Князь Потёмкин - миф и реальность 27 гл
ОТ АВТОРА.
А вы в курсе, что Англия в XVIII веке собиралась по договору с Россией ввозить в Крым каторжников? По тем временам там бродили толпы обездоленных голодных бродяг. За кражу носового платка в тюрьму бросали. Закон позволял детей казнить с 8 лет. Каторжников эта страна отправляла в свои американские колонии, но в 1776 году те обрели независимость.
Англия стала расселять уголовников на старых баржах, полагая, что независимость в Америке – это «временные беспорядки». Но время шло, количество плавучих тюрем угрожающе нарастало.
А тут Россия воинствующий Крым к себе присоединила. Почему бы не скинуть туда уголовников? Бесчеловечные условия содержания, ужасающая грязь, невиданное скопление людей в маленьком пространстве привели к эпидемии заразных болезней. И это всё должно было приплыть к нам в Крым?!
Такое предписание от императрицы Екатерины II получил российский дипломат в Лондоне граф Семён Романович Воронцов. Всё было решено на государственном уровне. Дипломат Воронцов тонко спас ситуацию. Он возвеличил в письме российскую императрицу:
«Прилично ли, чтоб в свете думали, что в счастливое царствование Великой Екатерины Россия служит ссылкою Англии и что ничем не славный, а еще менее великий Георг III осуждает своих преступников наказанием ссылки равномерно в Россию, как и на африканские берега?»
Сделка не состоялась. Каторжники поплыли во вновь открытую Австралию, где по их собственному выражению, перестреляли местное население, как ворон.
..........................
– Первым стал озеленять Крым дядя генерала Раевского. А кто у нас дядя? – тоном учителя спросил робот.
– Князь Потёмкин, – вспомнил Мишка.
– И что вы о нём знаете?
– Он убедил Екатерину II присоединить Крым к России.
– Значит, всё-таки кое-что знаете! Молодцы! А почему он настаивал на этом?
– В древние времена в Крыму существовало русское Тмутараканское княжество, может, он хотел вернуть России собственные земли? К тому же Крым – это выход в Чёрное море, – предположил Егор.
– Главное, что остатки «Золотой Орды», которые засели в Крыму и стали называться Крымским ханством, постоянно нападали на Россию, грабили и жгли селения, уводили людей в рабство, – добавил Мишка.
– Правильно. Это веками длилось. – Гоша распахнул курточку и включил компьютер у себя в груди. По нему побежали строки:
– Набеги мелких отрядов крымских татар по сотне всадников происходили постоянно. В Московском царстве был даже специальный налог – "ордынская деньга", на выкуп захваченных людей. Историки насчитывают разное число уведённых в рабство – от 500 тысяч до 5 миллионов славян Восточной Европы. Это только проданные в рабство в Османскую империю и Персию. А сколько было убито, изувечено, сколько сожгли домов, деревень, городков, городов, сколько судеб сломали, уведя в рабство жену, сестру, дочь, сына, мужа…
– В XVI веке крымский хан Девлет-Гирей вообще сжёг Москву, правда, вступить в Кремль побоялся. В том походе погибло более 60 тысяч наших воинов, ещё больше русских людей угнано в рабство. Окрылённый успехом Девлет-Гирей решил полностью подчинить себе русское государство, и двинул против него несметное войско.
Под Москвой при селе Молоди состоялась историческая великая битва – русские гораздо меньшим числом солдат наголову разбили Девлет-Гирея – до Крыма добрались жалкие остатки. Это поражение охладило пыл крымских ханов ходить войной в Россию. Но угроза всегда была, и грабежи на границах России продолжались.
– Я ничего не помню про эту битву! – удивился Павлик.
– Потому что иностранные языки вы прилежнее учите, чем историю государства Российского, – проворчал робот Гоша. – При Молодях решался вопрос: быть Руси или не быть.
В 1782 году Екатерина II в секретном документе на имя Потёмкина предписывает принять все меры к присоединению Крыма, чтобы он «не гнездом разбойников и мятежников на времена грядущие оказался, но прямо обращен был на пользу государства нашего». И в 1783 году Крым был присоединён к России. Что ещё вы знаете о Потёмкине? – поинтересовался робот.
– Потёмкинские деревни.
– А что это такое?
– Ну, во время путешествия Екатерины II из Петербурга в Крым Потёмкин создавал видимость благополучия: на щитах намалевал деревни и временно заселял людьми пустые степи.
– Видите, как интересно: миф вы знаете, а самого Потёмкина вряд ли.
– Миф? – удивился Мишка. – Значит, этого не было? Но зачем это было придумывать?
– Разве мало мифов создано в Европе о России? По одной из версий, автор слухов о «потёмкинских деревнях» саксонский дипломат Георг Гельбиг. Но вполне могли придумать и отечественные недоброжелатели. Про интриги высшего света слышали?
Ведь кто такой Потёмкин? Большой военный начальник – фельдмаршал. Адмирал Чичагов писал о нём так: «Гений Потёмкина царил над всеми частями русской политики". Его уважали и награждали монархи Пруссии, Австрии, Швеции, Дании, Польши. К тому же он был любимчиком царицы. У такого человека всегда есть завистники.
Екатерина II ещё из Питера не выехала, а миф о том, что в Новороссии её ждут нарисованные деревни, уже был создан в её ближайшем окружении.
– Ничего себе! – поразился Павлик.
– Потёмкин не только присоединил Крым, ему же поручили его обустраивать – назначили губернатором юга России. Он строит Черноморский флот, закладывает новые города, строительство ведёт на месте древних поселений. Так появились Севастополь, Симферополь, Феодосия, Николаев, Херсон, Екатеринослав.
– О! – воскликнул Павлик, – Екатеринослав – это же Днепропетровск! Там у бабушки в саду и прошло моё детство. Екатерина II лично заложила первый камень в строительство Петровского собора. Эта дата считалась днём рождения города. Он был задуман как третья столица России! Но со смертью императрицы и Потёмкина эта идея затихла в веках. Зато Советский Союз сделал Днепропетровск одним из главных центров ядерной, оборонной и космической промышленности!
– Представляю, сколько денег сюда Москва вбухала! – мрачно произнёс Егор.
– Нет больше Советского Союза и нет Днепропетровска – украинцы переименовали его в город Днепр! – вздохнул Мишка, – Лучше вернёмся к Потёмкину, – дипломатично закончил он.
– Григорий Александрович учреждает учебные заведения; приглашает иностранцев – специалистов по садоводству, шелководству, виноградарству, лесному хозяйству; разбивает сады, парки. И вот уже дикие степи Тавриды превратились в поля и луга, где хлеб растёт, овцы пасутся, а в лесах и фазаны живут.
Всё это было сделано в такие нереально короткие сроки, что пугало иностранцев, которые ехали с царицей Екатериной. Они не хотели везти в Европу образ сильной России.
– Но почему? – удивился Павлик.
Робот замолчал.
– Гоша, ты что сломался?
– Информацию ищу.
Робот посверкал лампочками, и на его дисплее появился мужчина явно не из нашего века.
– Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела, – сказал он.
– Это граф Безбородко, секретарь Екатерины, – пояснил робот. – Теперь понятнее, почему иностранцы – попутчики императрицы так ухватились за миф о потешной России и её показушном фельдмаршале?
Другое дело, что Потёмкин, говоря современным языком, сделал презентацию этого края с иллюминацией, фейерверками, разукрашенными фасадами и т.д. Особенно эффектно он подал Черноморский флот.
Робот снова включил на груди компьютер. На нём появился граф Сегур из XVIII века и заговорил:
– Внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим предстало величественное зрелище: мы увидели залив верст на двенадцать вдаль и на четыре в ширину; посреди него выстроился в боевом порядке грозный флот. Нам казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы в недавно приобретенном крае, Потёмкин нашёл возможным воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот и поселить столько жителей. Это действительно был подвиг необыкновенной деятельности!
– Другими словами, за обедом раздвинули занавески перед балконом, а за ним – выстроились корабли! И устроили салют императрице! Не было у России Черноморского флота и вдруг – вот он! созданный с нуля – к столу на блюдечке! За занавесочкой.
Эффектно? Да. Это было в духе того времени.
Сама Екатерина тоже не на ослике передвигалась – её сопровождала свита в 3000 человек, среди них – высшие сановники, послы Англии, Австрии, Франции. Кортеж из лошадей на километр растянулся.
Однако миф о том, что нет в России ни флота, ни войска – только нарисованные деревни в диком краю пошёл гулять по Европе. Даже книжка об этом вышла (Г. Гельбиг «Потёмкин Таврический»). Этот образ внедряется и в самой России.
– Зачем? – удивился Павлик.
– Вы молодое поколение – вам и решать, зачем. После смерти Екатерины II, покровительницы Потёмкина, книга Гельбига была издана и в России на русском языке под названием «Князь тьмы». Этот миф дошёл и до вас через два с лишним столетия. А вот то, что Григорий Потёмкин сделал для России на юге (и в Крыму в том числе), пожалуй, не меньше, чем Пётр I на севере, до вас не дошло, – заключил свой рассказ робот Гоша.
Продолжение следует.
Художник Елена АБРАМЕНКО.
Свидетельство о публикации №223090400771