Дважды рождённые и обряд инициации

 
Бог рождается единожды как  греческий Зевс, рождённый чистокровными божествами. Его бабка Гея родила множество титанов, змеевидных чудовищ. Рождение бога от божественного змея из земли носило религиозный характер и отразилось в керамике, относящейся ещё к неолиту. Рождение бога изображено условно под землей в окружении змеев (рис.9).  Сыновья земных женщин и богов, чтобы стать Сынами божьими должны заново родиться, то есть умереть, уйти в землю и выйти из неё. Здесь идея умирания и выхода бога из земли подсказана умиранием и преображением природы в годовом цикле. Змею особо поклонялись на востоке вплоть до царствования Езекии.   Приоритет небесного бога в поздние времена  ломает представление о змее отце, но акт перерождения, а по сути второго рождения происходит по старинке, под землёй. Древнее змеиное существо в качестве бога уже  не принимает участие в актах рождения или  перерождения, но в мифах  он остаётся прелюбодеем, но бесплодным как Гадес (Аид).  Отголосок  первобытного представления о рождении из чрева земли, сохранился и отчасти в иконописи. Для наглядности обратимся к иконе «Преображение Господне» (рис. 10)  Христос выходит из земли (из горы) после физической смерти, окутанный мандолой (миндалиной), символом Богоматери.
Рождение Бога. Керамика. Неолит.



Рис. 9 Преображение
 Господне. Икона.



Рис. 10
 
Второе рождение  или преображение иконописцами представлялась ещё в архаическом ключе: из чрева земли. Предложенное представление о рождении нашло свое отражение во многих религиях, в мифологических и сказочных сюжетах. Чрево  Великой матери находилось глубоко под землёй. Чтобы набраться у неё сил и мудрости, отважные герои опускались в недра земли, сражаясь по пути с её чудовищными порождениями. Аналогом чрева могла служить пещера где-то в горах, в которых кишели змеи, образ – мифические стоглавые змеи  и другие зооморфные фантастические существа, наводящие на людей ужас.   Войти в подземное царство мёртвых и вернуться – подвиг, достойный настоящего героя. Такой герой считался дважды рожденным.   В индийской мифологии к таким героям, совершившим подвиг, обращаются  уважительно и красноречиво: «О, лучший из дважды рождённых, я буду усердно следовать твоему наставлению…».  Поход  в мир иной и возвращение из него  в мифах и сказках стал подобен обряду инициации.
Герои, рождённые от смертных родителей и посетившие царство мёртвых, считаются прошедшими инициацию как полученную индульгенцию, разрешающую войти во взрослую жизнь.  Иные, пройдя подобные муки Аида  становятся посвящёнными и обретают мудрость и знания.
Обряды  посвящения основаны на идее богоизбранности. Будущий фараон обязан был пройти обряд посвящения. Обряд заключался в том, что он должен на сорок дней уединиться в пирамиде и не принимать пищу кроме воды. Состояние человека к концу обряда находится на грани жизни и смерти. Преображение  Господне отмечается на сороковой день после Пасхи. Души умерших на сорокой день покидают земную обитель и возносятся на небо.
Итак, один из вариантов обряда посвящения – испытание голодом. Игорь Осинский в книге «Рыцари истины» описывает другой обряд посвящения.  Будущий древнегреческий учёный Фалес приходит в дом Осириса и Исиды. Здесь его уговаривают не проходить обряд, ибо «Это бездна, которая отпускает назад лишь сильных духом…». Неделю Фалес слушал гимны и производил омовения, затем  два неокора – помощника жреца, отводили его к тайному святилищу. Там, в окружении мумий и человеческих скелетов, он бродил несколько суток в поисках выхода  в полной темноте в окружении символов смерти. Наконец, находил лестницу, ведущую наверх, где  его уже встречал маг. Таким же испытаниям подвергал себя и Пифагор. Будущие учёные прошли страх смерти. Затем они зачислялись на обучение у халдеев.
     Внешне похожий ритуал в русских сказках  совершали  старшие братья над Иваном-царевичем. Два брата, как два неокора,  провожают Ивана к «вратам смерти», в сказке – убивают. Переходящего из сказки в сказку многострадального Ивана-царевича братья  оставляли убитым в глубоком колодце, ущелье или на высокой горе.  Из «врат смерти» его выводит маг или, как в сказке, старик, ворон, волк и  т.д.  Героя возвращают к жизни с помощью живой и мёртвой воды.  Иван-царевич, таким образом, становится дважды рождённым, но этот обряд относится уже к обряду инициации. Избранный первый раз рождается естественным образом, второй раз воскресает из мёртвых или перерождается. В трудах В.Я. Проппа находим: «…этому умиранию и воскресению приписывали приобретение магических свойств». Героя не просто убивали, а ещё и рубили на куски, как это сделал Кощей Бессмертный с Иваном-царевичем в сказке «Марья Моревна»; исследователь поясняет и этот случай: «Здесь ясен смысл обряда: разрубание создаёт нового человека». Сказочного героя как бы переформатируют. Кудринский Д.Н. в очерках сравнительной этнографии и культуры исследует в частности последствия и значение этих обрядов. После прохождения инициации (испытание на выносливость) юноши, прежде чем они принимаются в свой клан, проходят следующие обряды: наречение нового имени, облачение в новую одежду, которую он должен  носить до конца своих дней, а также ему владение особым головным убором, служащим знаком клана. Посыл инициации – «совершенное уничтожение детского существа», обновление до такой степени, будто он только что явился на свет божий совершенно взрослый. Для приобретения нового статуса нужно избавиться от всего прошлого, то есть, умереть и родиться заново. Таким образом, мальчик становится мужчиной.
В древнем мире инициация юноши проходит по закону подобия: на него бросают куски мяса животного, поливают  кровью. В.Я. Пропп приводит примеры и другого содержания, когда неофит под действием известным жрецам, подвергается галлюцинации: он видит себя растерзанным, убитым, сваренным в котле и т.д., затем жрец возвращает его к жизни.  Интересные сведения об инициации  мальчиков описывает Дж. Фрезер: На Нижнем Конго руководство посвящением мальчика в мужчину берет на себя жрец-волшебник. Он уходит со своими воспитанниками в лес и проводит там с ними определенное время. Они, по-видимому, при помощи наркотического средства погружаются в сон и объявляются мертвыми. То есть перед нами процесс инициального умирания.  В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир описывает, как священник даёт Джульетте некое снадобье, она выпивает и погружается в глубокий сон, более того, не подаёт никаких признаков жизни в течение трёх дней. Шекспир писал трагедию уже, вероятно, на готовом вторичном материале. Первоисточником является миф о возлюбленных юноше Приаме и девушке Фисбе. Здесь трагедия произошла из-за львицы, которую встретил Приам, идущий на встречу с Фисбой. По окровавленному платку он подумал, что львица  растерзала Фисбу, и покончил жизнь самоубийством. Автор трагедии использовал в  сюжете о ложной смерти Джульетты не мифологию, а обряд инициации. В период героизации варианты инициации юношей расширяются и становятся более щадящими: к ним добавляются задания, сравнимые с героическими подвигами, например, поймать птицу, обуздать необъезженного богатырского коня, добыть яблоки, и т.д. В сказке «Матюша пепельный» герой проходит все испытания вместо царя: стреляет из лука, рубит старый дуб с одного маха, усмиряет коня, он заслуживает в итоге царскую невесту.  Матюша – двойник царя.  Невеста выходит замуж за царя, становится царицей, зная, что он не прошёл инициацию, заставляет его пасти коров. Он в итоге  Матюша становится мужем царицы.
Обряды инициации    совершались в спортивной, игровой, иногда в жёсткой форме на грани смерти, во многих случаях они основаны на имитации посещения подземного царства мёртвых, а  все действия героев сводятся к обрядовому действию: погиб и ожил, то есть, второй раз родился.


Рецензии