Календарь, Луна и сутки

С принятием на Руси официально солнечного календаря и постоянной датой Нового года, использование лунного календаря продолжалось ещё долгое время и считалось истинным в летоисчислении. Не смотря на это,   долгое время параллельно по старинке использовался  и лунный календарь. Этот факт мог бы остаться мифом, если бы не длинный шлейф доказательств, идущий от записей монастырских летописцев до сказок. Один  лунный месяц составлял 29,5 суток и соответственно, перемножив количество дней  на 12месяцев, получаем  354 дня в году. Отставание от солнечного календаря составляло 11 дней. Эта разность создавала  неудобства в летоисчислении. За три года отставание составляло 33 дня. Поэтому  через каждые 3 года вставляли добавочный эмболистический 13 месяц, чтобы не отстать от солнечного цикла. Неудобство с добавленным лишним месяцем оставило след в народных  предрассудках: 13 – несчастливое число.  Слово «дюжина» означает число 12 схожее с понятием сдюжить, одюжить, одолеть.  Иван-царевич в сказках, победив змея о двенадцати головах,  одюжил год. 13 месяцев в году в народе прозвали чёртовой дюжиной. Вставки  лишних месяцев «мулизмы» – плод  учёности наших предков, сочетающих книжный солнечный и небесный лунный календари. Такой календарь назван солнечно-лунным.
В Сказке про царя и про Михайлу Трунщикова из сборника О.Б. Алексеевой у царя не было короны.  Вызвался её добыть Михайло Трунщиков. Он приказал снарядить 12 кораблей с порохом,  «А на тринадцатом мы поедем, и дай команду солдат». Причалили они к острову, вышел Михайло с тремя солдатами, а маленьких змеев там было по колено. Приходят к дому.  Там лежит змея тридцать сажен длины и двенадцать ширины.  В углу стояла корона. Михайло взял корону, змея пыталась за это воровство его съесть, но он сказал, что вначале он отнесёт корону на корабль, а затем вернётся, а в залог оставил трёх солдат. Змея съела трёх солдат, а маленьким змеям приказала лететь на море и поджигать корабли. Корабли с порохом начали взрываться и все змеи погибли. Осталось пять кораблей. Она плюхнулась на них брюхом и из чрева выскочили три солдата, а её разорвало на порохе. В сказке всё крайне символично. Речь идёт годе с  добавочным тринадцатым месяцем «царём без короны». Змея – трёхлетний цикл, её параметры символичны. Три солдата – три года, после которых вставлялся эмболистический 13-тый месяц. Добавочный месяц в году в народе не любили, поэтому пособника, принёсшему корону некоронованному царю, корабельщики бросают на острове, а чёрт, леший и медведь хотят  его съесть.
По поводу отставания лунного календаря от солнечного, Д.О. Святский пишет: «…Таким образом, уже на третий год остаток этот вырастает более чем на месяц и образуется лишний 13 месяц…» Н.В Степанов предполагал существование у наших предков 13 месяца. В древнем мире особой популярностью пользовался календарь с 19-летним циклом, который приписывают   древнегреческому учёному и астроному Метону.  Он ввёл в 19-летний лунный цикл,  в который входили 7 солнечных лет со вставным 13 месяцем.

На известном  древнеегипетском рельефе число  лучей-рук, исходящих от солнечного  диска  равно 19. Изображение Солнца с коброй (Урей) вероятнее всего указывает на 19 – летний солнечно-лунный  цикл.
                Рис. 20
               
Окончание цикла солнечно-лунного календаря должно полностью совпасть с началом с фенологического равноденствия. Впрочем, 19-летний цикл использовали и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте. В греческой мифологии тоже остался отпечаток тайного знания. Аполлон летает в страну счастливых гиперборйцев каждый год и возвращается в Дельфы только летом. «Иные полагают, что Аполлон посещает эту блаженную страну раз в девятнадцать лет»  (А.А. Тахо-Годи «Греческая мифология»).
В Древнем Риме при царе Нумы Помпилии в 700годах до н.э. на основе календаря Метона вставлялись эмболистические месяцы таким образом, что в 20-тый год, то есть, по истечение 19 лет, они приходились на то же положение Солнца, с которого они начинались. Такой солнечно-лунный  календарь  использовался и на Руси, о существовании которого поведает следующая «Сказка про Марью-царевну» в обработке О.Б. Алексеевой.  Птичка и напела Марье-царевне «…бывать тебе в пятидесятом царстве у мёртвого царя, катать золотое яичко 20 лет». У Мёртвого царя неба живут души умерших людей.  Пятидесятое царство – пятьдесят недель в году по лунному календарю. Один из древнегреческих мифов сообщает, что богиня луны Селена,  родила 50 дочерей по количеству недель в году.
 Марья приехала к воротам  пятидесятого царства,  и никто из слуг не смог их открыть, но стоило ей подойти к ним поближе, как они сами открылись.  Ворота в мир иной открывались только покойникам. В сказке  они открылись перед Марьей. Девушка, войдя в царство, обнаружила,  что все люди спят, в том числе и царь.  Царевна  принялась покорно катать яйцо. По сюжету сказки  к Марье через 5 лет пребывания в этом мёртвом пятидесятом царстве, приплыла девка чернавка. Она прислуживает Марье. Так  прошло 20 лет. Марья закончила катать яйцо и птичка ей приказала ударить железным, медным,  и золотым прутиками по колоколу. «…А девке чернавке накажи, чтобы она не садилась в твоё кресло». Марья ударила по колоколу прутиками, все проснулись, а чернавку не предупредила. Она-то и села в  кресло, предназначенное Марье-царевне, и вышла замуж за царя. Царь распознает подвох, прогоняет чернавку и женится на Марье.  Вероятно, чернавка здесь персонифицирует остаток дней до нового года по солнечному календарю.
По мнению Татищева, год у наших летописцев начинался вместе с Пасхой и, следовательно, новолетие колебалось между 22 марта и 25 апреля.  Кроме того он  обращает особое внимание на то, что Новый год начинался после весеннего равноденствия в первое новолуние или полнолуние. Обряд встречи Солнца – фиксация  равноденствия, но небесный или лунный новый год встречали по лунным фазам.
  В богослужебных книгах, где помещались лунные таблицы, упоминается имя Скары, изучавшего «Шестокрыл». Так в молитвослове 1536г. в конце имеется «Пасхалия с луновником» и на листе 286 стоит: «Типик Скаре сие ведомо, да есть, яко луннии круг начинаеть от 1 генуария и держить 19 лет». Того же мнения о 19-летнем лунном цикле ещё в 12 веке придерживался и новгородский монах Кирик, слывший незаурядным математиком и астрономом.
В 19-летнем цикле, который «откатала» Марьюшка,  7 солнечных лет с добавочным 13 месяцем  распределялись через 3, реже через 2года, остальные года исчислялись по лунному календарю.
Сказка «Царь девица» в пересказе В.П. Аникина основана на суточном наблюдении смены дня и ночи, Солнце и Луне. Народная фантазия персонифицирует и представляет  их как двух влюбленных  Иване – месяце и Царь-девице – Солнце. Они ходят друг за другом  и не могут встретиться.  Представление о весеннем Солнце, как о красной девице, было первичным, потом её заменит    герой богатырь Иван-царевич, а Царь-девица поплывёт  по морю, только уже в качестве  Луны, а то и лунного календаря. Можно сказать, что сюжет о романтических отношениях Солнца и Луны плавно перешёл в сказки о солнечно-лунных календарях.

«Лунное коло» – определения  фаз Луны
(из рукописи в Государственной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-   Щедрина в Санкт-Петербурге).

Рис.21


Астрономический подтекст этого сказочного сюжета раскрывает историю о том, как встречаются Луна и Солнце, но уже не в сутках, а в годовом календарном круге.  Здесь Царь-девица представляет лунный календарь, Иван – солнечный.
Сказка легко водит в заблуждение. Царь-девица  наделена  приметами солнечного календаря, у неё 30 кораблей с тридцатью девицами, а она сама -31 девица, но с другой стороны плавающие корабли указывают на плавающий лунный календарь, кроме того цифры, вставленные в сказку 3,6 и 9, а так же 30 и 31 как выяснилось, имеют отношения к солнечно-лунному календарю. В книге  «Астрономия Древней Руси» Д.О. Святский  описывает найденый на территории Литвы медный древний календарь  «Лунное коло» языческого происхождения. Цифры начертаны кирилицей.  «В  нём 365 знаков, соответствующих количеству дней в солнечном годовом календаре. Расположены они в одну непрерывную спираль и составлены из повторяющихся одних и тех же знаков по 3, 6, 9, 8, 5, 7, 10, 12, 15 точек в каждом…несомненно, означающим фазы Луны, с повторением каждой 13 раз».  «Лунное коло» показывает деление года на  13 месяцев по  28, по29, то по 30 дней и одним месяцем с 31 днём. К сожалению,  календарь до конца не исследован (рис. 21).
В сказке отправились Иван с дядькой по морю охотничать и увидели плывущие  к ним тридцать кораблей и все тридцать стали на приколе. Среди них была  Царь-девица на 31 корабле.  Она пригласила Ивана на свой корабль, призналась,  что он ей полюбился, там они и обручились.
 После обручения Ивана и Царь-девицы на следующий день и последующие, свидания не получается. Царь-девица приходит на место встречи, но дядька по поручению мачехи усыплял Ивана сонной булавочкой. Он спит и не пробуждается. Царь-девица появляется у него трижды: через 3,6,9 суток, видимо, означающих новолуние, неделю и декаду или некий алгоритм, отмеченный в «Лунном коло».  Очнувшись от колдовского сна, Иван отправляется на поиски своей возлюбленной в тридесятое царство. На пути ему встречаются три бабы Яги – фазы убывающей Луны.  Последняя Яга самая старая, ветхая  пытается его съесть, здесь можно вспомнить сказку «Колобок», но Иван  трубит в трубы, прилетают птицы, он садится на Жар-птицу (зарю) и отправляется к морю, в тридесятое царство. Там он находит избушку, в которой живёт старуха. Она указывает ему, где найти любовь Царь-девицы: «Любовь находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке. Сундук на дубе, а дуб на той стороне океана», то есть за горизонтом на другой стороне Земли, откуда появляется новая Луна. Иван добывает яйцо, приносит старухе. Старуха превратила Ивана в булавочку и приколола к стене. Прилетают тридцать девиц, каждой старуха дает съесть по яичнице – количество дней в месяце. Прилетает тридцать первая Царь-девица, старуха  жарит яичницу из яйца, добытого Иваном. Царь-девица   съедает яичницу и заново влюбляется в молодца. Чтобы влюблённые встретились, старуха превратила Ивана в булавочку до прибытия Царь-девицы. Известно, что лунный календарь отстаёт от солнечного. Таким незамысловатым способом  старуха продемонстрировала   солнечно-лунный календарь. Царь-девица -13  месяц с 31-м днём, после которого восстанавливается солнечный годовой цикл.
Сказы о добавочном тринадцатом месяце можно найти в ирландском фольклоре, где принц Острова Одиночества за огненной рекой в золотом дворце на острове Таббер-Тинтай за тринадцатой дверью увидел спящую красавицу в золотой комнате и прилёг рядом. Там вращалась золотая кровать на колёсиках, и вращался огненный колодец. Проснувшись, красавица погналась за принцем, а когда родила ребёнка золотой лоб серебряная макушка, отправилась к  отцу принца,   как и обесчещенная царевичем богатырка в русских сказках,    требовала «виноватого». Ребёнок есть добавочные сутки: золотой лоб, серебряная макушка.
Для удобства в быту использовали гражданский или светский солнечный календарь. Таким образом, существовало два календаря: светский «книжный» солнечный и «небесный» лунный или астрономический. Насколько отставал астрономический небесный календарь от книжного, можно судить по  Никоновской летописи  о полном затмении Луны 10 марта 1476г.: «месяца марта 10, а небесного февраля 15… начат гинути месяц…».  Таким образом, «книжный» и «небесный» календари существовали параллельно, но лунный календарь отставал больше чем на месяц. Чтобы людям не «морочить голову»  лунный  календарь использовался астрономами для подсчёта даты Пасхи. Приоритет  «книжного»  календаря избавил народ от путаницы, связанной со вставными месяцами.
В сказках и небылицах народ не забывал и о неделях. В русской небылице «Не любо – не слушай» старик посадил горошину, она выросла до небес, и полез по ней  на небо. Там он увидел хоромы, а посередине – печку, в которой еды было видимо – невидимо. Охраняла ту печку  небесная коза о семи глазах.  Мужик  уговорил шесть глазок уснуть, а седьмой глазок, который был у козы на спине, не увидел. Наелся мужик и лёг на лавочку. А коза хозяину всё рассказала, и тот прогнал мужика. Глаза козы – неделя.  Седьмой глазок козы на боку – суть воскресный отдых – лежать на боку. Есть ещё вариант этой сказки с семью козами. После разоблачения старика седьмой козой счёт недели, вероятно, начинался заново. Сказка о волке и семерых козлятах близка к небылице, а  в числовом шифре – к счёту дней недели.  Волк проглатывает  6 козлят, одного не замечает. Этот седьмой и есть воскресенье.  На седьмой день  волк выплёвывает  шестерых козлят и счёт дней недели начинается заново. Кстати, воскресенье на Руси называли неделей, то есть, число 7 не делится. В  подобных потешных сказках-небылицах существует   петушок – золотой  гребешок, вестник Солнца.
Но вот вопрос: где заканчиваются одни сутки и наступают другие? Долгое время  начало суток определяли с петухами.
В карельской народной сказке о петушке – золотом гребешке  и  жерновцах старуха упустила желудь в подполье,  и вырос дуб до небес. Взобрался дед по дубу на небо, увидел там жерновцы золотые, голубые  и кочета. Петух или кочет – солнце ему принадлежат жерновцы, которыми он творил  сутки.  Спустился с этим добром в избу. Взяла баба жерновцы, стала крутить, а из него – то блин, то пирожок (то солнце, то луна).  Узнал про то царь и украл жерновцы.  Петушок – золотой гребешок отправился на царский двор забрать жерновцы. Встречает медведя и волка,  прячет под правым крылом медведя, а под левым – волка и идёт на царский двор. Царь приказал загнать  петуха в хлев к стаду телят, медведь выскочил и задрал животных, затем царь приказал загнать петушка в другой хлев со стадом  овец, их задрал волк. В народе  звёзды называют овцами небесного пастуха Велеса – месяца. Метафорическое выражение волк задрал овец – утро. Царь – ночь  проглатывает петушка живьём, но потом выплёвывает.


    На трипольской фигурке эпохи неолита  изображены, пожалуй,
самые древние календарные символы: под грудью расположены три точки, вероятно, символизирующие три положения солнца: восход,
полдень, закат. Внизу через 3 линии, обозначающие три мира – верхний небесный, средний земной  и нижний подземный, расположен знак Луны с четырьмя точками – фазами  в ромбе                (ил.22).

Необходимость в точной ориентации в сутках появлялась по мере развития общества. Первобытные люди ориентировались во времени по тени от предмета: дерева, жилища и т.д. В древности  достаточно было знать приблизительное время.  Человек до сих пор свободно ориентируется по падающей тени: длинная тень – раннее  утро, но если отправляться на работу, то необходимо знать время точное. Фиксировать время суток оказалось хлопотным делом многих поколений учёных древнего мира. До 13 века время определяли на глаз,  как утверждает Д.О. Святский, по дуге, которую оставалось пройти Солнцу. От обедни до зенита воображаемая дуга делилась  на 4 части. Ночную часть суток определяли  по движению звезды или целого созвездия. В эпоху неолита было своё деление суток, как видно на илл.22, день делился на три части.
В  ранних русских сказках части суток окрашиваются в свой цвет. В сказке «Жар-птица» из собрания О.Б. Алексеевой за огненной рекой в таком-то царстве за оградой «висели три клетки: в золотой клетке ворона сидит, в серебряной грач сидит, в медной – Жар-птица». Эта Жар-птица умела превращаться в ворону, а из вороны опять в Жар-птицу. Птицы и цвета клеток символизируют части суток. Возможен вариант, где ворона – день, Жар-птица – утренняя и вечерняя заря, грач – ночь.            
 В сказке «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева  послала мачеха Василису к Бабе-Яге за огнём. Время, потраченное на путешествие от её жилища до избушки Яги, отмечено в сказке следующим образом: отправили её в дорогу, как только стемнело, поздним вечером. «Идёт она, вся дрожит. Вдруг скачет мимо неё всадник: сам белый, одет в белое, конь под ним белый и сбруя на коне белая, – на дворе стало рассветать. Идёт она дальше; вдруг скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне – стало всходить солнце». Когда подошла она к избушке Яги, вдруг едет опять всадник: «сам чёрный, одет во всё чёрное и на чёрном коне; подскакал к воротам Бабы Яги и исчез. Как сквозь землю провалился, – настала  ночь».
Позже появляются сказки о сутках с более сложной конструкцией.
Представление о сутках раскрывает «Иван Сученко и Белый Белянин» в обработке А.Н. Афанасьева. Сюжет начинается с чудесного рождения трёх богатырей от поварихи, собаки и царевны, съевших рыбу. Рождённый от царевны богатырь прозван Иван Царенко, от поварихи – Иван Поваренко, от собаки – Иван Сученко, он становится старшим богатырём по силе. В пути все три богатыря  знакомятся с Белым Белянином, который уложил двух братьев, а у Сученко попросил пощады. В тереме, где остановились  уже четыре богатыря, объявляется дед в ступе (аналог бабы Яги), который совершает обряд инициации – сдирает  кожу с богатырей. Часто в сказках встречается мужичёк, усы на семь вёрст. В алтайском крае рассказывают о таком мужичке, великом духе Ульгене.  Он дарил людям огонь. Однажды он не захотел этого делать, тогда люди стали наступать на его длинную бороду. Дед занимается сдиранием кожи с юношей, а его образ говорит об огне. Вероятно, существовала такая жестокая инициация (Пропп приводит аналогичные примеры), когда юношей испытывали огнём, а сдираемая кожа – последствие ожогов. Теми же испытаниями юношей в одной из сказок занималась и Яга, выходившая из пупа земли подобно Зевсу. Иван Сученко ломает этот обряд,  деду  хорошо достаётся от богатыря, он прищемил пнём его бороду,  но сбежать ему всё же удалось.  Кровавый  след от деда приводит богатыря к потайной двери. Там он  встречается с тремя девицами медного, серебряного и золотого царства – пленницами шести, девяти и двенадцатиглавого змеев. Три девицы подарили ему по колечку, а последняя девица всё своё богатство в золотое яйцо скатала и Ивану отдала. Девицы означают закат, полночь, рассвет, где находится золотое царство солнца.  Герой убивает змеев, а девиц сажает на ремни. Братья их вытягивают наверх. Когда приходит черёд выбираться на поверхность Ивану, братья ему обрывают верёвку. Оставшись в подземелье, наш герой находит деда, который даёт ему кремень, кресало и трёх сортов шерсть. Припалил серую шерсть – бежит серый конь. Припалил вороную шерсть – бежит вороной конь. Припалил рыжую шерсть – бежит зорька,  рыжий конь.  Цвета вечера, ночи и утра. Возвратившись домой, Иван Сученко хочет жениться на самой красивой девице золотого царства, Белый Белянин  мечтает об этой девице, братья тоже не прочь обзавестись молодыми женами.  Иван Сученко препятствует свадьбам  царевен с помощью волшебных разноцветных коней. Чтобы жениться на девице золотого царства, Иван просит золотаря принести мешок орехов.  «Он орехи поел, золото молотком разбил, вынул царевнино колечко».  Выражение «орехи поел» означает, звёзды «поел». И далее, «вынул царевнино колечко» – рассвет.  Кроме царевны золотого царства, он прихватывает в жёны и остальных красавиц. Ночное, пёсье время суток принадлежит Ивану Сученко или сукиному сыну. Белому Белянину – дню Иван указывает, что девица с золотым яйцом – солнце выходит из  ночного  царства. Сказка основана на традициях поиска невест и  на бытовавшем ещё  в дохристианском мире многожёнстве. Две  девицы дарят Ивану по колечку, третья  дарит золотое яйцо это и есть знаки обручения. Сам акт добычи жены в бою уводит сюжет, по мнению В.Я. Проппа в период распада родовых отношений и зарождения семьи.
В сказке «Зорька, Вечёрка и Полуночка» в обработке А.Н. Афанасьева женщина родила трёх сыновей за одну ночь. Старшего с вечера, среднего в полночь, младшего на ранней утренней зоре, и назвали их Вечорка, Полуночка и Зорька.               
Отправились они на поиски трёх королевен, которых похитил Вихрь и унёс неведомо куда. Они остановились в избушке. Первым остался на хозяйстве Вечерка. Он зарезал для братьев барана, но тут пришёл старичок сам с ноготок и с длинной бородой (наш знакомый из предыдущей сказки) избил Вечерку и ушёл. Всех удачливее оказался Зорька. Он прищемил бороду старика дубовой колодой, но старик убежал и оставил кровавый след, который привёл Зорьку в подземелье. Там он нашёл первую королевну в медном дворце, её охранял трёхглавый змей. Вторую – в  серебряном царстве, её охранял шестиглавый змей, третью королевну он нашёл в золотом царстве, её охранял змей о двенадцати головах. Зорька освободил из подземелья  девиц, каждая из которых прихватила с собой  яичко, в которое скатала свое царство (приданое): первая скатала медное, вторая – серебряное, третья – золотое.  «Приезжают они все вместе в своё государство; королевны покатили в чистом поле своими яичками — и тотчас явились три царства: медное, серебряное и золотое. Король так обрадовался, что и рассказать нельзя; тотчас же обвенчал Зорьку, Вечерку и Полуночку на своих дочерях, а по смерти сделал Зорьку своим наследником». С  утренней зари начинаются сутки по церковному времени. В сказке не указывается конкретно, кто на ком женился, но можно предположить, что Вечерка взял себе в жёны царевну из медного царства  цвет заката, Полуночка выбрал царевну серебряного царства цвет звёзд,  а Зорька женился на царевне золотого царства, цвет  восходящего Солнца.

Древними учёными было давно доказано, что в сутках 24 часа.
Распределение часов в сутках по светскому и церковному времени.




Рис. 23


   Охраняющий королевен в подземелье Змей о 3, 6 и 12 головах означают  время: вечерня 3 часа по церковному времени (18часов по светскому времени). Полуночка приходится на 6 часов по церковному времени, по светскому  времени – 24часа. Утреня после 12 часов (3часа по светскому времени).  Полночь и полдень отмечены от   6-го церковного часа (0 часов) до 12 и с 12 до 24часов  и приходится на день и ночь. На рисунке 23  показано изображение суток, разделённых на две половины. Д.О. Святский пишет: «…Передовые люди Древней Руси знали, что час есть 24-я часть суток, 12-я часть дня или ночи, и что полночь или «куроглашание» бывает на исходе 6-го…церковного часа ночи, а полдень или «обед год» на исходе 6-го…церковного дня… По книгам выходило, что «год обеден» соответствовал 4-3 часу дня» В Новгородской летописи от 1 мая 1706 года описывается полное затмение Солнца, в частности: «В лето 1706, маия, во 8 час дня, бысть тьма великая на земле…». Запись велась по церковному счету часов, принимая 6-й час утра за 1-й, таким образом, 8-ой  час дня будет соответствовать 13часам. Так сложно и запутано отличались не только гражданский и церковный  годовой календарь, но и исчисление суток.  Слово «год» довольно поздно появилось на Руси, поэтому его использовали, как понятие  «время или некоторый промежуток времени». В Черниговской летописи от 1691 года читаем: «Марта 4 числа, годины четыре на день, сонце менялося, на три части розоделившися, и дуга посреди небес стояла рогами на полночь: травло тое затмение на годину».
Сказочная палитра заполняется  чёрными, рыжими, красными, а так же более благородными жемчужными, медными, серебряными, золотыми цветами. Последние три цвета перейдут в название сказок целого семейства. В этих волшебных  сказках  встречаются сюжеты, связанные с понятием о сутках, календарях, об эклиптике. Все эти понятия из астрономического ряда могут соприкасаться в одном сюжете и тесно переплетаться. Отделить сказку о сутках от сказки о Луне крайне сложно, разве что, по цветовой гамме.
Семейство сказок  «Три царства – медное, серебряное и золотое» в обработке А.Н. Афанасьева обширное: созданное на   сюжете о сватовстве, это семейство находит своё продолжение в сказках о сутках,  часах и Луне.  Они   основаны на той же сюжетной конструкции поиска невест юными молодцами. В одном из таких сюжетов вздумали отец и мать сыновей женить и отправили их  искать себе невесту.  Змей опускает Ивана в глубокое подземелье. Там Иван обрёл трёх жен-царевен из медного, серебряного и золотого царства. Они ему дарят по перстеньку, а последняя царевна  дарит золотое яйцо. Это предметы обручения со свет Иваном-царевичем. В другом прочтении это сказка о сутках. Медное царство – закат, серебряное – ночь, золотое – день. С приходом на Русь христианства   сюжеты корректируются в первую очередь самими же сказочниками – носителями новой религии,  где приветствуется единобрачие, поэтому  наш сказочный герой – христианин  женится на одной из добытых невест.
В сказках этого семейства появляется всемогущий  персонах Вихрь, несущий абсолютное зло, который похищает девицу либо царицу, но изначально  ли в сказках он был таков? Вихрь говорит сам за себя: ветер, ураган, который скрывает ясное небо либо наоборот, разгоняет тучи.
Этот персонаж, которым без труда владели женщины – Яга или царь-девица из подневольного или невинного ветра превращается во всемогущее сказочное чудовище, владеющее волшебной палицей-фетишем. По всей вероятности палица – жреческий посох, на котором, как правило, наносились черты и резы, связанные с лунным календарём.  В сюжет вставляется закон отстранения от власти старого жреца более молодым и перспективным жрецом. Иван-царевич сражается с Вихрем и овладевает палицей.
Кроме Вихря в сказках, связанных с календарным месяцем  появляется новая героиня Луна. 
Сказка  «Медное, серебряное и золотое царства» в обработке А.Н. Афанасьева из примечаний, записана  в литературном стиле начала 19 века. К сказкам о сватовстве на царевнах из трёх царств  добавляется сюжет о воровстве замужних женщин. Похищение четвёртой  невольницы превращает сказку о сутках, в сказку о Луне, по сюжету ночное светило всегда мать героя. Для последней похищенной женщины добавляется четвёртое царство, оно расположено дальше золотого и имеет своё драгоценное и  цветовое обозначение: жемчужное или бриллиантовое. У царя Вихрь похитил жену. На поиски матери отправились сыновья. Все три брата попали к королю, у которого был столб, а на нём золотое и серебряное кольцо. Столб – Полярная Звезда, вращая небосвод, золотое и серебряное кольцо – Солнце  и Луна, образует сутки. По сюжету только Ивану-царевичу удалось взобраться на высокую гору. Там он зашёл к трём царевнам в медное царство к Земире, в серебряное царство к Елене и в золотое царство к Пленире получил он них знаки обручения и пришёл к матери. Она заставила его переставить кадки с сильной и бессильной водой. Вихрь пил из кадки с бессильной водой и в итоге был побеждён Иваном-царевичем. Он забирает у Вихря палицу, а царевен и мать отправляет домой, спуская их по дубу. В конце сказки Иван берёт замуж Плениру, царевну золотого царства – утреннюю зарю. Он прощает братьев и назначает невест: Царевну медного царства (вечер) Земиру отдает Василию царевичу, Елену – царевну серебряного царства (ночь) отдаёт Фёдору царевичу. Интересно, что в сказке сохранилась память о дубе, объединяющем, по представлению наших предков небо, землю и подземный мир.
По версии Эриха Церена, первая древняя Троица была астральной. Изображение дуба и пещеры стали каноническими элементами в изображении «Троицы». Дуб в русских сказках упоминается довольно часто. Под ним герои находят живую воду, меч-кладенец, сбрую для волшебного коня, под ним или около него – сундук с кощеевым яйцом и т.д. Причём это дерево находится за пределами видимого мира, в неком потустороннем царстве, а согласно  легенде – у основания Млечного пути, на границе неба и земли. Отправился герой русской сказки добыть  ветку золотой сосны в тридевятое царство. Царство это находится на небе. «Едет по алмазному дворцу, в котором жила его матушка, Настасья Золотая Коса, у 12 -голового змея. Алмазный дворец словно мельница вертится, и с того дворца вся вселенная видна – все царства  земли как на ладони» (А.Н. Афанасьев). В сказках аналогичного содержания в жемчужном царстве закрепляется новый персонаж – мать Ивана-царевича непременно с именем Настасья Золотая Коса, похищенная Вихрем или Вороном Вороновичем.
Что побудило сказочника добавить в сюжет четвёртое царство и назвать  матушку Настасьей? Первые три дня каждого месяца Луна находится вне зоны видимости,  человеку казалось, что она  живёт как бы под землёй, где находится вечно звёздное жемчужное царство, там  томиться в неволе  Луна. Безлунные ночи перед  началом каждого календарного месяца, когда серп ветхой луны скрылся, а новый ещё не вышел, давал обильную пищу для рождения мифов и сказок. Желание заглянуть за горизонт, увидеть рождение новой фазы Луны, чтобы определить число месяца, вероятно, стало одной из основных причин появления четвёртой героини  сказок о медном, серебряном и золотом царствах. На Ближнем Востоке, кстати сказать, муллы со своих минаретов «ловят» момент появления рога Луны и объявляют начало нового месяца. 
Жемчужное царство четвёртое по счёту, на четвёртый день  каждого месяца появляется видимый серп Луны. Унесённая Вихрем в жемчужное царство Настасья становится сказочной  героиней  новолуния. В Лаврентьевской летописи описывается кольцеобразное затмение    28 февраля 1207г. «Тое же зимы бысть затмение на небеси в солнци… и стоя от полудни до мефимона (вечерни сырной недели) остало бо ся его бяше акы месяць в настасьи 1-го дне…» (Д.О. Святский).


Рост и убывание Луны в сказке представлены как золотая коса.

Рис. 24

 
Можно предположить, что имя Настасья  в сказках указывает на первое число или начало месяца, которое начиналось с новолуния. Теперь нетрудно догадаться, почему её зовут Настасья Золотая Коса, в переводе со сказочного языка настал новый месяц. На снимке видно как  плетётся золотая коса Настасьи в течение месяца. (рис.24). В сказках этого типа присутствуют бочки с сильной и бессильной водой. Бытовая магия предполагает, что сильную воду, допустим, на выздоровление человека можно заговорить на новолуние. В сказочном шифре бочки означают фазы Луны. Если наложить шифр на изображение лунных фаз, то  бочки с сильной и бессильной водой  могут опознаваться как новец и ветох, между ними – межа  или ещё невидимое  новолуние. Старый Вихрь пьёт из  кадки с бессильной водой, молодой Иван-царевич – из кадки с сильной водой, между ними – Настасья (межи). В итоге победу одержал Иван-царевич, он отнимает у Вихря палицу, чтобы  обозначить себя как жрец или божество, владеющее знаниями о Луне. Всех царевен отправляет в своё царство. Матушка появляется  в образе новолуния.

Древнерусские  названия лунных фаз.



Рис. 25.

 Сказки из этого семейства гибкие по сюжетам в их подтекст может быть заложена символика  суток или  месяцев, чисел, которые  интерпретируют  и дополняют зашифрованный в них сюжет. В частности сказка может содержать шифр, доказывающий существование вставных месяцах.
 «Изучение древнерусской таблицы лунного 19-летнего круга показывает, что этот добавочный или эмболистический месяц вставлялся нашими предками после  августа 2-го лунного круга, после июля 5-го, после мая 8-го и т.д.» Д.О. Святский.   Возникали разнообразные лунные циклы: двухлетние, трёхлетние и их комбинации. Чтобы «словить солнечный круг», остроумы  вставляли полные солнечные месяцы в разные годы через 3 месяца, через 2 месяца и т.д.
  Вихрь в сказке о медном, серебряном и золотом царствах прилетал к царевне медного царства через каждые 3 месяца, к царице серебряного царства через каждые 2 месяца, к царевне золотого царства – раз в месяц, а в жемчужном царстве был каждую неделю.
«Ангелы, движущие звёзды» (из славянского перевода книги  Космы Индикоплова).


                Рис. 26

Во многих вариантах сказки,  чтобы  добраться до  родимой матушки, Иван  карабкается на гору или попадает в подземелье, но сюжет от этого не меняется. На средневековом рисунке изображены ангелы, которые вращают небесные светила по кругу, сменяя день ночью, исчезновением светил в подземелье и появлением в небе «на горе». Здесь обозначены «орбиты Луны и Солнца (рис.26). «Погребальная пещера и большое дерево – важные элементы библейской мифологии», - пишет Эрих Церен. Около священного дуба, прообраза Млечного Пути, под которым Авраам принимал трёх мужей, находилась погребальная пещера, куда заходит убывающая Луна. Кроме того, особый праздник на этом месте происходит раз в году во время летнего солнцестояния. Тогда же хоронят старый--- и встречают новый год.
Сказка «Подземные царства» в обработке А.Н. Афанасьева повторяет сюжет сказки «Медное, серебряное и золотое царство».  Здесь Иван-царевич отправился на поиски своей матушки и встретил купающихся девиц. У одной он ворует одежду. В обмен на одежду девица признаётся,  где  найти матушку: «Твоя матушка у моего отца живёт – Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка – золотой хохолок: куда полетит – туда и ты иди!». Птичка бросилась  «под плиту железную, в яму подземную». Птичка играет роль лунной дорожки, которая уводит Ивана-царевича за горизонт. Таким образом,  Иван попадает в подземелье. У каждой из трёх царевен сидят 33 колпицы (белые аисты), накопительные за три лунных года 33 дня.  Через каждые три года лунного календаря вставляется 13-ый месяц, и календарь становится в соответствие с  солнечным календарём. В другом пересказе взобравшись на стеклянную гору, Иван-царевич говорит своим братьям: «Ждите меня три года и три месяца…».
         
Посошок-пёрышко в виде гусиного пера.

Рис. 27

 В сказке Иван-царевич вступает в борьбу со старым Вороном Вороновичем с целью отобрать   жреческий посох. Ворон Воронович пытается  откупиться, но Иван-царевич настаивает на своём. Посох в другом варианте может представлять  посошок-пёрышко – символ письменности и мудрости в виде гусиного пера (рис.27). Иначе говоря, Ворон Воронович передал Ивану-царевичу тайные  жреческие знания. Ворон в сказках всегда скрытен и загадочен. В старину была известна песня «Птицы и звери» в ней в частности пелось: «Ворон - от вещая птица…». В «Чинах на мори разным великим и малым птицам» есть слова: «Чёрный ворон на мори игумен», то есть жрец. Под морем подразумевается небо.
В сказках о подземных царствах часто ищут аналог с действительно подземным царством, допустим, в Уральских горах, где находят драгоценные камни и металлы. Это может быть и  заблуждение. Относительно трёх царств В.Я. Пропп отмечает: «Здесь не удаётся также обнаружить никаких связей с представлениями о металлах. Здесь можно было бы поставить также вопрос о представлении трёх царств как небесного, земного и подземного, но эта связь также не подтверждается материалами. Медное, серебряное и золотое царства находятся не друг под другом, а одно впереди другого, обычно они все под землёй» Подземные царства указывают тёмное  место,  где   живёт Луна, куда уходит и откуда появляется,  но уже с другой стороны горизонта. Иван-царевич  опускается в подземелье или в пещеру уже с целью не добыть невест, а освободить свою матушку. Собиратель венгерского фольклора Лайош Ами нашёл сказку, где описывается подземный мир, подобный     земному со своими солнцем и луной. Там живут люди, а спуститься туда можно по верёвке, что, собственно и делал Иван-царевич.
В древнем мире  о Луне слагались многочисленные мифы и легенды, она стала  прообразом идеи умирания и воскрешения наряду с годовой цикличностью природы.  У бушменов бытовала  красивая легенда. Однажды Луна захотела передать человечеству весть о своём бессмертии: «Подобно тому,  как я умираю и вновь возрождаюсь к жизни, так и вы будете умирать вновь и возрождаться к жизни». Эти слова  взялся принести людям заяц, но по дороге перепутал все слова и передал: «Подобно тому, как я умираю и не возрождаюсь вновь к жизни, так и вы будете умирать и не возродитесь вновь к жизни».  Одно из первых представлений  о бессмертии, умирании и возрождении человечество получило, наблюдая за лунными фазами.   Каждый месяц она убывала и исчезала, чтобы затем возродиться вновь. В древнем мире Луна считалась самой почитаемой планетой. В районе города Иерихон в начале 20 века были обнаружены захоронения людей. Возраст захоронений – восемь – девять  тысяч лет назад. У всех тел отсутствует голова.  Эрих Церен выводит следующую версию, которую НЕ поддерживает ряд исследователей: делали это потому, что подражали Луне: «отрезанная» голова Луны  исчезает и возрождается каждый месяц.  Цикл   умирания и  воскрешения воспринимался не только по аналогии с природой, но и  по аналогии с Луной (?)
Луна не единственное светило в древности, служившее  ориентиром в календарном цикле, люди хорошо знали законы прохождения  на небе планет и созвездий. Эрих Церен приводит такой пример: В Палестине в 1901году было найдено письмо в виде клинописной таблички. В нём, в частности, египетский полководец пишет: «…Когда покажется палец Ашираты,  надо это учесть и действовать, как положено. Сообщи мне об этом знаке и об этом деле!». В письме содержится указание на дату: «когда покажется палец Ашираты», по предположению исследователя, когда серп Луны взойдёт у звезды Венеры, тогда он ждёт сообщения. Обыкновенное письмо! Невероятно, но в древности  опирались на всякого рода космические циклы для ориентации во времени,  используя небесные светила, планеты  и знаки Зодиака.  Белорусская сказка «Во лбу месяц, на затылке звёзды» из сборника А.Н. Афанасьева раскрывает древнее представление о лунных циклах. Три сестры пошли на речку бельё стирать. Мимо ехал королевич и услышал, как третья сестра говорит: «если б я за королевича пошла, то привела бы двух сыновей: во лбу месяц, на затылке звёзды». Королевич на ней и женился. Когда он был в отъезде, королевна родила сыновей, каких обещала и написала письмо мужу, но по пути письмо подменили и написали, что родился, ни гад, ни уж, а неведомо что. Король  в ответном  письме  велел похоронить этих чудовищ. Жена похоронила.  На одной могилке выросла медная веточка, на другой  – серебряная.  Обе заросли травой. По приезде король выгнал свою жену и женился на  злодейке  сестре. Она приказала покосить ту траву на могилках, сжечь и пепел выбросить на дорогу. Шли овцы, одна слизала пепел и родила двух ягнят:  во лбу месяц, на затылке звёзды. Злодейка  сестра   приказала их зарезать, а кишки выбросить. Те кишки подобрала первая жена короля, сварила, съела, и родились сыновья: во лбу месяц, на затылке звёзды. Они пришли к королю, сняли шапочки, король раскрыл преступление второй жены, а первую привёл обратно. Сказка о календарном месяце. Парность близнецов – зеркальность серпов Луны в начале и конце месяца. Что касается самого символа женщины с двумя сыновьями во лбу месяц на затылке звёзды, то в сказке это может быть Луна с серпами месяцами или Венера с теми же детьми. Венера появляется либо вечером на западе, либо  утром на востоке. Там же, в этих пределах находятся нарастающий или убывающий месяцы. В Угарите была найдена пластина из слоновой кости, на ней изображена женщина с обнажённой грудью. Шея украшена цепью, на головном уборе – змея.  «Справа и слева от неё стоят, вытянувшись на задних лапах, два рогатых чудовища – звезда Венера с двумя лунными серпами, давно известная у шумеров» (Эрих Церен «Библейские холмы). 
В народе много сказок складывалось  о Луне, её способности в течение месяца расти, стать полной,  исчезнуть, чтобы потом возродиться.
Одному из самых известных в Европе вариантов сказки «Колобок», народ приписывает параллель с убывающей Луной.  Бабка вылепила колобок,  полую Луну. Колобок катился от животного к животному, пока не встретился с четвертым животным – лисой. Она его и съедает. Бабка скатывает колобок от новолуния до полнолуния и подчёркнуто оставляет на подоконнике. Отсюда начинаются сказочные приключения. Полнолуние приходится на завершении второй декады месяца и, тем не менее,  колобок встречается с четырьмя   животными – убывающими фазами Луны,  четвертую, последнюю фазу или то, что осталось от колобка  съедает лисичка.
        «В литовском мифе осталось представление наших предков о божественности небесных светил, в песне солнце является супругою месяца, который за неверность свою (проведя ночь с утренницею) был рассечён на две половинки разгневанным Перуном». Д. Шеппинг. В мифах и сказках разных стран месяц и луна могли играть мужскую или женскую роль. В  представлениях о небесных светилах в русских   сказках Царь-девица персонифицировалось не только грозой, луной, но и солнцем, месяц и дневной свет персонифицировали Иван и Василий, а то и просто, солдат. Непременно рядом с астрономическими девицами присутствует Змей.  «Узлы эклиптики в астрономии обозначаются символом, который есть не что иное, как иероглифическое изображение дракона или змея. Это наследство, оставшееся современной астрономии от древнейших представлений, так как затмения происходят именно тогда, когда в точках узлов или близ них находится Солнце и Луна, где их, по верованиям далёкой старины, подстерегал дракон» (Д. О. Святский). 
 Дуалистическая система раннего мифа изначально заложена в древнем представлении о двух противоположных началах: день и ночь, свет и тьма. Ополовинивание Луны, так называемый новый и ветхий перекрой, воспринимался как война и мир, добро  и зло, возглавлять который в греческой мифологии призвана мудрая и воинствующая богиня Афина. В Древней Греции богине Афине посвящалось новому перекрою Луны, полной – «золотая  середина», вторая декада (14 день) и ветхому перекрою - 21 лунный день. М. Шахнович в книге «Тайны Прометея» пишет:  «Луна на  санскрите «масс» - «измеритель»… «Месяц» по-русски обычно значил  «Луна».
Цвет Луны в русских сказках  ассоциируется с золотой косой – фазами, сама же коса долгая с календарный месяц. В древнем мире цвета Луны обожествлялись, так  в  древнегреческой мифологии лесная Диана, владычица лесов   отождествлялась с жёлтой  луной жатвенной поры. Подземное царство, деление Луны на  фазы и их персонификацию можно найти в шумерской мифологии. Луну у шумеров представлял бог Нанна. Каждое новолуние Нанна отправлялся в подземное царство. С его многочисленными именами были связаны фазы небесного спутника Земли. Полную Луну шумеры называли Нанной, полумесяц – Зуэном, молодой серп – Ашимбаббаром. 
В русских сказках, не касающихся астрономии можно отыскать красивое по своей образности описание Луны.    В сказке «Елена Премудрая» в обработке А. Н. Афанасьева, солдат превратившись в малиновку, отправился ночью проследить по приказу нечистого духа за своими  дочерьми, улетевшими в лес, обратившись голубками. «Немного погодя осияло небо и землю – летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая – такой красоты неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать! Сошла она с колесницы, села на золотой трон…» Шесть огненных змеев – полночь, 6 часов по церковному времени (24часа). Кстати сказать, шестью конями владели жрецы. Солдат в образе птички малиновки добивается любви от Елены. В сказку фрагментарно вошёл мотив мифа о великом Зевсе в эпизоде  превращения героя в птицу для того, чтобы проникнуть в опочивальню к  объекту своего вожделения.
В сказках можно увидеть тайну о природе освещения Луны: она освещается не светом, данным  творцом, а Солнцем, но знание оставалось под запретом. В древности следили за поведением Луны, её источник освещения воспринимался  как данность свыше и никак не обсуждался,  сама она наделялась божественными свойствами. Намёк, что Луна освещается Солнцем можно найти в сказке С.К. Барышниковой «Иван-болтун».  Старик убил птицу, в гнезде оказалось 21 яйцо. Известно, что птицы высиживают яйца 21 день. Старику пришлось самому  их высидеть.  Вылупилось 20 яиц, а последнее 21-ое яйцо было болтуном, такое хозяйки обычно выбрасывали, но в сказке из него вылупился  21-ый сын, прозванный Иван-болтун.  Он же поймал кобылицу с 21 жеребёнком, каждому брату по коню. Иван-болтун встречает избушку на курьей лапке на собачьей пятке, что напоминает форму подставки школьного  глобуса и приказывает: «Повернись ко мне передом, к западу задом». Этой фразой Иван проболтался. Абстрагируясь от сказки, здесь озвучено  объяснение солнечной системы, где солнце стоит на месте и приказывает  ополовиненной на 3/4 Луне (21 день)  отражать    свет  с восточной стороны. Приказ параллельно может быть обращён и к Земле повернуться с запада на восток, встреч солнца, демонстрируя что Земля вращается, а не Солнце.
В средневековье догадывались, что Луна освещается солнечным светом, но не знали, как это объяснить. В соответствии с  птолемеевской системой, Солнце, находящееся выше Луны, освещает Землю и Луну, но как солнечные лучи попадают на лунную поверхность ночью, когда Солнце уходит, как в сказке, под Землю? Люди не представляли масштаба гигантского Солнца, да ещё и в центре нашей планетарной  системы. Лишь в  1688г  в Гааге вышла книга Варении, где автор уже частично правдиво высказывает мнение о небесно-земных глобусах, письменно обращаясь к господину Гюенсу. Здесь развёрнуты фантазии по поводу обитаемости планет солнечной системы, а так же даются их масштабы: «…наш земной глобус, купно с прочими тремя малыми планетами: Марсом,  Венусом  и Меркурием,  так зело малыми зёрнышками, примером против Солнца почитая, представлены суть». Предполагаемый перевод Брюсова. Казалось бы, вот объяснение света Луны от гигантского Солнца, но церковные законы были  непререкаемыми: Луна освещается светом богом данным как  и Солнце.  В описании планет,  в том числе и Земли, автор называет их глобусами, то есть шарообразными. Впрочем, шарообразность Земли доказал ещё Пифагор. Птолемей, живший в 1 веке, очень близко подошёл к открытию механизма солнечной системы, но он не поставил Солнце в центр вместо Земли.  В средние века утверждение, что Земля есть центр Вселенной стало незыблемым законом. В конце 6 века в  Византии появилась рукопись александрийского купца Космы Индикоплова (плавающего в Индию). На Руси его рукопись была известна еще в домонгольский период. Он выстроил свою систему мира, отличную от птолемеевской, в частности отвергая шарообразность или «округлость» Земли.  Наша планетарная система  представлялась ему прямоугольником, а небо подобием закомары. Общий вид мироустройства напоминал форму сундука.  По канону в церкви на костях (на могиле) святого должен стоять алтарь, на нём во время службы раскрывается сложенная в четыре слоя прямоугольная ткань, символизирующая небо.  Косьма повествует о создании небес так: «Исайя поставль небо, яко комару, и распростравь, яко сень пребывати; ово убо, яко комару – о первом небеси, а еже расростёр  яко сень о втором небеси являя яко дом, идеже живут; и паки Давид, прострый небо яко кожею о тверди глаголя, яко покрывания сверху покрываема на сени, якоже аще суть или власяны ризы – кожа бо в истину наричатся».  Молитва, обращённая к  ангелу-хранителю, звучит как представление об устройстве Вселенной: «…Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу. Покрываяй водами предвыспаренняя своя, полагаяй облака на восхождение своё…».  И бог с ним, со средневековьем, парадоксально, что человечество, шагнув уже в эпоху Просвещения, имела  большие сомнения по поводу истинного устройства мира. Даже в 18 веке Лютер один из учёных европейских мужей в книге «Застольная Беседа» называет Коперника «дураком» противоречащим чуду Иисуса Навина, остановившего Солнце.  Впрочем, эти слова в адрес Коперника он приписал якобы в беседе русскому выдающемуся экономисту И.Т. Посошкову.
Средневековое представление о солнечном и лунном свете  можно найти в космологии всё того же  Косьмы Индикоплова: «Солнце является «присно светящимся». Луна же «овогда облачается светом, овогда совлагает доброту света. Луна не сама по естеству убывает, но зрак света своего спрятывает, егда бо приступает к солнцу, отступая же, паки являет виден». Казалось бы, Косьма правильно объясняет фазы Луны, но не тут-то было! Дальше оказывается, что Луна  не отражает солнечный свет, а использует мифический «свет первого дня творения», который Бог дал в четвёртый день, при создании небесных светил, «разместив – светлейшее в Солнце, прочее же в Луну и звёзды. Уже в те далёкие времена в Византии рукопись купца подвергалась критике и осмеянию. На Руси рукописью пользовались вплоть до 17 века, его книга была внесена в список «свято отеческих творений», но  не все доверяли фантазиям Косьмы. Официальная наука на Руси была во власти церкви и соответственно, библейского писания.  Библия в создании мифа о сотворении мира указывает, что все  небесные тела созданы творцом, а следовательно, наделены светом, данным Творцом. В древнем мире свято относились к Луне. Уже в те времена земледельцы знали о лунных приливах и отливах, и в какой фазе луны можно сеять  те или иные сельскохозяйственные культуры. Новолуние появляется на четвёртый день нового месяца, в этот день Гор приносил жертвы Осирису.
Наши предки очень внимательно следили за фазами луны. Возвращение  к прежней фазе происходит не через 28 дней, а через 29,5 суток, а оставшиеся 1,5 суток  считались межимесячием. 
В Новгородской летописи под 6713 г. написано: «Месяц осветев 8 ноции». «Н.В. Степанов полагает, что выражение «осветев» надо понимать как набирание света луною». Вычисления Н.В. Степанова показали невероятное астрономическое событие: в январскую лунацию 6713 (1206)г. 1-я четверть исполнилась на 9-тый день после новолуния.  Таким образом, первая четверть луны иногда занимала все 9 дней. Возможно, запись велась по правилам звёздно-лунного сидерического календаря, где месяц считался как тридевятое царство: 9+9+9 дней. В Древнегреческом мифе о поэзии (Пиэрах) и Музах. Девять Пиэрийских  дев носили те же имена, что и музы. Однажды Пиэры решили соперничать с девятью музами, в результате были побеждены музами. Пиэры символизируют 9 дней новолуния, Музы и Пиэры – полнолуние, 9 Муз – ущербная Луна. В сказке «Кощей Бессмертный» в обработке А. Н. Афанасьева у царя и царицы родился сын. Его качают, никак укачать не могут. Царь качает и приговаривает: «…Вырастишь большой, сосватаю тебе Ненаглядную Красу трёх мамок дочку, трёх бабок внучку, девяти братьев сестру». Сын пробудился и потребовал у царя коня ехать сватать Красу. Царь говорит: «Что ты, дитятко! …Ты всего девятисуточный!» В поисках нареченной невесты он за трое суток встречается и тремя Ягишнами и  привязывает своего коня на подворье  у первой – к  медному столбу, у второй – к серебряному столбу, у третьей – к  золотому столбу. Здесь перечислены цвета суток вечерней зари, ночи и утренней зари. Оказавшись у бабушки в стране Ненаглядной Красы, он спит ровно сутки. На второй день она добудилась Ивана и отослала  в церковь, где он встретился со своей наречённой невестой. Что бы овладеть Красой, он устраняет соперников: в первый день он одолел 6 богатырей на шести кораблях, на второй день -12 богатырей на 12-ти кораблях, третий раз -24 богатыря на 24-рёх кораблях или часах-кораблях: 6, 12, 24.  Всего от начала путешествия из родного дома до  добычи невесты ушло 9 суток, Добившись красавицы, Иван засыпает на 9 суток, в этот период Красу ворует Кощей Бессмертный. Итак, 9-ти суточный  Иван  9 суток добывал Красу, на 9 суток опять заснул. Это и есть тридевятое царство, 27 дней сидерического звёздно-лунного календаря. С каждым созвездием Зодиака и попутных с ним созвездий  Луна в течение месяца проходит некоторый путь рядом или как говорят, Луна покрывает созвездия.  В украинском фольклоре есть песня,  где  сестра  Денница – планета Венера   женит братца месяца.
«Радуе се звезда Денница,
Жени брата еяйного месяца…»
И далее, в украинской песне, приводимой Н.И. Костомаровым, находим:
«Перебор – Мисячек, перебор!
Всех зирочек перебрал,
Одну себе зирочку сподобрал:
Хочь она и маленька, да ясненька
Меж  всех зирочек значненька.»
В соединении с Плеядами, не входящими в зодиакальный круг Луна бывает каждый месяц и «покрывает» эту группу звёзд.  Интересно, что простые люди как астрономы наблюдали за ходом Луны, планет и звёзд, и отражали в своих песнях и сказках. В данной сказке Ненаглядная Краса девяти братьев сестра может быть звезда Альцион в скоплении Плеяд.



Рис. 28
Пепельная Луна.

Рис. 29

В одном из вариантов сказки о молодце-удальце упоминается девица, которая  9 дней гуляла в зелёных лугах, 9 дней спала, жила в золотом дворце, с рук с ног целющая вода льётся. Целебной водой в христианстве называют мирточение икон, а золотой дворец можно понять как церковь.
  Луна иногда  имела рассеянный свет, такое явление можно наблюдать  вскоре после новолуния. Пепельное освещение получается в результате неосвещённой прямым солнечным светом поверхности Луны  и рассеянным  отражённым светом Земли, а затем вторично отражённым Луной на Землю (рис.28).  Об этом свечении и русская сказка  «Настасья-пепельница» в обработке И.В. Карнауховой. Сюжет перекликается со сказкой «Золушка». Жила семья – муж, жена и дочь. Жена, умирая, даёт мужу свою калошу и говорит, кому она придется в пору, на той женщине женись. После смерти жены муж обошёл всё царство, никого не нашёл, а дочке Настасье  калоша оказалась в пору. Чтобы не выйти за отца замуж, дочь просит его купить платье со звёздами, платье с месяцем и платье с солнцем. Потом попросила его сделать волшебный фонарик в её рост  длиной и шириной. Отец все её просьбы выполнил. В канун свадьбы она, прихватив  платья, прячется в фонарик. Отец её не находит и в отчаянии бросает фонарь в море (в сказках море  аналог неба). Фонарь прибило к королевству, где король заставил девушку сеять золу. В неё влюбляется королевич и берёт её замуж. Ночью при так называемом  пепельном освещении видна одновременно с месяцем полная Луна благодаря солнечному освещению.  На снимке изображёно новолуние с пепельным освещением (рис.29). Это тот  «фонарик», который забросил отец Настасьи в море.
 Упоминаемые в сказке калоши – обувь уже 19 века и сложена  по мотивам  западноевропейской сказки «Золушка». Первоначальный сюжет о Золушке может исходить из следующей бытовой ситуации: девочка убежала  на бал (гульбище) без разрешения на то родителей, но всё тайное становится явным. Как бы она не пряталась и не пачкалась золой, ситуация сложилась не в её пользу.   Юноша находит  маленькую шалунью и предоставляет туфельку как доказательство  свидания. Но вместо порицания Золушки за непослушание родителей, в сказке всё заканчивается хорошо.
Калоша  в русской сказке может иносказательно трактоваться как поиск вдовцом стереотипа умершей жены,  но оставим символику женской обуви старику Фрейду. Кстати сказать, у А.С. Пушкина  повесть «Метель» перекликается со сказкой «Золушка»,  где  «Всё тайное становится явным».
Сказка «Свет Луна» в обработке И.В. Карнауховой по сюжету похожа на сказку  «Царевна лягушка». Стрела, пущенная из лука Иваном-богатырём, попадает не в болото к лягушке, а к ветхой старушке, которая настаивает взять её с собой. По просьбе самой старушки Иван называет её Свет Луна. Днём она была старушкой, а ночью – красавицей. Она достойно проходит все испытания на хорошую хозяйку: шьет рубаху, печёт хлеб. На пир к царю, Свет Луна поехала позже всех,  то есть вечером,  «…в золотой карете, кони вороные, кареты золотые». Во время танца на пиру она сделалась красавицей. Иван делает роковую ошибку, как в сказке «Царевна лягушка», только здесь он  не лягушечью шкуру сжигает, а выбрасывает  перстень Свет Луны в море. Перстень, брошенный в море, здесь символизирует убывающую ветхую луну, уходящую за морской горизонт.
В поисках Свет Луны  Иван попадает к Бабе-Яге, к которой прилетает  его возлюбленная в образе змеи. Он не смог её удержать. Во  вторую встречу с Бабой-Ягой прилетает змея, и опять Иван её не поймал. Потерпев фиаско,  Иван попадает к  старшему брату Бабы-Яги. Гостеприимный старик подал Ивану-царевичу несколько бочек еды, а потом спать уложил на 12 месяцев.   «Встал Иван-богатырь, а тот дал ему 7 бочек еды и уложил на 6 месяцев». В третий раз после пробуждения Иван съел три бочки еды и проспал  3 месяца.  Если взять количество бочек  за количество лунно-звёздных сидерических месяцев, а количество месяцев сна  за  месяцы солнечного календаря, то получается следующее число суток в году:
Бочки 7 и 3 – 10 звёздных сидерических месяцев по 27 дней.
10 * 27= 270
6 и 3 – 9 солнечных месяцев по 30 дней.
9 * 30 = 270
В 9 солнечных  входит 10 сидерических или звёздных месяцев.
В сказке Иван-царевич и Свет Луна встретятся через год и 9  солнечных месяцев. Здесь формула счёта для совмещения календарей   используется  на основе звёздного и современного солнечного  месяцев, хотя речь идёт о Луне. «Звёздный или сидерический месяц – это период обращения Луны вокруг Земли относительно звёзд. Звёздный месяц равен 27,3 суткам» (Астрономия, 10 класс).
Человечество давно отказалось от древнего, сидерического месяца и перешло на лунный синодический, имеющий 29,5 суток, в Древнем Египте,  и вообще в древнем мире, этот месяц составлял 28 суток. Позже  лунный месяц составлял 29 суток. Но даже малое несовпадение в сутках не спасало от расхождения лунного и солнечного годовых календарей. Распространённое в сказках клише: «Ищи меня за тридевять земель» имеет числовое обоснование, то есть ищи за 27 числом. Вернёмся к сказке. Старик вывел Ивана-царевича «…во чисто поле. Кинул левой рукой в поднебесье палицу, а Иван-царевич правой и хватил…». Символ: путь Солнца с востока на запад, слева направо. Старик отпускает Ивана, даёт ему советника, волшебные капли и палицу. Советник попросил Ивана выпить капель, тут подбежала ладья, и он переплыл море. Здесь вспоминается древнеегипетский миф о солнце Ра, который на ладье каждую ночь переплывает, чтобы утром оказаться на востоке.
На берегу моря Иван видит замок.  Здесь птицы ему говорят: «… не лезь в гору, не иди в замок. Всё у тебя будет, только  твоей жены, Свет Луны, не будет». Ранним утром птицы радуются солнцу, об этом и щебечут. «Нет, – говорит Иван, – мне Свет Луна нужна». Он поднялся на  гору, но его оттуда ветром сдуло. Взял он меч, начал рубить всякую нечисть. На битву прилетел самый злой волшебник. Схватил богатыря когтями и унес в небо. Иван  в небе изловчился и отрезал мечом ему голову и опять вспоминается  поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Что значит отрезанная голова волшебника? Ещё раз повторю: Эрих Церен «отрезанная» голова Луны  исчезает и возрождается каждый месяц. 
Иван продолжает поиск своей возлюбленной, наконец, обнаруживает замок,  находит  там   Свет Луну, вместе они отправляются домой, но перед ними появилось огромное море. Иван капает капли в море по рекомендации советника и появляется ладья. На ней молодая пара возвращается домой.  Ладья – тонкий серп молодого месяца.
Россия вступила в 18 век, но традиция использовать лунный календарь  еще оставались. В народе лунный календарь называли небесным, а солнечный – книжным календарём. Расхождения лунного и солнечного календаря могли составлять ровно  месяц.  «В Черниговской летописи под 1703г. также говорится о том, что «Июль – месяц небесный настал в пяток, числа пятого месяца июня (книжного)». В.Н. Татищев. А вот пример ещё более фантастический: Совмещение книжного и небесного месяца и даже даты находим в Новгородской летописи под 6644годом(1136г. от Р.Х.): «Приде Новугороду князь Святослав месяца июля в 19 прежде 14каланда августа в 3час дня, а луне небесной в 19 день». Кирик, монах с выдающимися математическими способностями восторгается, что «Оба светила присутствовали на торжестве встречи; ещё замечательнее, что 19 число книжного месяца приходилось на 19 день небесного месяца» (Д.О. Святский).


Рецензии