обращения: 05.09.2023). К сожалению, не сказано, о каких конкретно опытах идет речь.
О Леоноре Каррингтон в энциклопедии читаем:
«Подобно Варо, Каррингтон питала страстный интерес к таинственному. В ее работах содержится множество намеков на тайные доктрины Востока и сюжеты кельтской мифологии. Язык ее картин, загадочный и метафоричный, подобен словам оракула. Персонажи ее картин - маги и демоны, духи и уродливые карлики, зловещие персоны в черном и эманации, залитые светом. Их содержание малопонятно, но внутренняя энергия, заключенная в них, вызывает у зрителя ощущение беспокойства и неуюта» (Большая иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. - СПб., 2017, с. 129).
Итак, нам известны имена уже двух художников-сюрреалистов, которые всерьез интересовались эзотерикой и черпали в ней вдохновение для своих художественных произведений. Стоит более пристально изучить их биографию и творческое наследие для того, чтобы понять как конкретно, в каких образах и сюжетах отражались эзотерические знания в их загадочных картинах.
_________
В тексте использована картина Ремедиос Варо «Бесполезная наука, или Алхимик» (1958).
Свидетельство о публикации №223090401660
В искусстве, особенно в живописи, всегда есть элементы мистического опыта, это многие отмечали.
Наталия Ковалева 2 04.02.2024 20:32 Заявить о нарушении