Бавыкинский Николаевский монастырь

БАВЫКИНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ (НИКОЛО-БАВЫКИНСКИЙ) МОНАСТЫРЬ. Расположен в пос. Заря Свободы Сараевского района Рязанской обл. на правом берегу р. Пары (правый приток р. Оки) в 2,5 км к сев.-сев.-вост. от центра поселения с. Сысои и в 13,5 км к сев.-сев.-вост. от пгт Сараи.

Начало Николо-Бавыкинскому женскому монастырю положила женская богадельня «для приюта больных и престарелых» с. Большие Можары Сапожковского уезда Рязанской губ., основанная в 1879 Еленой Николаевной Сазоновой, девицей из крестьян с. Белоречье Шацкого уезда Тамбовской губ. Местом для строительства богадельни Е.Н.Сазонова избрала пуст. Бовыкинскую на правом берегу р. Пары, землю к-рой (500 дес.) она приобрела у мест. помещ. подпоручика Аполлона Федоровича Ханыкова за 12 тыс. руб. Попечителем богадельни стал сапожковский купец Алексей Никитич Шульгин, способствовавший погашению задолженности Е.Н.Сазоновой перед помещ. А.Ф.Ханыковым. Помимо прочего, пуст. Бовыкинская была известна тем, что здесь на холме («Лысой горе») находился местночтимый св. источник, у к-рого, по преданию, в 1580 в день Пятидесятницы была явлена икона свт. Николая Чудотворца, к-рая хранилась в Архангельской церкви с. Большие Можары и славилась исцелениями.

К 1880 на холме вблизи родника на пуст. Бовыкинской был построен деревянный двухэтажный корпус богадельни с 16 сестринскими кельями и домовой церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери в вост. части здания (освящена 09.05.1880). Одновременно с основанием богадельни Елена Сазонова (в иночестве Ангелина) испросила у преосвящ. Палладия (Раева), еписк. Рязанского и Зарайского, благословения на основание при богадельне иноческой Тихвинской женской общины. Однако Е.Сазонова смогла выплатить за землю в срок по договоренности только 8 тыс. руб. По условиям «запродажной записи» А.Ф.Ханыков вновь стал владельцем пуст. Бовыкинской, богадельню закрыли, а домовую Тихвинскую церковь 5 марта 1885 опечатали, передав церковную утварь в приходскую Архангельскую церковь с. Большие Можары. Некоторые насельницы разъехались по домам, а оставшиеся просили Ханыкова разрешить им проживать в кельях в надежде, что общину возобновят. Купец А.Н.Шульгин, узнав о закрытии богадельни, попытался выкупить у помещ. пуст. Бовыкинскую, однако, выяснилось, что Ханыков уже заложил эти земли в Тульском поземельном банке. Шульгин уплатил долг банку и выдал Ханыкову 6 тыс. руб. дополнительных средств.

14 марта 1886 богадельня на пуст. Бовыкинской была заново открыта, а Алексей Шульгин и Софья Ханыкова ходатайствовали перед Святейшим Синодом о возобновлении при ней монашеской общины. 9 января 1888 последовало решение Синода возобновить монашескую женскую общину с наименованием «Николо-Бавыкинская» и закреплением за ней пожертвованных 530 дес. 727 кв. сажен земли. 28 февраля того же года архимандрит Рязанского Свято-Троицкого монастыря Владимир (Добролюбов), прибыв в Бавыкино и зачитав указ Рязанской духовной консистории от 25 февраля об открытии Николо-Бавыкинской женской общины, отслужил Божественную литургию и совершил благодарственный молебен.
 
22 мая 1894 община была преобразована в нештатный Николо-Бавыкинский женский монастырь. Его главной святыней стала древняя местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. В обитель приходили мн. паломники, желавшие помолиться перед чудотворным образом. На средства А.Шульгина, С.Ханыковой и др. жертвователей на террит. монастыря было развернуто обширное строительство и возведен архитектурный ансамбль, состоявший из храмовых, жилых и хозяйственных построек. В центре обители находился кирпичный Николаевский собор (освящ. 16 сент. 1907) с 3 престолами: главным – во имя свт. Николая Чудотворца, и придельными – в честь свт. Алексия, митрополита Московского (освящ. 20 сент. 1908) и Всех сил небесных бесплотных (освящ. 21 сент. 1908). По обе стороны от собора располагались 2 кирпичных двухэтажных корпуса с кельями и трапезным храмом во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (освящ. 29 сент. 1902), неподалеку от них – 15 деревянных жилых корпусов, «крытых железом», за ними возвышалась деревянная теплая Тихвинская церковь (освящ. 9 мая 1880). На террит. монастыря, окруженной кирпичной оградой, находились также монастырский некрополь и колокольня с часами (построена к 1914). Клирики монастыря, священники и диакон, проживали в своих домах за монастырской оградой; там же были построены 3 здания гостиниц для паломников. В 100 саженях от обители располагался скотный двор, где к 1914 содержалось 8 лошадей, 24 коровы и 50 голов домашней птицы.

Николо-Бавыкинскому женскому монастырю принадлежало 630 дес. земли, в т. ч. 19 дес. усадебной, 89 дес. пахотной (из них 69 дес. пожертвовал А.Н.Шульгин) и 431 дес. леса.

К 1905 в Николо-Бавыкинском женском монастыре Сапожковского уезда Рязанской губ. при р. Паре насчитыв. 28 строений, в т .ч. 3 церкви (одна из них домовая), богадельня, 3 гостиницы для паломников и т. д. На террит. монастыря и вблизи него проживало 15 муж. и 170 жен., из них 53 насельницы (инокини и рясофорные) (всего 185 чел.). К 1916 в Николо-Бавыкинском монастыре числилось 111 насельниц (инокинь и рясофорных), 66 послушниц, 11 живущих при монастыре стариц. Управляла монастырем настоятельница в звании игуменьи (с 1890 – Евсевия). Насельницы Николо-Бавыкинского монастыря трудились в соответствии с уставом общежительного монастыря. В свободное время занимались различными послушаниями, в т. ч. иконописанием и рукоделием. В день памяти свт. Николая Чудотворца, 22 мая, в монастыре совершался традиц. многолюдный крестный ход с чудотворным образом свт. Николая к св. источнику – месту явления иконы.

В 1918 по решению органов сов. власти земли и имущество Николо-Бавыкинского монастыря были национализированы. Вслед за тем последовало изъятие зерна и скота. Инокини составили и подали властям уездного центра жалобу, в к-рой говорилось, что 230 «рабочих сестер-крестьянок Николо-Бавыкинского обрабатывают своими силами 69 десятин. Для своей работы они имели лошадей, 18 коров, 7 овец» и семенной хлеб, но их незаконно забрали. Из Сапожка последовало распоряжение разобраться в действиях «коммунистов, отбирающих у сестер скот и хлеб», но из местного совета в Сапожок была направлена телеграмма с сообщением, что никаких нарушений не было. Комиссия по изъятию церковных ценностей описала серебряные богослужебные сосуды и др. утварь, изъятую из монастыря. Главную святыню – икону свт. Николая Чудотворца, сестры успели спрятать с помощью старосты храма – мест. жителя, у к-рого, а затем и у его потомков, она хранилась в совет. годы вплоть до возрождения обители. В 1919 Николо-Бавыкинский монастырь был окончательно закрыт. Монахини доживали свой век по окрест. селам и деревням, многие из них в 1930-е были репрессированы.

С 1919 по 1996 на территории Николо-Бавыкинского монастыря последовательно располагались: сельскохозяйственная артель, пионерский лагерь, нач. школа, детский сад, спецшкола для детей-инвалидов, школа краснодеревщиков, курсы механизаторов, с. х. техникум, пункт военных сборов. Большая часть строений монастыря в результате хищнической эксплуатации были уничтожены. 25 августа 1959 жители сс. Сысои и Большие Можары отправили на имя первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущёва жалобу на «небрежение» местных властей по отношению к «архитектурным памятникам старины». Из аппарата ЦК жалобу перенаправили в Рязанский обком КПСС. В ответе, направленном Отделом пропаганды и агитации Рязанского обкома партии в ЦК КПСС, сообщалось, что «как архитектурный памятник старины помещение монастыря и монастырского собора на учете никогда не стояло и не стоит и никакой исторической ценности не представляет». В результате Николаевский собор, Тихвинская церковь, трапезный храм св. прп. Сергия и Никона Радонежских были разрушены, монастырское кладбище разорено, склепы некрополя уничтожены (к 2018 на предполагаемом месте кладбища установлен поклонный крест).

В 2004 возник проект возрождения Николо-Бавыкинского монастыря как мужского общежительского для быв. заключенных и наркоманов. Инициаторами выступили несколько быв. наркоманов, вышедшие из мест лишения свободы. 2 года новоявленные «монахи» пытались наладить быт и восстановить постройки монастыря. В 2006 ими была зверски убита представительница мест. администрации.

12 февраля 2007 преосвящ. Павел (Пономарев), архиеписк. Рязанский и Касимовский, поручил дело восстановления Николо-Бавыкинской обители игум. Гурию (Покровскому). 13 июня 2007 на террит. быв. монастыря в переоборудованном здании жилого дома была освящена Тихвинская церковь. 7 сентября 2007 по прошению преосвящ. Павла (Пономарева) Святейший Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил возрождение Николо-Бавыкинского мужского монастыря и назначил его наместником игум. Гурия (Покровского). 24 апреля 2008 Николо-Бавыкинский мужской монастырь был зарегистрирован, как юридическое лицо и в его ведение была передана террит. быв. монастыря, на к-рой к этому времени сохранялись руинированные здания колокольни и 2-х кирпичных келейных корпусов, в одном из к-рых некогда располагался трапезный храм св. прп. Сергия и Никона Радонежских. От кирпичного Николаевского собора собора сохранилось только основание. Все деревянные строения монастыря были утрачены.

В настоящее время Николо-Бавыкинский мужской монастырь находится в стадии восстановления. Действует домовой храм Тихвинской иконы Божией Матери, в к-ром с 2018 пребывает старинный местночтимый образ свт. Николая Чудотворца, обустроен св. источник свт. Николая Чудотворца на Лысой горе, где была явлена эта икона, расчищена территория. Ежегодно 22 мая к св. источнику проводится крестный ход. В монастыре проживают 2 насельника – настоятель с 2011 игум. Павел (Удовенко) и иером. Климент (Крыгин).


Рецензии