Гибель турецкой субмарины

После Первой мировой войны появилась мировая тенденция укрепления своих вооруженных сил всех мало-мальски крупных государств. Естественно, что страны, имеющие морское побережье, стали строить корабли и подводные лодки. У маленьких держав флот был маленький, у больших большой. Подводную лодку «Орел» имела даже Польша. Что уж тут говорить про такую большую, считающую себя великой, Турции. Флот был нужен и ей, но опыта строительства кораблей у Турции было мало, поэтому свою первую  подводную лодку они заказывали строить в Германии, а другие строили на своих верфях с помощью немецких специалистов. Одной из них и была героиня моего повествования.

Вообще плавания и особенно погружения на всех подводных лодках связаны с риском. Может отказать техника, эксплуатирующаяся в суровых морских соленых водах, может сказаться так называемый «человеческий» фактор. Естественно, за риск доплачивали. Когда я в период с 1971 по 1974 году служил в должности начальника медицинской службы  на подводной лодке, к должностному окладу и за звание нам доплачивали 30% так называемых «морских» и 20%, которые сами подводники называли «гробовыми».

Аварии с подводными лодками встречались и встречаются до сих пор во флотах всех стран мира. Несколько лет назад утонула при обычном переходе аргентинская субмарина. В США наибольший резонанс вызвало гибель подводной лодки «Трешер», а в современной России гибель субмарины «Курск». 

А сейчас перейду к рассказу о гибели турецкой подводной лодки, намного менее совершенной, чем современные атомные субмарины.

14 июля 1942 года у входа в пролив Дарданеллы со стороны Эгейского моря, во время учебного погружения затонула турецкая подводная лодка «Атылай». Причины гибели до сего времени точно не установлены.

На заставке: Подводная лодка "Атылай"

Подводная лодка «Атылай» принадлежала к серии подводных лодок типа «Ай», построенных Турцией в 1940 году на верфи «Таш Кызак» (по другим данным - "Валде енд Голкук") в Истамбуле (Стамбуле), под руководством германских специалистов (первое время), а затем - только турецкими специалистами и из турецких материалов. По проекту 280 (разработан фирмой IvS) Турция получила три субмарины, в основе проекта - немецкая ПЛ проекта IX.

Для справки: ТТХ подлодки: водоизмещение: надводное - 934 т, подводное - 1240 т; скорость хода: надводная – 20 узлов, подводная - 9 узлов; размерения- 79,9х6,4х4,3 м; вооружение: 6 - 533-мм ТА, 1-102-мм орудий, 1 - 20-мм зенитное орудие; мощность механизмов - 3500/1000 л.с.; экипаж - 44 человека.

Лодка была заложена в августе 1937 года, но так как после начала Второй Мировой немецкие специалисты покинули Турцию, постройка затянулась, и лодка вошла в строй флота только в апреле 1940 года. И это еще хорошо - третий корпус был сдан флоту - только в 1946 году. А головная подводная лодка "Салдирай", была построена в Германии, в Киле.

Предположительно, в полдень 13 июля 1942 года подлодка «Атылай» вышла в Дарданеллы и в 07.30 14 июля 1942 года, совершив переход через Мраморное море, встала на якорь в Чанаккале.

Основываясь на докладе командующего флотом адмирала Шюкрю Окам Министерству Национальной Обороны и Генеральному штабу Вооружённых Сил Турецкой Республики, а также на данных, опубликованных в турецкой прессе, дальнейшие события развёртывались следующим образом:

 Примерно, в 13.00 14 июля 1942 года подлодка снялась с якоря в Чанаккале и направилась к входу в Эгейское море.

В 14.00 14 июля 1942 года «Атылай» погрузилась в районе мыса Сидиль-Бахр (имеется в виду мыс Ильясбаба, расположенный вблизи населённого пункта Седдюльбахир, южная оконечность Галлиполийского полуострова), и под водой, по показаниям гидрофона сопровождающего лодку корабля ВМС, легла на курс W (вест, т.е. на запад). Гидрофон фиксировал подлодку на протяжении трёх миль на курсе W, после чего перестал реагировать на звуковые волны корабля.

(Примечание: Из имеющихся данных неясно, о каком гидрофоне идет речь, на каком корабле или пункте он был установлен, ( На обеспечивающем буксире? Хорошо были оборудованы буксиры у турецкого флота- А.Щ.!)

Буксир, находившийся в данном районе с целью обеспечения подлодки, после того, как подводная лодка не всплыла в назначенный срок, начал поиски и, примерно, в 5 милях к W от мыса Сидиль-Бахр обнаружил сигнальный аварийный буй, выброшенный с подводной лодки. Глубина Эгейского моря в данном районе достигает 80 метров. На телефонные вызовы подлодка не отвечала. Буксир, не сбросив в районе гибели подлодки дополнительного буйка, пошёл в Дарданеллы, чтобы доложить о предполагаемой катастрофе.

(Примечание - На буксире не было радиостанции? Видимо, с оборудованием буксиров у турок все же были проблемы- А.Щ.)

Как только было оповещено о происшедшем, торпедные катера, выйдя из Чанаккале, в 18.30 14 июля начали поиск сигнального буя с целью установления связи с подлодкой. В турецкой прессе сообщалось, что буй вторично найден не был и решено было поиск начать путём траления. Из официальных достоверных источников (по данным советской военно-морской разведки) известно, что сигнальный буй был найден сторожевым кораблём «Берк» только лишь 15 июля 1942 года.

Вслед за получением сообщения о гибели подлодки, в ночь с 14 на 15 июля 1942 года, часть кораблей турецкого флота и спасательные средства вышли из восточной части Мраморного моря к месту гибели подводной лодки «Атылай» для развёртывания спасательных работ. Вследствие больших глубин и значительного течения в данном районе спуск водолазов никаких результатов не дал. Поэтому приступили к поискам путём траления, но и это положительных результатов не дало.

16 июля 1942 года командующий флотом дал приказание кораблям возвратиться в свои базы. Спасение лодки было признано невозможным. Место гибели подлодки обозначили буями.

В тоже время турецкая пресса и сводки турецкого командования сообщили, что при производстве в районе поиска субмарины траления с целью поиска подлодки, было затралено две мины, которые взорвались. В результате взрыва катер-тральщик «Кавак» дал течь, принял до 0,5 т воды, был снят с тральных работ и на буксире 17 июля был отведён в Гельджюк. 18 июля во время производства траления в районе гибели подлодки, которое осуществляли тральщики «Хызыр Рейс» и «Кемаль Рейс», произошёл взрыв мины в трале.

Для справки: катерный тральщик «Кавак" построен на верфи "Торникрофт" в Англии в 1936 году, продан Турции в 1939 г. ТТХ: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 52 т.; размерения: 22,9х 4,4 х1,5 м; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 1500 л.с.; скорость хода – 15 узл.; дальность плавания – 270 миль; экипаж – 11 человек.

Командующий флотом принял решение о невозможности продолжения поиска подлодки, до тех пор, пока данный район не будет очищен от мин. В 5.00 21 июля тральщики, производившие траление, также вышли в Гельджюк. В результате всех проведённых работ было установлено, что район, находящийся в 5,5 мили, по пеленгу 258° от мыса Хелеси севернее его, заминирован антенными минами.

По заявлению англичан, указанные мины выставлены итальянцами против английских подлодок, действовавших в данном районе на итало-германских коммуникациях. Командующий флотом согласился с мнением англичан.

В итоге на подлодке «Атылай» погибло 39 человек. Среди них: командир подлодки капитан 3 ранга Саеддин Гюрджен, помощник командира капитан-лейтенант Себат-Ташоз, стажёр лейтенант Рауэр Байкал, старший механик капитан-лейтенант Ахмед Тюрюн, второй механик капитан-лейтенант Андан Эрюл; унтер-офицеров сверхсрочной службы: мотористов - 7 человек, рулевых - 3 человека, электриков - 5 человек, радистов - 2 человека, торпедистов - 1 человек, рядового состава - 16 человек.

Турецкая печать высказывала различные предположения о причинах гибели подлодки - пожар, взрыв газов аккумуляторной батареи, удар о подводную скалу и т.п. Основываясь на фактах взрыва мин в районе тральных работ, наиболее вероятным был признан подрыв подводной лодки на мине. По современным данным, причина гибели - дрейфующая мина.

Для турецкого флота это была большая потеря и первая катастрофа за 14 лет существования турецкой флотилии подводных лодок. Эта трагедия существенно отразилась на количественном составе турецкого военно-морского флота. В равной степени данная катастрофа отразилась и на численном составе подготовленных подводников, в которых турецкий флот в тот период имел большой недостаток.

Интересно, что данный факт не остался без внимания, несмотря на тяжелый период на фронтах летом 1942 года, Разведывательного управления ГМШ ВМФ СССР, которое и проинформировало соответствующих должностных лиц.

Еще раз могу сказать, вечная память подводникам! Пусть о них всегда помнят.


Рецензии