Проповедь 4

   Денис пришел на урок на полчаса позже. После занятия я подсел к нему и спросил:
- Что-нибудь случилось, Денис?
Денис кивнул.
- Я всю ночь работал над проповедью. Сократил в три раза! И еще, только без обид. Я решил отказаться от примера совсем.
- Что?! Почему?
 - Знаешь, я думаю, что с этим примером у меня ничего не получится.
Я хотел было возразить ему, но Денис остановил меня.   
- Я не могу тебе всего объяснить. Скажу только одно: за дни работы над примером я разуверился в себе. Твой пример поглотил все мои мысли. Я только и думал о нем. Он для меня стал важнее всей проповеди. А ведь это не правильно – это грех!
- Да в чем же грех-то, Денис?
- Да как же, разве ты не понимаешь?
- Нет! Объясни.
Денис странно посмотрел на меня и продолжил.
- Когда я вчера молился и просил у Господа открыть мне сердце для проповеди, то вдруг почувствовал страшную слабость. “Может это от усталости”- подумал я, но потом понял - Господь дал мне знак, чтобы я слушал свое сердце. И только я подумал так, как мне сразу же стало легко и спокойно. Сегодня я все утро думал об этом, даже не хотел идти на твой урок.
- И в чем же ты видишь грех? – повторил я свой вопрос.
-  Ты так ничего и не понял. Я ведь пытаюсь чужую историю выдать за свою, тем самым я обманываю тех, кто придет слушать МОЮ проповедь! Я должен говорить о том, что лежит у меня на сердце. Тогда я буду спокоен и честен по отношению к другим и к себе. Те, кто будут слушать мою проповедь, поймут это сразу. Сердце нельзя обмануть. Любовь передается от сердца к сердцу. Когда же в душе нелады и сомнения, тогда любовь покидает сердце, а без любви нельзя проповедовать. Любовь – это Бог!
   
    Я молчал, потому что сказано это было с таким убеждением, что мне не хотелось возражать.  По-своему он был прав.               
Денис посмотрел на меня.
- Я вижу, ты очень расстроился, но это мое решение.
Он встал и направился к двери. Потом остановился и добавил:
 - Знаешь, мой преподаватель по Гомилетике был прав с самого начала, когда говорил, что не надо себя унижать рассказами анекдотов, это будет «вульгарно» для проповедника.
    И тогда я не выдержал.
- Денис, да где ты увидел «вульгарность» в этом примере? Если этот пример - анекдот, тогда…тогда все знаменитые проповедники, включая и Билли Грэма – «вульгарные» проповедники! Каждая их проповедь наполнена многочисленными примерами и какими!!!  Да если хочешь знать, то пример – это то, что держит внимание слушателя. Мое мнение, Денис: если ты откажешься от примеров, то потеряешь прекрасную возможность общаться с колонистами. Вспомни Иисус Христос наставляя людей, тоже  рассказывал много разных историй.
- Да, он рассказывал истории, но это были истории совершенно другие. Я хочу донести благую весть, а не забавные анекдоты.
   Я вскочил и начал ходить по комнате.
- Да пойми ты, Денис. Если ты уберешь все примеры, и этот, в том числе, твоя проповедь будет состоять из одних назиданий. Примеры же окажут больше воздействия, чем назидания. Пример нужен, чтобы
привлечь внимание. Помнишь, что я тебе говорил о важности первого и последнего примера? Ты должен зацепить слушателя с самого начала твоей проповеди и удерживать внимание до конца.
- Ты думаешь, что им будет интересно слушать мои примеры?
- Конечно!!! Мне, например, понравилась история, которую рассказал тебе брат Тимофей. Она могла бы быть прекрасной иллюстрацией к твоей проповеди. Пойми, если колонисты услышат близкий им пример, то они будут слушать тебя с вниманием. Помни, что первые несколько минут в неподготовленной аудитории надо потратить на рассказывание яркого примера, чтобы сразу пробудить интерес, а уж потом предлагай великую идею.
Денис наморщил лоб и сказал:
- А мне кажется, что за интересными примерами может потеряться главная мысль.
   Я достал книгу, которую приготовил заранее и протянул Денису. Тот взял, посмотрел на обложку.
- Антуан Экзюпери «Маленький принц», сказка для взрослых.
   С удивлением посмотрел на меня.
- И что?
- Читал?
- Нет!
   Я открыл первую страницу.
- Посмотри.
   Денис посмотрел на страницу, увидев несколько рисунков на ней, стал внимательно рассматривать их. Наступила тишина.
- Гмм. Слон в шляпе. Как-то необычно, - сказал он.
   Я заулыбался от удовольствия, ожидая именно такую реакцию.
- Видишь, как писатель сразу же зацепил тебя. У тебя появился интерес, ты даже стал вертеть рисунок, чтобы понять его. Потом у тебя появилось желание прочитать и понять, что же этим рисунком хотел сказать автор. Так вот, «пример» в проповеди выполняет функции рисунка в книге. Сначала надо заинтересовать слушателя, а уж потом кормить его духовной пищей.
   Денис задумался.
- Ты знаешь, если бы было все так просто, как ты говоришь, то каждый второй мог бы проповедовать. Проповедниками же становятся единицы. Это божий дар, а  по-твоему получается, что стоит найти несколько интересных примеров и «слон в шляпе». Так что ли?
   Теперь рассердился я.
- Ты все понимаешь не так, Денис. Ладно, расскажу тебе «анекдот» из моей жизни.
    Когда я начал работать здесь, первое, что я сделал, так это стал ходить на воскресные служения в университетскую церковь. За несколько месяцев я прослушал много проповедей. Знаешь, они меня не задели. Я слушал умные лекции на религиозную тему. В них было мало про меня и про мою жизнь, но зато в них было много непонятных умных слов, которые я не понимал. И когда я подумывал прекратить ходить на воскресные служения, как вдруг однажды услышал проповедь  Павла Воробьева. Знаком тебе такой брат?
- Спрашиваешь. Это один из лучших студентов нашего университета.
- Так вот, -  продолжил я. - Павел начал свою проповедь с примера о невинно осужденном купце, страдающим на каторге «за свои и за людские грехи». Легенду о купце, написанную Львом Толстым и рассказанную Павлом, я прослушал тогда с огромным интересом. И его проповедь дошла до моего  сердца.

   Я замолчал и посмотрел на Дениса. На его лице я увидел гримасу сомнения. Он не знал, что ему делать. В нем шла внутренняя борьба. Мне стало его жалко, но я не собирался отступать.
 - Я понимаю тебя. Ты рад бы оставить этот или другие примеры в проповеди, но ты не знаешь, как чужой текст сделать своим. Я думаю, что  Павлу Воробьеву было тоже нелегко. Он пересказал авторский текст своими словами. От тебя, Денис, требуется сделать пример своим, оживить его, понимаешь?
Денис глубоко вздохнул.
- Одно дело понимать, а другое сделать.
- А потому, - продолжил я, - бери-ка  ты, Денис, историю брата Тимофея и смело вставляй ее в проповедь. Она у тебя на слуху. Ну, а если сердце подскажет вставить в проповедь еще несколько небольших примеров, то я буду считать, что мы работали с тобой не напрасно.
   Немного помолчав, я спросил:
- Кажется все? Есть еще вопросы?
- Нет. Я все понял. Теперь мне надо время, чтобы все обдумать, помолиться и подготовиться к проповеди. Сегодня я хотел бы побыть один, - сказал он и тихо вышел из аудитории.


Рецензии