Говорящий камень

1.

25 августа 2023   ·

Лев Троцкий:
(История русской революции, том 1, о событиях ноября 1916 года).


"... съезд объединенного дворянства: заговорили покрытые мохом камни".

Мне - нравится метафора. По крайней мере, в наше время она точно соответствует  моему мироощущению: я - говорящий камень, обломок, выпавший из давно обвалившейся стены некоего замка, подлинных - грозных, - очертаний которого никто уже и не помнит.

 Но шепчущий мшистый камень - это ведь лучше, чем пронзительно орущее свежее дерьмо?

2.


Сын дворянский что конь ногайский: помирает, так хоть ногой дрягает.

( = "И при смерти не оставляет дворянских замашек".
Даль. Словарь.).

3.

21 февраль 2022 г.  ·

... вот, нашёл:

идеальная формула постмодерна:

в старинном голливудском фильме "Hellzapoppin",  1941 года,
- есть персонаж по имени Пепи;

все знают, что это - самозванец, выдающий себя за русского князя; это - забавно, экзотично, и потому самозванец весьма популярен;
 его постоянно приглашают на разные светские сборища, благодаря чему он, по крайней мере, не голодает.

 У этого Пепи есть секрет, который он тщательно оберегает:
дело в том, что он - на самом деле, - настоящий русский князь.

Он объясняет:
- Better that everyone should think I am a fake Russian prince. If they knew I was a real Russian prince, the novelty would wear off, and nobody would want me.

(Пусть лучше все думают, что я фальшивый русский принц. Если они узнают, что я настоящий русский принц, новизна исчезнет, и  я никому не буду нужен).

***

(  "Hellzapoppin" - название бессмысленное; экранизация яростно популярного  (1937 год) бродвейского ревю, нагромождение абсурдистских скетчей.

 Забавно то, что в фильме в роли Пепи - актёр Миша Ауэр, а это - Михаил Семёнович Унковский (1905 + 1967), - не князь, но -  дворянин из весьма известного рода, восходящего к XVI веку;
его прадед - капитан-лейтенант Семён Яковлевич Унковский (1788 + 1882), кругосветный мореплаватель; дед - адмирал Иван Семёнович Унковский (1822 + 1886) тоже ходил вокруг света).

4.

5 декабря 2016.

Моё исследование: современный дворянский эпос и современные потомки дворянских фамилий. В современной России.

Три недели уже, кажется, вязну, не могу сдвинуться.

Не даётся главное: начало, первая строка. Вопреки моей воле, как ни пытаюсь обогнуть.
Проламывается в одна и та  же неприличная фраза:
- Современные потомки дворянских фамилий, - то, что от нас осталось,  - на самом деле это совсем не то, что вы думаете. 

(... прямо как этот вечный кинокомедийный  супруг - внезапно  заполошно натягивая трусы, прикрывая подушкой барышню, - возникшей в дверях жене:   
- Это совсем не то, что ты подумала, дорогая).

5.

22 сентябрь 2018 г.  ·

Фёдор Достоевский, Записки из Мёртвого дома.
"На бывших дворян в каторге вообще смотрят мрачно и неблагосклонно.
Несмотря на то, что те уже лишены всех своих прав состояния и вполне сравнены с остальными арестантами, — арестанты никогда не признают их своими товарищами. Это делается даже не по сознательному предубеждению, а так, совершенно искренно, бессознательно. Они искренно признавали нас за дворян, несмотря на то, что сами же любили дразнить нас нашим падением.
-  Нет, теперь полно! постой! Бывало, Пётр через Москву прёт, а нынче Пётр верёвки вьёт,  - и проч. и проч. любезности.
Они с любовью смотрели на наши страдания, которые мы старались им не показывать. Особенно доставалось нам сначала на работе, за то, что в нас не было столько силы, как в них, и что мы не могли им вполне помогать. Нет ничего труднее, как войти к народу в доверенность (и особенно к такому народу) и заслужить его любовь.

... Каторжные страшно не любили поляков, даже больше, чем ссыльных из русских дворян. Поляки (я говорю об одних политических преступниках) были с ними как-то утонченно, обидно вежливы, крайне несообщительны и никак не могли скрыть перед арестантами своего к ним отвращения, а те понимали это очень хорошо и платили той же монетою.
Мне надо было почти два года прожить в остроге, чтоб приобрести расположение некоторых из каторжных. Но большая часть из них наконец меня полюбила и признала за «хорошего» человека".

(КС: Очень хотелось вычеркнуть последнюю фразу - про "приобрести расположение" и "большая часть полюбила".
Это уже - не мне: по моему опыту, подальше бы, поотстранённее, - от любви их, и от расположения тоже.
Но - не решился вычёркивать, это же не мой пассаж.".

6.

18 февраль 2021 г.  ·

... в последние годы я на этот вопрос привычно, даже как-то бездумно уже, отвечаю:
- Да, у меня есть политические убеждения, твёрдые, твёрже некуда. Я по политическим убеждениям - рыцарь Святого Грааля. 

Но - да, это, конечно, просто увёртка тинейджерская, неловкая, в сочетании с моими сединами и очками. Заполнение семантической пустоты.

Вчера я придумал вполне серьёзный, осмысленный термин, главное - искренний, то, что на самом деле. Не  мои эстетические влечения, а правда - то, что я знаю и в чём уверен.
( ***  я, по вкусам и природным данным, -  не трибун, не мессия, не шахид и не комиссар в пыльном шлеме, но это уже другой вопрос ***).

Я по политическим убеждением дизновьемист, от dix-neuvi;me,
- девятнадцатый.

Я убеждён, что было время, недавно, когда цивилизация, ценой тысячелетних мучительных экспериментов над собой, нащупала, наконец, правильную дорогу, и почти на неё выбралась. Это - XIX век.
Век, который начался Наполеоном и завершился научно-технической революцией.
(на которой сейчас вольготно паразитирует быстро дряблеющая и глупеющая современность).
Столетие, когда впереди продвигался во тьме капитан Немо, а тылы надёжно прикрывал Шерлок Холмс.
Век дымно-паровых императоров и электрических королей, маркизов-аэронавтов и герцогов, рвущихся к Северному полюсу.
Время, когда журналисты расчерчивали границы стран внутри Африки, а литераторы диктовали свою волю парламентам.
То, чего так вдохновенно жаждали мои философствующие и алхимичествовавшие прадедушки в витиеватом XVIIIом.

И то, на что я со спокойной прощальной печалью смотрю сейчас, из садо-мазо-марксо-ленино-ньюэтико-копрофильского  XXIго.

7.

25 февраль 2020 г.  ·

Ещё о дворянском собрании
(..."по ту сторону отчаяния", как назвала свои мемуары Валерия Новодворская,
( -- настаивавшая на том, что она - из магнатского рода Новодворски герба Налэнч):

Вчера разговаривал я с дамой из угасшего дворянского собрания, и - в снова: пытался ответить на единственно важный в этом разрезе вопрос:
- Чем заниматься-то?

Ну вот, собрались мы, "куски Горацио", обломки осколков, и - что дальше?

За последнюю треть столетия мне лично на этот вопрос так никто и не ответил.
Я  попробовал ответить. И вот только сейчас осознал, каким образом я это проделывал.

Я рассказал этой даме наскоро:
- как искали друг друга евреи после Второй мировой.
- как североамериканские индейцы, - точнее, урбанизированные романтики с дипломами Гарварда и Йеля и с четвертью, в лучшем случае, индейской крови в жилах,  - во второй половине ХХ, века сначала выискивали в архивах упоминания о племенах, уничтоженных начисто сто лет назад,  а потом эти племена восстанавливали, казалось, из воздуха, причём сильно разреженного.
- о том, как на краю нынешней России бесшумные даже в своём регионе теленгиты и алтай-кижи использовали потихоньку рыхлую громаду законодательства о некоммерческих организациях, чтоб вполне законно, на бланках с двуглавыми орлами, восстановить древний монгольский титул "зайсанг".

И вот только сутки спустя - вспомнил и осознал: это как же нужно было выворотить и выжечь сознание, - если два потомка дворян вполне таких русских (мои предки по Тверской губернии числились, а её - из Смоленской), - для того, чтобы понять друг друга, (и притом обойтись без общих мест и высокопарной шелухи), вынуждены оперировать сведениями об индейцах, евреях и аборигенах Горного Алтая.

... Мы ведь даже исследованы намного меньше, чем теленгиты.

8.

10 ноябрь 2017 г.  ·

Что ни тронь в СССР: сплошные недобитыши.
Если бы тщательнее работал в своё время НКВД, не было бы ни советского кино, ни советской литературы.
 
...1970 года, фильм "Денискины рассказы". Четвёртый уже фильм по циклу Драгунского. Всего сняли одиннадцать.
Обычная, (правда, московская, дом в Трёхпрудном переулке), но всё-таки обычная, типичная честная весёлая советская семья, папа (инженер, кажется), мама (если не путаю, работает в какой-то редакции, учится на вечернем), сын-октябрёнок.

Актёры:

папа - дворянин Валентин Смирнитский,  из истерзанной, искромсанной офицерской семьи (прадед - генерал-лейтенант);

мама - дворянка Марианна Вертинская, дочь шансонье, который, до получения Сталинской премии, двадцать лет считался вопиющим воплощением всего обречённого, дореволюционного, бывшего, (об этом ещё Ленин ворчал и Демья Бедный рифмовал), внучка офицера-эмигранта, родилась в Шанхае;

Дениска - Михаил Мень, будущий депутат и губернатор, маленький попёнок: его отец - иерей Александр Мень, к тому времени уже четвёртый год настоятель храма в Алабино, в чёрном списке КГБ, пережил несколько обысков; к тому времени уже две его книги изданы в Брюсселе.

... а сценарист, Виктор Юзефович Драгунский, родился в НьюЙорке. И он не Юзефович; отца его звали Иуда Перцовский, отчима - Менахем-Мендл Рубин.

****
Это вообще универсальная формула для всех загадок могущества СССР.
Наука, литература, индустрия, даже военная организаторская элита - всё это держалось, пока можно было ещё что-то найти в закромах Империи.
Потом - ещё несколько лет, - на имперской инерции.
Сталинские академики - это имперские приват-доценты.

Но в заданных условиях эти пресыщенные, обласканные, но сломанные и запуганные рабы могли создать и запустить в жизнь только одно поколение: 
это -  энтузиасты-шестидесятники, читавшие вслух "Пушкина про декабристов" и певшие у костров про воображаемых кавалергардов.

А потом - советский постмодерн семидеясятх, уныние, метания, эскапизм под флагом совестливости, - чему, собственно, и посвящены всенародно любимые советские фильмы.

9.

28 ноябрь 2016 г.  ·

... моя версия тайны одухотворённости Великого Советского Кино -
(... всплывшие обломки российской Атлантиды, сбившиеся в некое подобие зыбкого островка, - который, впрочем, уже разнесён новыми волнами).

Я, конечно, давно уже вычерчивал мысленно эту версию, соединял наугад некоторые точки, - но не предполагал, что всё подтвердится настолько пронзительно-прозрачно. Для меня самого - неожиданность: что их - так много. Собственно, я только начал. Ещё не рылся целенаправленно, просто - пробежался по именам, которые мне памятны с детства.

Олег Табаков:
"... мамин отец, Андрей Францевич Пионтковский, принадлежал к польскому дворянству — у него было большое имение в Одесской губернии Балтского уезда. ... Удивительный факт для тех, кто помнит историю: Андрей Францевич умер в библиотеке собственного имения в 1919 году! В бурную эпоху экспроприации экспроприированного его содержали, кормили и оберегали «угнетаемые» им крестьяне".
Моя настоящая жизнь (автобиографическая повесть).

Михаил Боярский:
Интервью от 1 июля 2013 года:
" ...главная семейная тайна Михаила — это его родословная, которой позавидовал бы сам д’Артаньян.
Михаил:
...- В моем представлении дворянин — это образованный, порядочный, этичный человек, для которого понятия „честь“ и „долг“ являются составляющей его жизни, а не просто словами. Мне, например, кажется, что я не совсем соответствую этому образу...».
(Его бабушка по отцу - Екатерина Николаевна, урождённая Бояновская, (герба Юноша?) из дворянской семьи, выпускница Смольного института; прабабушка - Феликса Венедиктовна, урожденная Боярская, из православной галицийской шляхты. Дед, Александр Иванович Сегенюк, в 1912ом, в 27 лет, был рукоположен в сан иерея и взял материнскую фамилию - Боярский (позже - обновленческий митрополит Ивановский и Кинешемский).

Александр Абдулов -
( Лариса Штейнман, его бывшая возлюбленная, интервью от 15 марта 2010 года:
"Есть семейная легенда, которая ярко это иллюстрирует. Сашина бабушка, дворянка, в 30-е годы уехала от репрессий в глушь, в Иваново. Представляете, на телеге сидит барышня в огромной шляпе! И когда эту шляпу увидел простой красноармеец Абдулов, он ту т же влюбился в прекрасную незнакомку...",
Её же интервью от 2 декабря 2013 года:
" У меня есть грех перед Сашей. Он хотел подать заявку в архив, чтобы найти свои корни. Санек знал, что бабушка по материнской линии была дворянкой, дед - красногвардейцем. Я обещала собрать документы, но не успела".

Олег Стриженов:
Интервью от 23 декабря 2009 года:
"...по материнской линии, судя из сохранившихся в семейном архиве документов, у меня есть что-то дворянское".
(Мать -   Ксения Алексеевна, выпускница Смольного института).

Ольга Аросева:
"Мать, Ольга Вячеславовна Гоппен, была родом из польских дворян и окончила институт благородных девиц...В роду Аросевой были польские аристократы, усмиритель польского восстания 1863—1864 годов Михаил Муравьёв ...".
 (*** То есть - граф Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский?)

Михаил Козаков:
Мать -  Зоя Александровны, ур. Гацкевич; дед со стороны матери - надворный  советник Александр Климентьевич Гацкевич, дворянин сербского происхождения.

Александр Збруев
(Интервью на ТВ, 2013):
Мать Татьяна Александровна Фёдорова, актриса -  из дворянской семьи,
"... Секрет его феноменального обаяния за много лет так никто и не разгадал. Может, что-то врожденное - природа, гены, порода? У Александра Збруева в предках - древний известный род, бабушка - баронесса, мама - столбовая дворянка...".

Алексей Баталов:
(цитата из интервью ????
"...бабушка Антонина  - из дворянской семьи Нарбековых — известным во Владимире врачом... В 37-м бабушку с дедушкой арестовали как врагов народа. Дедушка умер во владимирской тюрьме, а баба Нана отсидела 10 лет только за то, что была дворянкой».


Маргарита Терехова:
(цитата из интервью ???)
 "Я знаю свою родословную со слов бабушки по маминой линии Галины Станиславовны Томашевич, которая занималась моим воспитанием. Ее дедушку с бабушкой звали Адам и Ева Шеневские, они владели огромным имением в польском городе Радом. Их дочь Анна Адамовна — меня, кстати, назвали в ее честь — вышла замуж за офицера Станислава Томашевича.
... прадед пропал без вести в Первую мировую войну, она с тремя дочерьми перебралась в Россию — сначала в Смоленск, потом в Крым.... После революции дети аристократов эмигрировали, а бабушку с сестрами, оставшимися сиротами, отдали в детдом. .... Из фамильных ценностей уцелела только польская икона с изображением Божьей Матери, сейчас она у меня».

Ия Нинидзе:
(Её дочь актриса Нино Нинидзе, интервью от 20 июня 2013 года:
"... я копия моей бабушки Лили, маминой мамы... Кстати, у нее (а значит, и у меня) княжеские корни, в нашем роду были Трубецкие-Ганские...".

Дмитрий Харатьян:
Википедия:
"...прадед дед со стороны матери - Пётр Дмитриевич Тизенко, ... флагманский механик...в 1905 году был пожалован потомственным дворянством; имел орден Почётного легиона, японский орден Священного сокровища, орден Святой Анны".

Людмила Гурченко:
Книга "Людмила Гурченко. Я – Актриса!" (Софья Бенуа):
"Елена Александровна Симонова, мама Людмилы Гурченко, происходила из смешанной пролетарско-дворянской семьи. Ее ... мать происходила из репрессированных дворян... дедушка по матери Александр Прокофьевич Симонов – из древнего русского рода, из которого происходили преподобные Кирилл, Стефан, Феодор и покровитель учащейся молодёжи Сергий Радонежские..., в продолжение семейной традиции был директором гимназии в Москве...после 1917... уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 г. он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 г.,
обвинение: 58 п. 10, в то время приговор: 3 года высылки. Реабилитирован 21 июля 1989 г.
...Людмила Гурченко любила говорить, немножко бравируя таким контрастом, что ее мать происходила из дворян....Людмила Гурченко сама не раз повторяла и в своих биографических книгах, и в многочисленных интервью, что ее – такую, какая она есть – создала ее семья. ... Людмила Марковна однажды припомнит забавный эпизод, связанный с ее суровой бабушкой: – «Раньше – целовали сраку генеральше» – единственная вульгарность, которую позволила себе однажды моя дворянская
бабушка, Татьяна Ивановна Симонова. Она сидела перед самоваром. В чеховской прическе. С блюдцем в руках. ... Я ...запомнила это ее выражение и теперь часто его повторяю. Без сомнений, многие качества строгой дворянки... передались ее внучке".
(А её второй муж - сценарист Борис Борисович Андроникашвили, его мать, от которой он унаследовал фамилию - знаменитая актриса княжна Кира Андроникашвили).
Это - сообщения о предках по женской линии, о бабушках.

Александр Пороховщиков:
(Википедия)
"... Прадедом Пороховщикова по материнской линии был Александр Пороховщиков (1833—1918) — дворянин, предприниматель, создатель и владелец ресторана «Славянский базар»; как архитектор и меценат участвовал в сооружении храма Христа Спасителя. Его дочь от первого брака с В. А. Приклонской, Ольга Александровна (1857—1922) — мать Алексия I.".

А вот - дворяне в старинном смысле, законные - по мужской линии.
Их истории описаны давно и отчётливо. Те. у кого могло бы значиться в паспорте "дворянинъ": 

Лев Дуров, Олег Янковский,  Пётр Вельяминов, Пётр Глебов, Никита и Андрей Михалковы, Анастасия и Марианна Вертинские, Кирилл Лавров (мать - Гудим-Левкович),  Всеволод Шиловский, Всеволод Ларионов, Вадим Бероев, Юрий Катин-Ярцев, Сергей Юрский (отец - Юрий Юрский, сменил фамилию, его настоящая фамилия - Жихарев), Владислав и Евгений Дворжецкие (и их отец, Вацлав Дворжецкий, и дочь Евгения - Анна Дворжецкая), Наталья Варлей (отец - из рода английского происхождения, мать - Сенявина, бабушка - Барбот де Марни, от французских гугенотов), Евгений Стеблов, княжна Лия Ахеджакова, Георгий Менглет и его дочь Майя Менглет (потомки француза, наполеоновского офицера), Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Георгий Товстоногов,  Андрей Тарковский герба Клямры, Андрей Бенкендорф (фон Бенкендорф, хотя и не граф)...

Андрей Мягков:
Интервью от 8 июля 2016:
" - Мягков - довольно старинная дворянская фамилия. У нас через поколение меняется расположение ударения. Папа мой Мягков - с ударением на последнем слоге. А дедушка — с ударением на первом слоге и так далее, по всей родословной. Таким образом, мою фамилию, наверное, надо бы произносить с ударением на первом слоге".


Далеко не все, это только начало.

Из этих фамилий только Стеблов, Товстоногов и Басилашвили - фамилия выслуженные, по офицерским чинам. Все прочие - из старинных дворянских фамилий, с историческим родством.   

Можно продолжать.
 Кого я помню ещё не заглядывая никуда, наизусть:
графиня Мария Капнист, Зинаида Нарышкина, княжна Эда Урусова, Леонид Оболенский (не князь), Аарне Юкскюла (барон Икскюль), баронесса Раса Торнау.

Но - этих, наверно, знают уже не все. Решающе важны имена, на которых действительно зиждится советский кинематографический эпос).

Даже - настоящие короны отсвечивают иногда, точнее - отблески корон

Пётр Глебов -  в своё время крепкий эталон Нашего Советского Человека; роли - в основном, - фронтовые офицеры, партизаны, "милиционер, колхозный бригадир, председатель колхоза"; самая известная роль - Григорий Мелехов, "Тихий Дон". Глебовы - один из древнейших родов, Облагиничи. Его бабушка - княжна Трубецкая, прабабушка - графиня Орлова-Денисова), его двоюродная сестра, княжна Наталья Голицына, её муж - князь Василий Александрович Романов, последний легитимный член Императорского дома по мужской линии, глава Объединения Рода Романовых; предок - князь Витгенштейн, из владетельного рода Сайн-Витгенштейн-Берлебург. 

Вахтанг Кикабидзе; мать - княжна Манана Багратиони-Давитишвили, ветвь грузинского Царского дома.

Братья Георгий и Эльдар Шенгелая; мать княгиня Нато Вачнадзе, урождённая княжна Андронникашвили (а этот род - по преданию, от Комнено, трапезундского Императорского Дома).

10.

26 март 2016 г.  ·

... есть какая-то загадочная семиотическая закономерность -  в том, как были расставлены фигуры советских актёров на шахматной доске образов советского кино.
Если всматриваться, даже бегло, в их происхождение.

Так называемый дворянский типаж, зыбкое миражное отражение призраков  невского рыцарства, - в глазах советского зрителя.  Нечто хрупко-историческое, небудничное, отчуждённое,  - те, с кем отождествляли стереотип "дворянин, аристократ, голубая кровь" в СССР.

Это: или - парни из полукрестьянских семейств, (скажем - Тихонов, Старыгин, Яковлев, Гунько, Басилашвили), или полуевреи (Костолевский, Кайдановский, Козаков, Миронов, Баталов, Даль).

Наоборот: образы, которые так называемый простой советский человек готов был запросто увидеть в зеркале: Пётр Вельяминов, Лев Дуров, Юрий Катин-Ярцев, Евгений Стеблов, Никита Михалков, Сергей Юрский.
Это не просто дворяне, а потомки старинных фамилий, часто с грозным историческим родством.

(... забавно: после сталинской четверти века жирного, истошно-сладострастного холуйства в Москве, и вшиво-голодного рабства за пределами столицы - наконец-то: головокружительные апрельские надежды 1960х, первое (космическое, фестивальное, чистое, сытое, спортивное) поколение советской молодёжи, - которая, уж теперь-то, наконец-то, выстроит этот самый коммунизм своими руками.
Откровенно восхищённый, - чёрт, какие же они смешные и хорошие!, - беглый портрет этого поколения: "Я иду по Москве". Три главные роли: положительно-тусклый, плакатный,  не запомнившийся даже по фамилии паренёк; и - два потомственных дворянина, Стеблов и Михалков, которых после этого фильма подхватил на руки и кинематограф, и зритель).

К женщинам это тем более относится.

Бравый эталон модной комсомолочки 60х  - Наталья Варлей, из бессарабского боярского рода, потомок князей Гика и Стурдза.
Или - княжна Лия Ахеджакова,
(- именно такими видели себя заполошные матери семейств 1970х, мечущиеся между кухней, родительскими собраниями и лабораториями НИИ).

Это, строго говоря,  вообще - принцессы крови.
 (...опять же, если заглядывать в более ранние времена,  - Любовь Орлова - чистокровная дворянка; но тогда на плечах русских дворян держался весь советский синематограф, половина европейского и треть Голливуда).

Совпадения мифологического дворянского типажа и дворянского происхождения бывали (в основном, не русские дворяне, а шляхта: Янковский, Дворжецкий, Вертинская; или грузины - Пороховщиков, Кикабидзе, и та же Вертинская); но это, скорее, исключения.

***


Джузеппе Томази принц ди Лампедуза, "Леопард" (1958):
"...По сути дела, это сословие трудно уничтожить, ибо оно постоянно обновляется, успевая, прежде чем умереть, пустить семя. Возьмите Францию: французские дворяне красиво принимали смерть, их убивали, а они живы и, как прежде, остаются дворянами.
Я говорю «как прежде», потому что не поместья и не феодальные права создают дворянина, но сознание собственной исключительности.
Мне рассказывали про польских графов в Париже, которых восстания и самовластие обрекли на изгнание и нищету: нередко они содержат фиакры и возят в них буржуа, однако смотрят на своих седоков с такой неприязнью, что бедняги, сами не зная почему, чувствуют себя под их взглядом неуютно, как собаки в церкви.
Заметьте, что эти аристократы стыдятся собственных несчастий: я видел одного бедолагу, который на следующий день намеревался покончить с собой и при этом вел себя как ни в чем не бывало, прямо-таки светился, точно ребенок перед первым причастием. Иное дело вы, дон Пьетрино: пока на вас не подействует ваш слабительный сбор, вы оглашаете стонами всю округу.
Гнев и насмешка, а не уныние и жалобы – вот что отличает настоящих господ. Хочу дать вам совет: если встретите хнычущего аристократа, приглядитесь к его генеалогическому древу, и вы сразу увидите на нем засохшую ветвь".

***

О потомках дворянских фамилий:
"
...Их развалины можно видеть и сейчас в долине аль-Хиджр.
Когда посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) проходил по ней, следуя походом в Табук, он опустил голову, поторопил верблюда и сказал своим сподвижникам:
 «Не заходите в жилища покаранного народа, кроме как с плачем. Если не можете плакать, то делайте вид, что плачете из страха, что вас постигнет то же, что постигло их».
[Бухари 433, Муслим 2980]


Рецензии