За тридевять земель. Магические числа
В сказке улетающая царевна говорит Ивану: « Если бы ты ещё три дня подождал…». Сидерический месяц отставал от солнечного месяца на 3 дня. И далее продолжает царевна: «… ищи меня в тридевятом царстве, в подсолнечном государстве…» или «В тридевятом царстве, тридесятом государстве». Получается, что царство живёт еще по звёздно-лунному календарю, а государство по солнечному. Б.Б. Баландинский приводит пример довольно долгого существования «тридевятого царства»: «оказалось, что в Индии в период с 6 по 11 век н.э. произошёл переход лунной астрологии с 27-суточного цикла на 28-суточный цикл. Прочем, при этом, достаточно «грубом» с астрологической точки зрения переходе, астрологические значения 27 «накхатр» (местоположений Луны) не изменились». Сидерический 27-дневный месяц настолько древний, что имел ещё магические и колдовские предрассудки, поэтому число 27 без труда перешло в область псевдонаучной астрологии.
Праздники осенних, замыкающих год месяцев будто оставили память о таинственных сидерических месяцах.
27 сентября – Сдвижение – змеи уходят в землю. Суть названия Сдвижение – сдвигается земля, где спрятались животные от грядущих зимних холодов.
В народе говорят, что «на Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как ужи в вырий идут». Змеи живут в земле, ползают по ее поверхности. Кто, как не они, призваны защищать подземное царство богини плодородия?
Народом подмечено, что весной змеи выходят на поверхность с первым ударом грома, после этого земля становится плодородной.
27 октября – Параскева Пятница, она же Макошь. К слову, женщин, которые пряли в пятницу, она превращала в лягушек.
27 ноября – Филипп (созвучен с филином). Начало поста, начало прядения. По окончании Филипповского поста сжигали соломенную куклу, как на Масленицу. То есть Филипп был настолько значимым праздником, что требовал жертвоприношения.
Сказки многих народов имеют, подобно русской сказке, свой скрытый смысл. Единственный источник информации – изустная речь. Для народа сказка была доступной, но не всегда доступной для расшифровки. Она имела множество клише вследствие устной передачи, но числовой шифр как нечто сакральное передавался слово в слово или цифра в цифру. В русских сказках, что характерно, присутствуют не опознанные в реальной жизни царства и государства, имеющие свою вычислительную систему, где выражение «За тридевять земель» больше чем в аккурат «тридевятое царство».
Загадками в числовых выражениях «жонглируют» не только русские сказки. Интересная загадка представлена в тувинской сказке. Перед младшим из шести братьев явились семь многоголовых одноглазых всадников в одежде разных цветов и на конях разных мастей. У первого на месте головы было восемь коровьих голов и на каждой из них по одному рогу. У второго – семь голов и семь рогов… у последнего – две головы и два рога. Такое же количество змеев и человеческих голов было за поясом у всадников. Описание всадников звучит как некий жреческий числовой шифр или какая-то математическая прогрессия.
В городе Таанак, на севере Палестины, археологи нашли древнее захоронение: женщина с пятью детьми. Рядом лежали восемь золотых, два серебряных, три бронзовых кольца и пять голубых жемчужин. Казалось бы, случайный набор, но эти же числа встречаются и в песнях «Младшей Эдды»: «Тогда сказала Гиафлаг, сестра Гиуки: восемь для меня самое несчастливое число на земле. Я потеряла не менее пяти мужей, двух дочерей, трёх сестёр и восемь братьев; я живу теперь одна». Соответственно, если окрасить числа в цвета из захоронения, то получается: 8 золотых колец – 8 братьев, 2серебряных кольца – две дочери, 3 бронзовых кольца – 3 сестры , 5 голубых жемчужин – 5мужей. Что означают эти числа и цвета, остаётся загадкой. Выражение «Не менее пяти мужей» настораживают: как женщина может сомневаться в их количестве? А если речь идёт о звёздном скоплении, например, Гиад, то в этом случае сложно определить их количество, но самые яркие – пять звёзд. Впрочем, смысл чисел давно утерян.
В «Историко-астрономическом исследовании» в статье Л.Е.Майстрова «Народные деревянные календари» излагается притча о царе (годе). Ему помогают четыре царя (времена года), 52 епарха (недели) и 365 домочадцев.
У Гомера в «Одиссее» читаем:
«Должно спустить на священные воды корабль чернобокий
В море ещё не ходивший; потом изберём пятьдесят два
Самых отважных меж лучшими здесь молодыми гребцами…»
Далее в честь спуска корабля перечисляются животные для жертвоприношения:
«Жирных двенадцать овец, двух быков криворогих и восемь
Остроклычистых свиней Алкиной повелел им зарезать…»
Здесь ненавящево введены календарные числа: 52 – количество недель году, 12 овец -12 месяцев, 2 быка – два солнцеворота, 8 свиней клыкастых – 8кабанов. Дикого кабана называли вепрем. Богу морей приносили жертвы каждого восьмого числа. У индусов Вритру возлежал на реках и выглядел кабаном. Бог Рудра персонифицировал ярость и грозу, это был «красный вепрь неба». Есть погодная примета: если тучи на закате имеют яркую оранжевую окраску – это к сильному ветру. Прибалтийский бог Радгост имел атрибут вепря, а так же коня и копья (все образы динамичны). Эти древние образы похожи на ветер, ураган, который формируется в море и имеет 8 направлений, подобно розе ветров.
Пифагор, как известно, увлекался магией чисел. Числа превратилась в неотъемлемую часть жреческих ритуалов и религиозных обрядовых традиций. У Плутарха в его жизнеописаниях есть упоминание об обряде жертвоприношения Тесею: «как объясняет историк Диодор Путешественник, что в первый раз он вернулся из Трезены восьмого гекатомбеона или же вследствие того, что считают это число более достойным, нежели другое: он считается сыном Посейдона, Посейдону же приносят жертвы каждое восьмое число. Восемь – куб первого чётного числа и двойной квадрат его, поэтому оно напоминает о постоянстве и прочности силы божества, которое мы зовём Непоколебимым и Земледержцем».
Здесь ещё раз хочется напомнить о почитании числа 4 в дохристианской Руси. Отмечали 4 времени года. В чистый четверг до сих пор топят бани, а сам день недели посвящён Перуну. В магическом календаре 4 молитвенные обращения к громовержцу.
Можно допустить, что на земле почиталась четвёрка – четыре стороны света и 4 времени года, на море – восьмерка – роза ветров, четыре стороны света. В древнем мире землю представляли виде четырехугольника.
Не всегда упоминаемые в сказках и легендах цифры могут говорить о секретах календаря или астрономических явлениях. Есть сказки и о денежных отношениях. В сказке «Иван-Горошко» в обработке И.В. Карнауховой отправились братья на поиски похищенной сестры. На пути им встретился старик и просил героев съесть 100 штук баранов и выпить 40 бочек вина. Другой старик попросил съесть 150 поросят и выпить 100 бочек водки; третий старик попросил съесть 200 быков и выпить 150 бочек водки. Только Ивану-Горошко удалось выполнить просьбы стариков. «Дедушка и стал его благодарить, потому что он теперь его освободил. Потому, если одного барана не доест, то делается столько же». Натуральный обмен возобновляемый. Дедушка говорил о предпочтении денежных отношений в торговле. В древние времена в качестве денег употреблялся в частности домашний скот.
Перед уходом на поиск сестры Иван-Горошко заказал у кузнеца трость в 150 пудов, за которую кузнецу в общей сложности он заплатил 15 рублей, то есть 10 пудов трости оценивались в 1 рубль. Видимо, с помощью этой трости он и смог «съесть» всех животных.
Братья Ивана находят свою сестру, на поиски которой они и отправились. Она, как оказалось, живёт у змея. «А змей открыл две двери – из одной хлеб ковригами выкатывает, из другой вино бочками». Здесь речь идёт тоже явно о денежном курсе. Денежные кружки имели одинаковый размер, вот и змей в сказке выкатывал хлеб коврижками. Бочка – уложенные друг на друга круглые монеты, но другого достоинства, чем круглые коврижки.
Братья не справляются с таким «обедом», змей их убивает и бросает в бочки со срастающей и оживляющей кровью. Последним вызволять свою сестру пришёл Иван-Горошко. На обеде с Иваном змей съедал ровно в два раза меньше и не смог таким образом одержать победу в бою (?). Возможно, разный курс рубля.
В киевской Руси основной денежной единицей была гривна. В период феодальной раздробленности свой денежный курс имели деньги новгородские, псковские, московские. В 15 веке реформа утвердила единую монетную систему: рубль = 10 гривнам = 100 копейкам = 200 деньгам. Трость это и есть сумма денег Ивана-Горошко или Грошко. Трость представляет длинный цилиндрический предмет, который рубят, отсюда – рубли, их относят к московскому денежному счёту. До появления бумажных денег использовали золото, серебро и медь. В книге А. Щелкова «Свидетели истории» есть замечательный пример неудобства использования монет в торговле. «Представьте себе, что человек, решивший сделать тысячерублёвую покупку, в 1760 году должен был иметь с собой 1 кг 308г золотой или 25 кг 850г серебряной монеты. А если он стал бы расплачиваться медью, то её потребовалась бы целая тонна». Сказка «Иван-Горошко», по сути, пародия на средневековую денежную систему. Кстати, в начале 19 века появились монеты достоинством 3, 6 и 12 рублей. Количество напоминает количество змеиных сказочных голов.
Сказка, не имеющая отношения к ритуалам, обрядам или астрономии, это задачка «Репка». Репку положили на весы. Интересно, что герои сказки выстроены по росту и весу от самого большого деда до маленькой мышки. Вначале поставили самую большую весом гирю – деда. Дед тянет-потянет, вытащить не может. Позвал он бабку – более лёгкую гирю… и т.д., не хватало нескольких граммов, чтобы вытянуть репку, поставили маленькую гирьку – мышку. Вытянули репку. Вопрос: на сколько килограммов вытянула репка?
Свидетельство о публикации №223090400977