О чём молчал полковник

   Совесть - самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям. П. Святогорец

      Как и обещал, расскажу о нескольких полётах, и не только о полётах, о жизненных ситуациях, к которым снова и снова меня возвращает память. Но начну издалека…

                ПРОЛОГ

     Сначала в порядке опять же обмена опытом поделюсь тем, что узнал из Интернета:

     При анализе второй мировой войны американские военные историки обнаружили очень интересный факт. А именно, при внезапном столкновении с силами японцев американцы, как правило, гораздо быстрее принимали решения и, как следствие, побеждали даже превосходящие силы противника. Исследовав данную закономерность, ученые пришли к выводу, что средняя длина слова у американцев составляет 5,2 символа, тогда как у японцев 10,8, следовательно,  на отдачу приказов уходит на 56 % меньше времени, что в коротком бою играет немаловажную роль.

     Ради "интереса" они проанализировали русскую речь, и оказалось, что длина слова в русском языке составляет 7,2 символа на слово (в среднем), однако при критических ситуациях русскоязычный командный состав переходит на ненормативную лексику, и длина слова сокращается до 3,2 символов в слове. Это связано с тем, что некоторые словосочетания и даже фразы заменяются ОДНИМ словом. Для примера приводится фраза: "32-ой приказываю немедленно уничтожить вражеский танк, ведущий огонь по нашим позициям". - "32-ой е@ни по тому х@ю"  )). А вот что мне ответил корабельный лётчик

      Алексей Битюк
В точку!А так ведь и есть на самом деле. Яркий пример в нашем полку-когда трос на зацепе оборвался, вместо длинного "Катапультируйся!" РП заорал "Прыжок!".Это спасло лётчику жизнь!

    Василий Чечельницкий
Алексей, у меня есть это видео, только я не могу понять первое слово, но сама команда абсолютно правильная. Именно её не хватило Олегу Каноненко в Индийском океане...

     Я давно в юности прочитал роман Льва Колесникова «Чаша сия», о лётчиках второй мировой войны. Автор пишет: Немецкие лётчики в воздушном бою, когда счёт времени идёт буквально на доли секунд, очень часто использовали «силлогизмы» и «жаргонные выражения», например: «Не открывай огонь или сбей его», - а всего одно слово «Верботтен» (врежь). И это доходило до адресата намного быстрее и эффективнее. Нам с этого надо брать пример.

    Ну и теперь о полётах:

             НЕ ДУМАЙ О "ЗЕЛЁНОЙ ОБЕЗЬЯНЕ"

    Есть такая притча, одному мужику  лесная фея сказала: «Не думай о зелёной обезьяне, и тогда я любое твоё желание выполню». А получилось наоборот. Чем больше мужик старался о ней не думать, тем хуже у него это получалось. Это я к тому, что бывают события или состояния, которые к тебе приходят снова и снова, хотя ты рад бы их не помнить. Приведу примеры:

    По учениям трижды довелось водить свой 12 омрап в ГДР - (Германскую Демократическую республику – была такая, молодёжи для «расширения кругозора»). Посадку производили, соответственно, на аэродромах: Вернойхен, Финнов и опять Вернойхен. На первом аэродроме базировался полк ПВО с истребителями-перехватчиками МИГ-25 и ЯК-28. Когда мы прилетели в первый раз, мы как-то с местным командиром полка быстро нашли общий язык и расположились друг к другу, но время было ограничено, и пообщаться, как следует друг с другом, тогда не удалось. А вот в третий свой прилёт я поступил по поговорке «Зачем та власть, если ей не пользоваться?». Дело в том, что в Германии нам платили «командировочные»: старшим офицерам 4 марки за сутки, младшим 3, а прапорщикам 2 марки и 75 пфенингов.

     И вот с этими «копейками» ты заходишь в гарнизонный магазин, где, как говорил Жванецкий: «На каждой полке по «коммунизму», -  глаза разбегаются от обилия товаров, и ты начинаешь лихорадочно высчитывать, как купить «подарки» жене, детям, и при этом «сэкономить ещё на пиво. Быть в Германии и не попить местного пива – это себя надо «не уважать» очень сильно. Так два года я «морщил лоб» над решением этого «рекбуса», а потом решил «схимичить» - воспользовался служебным положением, прилетел старшим группы руководства полётами на АН-26. Её засылают на день-два раньше основной группы для регосценировки местности и в последующем, для приёма всех самолётов полка, включая транспортные АН-12, АН-26 с инженерно-техническим составом.

      Соответственно, командировочных получаешь в три раза больше, чем лётчики и техники, прилетевшие на боевых и транспортных самолётах, но главное – лицам ГРП разрешено менять 30 советских рублей на германские марки. И сразу, по сравнению с остальным «народом», вы становитесь баснословно «богатым» человеком. Но поскольку потратить 90 с лишним марок в гарнизонном универмаге это как-то «мелочно», я выпросил у местного командира полка его «уазик» с шофёром, и поехали смотреть Германию, а заодно и по магазинам, как же без них. Командир полка попросил: «Только в Берлин не заезжайте. Всё равно «вычислят, заложат в » и мне будет потом «втык». Короче, с замполитом полка, однокашником Димой Беловым, покатались по окрестностям в радиусе 40 км, посмотрели небольшой городок, название уже не помню, купили подарки детям и жене, попили пива и благополучно прикатили обратно. Взял я коньяк и уже без замполита отправился благодарить командира полка за машину. Разговор с ним запомнился надолго.

                НАВЯЗЧИВЫЙ СОН

    Фамилию его уже не помню, кажется Щебетов или Щербинин Сергей Константинович, суровый немногословный мужик с лицом гладиатора. Не буду пересказывать всё, о чём мы с ним «гутарили» под неспешный разговор за «рюмкой чая». Поразили две вещи: во-первых, что у него 5-минутная постоянная готовность на красный  телефон ЗАСС (засекреченной свч связи). Т.е., куда бы он ни поехал, где бы он не был, при объявлении тревоги он должен не позже, чем через 5 минут выйти на связь с Командующим по «красному» телефону и получить от него боевую задачу. И всё это ради скорейшего перехвата самолётов-разведчиков SR-71. Я сравнил со своим «цейтнотом» - 30 минут. Это тоже очень жёсткие рамки, но конечно, не сравнимые с командиром полка ПВО в Вернойхене. Николай Андреевич Рогов, генерал, начальник Боевой Подготовки Морской авиации СССР и потом России, будучи командиром нашего 12 омрап, умудрялся ездить на охоту и рыбалку. Но на этот случай, рассказывали, у него в готовности №1 сидел экипаж самолёта АН-2, который при объявлении тревоги обязан был немедленно взлететь, и пролетев с выпущенным флагом над районом охоты или рыбалки, сигнализировать об этом Николаю Андреевичу.

      И второй момент, который запомнился -  командир полка в Вернойхене рассказал, что уже месяца полтора ему снится один и тот же сон, как он выскакивает из горящего истребителя МИГ-21, на котором произвёл посадку, на вынужденную,  без шасси на грунт, только успел отбежать от него, как самолёт взорвался. Именно такой случай был у него в далёкой курсантской молодости.  Сергей Константинович поделился тогда, что планировал идти инспектором и переводиться в Союз, т.к. срок выходит по замене с Германией, но видно, придётся уходить с лётной работы, т.к. нервная система не «железная», а сон, похоже, идёт как предупреждение. Я спросил у него тогда, рассказывал ли он об этом ещё кому-нибудь, тем же своим заместителям, например. На что получил ответ: «Нет, я держу их на дистанции», и он мне показался тогда очень одиноким человеком. Сам я тогда подумал, а ведь у меня тоже есть несколько таких «навязчивых» полётов, да и жизненных ситуаций тоже, которые раз за разом всплывают в памяти, независимо от того, хочу я об этом помнить или нет. О некоторых из них я расскажу…

            «ВОЛШЕБНИК" НА ПОЛ СТАВКИ

     Начало 70-х годов, боевой полк, самолёт ИЛ-28, летаем в Эстонии. Главная задача лётной смены – отработка полётов на предельно-малых высотах методом огибания местности. Полёты чрезвычайно интересные. При отходе от аэродрома устанавливаешь на барометрическом высотомере минимально-приведённое давление на данном участке полёта, устанавливаешь задатчик сигнализации опасной высоты на 40 метров, занимаешь высоту 50 метров по радиовысотомеру малых высот РВ-УМ, даёшь команду экипажу: «Высота 50 метров, запомнить»… и дальше чешешь, подпрыгивая на глаз перед возвышенностями или горушками и сразу ныряя вниз, как только они заканчиваются. Всё это визуально, на «выпуклый военно-морской глаз», с периодическим контролем по радиовысотомеру, т.к. стрелка во время полёта над пересечённой местностью телемпается постоянно, и также регулярно в шлемафоне гудит сигнал, предупреждая о том, что вы опять ниже высоты  40 метров. Короче – «лепота»!!!

    В ту смену пришёл заток арктического воздуха, видимость «миллион на миллион», ранняя, красивая осень, леса сияют разными красками -  просто наслаждение от таких полётов. На предполётных указаниях командир полка, который уже прошёл по этому маршруту во время разведки погоды, объявил, что из-за сильной болтанки он запрещает снижаться на высоту ниже 200 метров. Все разочарованно переглянулись, блин, но хотя бы так пролететь дают, и то ладно. В общем, после взлёта занял я высоту 200 метров, летим, «лупоглазим» по сторонам – наслаждаемся, но блин, не то. Самолёт периодически потряхивает, да болтанка есть, но не такая уж «страшная», как «пугал» командир полка Дорофей Самсонович Ермаков.

     Думаю: «Я ж военный лётчик, а не «кисейная барышня». Чего мне болтанки бояться, тем более её почти что, и нету. «Внимание, экипаж, снижаемся как всегда», - и сразу «нырк» вниз. Пилотирую очень собранно и внимательно, мгновенно парируя броски самолёта. Болтанка всё же есть, и «приличная», не зря командир полка предупреждал, но лезть опять наверх, «гонор» не позволяет. Короче, минут через 10-15 приноровился и стал крутить головой по сторонам. Дело в том, что когда смотришь вперёд, одна скорость, а когда рядом вбок, совсем другая. Вот представьте себе, уважаемый читатель, если Вы не лётчик. Вы несётесь по пустынному, классному шоссе среди сосен. Скорость 100 км/час, встречных машин нет, движение одностороннее. Вам хорошо, и жизнь прекрасна. Привыкли к этой скорости, мало… - «кочегарите» 150, а потом 200 км/час, благо мощность машины позволяет. «Вау, вы «писаете от восторга», глядя, как по сторонам мимо Вас несутся сосны. А теперь Вы представьте скорость 500 км/час. Обычно мы летаем на такой, т.к. на больших скоростях самолёт становится «дубовым», бустеров-то нет. Ну что, «словили кайф»? Вот ради такого «драйва» мы и летаем. А теперь поделюсь любопытным моментом, не знаю, «словили» ли его другие лётчики?

    Я обратил на него внимание именно на скоростях 500 км/час. Это именно та скорость, когда ты успеваешь на расстоянии 3-4 км увидеть человека, но звук до него ещё не дошёл, и он занимается своим делом, целуется с девушкой, например, или едет на велосипеде, но я точно знаю, чем бы он не занимался, через несколько секунд он обязательно оторвётся от своих дел и посмотрит вверх в мою сторону. И я чувствовал себя магом-волшебником, управляющим людьми. Я несусь на высоте 50 метров, очень часто ниже, вижу человека или группу людей, даю команду: «Ну, давай родной», - и человек, как бы среагировав на мою команду, поднимал голову вверх. Я видел следующего, стоящего за ним через километр, давал команду ему, и он также послушно задирал голову. Или видел «толпу доярок», пасущих коров: «А ну, родные», - и родные тут же отрывались от своей дойки и поднимали лица вверх, чтобы посмотреть на меня «красивого», потому что не посмотреть на реактивный самолёт, низко проносящийся у тебя над головой, может только абсолютно глухой или «вусмерть пьяный» индивидуум рода человеческого, а мне такой не попадался ни разу.

     Я понимал, что это «детство играет в одном заднем месте», но ничего не мог с собой поделать. Эти «лётчики, особенно военные, они ж как «дети» - найдут для себя какую-нибудь «игрушку» и радуются. Что характерно, мне такое явление, чтобы сначала я увидел народ, успел его рассмотреть и опознать, а потом уж он слышал звук моих двигателей и поднимал на меня голову, встречал только на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28. На ТУ-16, хотя он тоже летает на скоростях 500 км/час, намного хуже обзор, да и лайба здоровая, «громкая» -народ её видит издалека. На ТУ-22м3 я ходил всегда на скорости 1000 км/час. Там сидишь как в унитазе, вперёд обзора никакого, да и минимально разрешённая высота 200 метров, что совсем не то, бо природа под крылом мелькает как муляжный стол. На КА-27 полтора года летал, обзор «супер» - всё класс, но люди поворачиваются в твою сторону намного раньше, чем ты им дашь команду, т.к. скорость звуковых колебаний от работающего двигателя всё равно доходит до их ушей быстрее, чем ты к ним прилетишь. В общем, я чувствовал себя «магом-волшебником» и этим всё сказано.

                ЧУТЬ НЕ СБИЛ АН-2

    Но вернёмся к моему полёту с видимостью «миллион на миллион». Значит, несёмся мы над Эстонией, местность в основном лесистая, местами болотистая, почти ровная, и я слегка «расслабился», привыкание к полёту на малой высоте начинает проявляться потерей нормальной настороженности. Только хотел на магнитофон записать: «Внимание, экипаж, подходим к МВЛ (местной воздушной линии), усилить осмотрительность», - как вдруг слышу мат штурмана, и в ту же секунду буквально в 10 метрах от моей кабины под мою левую плоскость ныряет колом АН-2. Я успел заметить перекошенные ужасом лица пассажиров в иллюминаторах, выражаясь по-морскому. Блин, если я несусь на высоте 40-50 метров, а он под меня нырнул с углом пикирования градусов под 70, то какова его участь? Ору: «Радист, как он?» Валера Фартушный отвечает: «Взмыл, над самыми деревьями взмыл, по-моему, даже колёсами их зацепил, но летит».

     Ну, слава Богу, все живы!!!» Левая рука тут же протянулась, куда надо, и не глядя, выключила магнитофон. После чего вывожу обороты, штурвал на себя? и за «секунду» заскакиваю на высоту 200 метров, на которой мы должны были лететь, согласно указаний командира полка. Переспрашиваю: «Точно взмыл?»

     «Да, командир летит, «обосрался» с перепугу, наверно, но летит».

     «Как бы нам не «обосраться», когда нам «вдуют по самое не хочу», - подумал я, но на словах вида не показал, а командирским тоном «вякнул»: «Значит, так. Я сейчас магнитофон выключил, но перед тем как его снова  включу, запомните, мы шли всё время на высоте 200 метров, и никакого АН-2 не видели, т.е. ни слова об «инцинденте».

      Сам я  потом месяц ждал, что придёт «телега» от Гражданской авиации с описанием моих «художеств» и самыми серьёзными оргвыводами о «хулигане-лётчике». Но ничего так и не пришло. Потом я понял, почему? Нарушил воздушный режим не я, а экипаж АН-2. «По науке», когда наш маршрут полётов на предельно малых высотах пересекает МВЛ (местная воздушная линия) нижний эшелон полётов по взаимному согласованию никак не может быть ниже 600 метров. Т.е. нам разрешено занимать высоты в этом районе от 0 и до 300 метров, и под нами летать никто не имеет права. Т.е. 100% хулиганил экипаж АН-2. Те ребята тоже любят летать на предельно-малых высотах. Для примера приведу такой факт. У меня в полку на штате был самолёт АН-2 с лётчиком Лёшей Вотяковым. Потом, учитывая его горячее желание летать на реактивной технике, я добился на приёме у Командующего, что Лёше разрешили летать вторым пилотом на самолёте ТУ-16, а с Севера к нам в полк перевели ещё одного лётчика, который имел допуск к полётам на АН-2. Как-то мне надо было лететь в служебную командировку с грунтового аэродрома в Ригу. Я спланировал АН-2 с новым лётчиком.

        И вот он мне сначала рассказал, как летал на Севере на ледовую разведку по 14 часов, для чего весь фюзеляж АН-2 был забит бочками с бензином. А потом лётчик спросил у меня разрешения показать, как они летают на Севере. Я «добро» дал. В итоге, мы летели на высоте 5-10 метров, не выше, а над равнинной местностью и ниже. А если попадалось поле, то мы летели так, что вершины деревьев были выше нас.  Честно скажу, я сидел в правом кресле, и мне поначалу было не по себе, потом, ничего, привык… А сам этот лётчик до Севера летал «на химии», а там все полёты на «бреющем», так что для него это нормальная рабочая высота. Т. е. этот лётчик АН-2, который нырнул под нас, тоже видно раньше летал «на хим.работах», а здесь просто решил «тряхнуть стариной» и снизился туда, куда нельзя было. Когда я вспоминаю этот эпизод, у меня каждый раз «мурашки по коже», я бы просто размазал эту «фанеру на своём стальном коне».

                КАК ТРЕНИРОВАТЬ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ В ВОЗДУХЕ

      Таких случаев, "столкновения на грани фола" у меня было порядка десяти. И в связи с этим хочу поделиться с лётчиками одним очень важным моментом - это умению вести осмотрительность в воздухе (кстати, радио осмотрительность тоже сюда входит). Сама жизнь заставила меня овладеть этим процессом в совершенстве. Я всегда неуклонно требовал и "порол" за это нещадно экипаж, чтобы он мне докладывал абсолютно о всех бортах, которые они замечают в воздухе, на каком бы расстоянии от нас они не летели. У меня "корма" поражалась, что как правило я замечал раньше их даже самолёты, находящиеся в задней полусфере. А секрет этого явления прост. Во-первых, "жареный петух в одно место клюнул", что только чудо или везение позволило все эти 10 раз остаться в живых.

      А во-вторых, я у себя выработал правило, когда иду по улице, гуляю с детьми или занимаюсь сексом с любимой женщиной, если надо мной пролетает самолёт, я должен найти его глазами. Хотя со стороны это бывало выглядело смешно. Взрослый дядя среди толпы народа вдруг останавливается, задирает голову и стоит так непонятно зачем. А оказывается, он "самолёта никогда не видел". Уверяю вас, пользу от этой привычки я ощутил уже через год регулярных занятий. Мои глаза научились, замечать любую точку, которая находится в воздухе, на любом расстоянии, где бы она не находилась.

       А чтобы гражданский читатель понял, в чём тут "фишка", объясню. Когда вы ищете в море корабль, ваш глаз, точнее хрусталик, заранее настраивает свою кривизну на то расстояние, на которое вы смотрите. А в воздухе ориентиров нет, и часто бывает, что вы смотрите вдаль, а самолёта под вашим носом не видите, и наоборот. Поэтому даже сейчас, хотя вроде бы мне это уже и не нужно, я всегда смотрю вслед улетающему самолёту. Что касается радио осмотрительности, то я никогда не верил на все 100% командам руководителя полётов и старался их перепроверять. Особенно это важно лётчикам-истребителям, бо, те носятся как "угорелые без царя в голове" и у них выдерживание эшелона понятие относительное - смеюсь. В общем, мысль вы поняли, летая, надо "бдить в оба глаза".

                КУРСАНТСКАЯ ЖиСТь

     Ну, и чтобы подкрепить эту мысль, расскажу "прикол" из курсантской жизни. Поскольку дело было давно, гриф "секретно" можно снять, посему "колюсь" как было на самом деле с указанием имён и фамилий главных героев "мелодрамы". Итак, 3-ий курс, летаем на ИЛ-28, аэродром Орск, лето, жара.

    Отлетали дневную смену, время до ужина 2 часа ещё есть, у меня по плану сегодня кроссовая тренировка. Поскольку я состою членом сразу четырёх сборных училища: по лыжам, боксу, хоккею и лёгкой атлеттике, форму надо поддерживать постоянно, что я и делаю. Обычно, если по плану кросс, я, не напрягая "фантазии", бегу по холмам, час туда, час обратно. Сегодня решил усложнить тренировку, одел шиповки с короткими иглами, буду периодически делать ускорения. Выскочил за аэродром, забежал на горку, где ПВО-шная антенна "парус" стоит, и только на скорости начал бежать в долину, как увидел картину, которая и сейчас стоит перед глазами.

    Вижу на травке расстеленное одеяло, и на нём два голых тела занимаются любовью. Ноги сразу начали притормаживать, а мозг как компьютер - просчитывать варианты. Во-первых, я узнал тело сверху, чей зад ритмично взлетал вверх-вниз. Это тёзка - Вася Онищенко. Во-вторых, понял, что если я заторможу и потом побегу обратно, то Вася меня увидит, кайф у него сломается, может даже член "упасть", а такого по отношению к "кашнику", да ещё тёзке, я допустить не мог. Поэтому решил сделать вид, что я полностью наслаждаюсь бегом и природой, и их не вижу. Не снижая скорости, хорошо шиповки на ногах, изменил направление движения градусов на 30 и "почесал", отвернув "морду лица" в другую сторону. Боковым зрением вижу, что я на траверсе этой увлечённой пары, обрадовался, что всё обошлось, но оказалось, обрадовался рано. Слышу вдруг возглас: "Вася, привет!". Поворачиваю голову, вижу, как женщина извернулась из под Васи с другой стороны, и мне машет ручкой. Узнаю знакомую девушку Тамару, яркую, броскую девицу, периодически приходящую к нам в клуб на танцы. И видно, что её от гордости аж распирает, что она под будущим лётчиком лежит. Я от неожиданности машинально помахал ей ручкой в ответ и побежал дальше.

     Послу ужина Вася Онищенко подошёл с обиженным видом ко мне: "Слушай, Чечель, ты что с ней спал?" "Упаси Бог,- говорю, но раза два танцевали - это было", честно признался я. "Так почему тогда, когда я на ней, она тебе приветы раздаёт?"- не отставал от меня Вася. "А потому что у неё осмотрительность, как у лётчика, а тебе с неё пример надо брать. Тогда бы не она, а ты мне привет послал и проблем никаких бы не было". Что мне возразить, у Васи не нашлось. Комментарии, я думаю, излишни. Это как в воздушном бою, кто первый увидел, тот и победил.

                ГАДЮКА УКУСИЛА

     Ну, и насчёт "жареного петуха", чтобы "заумно" не выглядело, что автор имел ввиду под этими словами, приведу пример: живу в Приморском крае, месяц май, заканчиваем 10 класс. Ушли с пацанами на рыбалку километров за 20 от гарнизона. Валеру Грищенко укусила гадюка. Он наступил ей на хвост, когда она грелась на солнышке и никого не трогала. Это опять же к слову о той же осмотрительности. То, что надо пописать на рану, чтобы её дезинфицировать, никто из нас не догадался. Мы сразу полу бегом - полу шагом помчались в сторону гарнизона. Через два часа Валера уже не мог идти сам, то ли с перепугу, то ли на самом деле ему стало плохо. Последние несколько километров мы его по тайге тащили на руках. В общем, болел он два месяца лета, т.к. в ранку от зубов что-то попало, и пошло заражение.

     А в Приморском крае климат муссонный, летом идут дожди, иногда неделями, но с конца августа устанавливаются изумительно тёплые, ясные дни, т.к. широта Сочи-Сухуми. Мы в тайге пропадали неделями. Комары, гнус, мошка спадает; кишмиш, виноград, лимонник, грибы, ягоды, рыба (сима, кета, горбуша,) - всего полно. Я всегда  в такие дни вспоминал слова Пришвина: "Погоды стояли чудные..." В общем, идём мы по тайге в кильватер, след в след. Валера Грищенко замыкающий. Вдруг он как прыгнет в сторону метра на три с воплем: "Змея". Мы подошли: "Где змея"? Валера показывает, а там "чехол от змеиной кожи", т.е. она кожу сменила, а старая осталась и выглядит, как будто змея лежит. Мы 6 человек прошли и ничего не заметили, а Валерин организм среагировал сам. Потому что три месяца до того, его "жареный петух в жопу клюнул". Так и меня эти 10 случаев на грани столкновения так научили, что я поневоле освоил осмотрительность в воздухе. Кстати, про змей дам такой рецепт.

                ЕСЛИ ВПЕРЕДИ ЗМЕИ

     Если вам надо идти через местность, где много змей, во-первых надо одеть высокую обувь типа сапог. А во-вторых, одеть двое штанов. Сверху широкие шаровары, а внутри плотные, прилегающие брюки. Змея, когда нападает, она кусает первое препятствие, встретившиеся у неё на пути, т.е. укусит ваши широкие шаровары. И конечно, надо идти медленно, палкой впереди создавая шум, чтобы змея успела уползти. Но надо знать, что такая змея, как "желтопузик", его ещё называют безногой ящерицей, не уползает никогда, и его лучше обойти. Бывает, что и другие змеи поступают также. В частности, в прошлом году, когда мы проводили курс по выживанию в пустыне, на пути моего сына лежала гюрза.

        (Так определил её породу Виталий Сундаков, когда я прислал ему снимок этой змеи. Он так и назвал её - это "смертельная девчонка" - гюрза, хотя в справочниках нигде не значится, что она водится в Алешковских песках, где мы были.) Так вот, она с пути моего сына не уползла. Кстати, заметил её я, а не он, хотя он шёл на неё, а я параллельно в двух метрах от него. Я успел заорать. А то бы он на неё наступил. И ещё про змей. Ходит расхожая поговорка, что змеи не кусают в воде. Ещё как кусают. Если вы ныряете в водоём, а змея там есть, она не успевает убраться с вашего пути, и вас укусит, т.к. вы стремительно вонзаетесь в воду.

                ВАЖНОСТЬ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ

    И пару слов насчёт ведения радио осмотрительности и просто осмотрительности. Меня на аэродроме совместного базирования с Гражданской авиацией Храброво (аэропорт города Калининграда) РП дважды снижал с эшелона перехода до высоты круга на другие борты. Первый раз на ТУ-134. Я выскочил из облаков, а подо мной "Тушка", и я иду со снижением на неё. Хорошо увидел и успел заорать. А второй раз занял высоту круга, а впереди меня ЛИ-2 идёт, и я его нагоняю. Я сначала заорал: "Впереди наблюдаю борт,- потом добавил, - маленький", таким он мне показался при заднем ракурсе. На что мне РП, командир полка Дорофей Самсонович Ермаков выдал: "Да, это не он впереди, а ты сзади". Пока я переваривал эту фразу, он выдал ещё одну: "К тому же, этот "маленький" побольше тебя будет". И только потом дал мне команду выполнять третий разворот, хотя я до него не дошёл, велел производить посадку с повторного захода. Так что видите, меня "жареный петух клевал в зад" не раз, поэтому я такой "умный" стал насчёт осмотрительности, чего и другим желаю.
               
                КРАСНЫЕ "ЖИГУЛИ»

      Есть ещё один полёт, к которому память возвращает снова и снова. В январе собираюсь в отпуск на Кавказ в свою любимую турбазу « Терскол» на горных лыжах. Настроение можно выразить словами: «Душа поёт!», потому что горы для меня всегда праздник. И в крайнюю лётную смену перед уходом в отпуск спланировал себе днём полёт в зону на предельно-малых высотах, а ночью строями инструктором, «отвести душу», так сказать.

       После взлёта вышли из района аэродрома, легли на курс, я записал на магнитофон: «Внимание экипаж, приступаем к снижению до высоты 60 метров», - и отдал штурвал от себя. А там чем хорошо - на первом участке маршрута, да и в начале второго этапа тоже, после отворота на Себеж попадаются невысокие холмики, покрытые лесом. И когда ты вписываешься в долину между этими холмиками, то сохраняя высоту 60 метров по радиовысотомеру, несёшься, а сосны рядом на уровне кабины проносятся, вызывая приятный «холодок в промежности».

     В общем, летим, наслаждаемся, я даже какую-то песню «замурлыкал», стрелка радиовысотомера «телемпается» на градации от 40 до 70 метров, что, в общем-то, является нормой. Как вдруг под левой плоскостью мелькнул «красный жигуль», и сразу же прозвучал доклад коу (командира огневых установок – он в самом хвосте сидит задом наперёд и может вести огонь со всех пушечных установок бомбардировщика ТУ-16: верхней, задней и нижней): «Командир, а «жигуль»-то в кювет завалился, на правый бок». Тут мне сразу почему-то представился дед-пенсионер, едущий по деревенской просёлочной дороге среди леса, наслаждающийся тишиной и покоем. А тут ребята на реактивной «лайбе резвятся».

        От нас же такой грохот, да ещё в лесу, что он «с перепугу», от неожиданности, резко руль крутанул и не вписался в поворот. А может там ехала жена или дочка богатого сельского «миллионера» - неважно. Важно то, что мы человеку «хлопоты создали», ему же из кювета ещё выбираться надо. В общем,  настроение у меня безнадёжно испортилось. Я «подпрыгнул» одним махом на высоту 900 метров и полетел, размышляя, могли мы его струёй от двигателей зацепить, «сдуть» так сказать. Пришёл к выводу, что не могли. Струя, если где и цепляла деревья, то только на бугорках, а эта дорога проходила в густом лесу на равнине, но легче мне от этой мысли не стало. Томила неизвестность, что там, да как? Волнует этот вопрос и сейчас, и может именно поэтому этот мой полёт мне вспоминается значительно чаще, чем другие, даже во сне иногда приходит: «Командир, а «жигуль-то в кювет завалился». Эх, знать бы, чем там дело закончилось???

            


Рецензии
Уважаемый Василий Васильевич!

Такие публикации (как и устные байки в узких кругах) - полезная вещь,
позволяют уменьшить число собственных ошибок и рискованных приключений.

Честно скажу, не потел, холодок не испытывал, но сердцебиение есть!
Бывают такие минуты в жизни: запоминаются надолго, вспоминаются через годы.
У Вас их с избытком.
Здоровья Вам и благополучия.

Георгий Иванченко   09.09.2023 11:23     Заявить о нарушении
БлагоДарю за отзыв, Георгий, Удачного дня...

Полковник Чечель   09.09.2023 11:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.