Пастух Акоп

    Волкодав лег у ног хозяина. Посмотрел на него большими уставшими глазами, и лизнув хозяину руку, положил свою большую голову себе на лапы.
В горах холодало и старый Акоп обмотал горло шерстяным шарфом, который заботливая дочка прислала ему из Франции. Акопу нравилось смотреть, как ветер играл бахромой шарфа, на конце которого красовались буквы LV.
Акоп разжег костер. Маленький барашек, который едва научился ходить, изловчившись вылез из загона и спотыкаясь подошел к старому пастуху. Волкодав лениво зевнул и уже собирался вернуть беглеца на место, но пастух остановил его:
- Тихо, Азат!.. –  мягко сказал он. – Пусть погреется. – И пастух взял барашка на руки.
    С дальних горных долин возвращались пастухи, загоняли овец и баранов в овчарни, и шли к костру старого пастуха. Все они были родственниками Акопа. Все они приходились ему внуками или племянниками.
   Пастухи садились вокруг костра, и Акоп лично заворачивал каждому пришедшему соленый армянский сыр с зеленью в теплый лаваш, который он мастерски подогревал над огнем, накинув лаваш на посох.
- Дедушка! – сказал один из внуков Акопа. – Расскажи нам еще раз, как ты отбился от стаи волков!
- Да уже столько раз рассказывал, – улыбнулся в ответ Акоп.
- Тогда расскажи нам как ты наказал воров, которые хотели украсть отару! – подхватил другой внук.
- И эту историю вы уже слышали много раз! – ответил пастух.
- И про то как спас Месропа не расскажешь? – спросил третий внучок.
- Нет, мои хорошие, - ответил Акоп. – И эту историю вы уже слушали.
- Деда, неужели ты ничего в жизни не боишься? – снова спросил первый.
Акоп помолчал. Посмотрел на звездное небо и, наконец, ответил:
- Больше всего, мои хорошие, я боюсь только дураков!
- Дураков? – переспросил третий внук.
- А чего их бояться? – заголосили наперебой все пастухи.
-Дураки, - начал Акоп. – Очень опасные существа. Если дурак один, сам по себе он не опасен. И все его поступки смешны и нелепы. Дурак будет пить из лужи, когда рядом бежит прозрачный горный ручей. Дурак в жаркий день ляжет спать под солнцем без рубахи, загонит стадо в овчарню, и не закроет засов, будет разжигать костер и сожжет дом. Дурак будет завидовать соседу, который считает медные деньги, а сам не заметит, что стоит на золоте. Но если вдруг рядом появится еще один дурак – это, мои детки, очень плохо. Дураки как бараны – сразу сбиваются в стадо. А где два дурака – там обязательно появится третий. И вот, когда их становится много, они начинают всех окружающих заставлять пить из мутной лужи, спать под палящим солнцем без рубашки и восхищаться жизнью соседа, хотя сами стоят на золоте. И в тот самый час, когда они чувствуют, что все подстраивается под их дурацкий уклад – какие только глупости им не приходят в голову… И то, что волки по ту сторону горы, это их друзья, так как они за последние тридцать лет стали человечнее…
- И гнилые абрикосы с земли, полезнее чем те что на ветке! – подхватил под общий хохот первый внук.
- И у форели надо есть кости, голову и хвост! – заголосил второй.
- И мужчина может в церкви жениться на мужчине! – загоготал третий, и в ответ ему захохотали все пастушки. От их громкого смеха заблеяли бараны в овчарне, что вызвало еще одну волну заливистого смеха. 
Акоп оглядел сидящих у костра и, улыбаясь, продолжил:
- А еще, некоторые нормальные люди, непонятно почему, начинают оправдывать дураков. Мол, ну может действительно, в гнилых абрикосах что-то есть? Ведь не может столько людей ошибаться. И вроде ведь и волки вполне могли стать человечнее… столько времени прошло… И из нормально человека эти люди вдруг тоже превращаются в баранов. И дружно пьют воду из лужи, осуждая тех, кто продолжает пить ее из родника.
- И что может случится тогда? – спросил самый младший пастушок.
- Тогда – жди беды… - вздохнул Акоп. – Или волки вырежут половину стада, или все дома сгорят и негде будет жить…
- Или... – заикаясь от хохота, вставил третий внук. – У всех от гнилых абрикосов, животы заболят, и дураки все вокруг загадят! – закончил он под общий смех.
- Деда! – вдруг крикнул самый младший. – А что поможет спастись от дураков?
- Думаю, крепкий посох и такой же зубастый пес, как наш Азат, мой дорогой. – Улыбнулся Акоп.
Азат услышав свое имя встрепенулся, замер, а потом снова лег и сладко зевнул, продемонстрировав всем свои большие зубы.
- А что надо, чтобы не стать дураком? – снова спросил младший.
- Нужно помнить, кто ты есть! – ответил Акоп. – Помнить откуда твои корни, какая земля тебя родила, какую воду пили твои предки, и какой хлеб ели. Помнить, какие храмы строили руки твоих прадедов, и за что платили золотом, а за что – кровью. Тогда никогда не станешь дураком, мой хороший.
   Акоп широко зевнул… И стал тихонько клевать носом. Внуки аккуратно отнесли дедушку в небольшой дом, в котором пастухи ночевали все лето и начало осени.
   Завтра им нужно будет перегнать все огромное стадо обратно в низину. В горах становилось слишком холодно.
   А внизу… Внизу уже во всю пили воду из грязных луж.


Рецензии