С неба на землю

По принципу подобия  и религиозный обряд, и сказка  берут своё начало в бытовых отношениях. Семейство сказок о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде кроме календарной символики имеет элементы обрядовости, закона престолонаследия и бытовых человеческих отношений. В основу сказок положен случай из реальной жизни. Борьба за отцовское наследство иногда оборачивалась братоубийством, но сказочник всё исправляет, следуя закону жанра: оживляет убиенного юношу и делает его наследником отцовского царства. Младший сын в семье – наследник недвижимости своих родителей. Он обязан присматривать за престарелыми родителями. Эта традиция исходит из житейского опыта:  младшие сыновья дольше остальных братьев остаются в семье, а старшие успевают к тому времени обзавестись своей семьёй и своим подворьем. В сказках старшие не любят младшего брата, убивают с целью занять место последнего и получить в наследство недвижимость.
Отсечение голов напоминает варварское установление, существовавшее у малабарских князьков.  Оно именовалось «властью, купленной ценой отсечения головы».  Человек, снёсший голову,  наделялся властью на пять лет.  В сказке отрубленные  молодцем змеиные головы могли означать  право наследия престола, поэтому он  прятал их под камнем в качестве доказательства своего геройства и права на власть.  «На Руси, когда захваченные в плен Гунн и Ярмерик убили князя и княгиню, славяне пустились в бегство за ними и кричали, чтобы они возвратились и правили вместо убитого князя, но беглецы, не понимая их языка, скрылись вдали» (Дж. Фрэзер «Золотая ветвь»).

Зимний солнцеворот. Весеннее равноденствие

Рождество, как и рождение Солнца,  приходится на зимний солнцеворот. В древнем мире было принято сопровождать это астрономическое событие рождением или пробуждением бога Солнца. Одним из таких известных божеств был Митра.  Солнцеворот или, как в народе говорят поворот на лето – это первая встреча весны. Прежде весны надо дождаться зимнего солнцеворота. В сказках о зимнем солнцевороте участвуют  безногие и слепые герои. С первой встречей весны  в конце сказки увечье исчезает: у них вырастают ноги и они прозревают. Герои сказки аналогичны солнечным дням: в течение года они, то укорачиваются, то удлиняются. Сказка «Матюша Пепельный» в обработке А. Нечаевой  имеет западноевропейские корни и связана с праздником Пепельной средой – аналогом Масленицы у католиков. По прошествии  48 дней от Пепельной среды начинается Пасха – новый год по лунному календарю. В сказке Матюшу прозвали пепельным за то, что он спал на задворках в пепле.  Герой сказки  отправляется в поисках лучшей доли, куда глаза глядят. В лесу он спасает от дождя птенцов птицы Магай. Она в знак благодарности указывает место под дубом, где находится кувшин с волшебной водой, испив которой, Матюша становится непобедимым.  Царь берёт его к себе водовозом, а спит Матюша на задворках в пепельной золе. Прознав о его невероятной силе, Царь берёт его с собой на корабль, и они отправляются за невестой-богатыркой. Царь, как положено жениху, должен был показать свою силу перед сватовством, но всё за него выполнил Матюша. По совести говоря, Матюша в честных состязаниях  завоевал себе невесту. На корабле, на обратном пути он засыпает. По указке царя Матюше отрезают ноги, он падает в море, выбирается на берег, а ноги из рук не выпускает, катится по дороге. В пути он встречает слепого, тот сажает Матюшу в котомку, и они отправляются к заветному дубу испить волшебной воды. Герои сказки безногий и слепой – короткие декабрьские дни,  самые серые и слепые, а солнце уже не ходит по небу, а «ползет» практически по горизонту, подобно безногому Матюше Пепельному. Поэтому слепой идет в паре с безногим. В конце сказки Матюша прирастил себе ноги, а слепой прозрел благодаря целебной  воде. Начиная с зимнего солнцеворота солнце «идёт» и  набирает силу. Обряды, связанные с птичьими лапками продолжаются до весеннего солнцеворота. Встреча весны имеет много птичьих символов, это связано с прилётом пернатых. В народе, привлекая приход Солнца, 21 апреля бросали куриные лапки на крыши своих домов, дабы помочь Солнцу быстрее прийти. Птичкам и их лапкам, например курам, жаворонкам ранней весной  уделяется много внимания. Даже у  бабы Яги нога была костяная или гусиная, да и избушка на курьих ножках.
У А.Н. Афанасьева можно встретить сказки «Безногий и слепой», здесь главных героев так же делают увечными, затем с помощью целебной воды они  прозревают и наращивают ноги. В поисках целебной воды герои находят избушку бабы Яги. Она знает, где находится озеро, но не показывает, ведёт себя враждебно. Силой герои выведывают местонахождение этого озера и исцеляются.
Судя  по древним славянским обрядам Яга имела непосредственное отношение к годовому календарному кругу и олицетворяла зиму. В Македонии ее называют Баба-Рога.  Атрибут Яги – помело, которым она поднимает метель.  Первая встреча весны приходится на зимний солнцеворот, когда солнце начинает свой обратный путь на лето. У словенцев  во время встречи весны водили Юрия (Ярия) Зелёного:

Зелёного Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Бабу-Ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!

В Крещенский вечер  во время обхода по деревне  кто-то из группы приделывал себе деревянную ногу и ходил прихрамывая. Живет  Яга  за морем, за огненной рекой, иначе за горизонтом, где живут Солнце, Луна и часты звёзды. Сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола» из сборника А.Н. Корольковой раскрывает похоронный   обряд и  обряд, связанный с умиранием и воскрешением божества растительности. Владея одним пёрышком, Марьюшка умела вызывать Финиста-ясна сокола.  Финист ещё долго бы к ней прилетал, но её сёстры воткнули ножи в окно. Израненный и окровавленный,  он сказал своей возлюбленной последние слова: «Тогда меня найдёшь, когда трое пар башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвёшь». Марьюшка идёт на поиски Финиста. Она берёт железный посох, обувается в железные башмаки,  берёт железный колпак и идёт искать любимого. Железо  не изнашивается. Это путь на тот свет. Покойника  одевают, обувают, помещают рядом с ним горшок с пищей, а в традициях погребения в Древнем Египте, кроме всего прочего, кладут посох. Покойнику предстоит нелёгкий путь. Сказочник показывает  путешествие девушки в потусторонний мир,  где подобно древнегреческим героям, спускающимся в  мёртвое царство Аида.
Марьюшка износила три пары  башмаков, изломала три железных посоха, порвала три железных колпака. В поисках своего возлюбленного ей помогают три бабы-Яги. Первая  Яга отсылает её в тридевятое царство, где царица-волшебница опоила его зельем и женила на себе и дарит Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко, которое само будет катиться. «Станут покупать – не  продавай. Просись Финиста-ясна сокола повидать». Вторая баба-Яга подарила серебряные пяльцы и золотую иголочку. Третья Яга подарила Марьюшке серебряное донце, золотое веретёнце. По пути Марьюшке встречается  серый волк и предлагает себя в качестве коня. Она садится на волка,  он довозит её до хрустального дворца, где живёт, вернее, спит Финист-ясный сокол. Волк здесь указывает юг и соответственно держит путь на зимний солнцеворот, где солнце «засыпает». Жена Финиста-ясна сокола в обмен на разные диковинные вещи, которые были у Марьюшки, разрешает ей побыть три ночи в его опочивальне. Марьюшка выкупила своего возлюбленного из мира мёртвых с помощью мудрых старух и забрала его на свет божий. Три дня зимнего солнцеворота она будит своего возлюбленного.
Имя Финист  созвучно с птицей фениксом. Птица способна возродиться из пепла. Ясный сокол, вероятно имеет отношение к божеству солнца и растительности как славянский  Ярило, но личная жизнь складывается как у Адониса. У него  тоже были две возлюбленные: одна под землёй, в царстве Аида, – Персефона, другая – Афродита – на земле. У  Феникса тоже две жены. С одной он живёт в зимнее время, где в основном спит, у другой бодрствует, дарит свет и тепло. Обряд  оживления Финиста – солнце  перекликается с весенним обрядом, цель которого  разбудить божество растительности.
У разных народов были свои божества и свои обрядовые особенности пробуждения природы. Засыпание и пробуждение юноши  в  древних обрядах, находит своё отражение в русских сказках и исходит из наблюдения за процессами  умирания и воскрешения природы. В сказке отразился тот же обряд пробуждения юноши. В роли спящего солнца могла быть и девушка, это указывает на более древний обряд. Фрезер в «Золотой ветви» описал ряд весенних обрядов, связанных  с засыпанием и пробуждением природы.   Девушка имитирует засыпание, а юноша её будит и становится её суженым.
Древнейшие оседлые цивилизации  знали, что весеннее солнце  приносит тепло, благотворно влияет на почву земли. Обрядовые   майские праздники в древнем Риме посвящались весеннему божеству Аттису. В парфянской мифологии  бык, пронзенный мечом Митраса, служил аллегорией плодотворного влияния солнечных лучей на темную землю. В мифе – ритуал орошения земли кровью жертвенного животного. Бог плодородия, к примеру,  Дионис представлялся в образе быка, вола, поэтому в одном из вариантов мифа, он превратился в быка и его принесли в жертву.    В Египте Апис (бык) был представителем солнечного бога Осириса на земле. У финикийцев и халдеев солнце обоготворялось под именем Ваала в образе чёрного быка. У кельтов статуя бога Солнца Долихениуса стоит на чёрном быке – символе земли. Обработка земли в древности производилась на быках, волах, их животный образ формирует представление о богатырской силе, которая ярит землю. Герои сказок носят имена Ивана Быковича или надевают на себя воловью шкуру, но под каждым сказочным земледельцем-богатырём скрывается божество плодородия. 
В русской сказке «Иван - вдовий сын» в пересказе А.Н. Нечаева заехали  в лес мужик  с пасынком Иваном. В лесу мальчика ворует шут и уносит к себе в работники. У него Иван находит волшебного коня – Сивку-Бурку – Вещую каурку. Конь указывает место в земле под передними копытами, Иванушка окунает туда руки, они становятся по локоть в золоте, у задних копыт окунает ноги, становится по колени в серебре, пьёт из хрустального колодца живой воды. Эти сказочные символы указывают на превращение Иванушки небесное в божество Солнца – Ярило. Конь велит ему прихватить   мешки с золотыми яблоками из сада шута. Иван мчит во весь опор, за ним гонится шут. В погоне, пролетая на коне через огненную реку, то есть через границу жизни и смерти, шут сгорает, у Ивана сгорает только одежда. Он, обнажённый, как   заново рождённый выходит  из огня,  идёт по земле убивает вола, одевается в его шкуру (суть превращения в божество плодородия). Приходит Иван к царским воротам, а там народ собрался, слушают царского гонца: «Ищет царь таких садовников, чтобы в первый день сад насадили, на другой день вырастили и чтобы на третий день в том саду яблоки созрели…». Иван вызвался сотворить такой невероятный сад. Он сажает золотые яблоки, сидя верхом на  Сивке-Бурке – Вещей Каурке. Конь копытом землю поднимает,  Иван  яблоки бросает.  Выполнив свою работу, Иван прилёг под деревом и уснул в шкуре быка. Наталья-царевна замечает прекрасного юношу  и надевает на его палец своё кольцо.
У славян был такой обычай: в дни пробуждения природы парня одевали в одежду, украшенную зелёными листьями. Он должен изображать спящего бога растительности. Девушка, которая хотела выйти за него замуж, подходила к нему, надевала кольцо на палец, и он просыпался. Сказка демонстрирует  обряд, связанный с  браком Натальи-царевны – Земли   с солнечным божеством весеннего плодородия Ярило. В сказке получилась несимпатичная картинка: бык сидит верхом на коне! Но на коне весеннее божество света обретает черты доблестного  героя-воина, его конь – плодородная сила. Весной божество плодородия оживает, восстаёт из мёртвых возможно, поэтому  в некоторых древних традициях в шкуру зашивали покойников. Оживление после долгой зимы божества растительности демонстрировалось, вероятно, в ритуальных действиях: тело бога «находили» мёртвым до прихода готовой к оплодотворению Земли, она будит, оживляет  его и становится его супругой. Волшебный конь в сказке  играет роль мотыги, чтобы посадить золотые яблоки. Понятно, что конь в сказку пришёл позже, а сажает яблоки вол, ибо благородный конь никогда не был и не будет мотыгой и вол никогда не взгромоздится  на коня. Когда божество плодородия полностью освободится от шкуры и обретёт облик бога, тогда и конь ему будет в пору.
В народе говорят:  «Ярило ярит землю» или «Ярило расхаживает по земле на белом коне. Там, где наступит, цветы распускаются, трава поднимается», то есть роль женского божества плодородия не очень-то афишируется. Это говорит о  героическом патриархальном периоде, который отразился   в устном народном творчестве. Жизнь Ярило в качестве солнечного бога плодородия коротка.  В дни летнего солнцеворота семя, брошенное в землю, не дает урожая. Это указывает на то, что иссякли у Ярило  плодородные силы, он умирает, и его, в соответствии с древним похоронном обрядом, сжигали. В сказке показан  обряд инициации: герой пересёк огненную реку, отделяющую мир мёртвых от мира  живых, пришёл с того света. Он обновляется огнём и возрождается  в новом образе бога. Обряды  похорон  Ярило проходили у славян весело, потому что верили: на следующую весну  усопшее божество возродится и  придёт опять. Похороны Ярило отмечали на летний солнцеворот на Купалу. До принятия христианства праздник называли Ярилин день.
Гай Плиний Секунд Старший в «Естественной истории», исследуя описания жизни гипербореев  других авторов, пишет: «Те, кто помещает их в ином месте, где полгода светло, передают, что утром гипербореи сеют, в полдень жнут, на закате срывают плоды, а ночью скрываются в пещерах». Сказочный сад,  созданный сказочным Иваном в три дня,  оказался более правдоподобным, чем пример из «Естественной истории».

Астрономическая карта. Фрагмент.

                Рис.33

Сказки  с участием Царь-девицы могут иметь, кроме магической и астральную информацию. В одном и вариантов сказки «Царь-Девица» в обработке А.Н. Афанасьева даётся представление о том, по каким созвездиям можно наблюдать начало весеннего равноденствия и как найти разницу между Московским и Всемирным временем.  Главный герой –  Василий-царевич. В русском фольклоре Василий – Власий или Велес. Божество как земного, так и небесного происхождения. Велес – месяц, который пасёт звёзды (овец). «…пастух небесных стад – рогатый месяц получил название главного Волоха, Волоса или Белеса». «…Свирель дали и Велесу – месяцу, и певцов зовут велесовыми внуками» (Д.О.Святский). Сюжет основан на сказках о суточном вращении Земли, где главные герои – Солнце и Месяц. Василий-царевич стремится взять в жёны Царь-девицу – Солнце. В сказке он, скорее наблюдатель за ночными светилами, астроном, но в соответствии с сюжетом наделен функцией месяца.
Василий-царевич отпускает  из заточения на волю льва, ворона и змея. Они обещают ему помочь в трудную минуту.  По родительскому уговору  Василий-царевич должен жениться на Царь-девице, но как только невеста приближалась к нему на кораблях, дядька втыкал ему в волосы медную булавку и тот засыпал. В итоге Василий-царевич решил сам отправиться на поиски своей суженой. Он идёт по лесу, на ветке сидит ворон и говорит ему обидные слова, что, мол, проспал свою суженую. Василий, недолго думая, подстрелил ему крыло и пошёл дальше. В дорогу его снаряжает Ивашка – белая рубашка  находит ему волшебного богатырского коня и доставил Василия ко льву.  Старый  царь-лев просит своих семерых сыновей поднять ему веки железными вилами, чтобы увидеть гостя. Наутро лев отправил его к змею, а змей к ворону. Ворон берёт Василия-царевича на крылья взмывает с ним в поднебесье и оттуда бросает в море, затем вытаскивает и становит на сушу. Это урок за сломанное крыло. Тут ему конь говорит: «Крепче держись, Василий-царевич! Надо в три часа, в три минуточки поспеть в тридесятое царство. Под то царство подступил Иван русский богатырь рожа шитая, нос плетёный, язык строченый, ноги телячьи, уши собачьи. Если не поспеем в три часа, три минуточки, то возьмёт царь-девицу за себя». Три дня Василий-царевич и Иван вели сражение. Василий побеждает и берёт в жёны Царь-девицу. В сказке раскрывается секрет, как найти небесный 12-ти часовой ночной  меридиан. Суточный ход звёзд происходит  вследствие вращения Земли вокруг своей оси  за 24 часа. Таким образом,  по звёздам можно определить  время ночной части суток (рис.33), отталкиваясь от условной точки отсчёта.  Василий-царевич посещает вначале созвездие Льва с семью  звездами – сыновьями. Голова Льва находятся на девятом часовом меридиане, в той же небесной точке  через три часа появится 12-ти часовой меридиан, отмеченный «подбитым» крылом созвездия Ворон, крыло условно касается нулевого меридиана или Гринвича.  Между созвездием Льва и Ворона проходит самое длинное в 3 часа созвездие Гидры в сказке Змея и указывает на трёхчасовую разницу между Московским и Всемирным временем. Таким образом, речь может идти о нахождении расстояния часовых поясов  по созвездиям. Учитывая ретроградное движение, сам двигаясь в том же направлении, Василий-царевич  на своём коне выдерживал точное время 3 часа, пока Лев не уступит место Ворону  в заданной точке неба. Василий-царевич сражается с Иваном-богатырём рожа шитая, нос плетёный, язык строченый, ноги телячьи, уши собачьи.  Это шифр созвездия Орион, который правильно нужно читать: уши телячьи (Телец над созвездием), ноги собачьи – созвездие Большого Пса – снизу. Созвездие Ориона на весеннее равноденствие ближе к полночи уходит за горизонт, то есть, «в Солнце».  Царь-девица  (Солнце)  определяет приход Василия-царевича – месяца  по портрету, находясь на  обратной стороне Земли.  Упоминаемые портреты  в сказках астрономического типа  это противостояния равных  частей суток, а их символы – Солнце  и Луна. Сказка создавалась уже как минимум в петровское время, в эпоху расцвета кораблестроения и мореплавания.  Неведомый автор сказки вместе со сказочным героем Василием-царевичем, судя по всему, уже умели определять «небесные грады».
Расстояние между Всемирным временем и Московским тоже   составляет 3 часа. Так, начало третьего тысячелетия приходилось на зимний солнцеворот 21 декабря 2000г. в 13час. 37 минут по Всемирному времени и 16 час 37 минут по Московскому времени.
Созвездие Льва находится западнее Ворона, часовая разница составляет 3 часа, 3 минуточки. Весеннее равноденствие, предположим, в сказочном году началось в 24часа, 3 минуточки по Всемирному времени, что соответствует 21 часу, 3 минуточкам по Московскому времени. Таким образом, разница составила 3часа, 3 минуточки. Эта сказка оставляет за собой доказательство  знаний о небесных меридианах и поясных часах, их привязки к созвездиям. Три  минуточки, вероятно, добавлены сказочниками для благозвучия.
В  средневековье и в более поздние времена   к звёздам  обращались путники и мореплаватели, ориентация по звёздам была довольно развита. Купец и путешественник Афанасий Никитин, будучи в Индии, решил отпраздновать  русскую Пасху. Не имея перед  собой календаря, он определил время великого праздника по созвездиям. «Волосыни да Коло в зорю вошли, а Лось стоит головой на восток». Волосыни – Плеяды, Коло – Орион, Лось – созвездие Большой Медведицы. Если посмотреть на изображение ночного неба в дни весеннего равноденствия, то запись А. Никитина подтверждается: Орион скрылся, в сказке был побеждён Василием-царевичем,  Плеяды исчезли ещё ранее, а ручка ковша Большой Медведицы направлена на восток.
В древнем Риме образ равноденствия ассоциируется с весами как равными частями суток – дня и ночи. Наблюдая за осенними созвездиями, Сенека в  1 веке н.э.  в трагедии «Геркулес в безумии»  пишет:
«Иль когда часы удлинятся ночи
И Весы, сравнив чаши, примут снова,
Жаждущие сна, колесницу Феба…».
Вероятно, в Древнем Риме по восходу созвездия Весов определяли равноденствие.

В сказках о весеннем  равноденствии конь становится астральным священным животным, но никогда не тягловым или помощником землепашца, как бык. Часто встречается конь Сивка-Бурка вещая каурка. По описанию конь – вещее  животное, которое использовалось жрецами в качестве предсказателя. Вероятно, Сивка-Бурка действительно, легендарный конь. В польской сказке «Конь-предсказатель» в переводе А. Акимовой описан древний  обряд. В языческие времена в Волине было четыре капища (храма), посвящённые Триглаву. Вокруг статуи Триглава стояли столы для собраний.  В одном из этих храмов в пристройке находился вещий конь по кличке Сивка. Он должен предсказывать исход каких-то важных событий, предсказывать погоду, урожай и т.д.  За ним присматривал старый жрец. «Свою важную и необычную роль Сивка исполнял во время особого обряда. На земле перед конём клали девять копий, одно возле другого на расстоянии локтя. Затем старый жрец проводил Сивку через эти копья. И если конь проходил, не коснувшись копытом ни одного копья, это принималось как доброе предзнаменование; если же хоть одно копьё было задето, это считалось дурным знаком».
Жрец так объяснял служителям капища: «Сивка – священный конь, он послан самим Триглавом. Это по указанию божества он говорит «да» или «нет». Сам Триглав вещает через него». То есть конь вещий. Отсюда, из славянского обряда, связанного с конём-предсказателем в русском фольклоре возникает образ Сивки-Бурки Вещего Каурки.
У  славян при храмах был вещий конь, он мог быть, согласно сказке любой масти – сивой, бурой или каурой. Можно предположить, что в кличке волшебного коня собраны все доступные для обряда масти кроме вороного. По одной из версий Сивка, Бурка и Вещий Каурка – три коня. Сивка, то есть практически белой масти  конь, предназначался старшему сыну в семье, воину. Бурка коричневой масти конь доставался среднему сыну – землепашцу. Вещая Каурка (Карий цвет) – жреческий конь, наделенный магической силой, за которым  присматривал младший сын – жрец. Отчасти версия оправдывается тем, что в патриархальном обществе мир делился на три части и соответствовал трём социальным группам: воинам, жрецам, земледельцам. Воины восседали на белых конях, земледельцы владели бурым конём, жрецы – посредники между небом и землёй – владели вещим конём. Вещий Каурка един, как един Триглав. Судя по польской сказке, коню давалось одно из священных имён.
Ожидание весеннего равноденствия  в русских сказках связано с волшебным конём – Сивкой-Буркой Вещим Кауркой. Волшебный конь присутствует в народных сказках,  таких как  «Иван – вдовий  сын», «Свинка – золотая  щетинка, утка – золотые  пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь».  В сказке «Сивка-Бурка» в обработке М. Булатова Иван караулил вора на пшеничном поле, как и в следующей  сказке, где Ивану пришлось сидеть  три ночи на могиле своего отца. Речь идёт о важности  соблюдении исполнения последней предсмертной просьбы и последующей награде от покойного. Иван заслужил волшебного жреческого коня Вещего Каурку. Во всех вариантах сказки используется один и тот же приказ Иванушки: Сивка-Бурка Вещий Каурка, встань передо мной, как лист перед травой.
Иван входит в ухо Вещего Каурки в плохой одежде, выходит из другого уха добрым молодцем. Войти в одно ухо, выйти из другого уха – уметь слышать, в данном случае, пророчество. Ведь входил он в ухо жреческого вещего коня и указывал на день весеннего равноденствия и обряда встречи солнца. Образно говоря, сказочный герой, вероятно, жрец,  с третьей попытки допрыгнул до царевны и забрал у нее пылающий перстень.
 Судя по сказкам, при языческих храмах была своя примитивная «обсерватория», свои метки, на которые должны падать лучи солнца в особые дни солнцеворота. Во Франции, к примеру, в городе Шартре,  даже в христианском  готическом христианском соборе, до сих пор в полу  вбит гвоздь. На весеннее равноденствие из окна собора на этот гвоздь попадает луч солнца.
В сказку «Свинка - золотая щетинка, утка - золотые пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь» в обработке А.Н. Афанасьева  собраны обряд инициации юноши, демонстрация встречи весеннего равноденствия, шифры годового и зодиакального круга.  Отец перед смертью наказал трём своим сыновьям: «Дети мои любезные! Ходите три ночи на мою могилу сидеть». Старшие братья просят младшего Ивана провести  у могилы  отца все три ночи. Таким образом, только младший брат  прошёл инициацию – стал настоящим мужчиной. В награду покойный отец благословил его и подарил три конских волоса. Иван вышел в заповедные места, поджёг-припалил три волоска и крикнул: «Сивка-Бурка, Вещий Каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».
По сюжету сказки вещий конь трижды пытается достать окна царевны. В третий раз Иван достигает своей цели. Сидящая у окна царевна ударила Ивана в лоб золотым перстом. Явно речь идет о древней обсерватории, где луч солнца попадает на некий предмет в проёме в день весеннего равноденствия. Можно в своем воображении даже воссоздать эту обсерваторию: это строение из брёвен с оконным проёмом, который находится под особым углом к солнечной эклиптике. Здесь же присутствует и вещий жреческий конь,  строение принадлежит  религиозному культу, а сам Иван – жрец.
В другой сказке, чтобы жениться на царевне, Иван с помощью вещего коня добывает по указу царя уточку – золотые  пёрышки, свинку – золотую  щетинку с 12 поросятами и кобылицу золотогривую с 12 жеребятами. Перед каждым подвигом Иван делал жертвоприношения: угощал птиц мясом от туш старых кляч. Можно предположить, что уточка  с золотыми перышками символизирует солнечный и лунный свет, то есть сутки.   Свинка золотая щетинка с 12 поросятами может символизировать 12 месяцев или знаков зодиака. Кобылица золотогривая с 12 жеребятами – солярный знак, впрочем, может быть и зодиакальным.
Начало весенних посевных работ для земледельцев тесно  сопряжено с  приходом  весеннего солнца. Сказки, раскрывающие эту тему, изобилуют приметами и обрядами, которые из  старины глубокой дошли до наших дней благодаря устному народному творчеству.
В сказке «Хрустальная гора» в обработке А.Н. Афанасьева Иван-царевич за доброе дело обрёл способность превращаться в сокола. Он прилетает в тридесятое царство, которое наполовину втянуло в хрустальную гору. Охраняя царевну, он вдруг увидел золотого козла, погнался за ним, а царевну  в этот момент похитили. В сказке сокол – солнце. Царевна – плодородная земля. Золотой козел – созвездие Козерога, его месяц – январь. Соколу-Ивану не удалось  догнать козла. В созвездии Козерога солнце должно быть молодое, а в декабре Иван олицетворяет старое солнце.  Поэтому в сказке он  переодевается в старика, а сюжетная причина переодевания  в том,  чтобы его не узнал царь – отец похищенной царевны. Иван  нанимается к нему пасти стадо коров. Первый раз прилетает змей о трёх головах и требует отогнать ему трех коров, но царевич отвечает: «Не жирно ли будет? Я сам в суточки ем по уточке…» рубит змею три головы и пригоняет стадо домой. То же  он делает с шестиглавым  змеем.  Перед тем, как убить змея о 12 головах, Иван-царевич превращается в муравья, проникает через трещину в хрустальную гору, где царевна ему подсказывает, как убить змея, который её похитил: «Живёт он на батюшкином озере. В том змее сундук, в сундуке – заяц.  В зайце – утка, в утке – яичко, в яичке – семечка». Надо достать то семечко, тогда хрустальная гора исчезнет и царевна освободится. Иван-царевич добывает у пораженного им  змея сундук, зайца, утку, яйцо, достаёт   семечко и  поджигает,  хрустальная гора тает.  Иван становится молодым и красивым царевичем – Солнцем, который растопил снега, возвратил девицу – плодородную землю, и они обвенчались.
Змей о 12 головах – год, заяц – месяц, утка – сутки. Семечко в яйце указывает на земледельческий  символ,  готовность к полевым работам. Иван  сжигает  семечко. Возможно, сжигание семечка простое дополнение народной фантазии, но возможно это действие можно отнести к обряду жертвоприношения перед посевом. Факт жертвоприношения  подтверждает не весенний, а  рождественский обычай  у западноевропейских славян. В канун Рождества в жилище из леса приносили чурбан, выливали на него сметану, яйца, масло, обсыпали зерном, потом били его прутьями, приговаривая, чтоб в новом году было много сметаны, масла, яиц, зерна.  Чурбан  обжигали в печи, а оставшуюся головешку, остудив, бросали под кровать до следующего года. На Руси в Рождество ранним утром люди ходили в гости, пели христославные песни и разбрасывали по избе зерно.
Иван-царевич по сюжету сказки превращается в муравья. В народе примечали: если весной муравьи массово выходят на поверхность, то земля прогрелась и готова к посевной.

Осеннее равноденствие
В народном календаре 11 августа Калинник или Калинов день. Обряды и сказки указывают, что Калинов день отмечался либо как сретенье лета и осени либо как осеннее равноденствие, если вспомнить празднование зимнего солнцеворота 9 декабря в 16-17 веках.  В сказках события перехода из лета в осень воспринимается, как переход по калиновому мосту, из мира  живых в мир мёртвых. Сочетание калинов мост  и река Смородина приобрели в фольклоре нечто красивое и романтическое, эти образы использовались в свадебных обрядах, где невеста переходит  мост из девичества в жизнь замужней женщины. По поводу свадебного обряда А.А. Потебня собрал достаточное количество свадебных песен, не буду их цитировать, связанных с переходом по калиновому мосту. На осеннее равноденствие, как и  на Святки люди гадали. Был обычай спрятаться под мост и слышать чей-то разговор: о чем будут судачить, то и сбудется.  Так в одной из сказок три брата по очереди ходили под мост подслушивать. Вещие люди на мосту исполнили братьям их желания. В этот день по народным поверьям на могилах ходят приведения, слышны вой, свист и бегает белый конь. Достаточно вспомнить сказку «Сивка бурка», где Иван три ночи ходил на могилу отца. Покойный отец выходил из могилы, общался с сыном, затем дарил ему вещего коня или три волшебные волосинки. В народных сказках встречаются живые с покойными, угощаются. Осеннее увядание природы трансформировалось в народном сознании как встреча двух миров: мира живых и мира мёртвых. Случилось как-то одному парню поздно домой возвращаться. Навстречу ему идёт приятель, десять лет как помер. Покойник пригласил его к себе выпить по чарке-другой и просит у него в гостях остаться, но живой парень настоял на своём. Тогда  мертвец дал ему своего коня. Проснулся утром живой парень и видит, что под ним не конь, а могильный камень.
В стародавние времена крепко дружили два друга и договорились звать друг друга на свадьбу, чтобы не случилось. Но один друг умер, а второй собрался жениться и отправился на могилу друга пригласить его на свадьбу. Вдруг могила открылась, и появился умерший друг. Он пригласил его к себе, и они начали кутить. Так прошло триста лет. Приходит жених на свадьбу, а деревни уже нет, приходит к священнику, уже не тот, поискали они по книгам, нашли, что жил он 300 лет назад, а невеста не дождалась и вышла замуж за другого парня. Конечно, всё сводится к порицанию пьянства, но  нельзя  отрицать свидетельства обряда поминания покойников в этот день. Обряд походил на обильные тризны у могил покойных.
Излюбленное место боя наших героев Калинов мост. На этом мосту вели смертельный бой со Змеем Горынычем Иван Быкович, Илья Муромец, Иван крестьянский сын, Иван Попялов. Мост становится неким символом перехода как календарных, так и исторических событий.
 Калин мост упоминается не только в обрядах, сказках и в былинах, но и в русской балладе, например, «Девушка бежит из татарского плена», девица убегает из плена, останавливается у Дарьи-реки и кричит:
«…Ещё есть ли по тебе калины мосты?
Ещё есть ли по тебе рыболовщички?
Ещё есть ли по тебе перевозчички?»
В русском фольклоре упоминается калин мост как особенный,  который врезался в народную память. Из чего он сделан? Ветви калины тонкие, непрочные, может из калёного железа, что ближе к реальности?  В стихотворении ударение ставится на первый слог и получается не куст, не железо, а имя собственное. Войска  хана Калина, идущие с востока, как-то переходили реки? Исторических сведений по этому поводу нет. Отчество Калина Смарадонович перекликается с названием реки Смородина. Некоторые исследователи обобщают слова смородина и смрад, тогда откуда смрад? Этот вопрос поднимать не будем за отсутствием каких либо  исторических свидетельств.
Обратимся к другим историческим фактам  лета 1223года. Нашествия монголо-татар в самом разгаре, в былинах отразились имена Мамай, Батый, Калин.  В былине «Илья Муромец и Калин-царь» рассказывается о героизме  Ильи на поле боя с войском Калина и бесславном проигрыше, так как Муромец пошёл  на врага один, а его братья-богатыри не захотели участвовать в сражении, образно проспали. Объединению в борьбе против общего врага мешала феодальная раздробленность и низкая мотивация. Даже князь Владимир не хотел портить отношения с Калин-царём. В былине Илья вырывается из плена, берёт стрелу каленую и метит в шатёр с богатырями, те проснулись, а их было согласно былине двенадцать, Илья тринадцатый и все вместе одержали победу над Калиным, взяли его в плен, доставили князю Владимиру и они подписали мирный договор.  Как бы то ни было, но татары не вошли в стольный Киев-град. В былине рядом с именем Калина-царя присутствует слово собака. Это  тотемное животное его рода. В былине князь Владимир пишет грамоту повинную:
«Ай же ты, собака да и Калин-царь!
Дай-ка ты поры-времечка да три года…»
Здесь собака не оскорбление, а уважительное упоминание его рода, его тотемного животного. В сказке вслед  за чудо-юдом идёт черный пес, ощетинившись. По сюжету сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» в обработке М. Булатова   Иван и два брата  отправляются на борьбу с чудо-юдом на Калинов мост, что лежит через реку Смородину. Старший брат  спит под мостом, переезд не сторожит.  Младший брат Иван будит – не добудится. «Вдруг  на реке волны взволновались, на дубах орлы закричали – выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину  калинового моста – конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился».  Три ночи  Иван бьется с многоголовым змеем по прозвищу чудо-юдо.  В первую ночь Иван рубит чудовищу 6 голов, вторую ночь рубит 9 голов, в третью ночь – 12 голов. Братья все битвы проспали. Иван проигрывал третью битву, он трижды пытался разбудить братьев, бросая по избушки две рукавицы и шапку. Наконец, добудился. Вместе они смогли  одолеть чудо-юдо. В былине исход сражения заканчивается будто  бы победой Ильи и его дружины, но мирное соглашение между Владимиром и Калиным допускают некое разночтение. В сказке братья с победой уходят с поля боя, но их начинает преследовать мать-змеиха убитых её сыновей в образах чуда-юдо. Есть ощущение, что братья спасаются бегством. В сказке есть календарные границы, в рамках которых могли происходить эти исторические события. В народном календаре после Калинова дня – 12 августа Сила и Силуян, то есть, богатырь, охраняющий некую границу.  Далее сказка наполнена символами христианских праздников. Невестки-змеихи и мать-змеиха вредят  Ивану и его братьям,  вносят свои негативные коррективы, связанные с приходом осенних календарных праздников – тремя  Спасами.
Сказка  придерживается календаря: Калинов день 11 августа. Три дня Иван-царевич сражается со змеями.  Жёны-змеихи убитых чудовищ решают отомстить Ивану и строят ему разные козни. Первая змеиха обернулась колодцем с мертвой водой (14 августа – водосвятие), вторая змеиха обернулась яблоней, и братьям, откушавшим яблоки, грозила смерть (19 августа, яблочный Спас). Третья обернулась ковром, который сожжет братьев, если они на него лягут (29 августа Ореховый спас или Спас на полотне). Иван быстро распознаёт  их хитрости.   Он рубит змеих в образе колодца с водой, яблони и ковра. В сказке Иван-царевич спасает от гибели своих братьев, то есть, выступает в роли спасителя (Спаса). Исходя из сюжета былины  и сказки, Илью Муромца (сказочного Ивана) можно считать спасителем христианского мира. В былине Илья первым осознал, масштаб трагедии для православной Руси власть варваров-иноземцев.
 Мать – старая змеиха пригрозила всех богатырей проглотить, если первые три плана не сработают. Далее, спасаясь от погони Матери-змеихи,  братья прибегают к кузнецам  Кузьме и Демьяну (14 ноября), они прячут их за двенадцатью железными дверями.  Змеиха пролизала 11 дверей (ноябрь 11-тый месяц в году). Над 12 дверью села отдохнуть, но Иван  ударил её о камни, и она разлетелась прахом. За 12 дверью,  9 декабря, отмечается праздник  Георгия Победоносца и Егория (Юрия) Холодного. В сказке «Иван Попялов» в погоне змеиха просовывает язык в дверную щель, кузнецы бьют по нему молотом и убивают саму змеиху. Возможно, язык в этом случае – ярлык, который выдавался ордой нашим князьям. В народном сознании  он остался позорным  для Руси документом.
Золотые и молодильные яблочки
Существует много  известных сказок о молодильных яблоках и живой воде. Полузабытые архаичные мифы остались в сказках,  превратив  объяснимые когда-то  обряды в иррациональные действия героев: Иван-царевич  с большим трудом добывает яблоки, но в течение сказки о них как-то забывается; целует спящую красавицу богатырку и убегает от неё. В семействе сказок о молодильных яблоках и живой воде богатырка охраняет яблоню (блону) с молодильными яблочками. Не уберегла, но родила  Ивану-царевичу близнецов. К слову сказать, яблоня, яблонь, как она звучит в некоторых сказках, и блона – родственные слова. Блона – детское место,  связанное с вынашиванием и рождением младенца. В сказке «Девица с отрубленными руками» из собрания  Д.К. Зеленина героиня роняет младенца в колодец, а затем  причитает: «Кабы были у меня рученьки, али бы я своего бладеньча не вынула!».
Яблоня  вполне могла быть и священным деревом плодородия, как священный дуб в священной роще  Артемиды. Что символизируют и какую смысловую нагрузку несут эти фрукты? Почему в сказках именно царь-батюшка, а не царица, что характерно для женщины, желает омолодиться?  Он боится своей старости, иначе, как уже сказано выше, физическое бессилие влечёт за собой и политическое, то есть  лишение престола. В некоторых сказках он напрямую говорит своим сыновьям: «Пойдите  поискать мою молодость». Получается, что сыновья должны добыть для батюшки некое снадобье, чтобы иметь все признаки молодого мужчины. Впрочем, главная интрига не в том, съел ли старик эти яблоки, а в том, как они добывались, то есть в обряде инициации  наследника престола. Царь справедливо всем сыновьям даёт одинаковый  шанс. В сказках мы всё же находим завершение истории с яблоками: старик их съедает и молодеет.
В древнегреческой мифологии яблоня с золотыми яблоками находились в саду Гесперид на краю запада у входа в Аид. Геспериды – дочери Геспера или Веспера – божества утренней и вечерней звезды, одно из прозвищ планеты Венеры. Мать Гесперид – богиня ночи Никта. Это дерево Гея подарила Гере в качестве свадебного подарка. Яблоки охранял дракон Ладон. В двенадцатом  подвиге Геракл с помощью Атланта добывает золотые яблоки, но Афина (или Гера) возвращает их обратно. Действие похоже на спортивный интерес или сдачу нормативов ГТО по добычи яблок. Если в наших сказках под обрядом инициации преследуется  конечная благородная цель, а в мифе    заданная герою  свыше в качестве наказания   кинетическая энергия, то приоритет логики данного сюжета можно и оспорить. Подвиг  Геракла бессмысленный и самый трудный.
В народных сказках яблоня и яблочки занимают особое место. Яблоки вошли в народный календарь как яблочный Спас. В сказках  существуют разные сорта яблок: есть молодильные, наливные, есть золотые, как в сказке «Иван-вдовий сын». В сказке «Гуси - лебеди» яблонь с наливными яблочками укрывает ветвями детей от преследования диких гусей;  золотые яблоки были в саду у царя Берендея в сказке «Иван-царевич и серый волк».  В сказке «Усонша-богатырша» в одном из вариантов яблоки хранились у неё под мышкой.  В греческом мифе о Парисе золотое яблоко присуждается Афродите, золотые яблоки разбрасывает по беговой дорожке Гиппомен перед состязанием в беге с Атлантой. В библии Ева соблазняет Адама яблоком.
В сказках, мифах, библейском сюжете яблоко находится между мужчиной и женщиной. Яблоко становится синонимом первородного греха.
      Глобус 17 века.



      Рис. 34

Определение «золотое» яблоко, возможно, было перенесено в русскую сказку. Д. О. Святский указывает, что в 1650 году Голландские Генеральные штаты подарили царю Алексею Михайловичу глобус 7 футов в медных кольцах (рис.34). Глобус (шар) в народе окрестили яблоком.  Вместе с этим глобусом был еще один, где  изображались фигуры созвездий и названия их на греческом и арабском языках.
В «сказке о серебряном блюдечке и наливном яблочке» в обработке А.Н. Афанасьева, скорее всего, речь идёт о глобусе. Младшая дочь, дурочка, попросила отца привести ей с ярмарки серебряное блюдечко да наливное яблочко. «Дура не ест яблоко, а села в углу – приговаривает: «Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку. Показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту… солнышко за солнышком катится, звёзды в хоровод собираются».  Дурочками и дураками называли людей чудаковатых, творческих, лишённых  житейского прагматизма.
 Яблоки наливные, которые нужно съесть, используются в обрядах причащения или поминальных обрядах, есть молодильные яблочки,  предназначенные для стариков, желающих омолодиться. Если яблоня в сказках проявляет женское начало, то с яблоком отождествлялось всё – от астрономической до сексуальной  символики. В сказке «Иван - вдовий сын» Иван, переодевшись в воловью шкуру, сидя на волшебном коне, сажает в землю яблоки. Известно, что подобным образом посевные работы никогда не проводятся. Суть золотого яблока в сказке – божественное семя, волшебный конь – фаллос – плуг.  В сказке о реинкарнации  «Крошечка Хаврошечка» из зарытых костей выросла яблонька.  Яблоко как продолжение рода. Только Хаврошечке  из трёх сестёр удалось сорвать с дерева  яблоко и угостить своего суженого. Род от умершей матери продолжит её родная дочь.
     В сказках  о Синеглазке - богатырке и об Усоньше - богатырке старый отец посылает своих сыновей добыть живой воды и молодильных яблок. Яблоки созревают осенью, на яблочный Спас, их охраняет в августе  богатырка. В сказках яблоки находятся в саду  у женщины – девицы или богатырки и тщательно охраняются, вероятно, до прихода Спаса.  Съесть яблоко,  значит причаститься, стать частью божества. К Роду или божествам плодородия причащаются  яблоком осенью на яблочный Спас. Возможно, в русских сказках кроется забытый осенний обряд, связанный с Родом и роженицами. Весной  на Пасху причащаются яйцом, осенью на Спас причащаются яблоком.  Яйца и яблоки соответственно весной и осенью освящают в церкви. После ритуала освящения продукты превращаются в частицу тела божества, потом ими причащаются. Таким образом, человек становился причастен к божествам в дохристианском мире


Рецензии