Сказки о созвездиях

 
Звёзды – древнейший ориентир, по которому исчислялся месячный и годовой цикл,  определялось время и место нахождения древнего путешественника.  Звёзды и созвездия  активно вошли в сказку вместе с формированием календаря и с развитием мореплавания. В истории человечества первые «карты» для ориентации на местности были звёздными. Ориентацией на местности была топография в виде придорожных камней, около которых разворачивались налево или направо или шли прямо  наши богатыри, и уже затем  появились географические карты.   В сказках часто земная жизнь переносилась на небо, а  и звёзды и созвездия нарекались  сказочными именами. Астральные сказки  характерны   описанием детей царевны: во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам часты звёзды, там же существует много кодовых наборов – знаковых  систем, чисел, иносказательной символики, с помощью которых можно  скрыть сакральные жреческие, а вместе с ними и научные знания. Так появляются 12 теремов, связанных друг с другом цепями,  персонифицируются созвездия, координаты их нахождения, а иллюстрацией к сказкам может служить и астрономическая  карта.
Сказки с астрономическим подтекстом,  распространённые в славянском фольклоре, пожалуй, самые интересные, они давали пищу для ума, а мореходы и путешественники находили в пространстве верный путь.  Употребление названий знаков Зодиака было под религиозным запретом наравне с развитием науки  астрономии, так как считалось, что  человеку нужно  воспринимать мир  таким, каким его создал Бог.    В дохристианском мире суровый бог Зевс властвует над героями мифов, наказывает и награждает, размещает на небе девушек и юношей, богов и героев, которые превращаются в созвездия.  У этих мифов есть конкретный  древнеримский автор Гай Юлий Гигин (1 век н.э.), он не нарушил религиозный этикет, он констатировал факт: это всё создал Бог.  Автор постарался привязать уже к известным названиям созвездий мифологическую историю, увязав его с Творцом:   созвездие уже известно,  осталось придумать миф о том, как оно  попало на небо. Автор использует в своей мифологии древнеримских богов и героев: сестёр Плеяд, Геркулеса, Кассиопею, Персея, Андромеду и т.д. К примеру: бог Дионис влюбился в Ариадну, внучку бога Солнца Гелиоса. На свадьбу Афродита подарила ей светящийся венец работы бога Гефеста. Нетрудно догадаться, что речь идёт о созвездии Северная Корона. Сказочные сюжеты иные, в них даётся подсказка, как найти то, или иное созвездие, а   Иван- царевич органически вливается в сюжет  и становится поводырём, раскрывающим секреты  астрономии.
Вращение звёзд и пояса Зодиака на ночном небе волновали многих мечтателей, астрологов и астрономов. Звёздами восхищаются поэты, астрологи, глядя на звёзды, якобы предугадывают будущее, по миру распространяется множество суеверий, связанных  с падающими звёздами, с парадом планет и т.д. Появились исследователи, которые связывают  культовую архитектуру с созвездиями, например, пирамиды или в русской архитектуре купола, украшенные звёздами и напоминающие небесный купол.
По мнению египтолога Роберта Боваля, строения пирамид в долине Гизы отображают картину звёздного неба, где созвездие Ориона находится вблизи Млечного Пути, ему соответствует Нил.  Согласно папирусу Весткар в Абусире воздвигнутые мелкие пирамиды – три  сына жрицы из Гелиополя. Р. Боваль  утверждает, что сын фараона Хеопса Джедефра воздвиг одноимённую пирамиду,  Небка – брат Хеопса построил тоже одноимённую пирамиду, ориентируясь по звёздам, которая не сохранилась. 
В Вавилоне в глубокой древности, около 40 веков назад жрецы обозначили на небе 4 точки небесного годового круга по определённым конфигурациям звёзд. Весна начиналась под знаком  созвездия Близнецов, лето  проходило под знаком Девы с яркой звездой Спика. Осенью её сменял Стрелец, он «убивал» Солнце, и оно отправлялось в иной мир под зимний знак Рыб. В течение времени количество созвездий зодиака увеличивались, их стало 9, а затем и все 12. Интересно, что Скорпион протягивал свои клешни до созвездия Девы, а с добавлением знаков зодиака, пришлось оторвать клешню и сделать из неё созвездие Весов. Птолемей во 2 веке н.э. именует Весы Клешнями. Император Август в Римской империи называл это созвездие  знаком справедливости, а звёзды альфа и бета Весов до сих пор называют Южной и Северной Клешнями. Обзор по книге А.М. Романова. В северном полушарии Близнецы видны на Новый год в январе. Начинается возврат солнца на лето. Народам древности  близким к экваториальной зоне это созвездие означало, вероятно, лето, в то время как январский Козерог становится невидим и «купается в лучах Солнца». Если исходить из фразы, что летом был виден Спика созвездия Девы, то это значит, речь идёт о видимых созвездиях, а не о тех, которые «в солнце вошли». В северном полушарии Дева кульминирует на весеннее равноденствие, летом увидеть это созвездие невозможно. На летний солнцеворот Стрелец убивает Солнце, и оно отправляется под видимый осенью знак Рыб. Такую «картинку» можно вообразить  в северном полушарии, Стрелец виден у горизонта у подножья Млечного пути практически всё лето. Мифы  о звёздах  создавались людьми с глубокой древности, им давали  название, красивую легенду о том, как они появились на небе. Такой подход к истории возникновения созвездий характерен для классической древнеримской мифологии. Древнеримские историки, исследователи и писатели показывали свою учёность, сопровождая свои тексты знанием созвездий. Гай Валерий Флак в 1 в.н.э. в описании северного побережья Понта (Чёрного моря)  излагает следующее: «Там вечно стоят над морем мрачные тучи, не бывает ясных дней и бездна не распускается при первых лучах Солнца или тогда, когда день становится равным весенней ночи, но входит, наконец, в свои берега только при конце Тельца».  И далее, говоря о скифах: «…меотийская (приазовская) молодёжь гибнет в вечных войнах, однако никогда на богатой почве нет недостатка в населении, которое наполняет обеих Медведиц и Дракона». Своеобразием отличается китайская мифология о созвездиях, о развёрнутых ручках ковшей Большой и Малой Медведицы. Миф об учёном Хуан-ди рассказывает:  разразилась война между учёным, живущим на севере, и Чио, пришедшим с юга. Однажды на поле боя пал большой туман. Ничего не было видно, а колесница учёного всё время была направлена на север, он терпел поражение. Учёный Хуан-ди подумал: почему ручка ковша Большой Медведицы постоянно направлена на север? Вот если бы изобрести такую штуку, которая,  куда бы ты ни повернулся, следовала бы за тобой. Он смастерил «колесницу», указывающую на юг. Китайские учёные древности изобрели компас в форме ковша, где ручка указывает на юг. В европейском компасе стрелка указывает на север. 
Если посмотреть на ночное небо или звёздную карту, то можно увидеть, что ручки ковшей Большой и Малой Медведиц отвёрнуты друг от друга и показывают противоположные стороны ночного неба, а за сутки  созвездия  делают  полный оборот, показывают все стороны света. 
В китайской мифологии земные реки соприкасаются с небесной Серебряной рекой – Млечным путём. Названия созвездий подаются в классическом греческом и в народном варианте. В одном из астрономических китайских мифов рассказывается о муже и жене – Волопасе  и Ткачихе, где Ткачиха – созвездие Девы, а ткацкий станок, напоминающий ромб – созвездие Ворона.  Осенью супружескую пару разлучают, поэтому в этот период года часто идут дожди – слёзы Ткачихи. Действительно, осенью созвездие Девы в ночное время находится в зоне невидимости.
У каждого народа свои имена планет и созвездий, но общепринятыми мы считаем римские названия. У славянских народов Большая Медведица называлась Лосихой, Возом, созвездие Орион – Кружилия или Грабельки.
В сказках народов Бирмы есть замечательные сказки, где сохранились обряды и ритуалы древнейших времён, а так же мифы о созвездиях, например, сказка «Семь звёзд созвездия Чатика». У богача было семь дочерей. Он не хотел отдавать их замуж за влюблённых в них батраков. Вскоре богач умер. Дочери не умели трудиться и прожили всё  отцовское состояние. Пошли дочери на рисовое поле подобрать колосья, заметили батраков и спрятались в стог. Братья не знали, что там девушки и подожгли его. Сёстры были так горды, что не посмели выйти из огня и сгорели. Как только они погибли, на вечернем небе засверкали семь звёзд созвездия Чатика. Но до сих пор они так сердиты на батраков, что в месяцы касхоун и найоун не показываются, а остальное время года ярко светят на небе. Сказка похожа на миф и объясняет, что в определённый период в году созвездие Чатика (Плеяды) не видны на ночном небе.
Сенека иногда называет Большую и Малую Медведицу двойной повозкой, но есть и привычное название созвездиям:
«Здесь, высоко над ледяными странами,
Ведёт суда агорские Медведица;
Где день с теплом весенним прибавляется,
Сверкает бык, Европу мчавший по морю…» (Трагедия «Геркулес в безумии»). Автор указывает, что главный ориентир в морских путешествиях был по созвездиям. В своих трагедиях Сенека демонстрирует частое обращение к созвездиям и другим астрономическим явлениям. Он говорит о дожденосных Гиадах в описании морского похода и опять обращается к звёздам, которых нельзя не процитировать:
«И Повозки в краю студеном небес,
За которой бредёт старик – Волопас». (Трагедия «Медея»)
В трагедии «Геркулес в безумии» в монологе пишет:
«И холодный убор небесной оси,
Медведицы семь эриманфских звёзд,
Дышло вниз повернув, призывают день».
 Это дышло упоминает и М. Шолохов в романе «Поднятая целина»: «В балках, на сувалках, по бурьянам пролиты густо-синие тени. Почти касается горизонта дышло Большой Медведицы…».
Сенека называет известное северное созвездие то Медведицей, то повозкой с дышлом. Вероятно, считалось хорошим тоном в литературных произведениях демонстрировать знание астрономии, что доступно было высшей жреческой касте.
Сопричастность библейских мифов и биографии Христа к астрономии находим у Джордано Бруно в книге «Тайна коня Пегаса». Он пишет: «12 священных колен здесь, на земле, соответствуют 12 высоким знакам зодиака, которые находятся в поясе небосвода. …Пророк Валаам сказал: «Блажен и благословен народ Израиля, вы – звёзды, вы –  двенадцать  знаков, расположенных в таком прекрасном порядке скольких плодовитых стад. Ваш Бог обещал, что потомство вашего патриарха Авраама станет таким многочисленным, как звёзды на небе, то есть в соответствии с 12 знаками зодиака, которые вы назовёте именами 12 зверей». Не все созвездия имеют имена зверей. Есть Весы, Близнецы, Дева, Водолей. Каждый народ по-своему называл созвездия, но Сенека, живший примерно во времена Христа, уже называл созвездия так, как называем их мы.
Планетам по мере их открытия присваиваются имена древнеримских богов более высокого порядка: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Планетам,  открытым в более поздние времена, по аналогии даются имена  древнеримских богов: Нептун и Плутон.   Астрономы  обращают внимание на поведение и «внешность» планет. Меркурий быстро вращается вокруг Солнца – быстрый, как одноимённый греческий бог. Венера очаровательна на закате Солнца, Марс окрашен в красный цвет войны. Далее название планет в честь Зевса (Юпитер),  Сатурн   назван в честь исторической личности – древнего латинского царя Сатурна. Он правил до возникновения рабовладельческого общества. Научил людей земледелию, сам работал в поле, поэтому он изображён с серпом. Говорят, ещё прихрамывал на одну ногу, так как во время работы в поле он ранил себя серпом. В Европе у земледельцев был такой обычай:  крестьянин, который докашивал поле  последним, должен уходить,  прихрамывая. Это реплика в память о царе Сатурне. Время присвоения планетам имен римских богов весьма запутано. Сенека в 1 веке н.э. в своём варианте трагедии «Эдип», описывая похоронный обряд царя Лая, пишет:
«Будут доколе нестись светила по древнему небу
И Океан обегать в кольцо заключённые земли,
И Луна обретать утраченный свет в полнолунье,
И поутру предвещать восходы будет Денница,
Будет доколе чужда Медведица сини Нерея…»
Здесь, видимо, уже существует понятие о движении зодиакального круга, но планета Венера ещё называется Денница, если это не особенности перевода. Также её называли и на Руси. Деннциа она от того, что является внутренней планетой, находящейся между Солнцем и Землёй, ночью вместе с Солнцем она уходит за горизонт. Медведица, подчёркивает Сенека, никогда не опустится за морской горизонт.
Существует мнение, что русские сказки не имеют ярко выраженного астрономического сюжета, но это далеко не так. Наши сказки изобилуют астрономической символикой, но они не объясняют название созвездий, а приспособлены к нахождению того или иного созвездия на небе. Сказки подобного типа  создаются на характерной для русского фольклора загадке.  Кроме того, сказки изобилуют иносказанием, метафорой, и порой трудно догадаться, о чём идёт речь.  Обряды,  ритуалы, быт  традиционно присутствуют в сказках,  но в сюжет может просочиться и зодиакальная символика. Славянская  русская астрономическая сказка – уникальный  в своем роде, не встречающийся в мировой культуре  литературный памятник.    В русской народной сказке «Старик на небе». Посадил старик бобовое зернышко,  выросло оно до небес.  Полез старик на небо и видит, стоит хатка: стенки  из блинов, лавки из калачей, печка из творога. Наелся и улёгся спать. Пришли 12 сестёр-коз, всё поправили, навели порядок и оставили следить за стариком одноглазую козу. В сказке обобщились знаки зодиака до коз,  в году их ровно 12. Старик, проснувшись, увидел козу и стал приговаривать: «спи глазок…» глазок заснул в конце месяца, старик  наелся и тоже заснул. Так приходили следить за стариком 11 коз,  и всех он уговаривал заснуть. Забыл про двенадцатую козу, просчитался. Она-то и  увидела, кто ест, и доложила хозяину. Он взял старика и сбросил на землю. После замыкающего год знака зодиака происходит «сброс» старого года и наступает новый год. Коза в сказке – Козерог в зодиакальном круге: с Козерогом заканчивается старый год и начинается новый год. Такая же сказка описана выше, но вместо 12 коз там было 7 коз, этот факт доказывает существование в народе быличек о календаре. У западных славян есть обычай на Рождество: кто-то из колядующих наряжается в козу. По сценарию она должна умереть, а потом воскреснуть.
В сказке  «Царь-Медведь» в обработке А.Н. Афанасьева  демонстрируется  последовательность некоторых знаков зодиака. Царю  на охоте захотелось пить. Как только он нагнулся к колодцу, как царь-Медведь ухватил его за бороду и потребовал ему отдать то, чего в своём царстве не знает. А у него родись близнецы Иван-царевич и Марья-царевна. Родители решили спрятать от Медведя своих детей:  «…выкопали преглубокую яму, убрали её, разукрасили, словно палаты, навезли туда всяких запасов, чтоб было что пить и есть; после посадили туда детей, а поверх сделали потолок, закидали землёй и заровняли гладко-гладко». Что это, как не описание погребальной камеры? Вскоре родители умерли. Царь-Медведь спросил долото, где спрятаны дети, оно указало. Как ни прятали при жизни родители своих детей – всё равно царь-Медведь нашёл. Повёз их к себе прислуживать, да по дороге дети попросили кушать. Он их оставил под деревом и побежал на добычу пищи.  Подлетел к детям сокол, хотел вызволить из плена, взял на крылья, но медведь опалил крылья сокола, и близнецы опять оказались в лапах у царя-Медведя. Второй раз предложил свои услуги орёл, но и ему Медведь крылья спалил. Третий раз  пришёл бычок – др…нок и спас их от царя-Медведя. Благодаря этой сказке можно легко запомнить последовательность созвездий Тельца и Близнецов: мы видим  Тельца в виде треугольника (морда быка), а затем – созвездие Близнецов. Они будто стоят  на его воображаемой спине и держатся друг за друга. Царь-Медведь, соответственно есть главное созвездие северного полушария – Большая Медведица.
Существует не одна сказка под названием «Звериное молоко»,  только у А.Н. Афанасьева можно насчитать как минимум 5 вариантов.  Сюжеты напоминает  новеллы Боккаччо  и западноевропейские пьесы 17-18 веков о супружеской неверности со стороны жены и о любовном треугольнике. Некоторые  сюжеты этого семейства сказок демонстрируют причастность к  астрономической символике.  В некотором государстве вымирал народ. Дети соседнего царства – Иван-царевич и его сестра решили сбежать подальше от беды. Убегая, дети встречаются с Бабой Ягой, она даёт утиральник для перехода через огненную реку и дарит  псов. Трижды звучит предупреждение в адрес Ивана-царевича: «Сам бы пошёл, а сестру оставил». Не послушал. Они селятся за рекой.  Брат ходит на охоту, сестра хозяйничает. Полная идиллия. Но вдруг за рекой появляется Змей – совратитель, красавец. Сестра перебрасывает ему полотенце, он переходит через   мост,  и они милуются украдкой от  брата. Наконец, Змей решил  избавиться от Ивана-царевича. Он подсказал сестре притвориться больной, чтобы брат добыл молока от диких животных: авось, животные растерзают. 
Сестра Ивана-царевича, будучи мнимой больной, просит его принести молока  от медведицы, волчицы и львицы. Животные на земле проецируются изображениями животных на небе.  Иван-царевич быстро находит с медведицей, волчицей и львицей общий язык. Они дарят ему по детёнышу. Существует созвездия Лев и Малый Лев, Большая и Малая Медведицы, Большой Пёс и Малый Пёс, что идентично волку. План уничтожения брата дикими животными провален.  В системе сказочных символов  год – Змей,  он «выдумал послать Ивана-царевича в тридесятое государство; в том царстве есть мельница за 12 дверями железными, раз в год отворяется – и то на короткое время». Сестра посылает его на эту мельницу за мучной пылью.  Иван взял собак и зверей, насушил сухарей, долго ждал, пока   настало время  и  растворились 12  железных дверей. Наскоро намёл мучной пыли и только успел выйти, как двери захлопнулись, и вся охота (знаки Зодиака)  осталась взаперти. Мельница представлена в сказке как вращающийся небосвод с 12-ю знаками Зодиака, а мучная пыль вызывает ассоциацию со звёздной пылью  Млечного Пути. В другом варианте сказки Ивана-царевича послали на мельницу собрать пыль из 12 углов. Каждый угол соответственно – знак   Зодиака.
Змей увидел, что Иван идёт без охоты, разинул пасть:  «– сейчас  я тебя съем!» Иван-царевич просит перед смертью помыться и идёт в баню.  Пока он мылся, прилетал Ворон  и  попросил не торопиться, потому что охота вот-вот придёт на помощь. Здесь Ворон – созвездие, указывающее 12  небесный меридиан, то есть, полночь в равноденствие, когда все знаки зодиака начинают свой новый годичный путь.
В русской сказке «Снегурочка» из Самарского собрания Д.Н. Садовникова вылепили дед и баба из снега девочку. Она ожила и стала красавицей. Её похитила баба-Яга и заставила качать её ребёнка. Сжалился над ней баран, посадил себе на спину и понёс. Баба-Яга догнала беглянку и опять заставила качать ребёнка. Сжалился над девушкой чёрный бык и доставил девушку к бабушке и дедушке.  В сказке об инициации,  где баба-Яга учит девочку обращаться с младенцем,  доминантой становится  астрономический сюжет: вслед за созвездием Овна идёт созвездие Тельца, на котором Снегурочка и убежала от медведя.
Композиционный мотив славянских, русских астральных  сказок уходит своими корнями вглубь веков и исходит из древних греческих варварских ритуалов.  В греческой мифологии о Данае, матери Персея сообщается, что отцу Данаи Линкею предсказали, что он погибнет от руки сына Данаи. Линкей заточил Данаю  глубоко под землю, чтоб никто не проник к ней, но Зевс пролился в её покои золотым дождём. Она родила Персея, что послужило причиной заколотить Данаю вместе с Персеем в ящик и отправить по морю. Дж. Фрезер описывает варварский обычай в Древней Греции: в неурожайные годы в жертву Водяному  отдавали беременную женщину. Убиенную роженицу  сплавляли по реке. Естественно, что её плод рос не по дням, а по часам, а она становилась похожа на бочку. Отголосок варварства наложил свой отпечаток в мифологическом сюжете о рождении Персея  и чудесным образом перешёл в русскую сказку. По мотивам уже существующих астральных сказок или с опорой на греческую мифологию А.С. Пушкин и написал «Сказку о царе Салтане», вопрос не однозначный.  Есть устойчивая версия, что он написал свою сказку, взяв за основу миф о Персее, а последующее семейство аналогичных  народных сказок опирались уже на известный пушкинский сюжет. В начале сказок царь ведет себя как купец невесты. До сих пор в обычаях сватовства существует выражение «Ваш товар, наш купец». Из всех представленных невест он выбирает роженицу для рождения достойного престолонаследника. Но с другой стороны, Царь после женитьбы не появляется во дворце,  все дела решает заочно и по ложному доносу отдаёт приказ  посадить мать и дитя в бочку и бросить в море.  С заколоченным ящиком, пущенным в реку или море, связано много мифов и легенд. В греческой мифологии Персея с матерью поместили в ящик,  бросили в море и все они оказались живыми. В египетской мифологии убитого Осириса в ящике пустили по Нилу, но он и в таком состоянии сумел дать потомство, Моисея пустили в корзине по реке, все они не простого происхождения.               
 С развитием астрономических знаний сюжет  мифов и легенд о плывущих по воде жертвах стал основой для целого сказочного семейства, символом которых, точнее А.С. Пушкина не скажешь, становится выражение «бочка по морю плывёт». Жреческие жестокие ритуалы забылись, но их внешние проявления обрели новые сказочные символы.  Море воспринимается не только как огромное водное пространство на Земле, но и как небесное море-океан. Море становится небом, а сказочные герои – звёздами и созвездиями.  В русском фольклоре к таким сказкам относятся «Царевич Нехитёр-Немудёр», «Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды». Однотипность в сказках о  космических циклах и конечно, в основном о созвездиях характерна следующим сюжетом:  три девицы мечтают о замужестве за Иваном-царевичем. Последняя из девиц мечтает родить ему сыновей по колено в золоте, по локти в серебре. В сказке после рождения обещанного ребёнка происходит замена младенца на «неведому зверушку». Молодую царевну с сыном пускают по морю в бочке или выгоняют из дому.
В русском фольклоре существует много  вариантов сказок «По колена ноги в золоте, по локоть в серебре»  в обработке А.Н. Афанасьева. У царя был сын Иван-царевич, красоты неописанной, все о нём песни пели, сказки складывали, снился он всем красным девушкам.  Младшая из трёх сестёр выходит за него замуж, обещая родить ему трёх сыновей: во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам часты звёзды. Своё обещание она сдержала, но няньки показывают царю разных животных, а детей прячут в царском саду в беседке. Няньки или Яга забирают чудесных сыновей, а подкладывают  животных. Царица родила четвёртого, обыкновенного без звёзд и месяца, его и показали Ивану-царевичу. Животные – восходящие и нисходящие в годовом круге знаки Зодиака, Яга их показывает и прячет. Мать – роженица звезд и созвездий, Иван-царевич – небесный отец, последний из родившихся сыновей – Полярная звезда. Иван-царевич решил избавиться от обманщицы. Царицу лишают зрения и отправляют в бочке с её  обыкновенным сыном. Выколоть глаза – образ смерти.  Бочка с царевной и сыном прибилась к острову. Там сын становится разумным и с помощью силы слова строит баню,   возвращает своей матери зрение.  Откуда ни взялся  дворец, в котором жила матушка. Мальчик входит в беседку и видит трёх братьев по колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре, по бокам часты звёзды.  Он просит мать испечь лепёшки на своем молоке.  Мальчик приносит лепёшки в беседку и ждёт. «Вдруг комната осветилась – вошли три брата с солнцем, месяцем и звёздами; сели за стол, отведали лепёшек  и узнали родимой матери молоко» (Млечный путь).   Мальчик поднимает их из ямы на свет божий, ведёт  во дворец и знакомит с  матерью. Сказка о суточной эклиптике: Яга прячет солнце, месяц и звёзды, мальчик их выводит. На основе сказок данного семейства появляются сюжеты явно выраженного астрального характера. Здесь на небе (в море на острове) семья воссоединяется. Как покажут дальнейшие сказочные события  дети, представленные как животные, есть количество звёзд в  разных знаках Зодиака.
Камень с выбитыми точками, обозначающими созвездия. 6 – 4  тысячелетие до н.э. Бологое.

Рис.37

В древности ориентация в пространстве по звёздам, судя по археологическим раскопкам, имела большое значение. В 1882г. у озера Бологое археолог П.А. Путятин обнаружил камень с выбитыми точками, обозначающими созвездия Большой Медведицы с характерной двойной звездой Мицар на конце ковша. Слева выделяется звёздный полукруг Северной Короны, а в правом нижнем углу – созвездие  Плеяд (рис.37). По звёздам ориентировались на суше в открытом пространстве и на море. Но если на суше путеводных примет достаточно, то в море кроме звёзд на небе  ничего нет. Руководство, как ориентироваться корабельщикам в открытом море по звёздам и созвездиям, отражено в русских народных сказках.  В них хорошо считывается главная цель – найти нужное созвездие или звезду,  чтобы вычислить время и свой курс в  открытом море. Сказки   астрального семейства однотипны, разница составляет количество сыновей и увиденные чудеса  корабельщиками.
В сказке «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре» в обработке А.Н. Афанасьева Марфа Прекрасная выходит замуж за Ивана-царевича и даёт обещание родить девять сыновей.  Она рожает вначале  троих чудесных мальчиков, их украла Яга и спрятала в лесу. Через некоторое время Марфа-царевна рожает   шестерых чудесных  сыновей, но когда Яга пришла за ними, Марфа успела спрятать одного ребёнка и Яга забрала только пятерых малышей. Всех она спрятала в лесу, а Ивану-царевичу представила вместо детей животных (Зодиак). Марфу Прекрасную  засмолили в бочку и отправили по морю. Всего Баба-Яга спрятала восемь детей и благополучно  вышла замуж за Ивана-царевича.  В сказке сыновья – созвездия. Символически  Яга прячет сыновей царевны Марфы Прекрасной в подземелье (нисхождение), они не видны на ночном небе некоторое время. То есть речь идёт о  периодах  восхождения  и нисхождения созвездий зодиакального круга.
 Тем временем Марфа Прекрасная с сыном вышли из бочки на остров, сын пожелал, чтобы здесь было великое царство, и оно тут же появилось. Проходили мимо нищие, Марфа их накормила, напоила, увидели  её  сына красоты неописанной и доложили Ивану-царевичу. Баба Яга в ответ сказала: «У меня в лесу у старого дуба восемь таких молодцов: у всех по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звёздочки». Мальчик  отправился на поиски своих братьев. Нацедила мать своего молока, испекла восемь хлебов и отдала сыну. Он дошёл до старого дуба, отвалил тяжёлый камень, увидел братьев в подземелье, дал он своим братьям этих хлебов откушать, чтобы мать свою вспомнили.  Если нисхождением созвездий занимается в сказке Яга, то  восхождением – сказочный мальчик.  Он  вытащил всех восьмерых братьев  на свет божий, и все пошли своей матушке. Созвездия, видимые в осенне-зимний период следующие: Овен – три звезды,  шесть звёзд Близнецов, из числа которых потом Марфа  одного она забрала, получилось пять звёзд  созвездия Тельца и один мальчик – Полярная звезда. Всего девять малышей звёзд. Возможно, упоминание в сказке восьми звёзд связано с рукописью 17 века «Об астрономии с немецких переводов», где давались сведения о звёздном небе  для наших моряков петровской поры. В ней указываются «8 больших звёзд, по ним корабельщики по морю ходят и ведают морской путь, и как которую звезду немцы зовут, и где она стоит». Местонахождение звёзд находят в градусах и минутах относительно  Полярной Звезды (девятого мальчика в сказке). «Смотри звёздам указу. Сия звезда летняя придет прямо на лето, коли сторожа стоят в бережном востоке. Ход ей 15 град 45 минут»… Сторожа – две яркие звезды в созвездии М. Медведицы, бережной восток – северо-восток. Иногда в тексте указываются конкретные звёзды из числа восьми: «седьмая звезда «левоч» – созвездие Льва, звезда Регул». Также упоминается восьмая – Ригель, расположенная на левой ноге богатыря –  Ориона. Вероятно, и эта немецкая  рукопись не является первоисточником, потому что в ней упоминается сердце скорпионово, а созвездия Скорпиона в северных широтах не видно. (Д.О. Святский). Сердцем можно назвать расположенную в созвездии мерцающую  звезду с медным оттенком.
Один из вариантов сказок «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре» («Чудесные сыновья»): купеческая дочь, как и обещала, выйдя замуж за Ивана-королевича, родила трёх сыновей по колено в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звёзды. Старшая сестра превратила  детей в голубей и отправила за тридевять земель в тридесятое царство, а перед королевичем вместо них представила животных. Четвёртый сын родился обычным. Королевич приказал посадить их в бочку и отправить по морю. Бочку прибило к острову, там сын находит кошель, в нём кремень и огниво. Ударил он огнивом о кремень, появились топорок и дубинка, выстроили город, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Ивану-королевичу  корабельщики доложили о чудесном городе.  Сестра-лиходейка говорит: «Вот диво – так  диво: за тридевять земель… в саду есть мельница – сама мелет, сама веет и пыль на сто вёрст мечет, возле мельницы золотой столб стоит, на нём золотая клетка висит. И ходит по тому столбу кот: вниз идёт – песни поёт, вверх поднимается – сказки сказывает».  Услышал об этом чуде сын королевны. Ударил огнивом о кремень и пожелал, чтобы это чудо было и у него. Второй раз сестра-лиходейка говорит: «…за тридевять земель есть золотая сосна, на ней сидят птицы райские. Поют песни царские». И сосну таким же образом добыл сын королевны. Третий раз сестра-лиходейка говорит: «за тридевять земель, в тридесятом царстве есть три брата родные – по колено в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц по бокам часты звёзды». Королевна мать сказала сыну, что это его родные братья. Он отправился на поиски, нашёл своих трёх братьев, и они все прилетели к матери. Королевич поехал увидеть все чудеса и обрёл свою семью.
Первое чудо, о котором говорит сестра-лиходейка – мельница. В течение суток земля делает полный оборот вокруг своей оси, а с точки зрения наблюдателя – вращается небо со всеми созвездиями. Самое яркое созвездие Большая Медведица – крыло воображаемой мельницы, которое делает за сутки полный оборот. Возле мельницы – золотой столб – Полярная звезда, рядом с ней созвездие Цефея, похожее на дом, церковь или  золотую клетку. Котом учёным сказочники могли назвать   Малую Медведицу. Кот  ходит в течение суток по кругу, как бы привязанный кончиком длинного хвоста к Полярной звезде. Созвездие могло представлять  животное с длинным хвостом. Полярную звезду в мифах и легендах у многих народов называли столбом.  В мифологии скотоводов кочевников – киргизов, казахов, калмыков, к  железному столбу был привязан аркан. Конь на приколе или заарканенный конь – созвездия Малой и большой Медведицы.
Второе чудо – золотая сосна, на которой птицы райские. Млечный путь в старину называли «птичьей дорогой» или «гусиной дорогой». Золотая сосна может быть представлена в сказке как Млечный путь.   
Третье чудо – три чудесных сына ходят, гуляют по саду – весь сад освещают. Однозначно предугадать невозможно, это могут быть звёзды летнего треугольника.  На карте звёздного неба на фоне Млечного Пути видно созвездие Лебедя, чуть справа созвездие  Лиры, ниже – созвездие Орла. Все они образуют летний треугольник, состоящий из трёх ярких звёзд: Денеб в созвездии Лебедь, Вега в созвездии Лира, Альтаир в созвездии Орла.
    Интересна ещё  одна сказка из этого же семейства.  Иван-царевич  по колено ноги  в золоте по локти руки  в серебре, во лбу красно солнышко, на затылке светел месяц, пришёл свататься к королю Додону. « Я, – говорит, – ту  возьму, которая в трёх брюхах родит семь молодцев – таких, как я сам…».  Младшая выскочила и пообещала ему родить семерых чудесных сыновей  в трёх брюхах.  Царица родила в первом брюхе троих чудесных мальчиков  и во втором брюхе троих таких же необыкновенных. Всех шестерых сыновей Яга забрала, а Ивану-царевичу представила щенят. Седьмого обыкновенного  царица спрятала в рукав, и с ним же её заковали в бочку и отправили по морю. На острове, куда они приплыли, пошли по тропинке и вошли в дом шестерых своих братьев. Они рассказали, что их выпоила львица своим молоком. На ночном небе вида последовательность: Близнецы, скромно выделенный Рак и яркое созвездие Льва.  Вероятно, речь идёт о созвездии Близнецов: в двух брюхах по три ярких звезды и седьмую – Полярную звезду, его-то матушка и  спрятала.
 В сказке «Царевич Нехитёр-Немудёр» в обработке А.Н. Колпаковой царь Иван-царевич женился на девице, которая в разговоре с подругами в саду говорила: «Кабы Иван-царевич на мне женился, родилось бы у нас семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звезды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. Когда царица родила 7детей, Яга превратила  их в щенков и приказала бросить в поле, чтоб пропали.   А восьмой был бы царевич Нехитёр-Немудёр. Его вместе с матерью запечатали в бочку и отправили в сине море. Бочку прибило к берегу, и первое, что сделал сын, уже царевич Нехитёр-Немудёр  соорудил колыбельку, посадил в неё мать и стал раскачивать.  Мать – Большая Медведица,  сын – Полярная Звезда.  Царевич Нехитер-Немудёр зазывает корабельщиков к своему острову словами: «Приворачивайте к берегу, не то я море заморожу, всех перетревожу»! То есть ведите корабль, ориентируясь по Полярной Звезде, иначе будет беда. Корабельщики причаливают, дивятся колыбельке (рис.38) и отправляются к Ивану-царевичу. Ягишна говорит: «Это что за чудо…». Три раза она рассказывает о чудесах на свете, которые потом добывает царевич Нехитёр-Немудёр.

Созвездие  будто привязано нитью и вращается вокруг Полярной Звезды со всем небосводом в течение суток.
  По этой воображаемой нити находят Полярную Звезду.

                Рис. 38


           Какими чудесами  овладел царевич?
 1. Чудный баран. На рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня.
 2. Корова, которая доится молоком и жемчугом.
 3. Семь молодцев – руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре.
Чудный баран, или созвездие Овна, имеет яркую звезду Гамаль. Созвездие маленькое и состоит из трех звезд. Найти его можно только ориентируясь по большим созвездиям.  В сказке образно и красиво даются ориентиры поиска созвездия.
«На рогах церковь» –  одно из видимых и известных созвездий Кассиопея, по форме напоминающая рога. На рогах Кассиопеи  находится созвездие Цефея – церковь.
«На хребте озеро». Слева от Овна расположено созвездие Персея с характерным выгнутым хребтом. Рядом – созвездие Возничего, напоминающее округлую форму озера. Далее: «На хвосте – баня» - справа от Овна находится созвездие Пегас, на хвосте у него скопление  Андромеды. Оно представляет дугу или хвост, на котором располагается четырехугольник – баня.  На данном изображении Овен показан в виде маленькой прямой линии под Треугольником. Иногда Треугольник включают в созвездие Овна. (рис.39).

Рис.39
            Рис.40

Таким образом, созвездие Овна можно найти, если протянуть прямую линию от Кассиопеи между  Персеем и Пегасом.
Вторая разгадка – Млечный Путь – корова, которая доится молоком и жемчугом. 
Третья разгадка – семь  сыновей – созвездие Малой Медведицы.
«Царевич Нехитёр-Немудёр» - одна из ярких  астрономических сказок. Подобные сказки, возможно, служили своего рода, учебником, звёздной картой, по которой ориентировались поморы.               
Сказки с астрономическими загадками о созвездиях характерны  для  южных славян.  По содержанию можно предположительно определить, из какой географической  точки  пришла сказка.  В сказке: «Волк-самоглот» волк живёт на небе («на море-океане») и имеет, кроме страшной пасти под хвостом, баню, а в заду – море (рис.40). Если сказочный герой попарится в этой бане и искупается в этом море, то станет добрым молодцем…». Характер местонахождения волка «на море-океане» показывает общеславянское  представление о небе. Речь в сказке явно идёт о созвездии Волка, рядом с которым находится созвездие Жертвенника. Волк  и Жертвенник находятся на юге под Скорпионом, вне видимости этих созвездий в центральной   России.  У нас на юге России созвездие расположено очень низко, буквально лежит на горизонте, да и скорпионов у нас нет, и не было, поэтому созвездие называли Медведкой. Сказка создавалась южными славянами  болгарами или македонцами… Сюда же вошёл и бродячий сюжет о купании в воде, после чего юноша   превращался в доброго молодца. Миф о Медее-банщице  нашёл своё отражение в более древних сказках относительно шедевра Ершова.

«Сказка о царе Салтане»
 Сказки передавались из уст в уста, и каждый сказитель добавлял что-то от себя, возможно, искажая предыдущую версию мифа.  В 18 веке всю Европу, в том числе и Россию, охватывает синдром национальной  культурной индивидуальности. В России писатели «идут в народ», записывают  сказки, как  это делали  братья Киреевские, и, естественно, подают в печать в собственной обработке.
               
Карта южной части звёздного неба
               
                Рис. 41

Вдохновение в сказках искали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Дожив до 21 века, сказки ещё много раз подвергались обработкам, но кодовый набор всё же, оставался; он гениален, его невозможно заменить. Допустим, А.С. Пушкин в своё время подхватывает сюжетную идею  народных сказок и  пишет гениальную   «Сказку о царе Салтане»,  где оставляет народные и добавляет свои астральные параллели, но если она является первым сюжетом для семейства сказок о чудесных сыновьях, то  кто мог  так искусно интерпретировать творчество Пушкина? Читая «сказку о царе Салтане» можно угадать в тексте созвездия  Стрельца, Лебедя, Орла, Цефей, небесные золото и жемчуга. Мёртвое небесное царство оживает. У царевны Лебедь «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…».  Денеб – одна  из трёх самых ярких   звёзд летнего неба  в созвездии Лебедя (рис.41). На фоне Млечного Пути созвездия  большей частью имеют птичьи названия:  Орёл, Лебедь, Коршун –  старое   название созвездия Лиры. В уставе академии наук в петровскую эпоху составлялись звёздные карты и давались названия созвездиям. В частности читаем: «…Лыра или Сил падающий (т.е. Коршун) или Неясыть; Орёл или Неясыть летающий…».  У горизонта на линии Млечного Пути притаился Стрелец (сказочный Гвидон), Он стреляет в Коршуна. У Гвидона есть белочка, которая грызет орешки. «…А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…». Что это, как не  краски звёздного неба? «Князь для белочки такой выстроил хрустальный дом», вероятно, созвездие Цефей.  Сказочники, сумевшие в пушкинской сказке найти астральные символы, о которых Александр Сергеевич, может быть и не помышлял, развили эту тему в последующих сказках. Не надо забывать, что сказки с подобным типом шифра созвездий, имеют ещё и  южнославянское происхождение.  Чей сюжет оказался первым  в этой цепи греческий, южнославянский, русский народный  или пушкинский, вопрос прелюбопытнейший.

Сказка «Усоньша-богатырша» в обработке И.А. Худякова по сюжету повторяет «Сказку о молодильных яблоках и живой воде».  Старый отец посылает своих трех сыновей по морю (!) на поиски молодильных яблок и живой воды.  Вначале отправляются в морской путь Дмитрий-царевич, затем Алексей-царевич. Причалив к  чудесному острову, они гоняются за чудесной птичкой, которая приводит их к старику. За грубость, заносчивость и непочитание старших  он прячет двух братьев-царевичей в тюрьму.   
    

Карта южной части летнего звездного неба.




Рис. 42.
               
 На карте звездного неба  можно увидеть созвездие Геркулеса, если подключить воображение, то кажется, он бежит с палицей  за созвездием Лебедя. Чудесная птичка Лебедь находится на Млечном Пути. Эта часть сказочной истории дает ориентир на поиск созвездия Лебедя (рис. 42). Вслед за своими братьями на поиски молодильных яблок и живой воды отправляется Иван-царевич. Вначале, как и его братья, он встречается с необъяснимым явлением, когда корабль плывёт медленно, а потом движение ускоряется. Замедление и ускорение движения Земли наши предки заметили и отразили не только в сказке, но и в народном календаре.  29 июня отмечается день Тихона. «На Тихона земля идёт тише. У Земли за год самый тихий ход», – говорят  в народе. Как люди без астрономических знаний  замечали такое астрономическое явление? Земля вращается вокруг Солнца по эллипсоидной траектории. Летом земля по отношению к Солнцу находится в афелии (дальше), зимой – в перигелии (ближе). Движение Земли в афелии, то есть на некотором удалении от Солнца замедляется. Зодиакальный пояс движется равномерно, сдвигаясь за час на 15 градусов, а когда происходит замедление или ускорение Земли, сдвиг знаков зодиака движется соответственно, чуть быстрее или медленнее. Астрономы подтверждают этот факт: С весны до осени движение Земли замедляется, и ускоряется  с   осени  до весны. Таким образом,  в годовом календаре на зиму приходится 178 дней, а на летний период -187 дней.  Иван-царевич, как и его братья, попадает на остров и просит корабельщиков дать ему три месяца, три недели и три дня, это укладывается больше чем в один в сезон года  Иван бежит за чудесной птичкой и, как его старшие братья, попадает к старику. За  учтивость и послушание старик не посадил его в тюрьму, а подарил часы и портрет, который  быстро с него списал, затем посадил его на стол, очертил мелом вокруг него чёлн.  Перед путешествием в дальний путь старик говорит Ивану: «…Ты сможешь достать  живую и мертвую воду и молодильные яблоки  у Усоньши-богатырши только в двенадцатом часу. Когда подойдёшь к её дворцу, увидишь: стоят два богатыря…они никого не пропускают… Когда пройдёшь в сад увидишь – стоят два льва, друг друга немного не достают, и стоят они у колодцев, где живая и мёртвая вода. Ты можешь почерпнуть воду и пройти мимо них (рис.43). А молодильные яблоки у Усоньши-богатырши во дворце… ты в этот же час сможешь их сорвать! Смотри же, когда сорвёшь яблоки, больше ничего не делай.  Назад старайся в этом же часу пройти…». В некоторых вариантах сказки молодильные яблоки находились у Усоньши под мышками. Как известно, яблоки созревают осенью.  Оказавшись во дворце, Иван-царевич берёт яблоки, целует Усоньшу, она просыпается. Спасаясь от погони, в спешке  Иван-царевич берёт её портрет и часы, а всё свое оставляет. Старик спасает Ивана-царевича от погони, сажает себе на стол, просит показать часы и портрет: и часы,  и портрет, оказалось, принадлежат Усоньше.  Иван-царевич попал к Деве в полночь на осеннее равноденствие, а возвратился с её портретом в полдень.

Рис. 43






Рис. 44


 «Портрет» созвездия  Девы «нарисован» на весеннем небе (рис.44). Рядом с Девой видны созвездия  Большого  Льва и Малого Льва. В сказке они охраняют колодец с водой. Возможно, что ковш Б. Медведицы и есть охраняемый львами колодец, во всяком случае, ковш на весеннее равноденствие стоит ровно, будто на столе над созвездием Девы.  В сказке упоминаются еще два богатыря, которые охраняют воду. В старину две наиболее яркие звёздочки Малой медведицы  назывались Сторожами и охраняли они Лосиху или Большую Медведицу (рис.38). «При описании Малой Медведицы читаем: «Урса меньшая или меньший воз; два колеса последние суть стражие… Таким образом,… мы встречаем двух стражей – B и Y Малой Медведицы. Стражами они назывались и у португальских и других мореплавателей в средние века». (Д. О. Святский)
Текст написан или обработан довольно поздно относительно других волшебных сказок: здесь есть часы и портрет, что указывает приблизительно на 18-19 век. Это доказывает, сколь долго сохранялся ещё метод устной, традиционной подачи научных знаний. Портрет и часы – символы противостояния. Если в 12 часов но Иван приблизился в Деве, то ровно через 12 часов Дева будет на том же месте днём на нулевом меридиане, мы её не увидим, разве что портрет на звёздной карте.
Одна из вариантов «Сказка о молодце-удальце» в обработке А.Н. Афанасьева демонстрирует знание народом знаков зодиака. Иван-царевич отправился на поиски молодильных яблок и живой воды для своего отца. На пути он встречает старуху, которая даёт ему коня, на нём он добирается до девицы, сестры Елены Прекрасной. Та даёт ему сокола, на котором он летит ко второй сестре, та даёт ему другого сокола и говорит: «Садись на моего сокола, а своего оставь. И прилетишь ты к её дому; там стоят двенадцать церквей, от всякой церкви шнуры натянуты. Постарайся ты, как можно живо перелететь, за шнуры не зацепить».
12 церквей - 12 домов или знаков зодиака. Все движутся друг за другом, как по шнуру. Иван-царевич сделал всё, как велела девица, только не выдержал, поцеловал Елену Прекрасную, да прихватил её портрет. Улетая на соколе, он не зацепил шнура, но потом вернулся и нарочно задел. Церковные колокола зазвонили, девица проснулась и началась погоня… и т.д.
 Святой Егорий
9 декабря –  Егорий (Юрий) осенний, холодный, вводит настоящие зимние холода.  «Что у волка в зубах, то Егорий дал», гласит пословица, и еще: «Выехал Егорий в леса трескучи, встретились Егорию волки прискучи». В народе его называли «волчьим пастырем Егорием храбрым».
В описании Егория холодного и визуального восприятия созвездия Орион можно найти много общего.
Создаётся впечатление, что Орион иллюстрирует Егория на небе. 
Рис.45   



   
Егорий не только пешком ходил, а ещё и на волке катался, что может относиться и к  сказочному Ивану-царевичу. Егория и сказочного Ивана-царевича  объединяет дружба с волком.
В Древнем Египте созвездие Орион называли в честь бога Гора. Егорий (Юрий) – охранитель скота и повелитель волков появляется с приходом христианства.  Егория холодного, храброго или зимнего подчёркнуто наделяют дружбой с волком, намекая на параллель с созвездием Орион и созвездием Большого пса с самой яркой звездой Сириус (рис.45). Волков называли «юровыми собаками», а собаку, принадлежащую Егорию (Юрию), называли Ярчук по яркой звезде Сириус.  По некоторым описаниям волк Ярчук крылатый и имеет по бокам двух змей, что доказывает причастность волка к народному календарю. В народе  у созвездия Орион было несколько названий: Кичига, Стрелец, Коло, а  его пояс – коромысло, весы, грабельки.  Название созвездия Коло указывает на новогодние праздники, которые устраивались на Рождество. Именно в этот период созвездие Орион доминирует в южной части неба с самой яркой звездой Сириус в созвездии Большой Пёс. День Егория отмечается в народном календаре 9 декабря, в канун зимнего солнцеворота. Д.О. Святский в книге «Астрономия Древней Руси»  пишет: «В эпоху Никейского собора (325) солнцестояние приходилось уже на 20 декабря, на пять суток раньше праздника Рождества. Это расхождение продолжалось и далее, и к нашему времени разница достигла 16 суток, потому что день солнцестояния приходился на 9 декабря ст. стиль. В новом прибавлении 13 дней разница эта почти сглажена».
Лунный календарь давал большие расхождения в дате встречи Нового года по юлианскому календарю, который достался нам в наследство от Византии, зимний солнцеворот  встречали 12 декабря и даже 9 декабря. «Во времена Василия III (1479 - 1533) солнцестояние приходилось на 12 декабря» Д.О. Святский. В настоящее время в народном календаре Спиридон – солнцеворот  приходится на 25 декабря.
«Любопытен деревянный резной календарь, обнаруженный в 1851 году в одной из приленских деревень. Это был квадратный брусок дерева с фигурками, похожими на иероглифы. В числе их было грубое изображение всадника на коне, потом изображение сохи. Автор описания решил, что это Егорий храбрый (9 декабря) и Еремей запрягальник» (6 мая), пишет Д.О. Святский.
Созвездия обожествлялись с древности. Возможно, имя Егор произошло от слов Я – Гор, отсюда – Егор. Если допустить такую мысль, то Орион вполне может соотноситься со святым Егорием.   Плутарх, исследуя египетскую мифологию,  пишет:  «…а души богов сияют в небе звездами, и что созвездие Исиды, которое у египтян зовется Софис, греки называют Псом, созвездие Гора – Орионом, а Тифона – Медведем…». И далее: «Судно же, которое эллины называют Арго, и которое является образом корабля Осириса, якобы почетно помещено среди звезд, и недалеко отстоит от созвездий Ориона и Пса…». Сейчас это созвездие называется Парус. В Древнем Египте  самую яркую звезду  Исиды Сириус называли «Звездой Нила».  Первый утренний восход Сириуса в июле предвещал разлив реки и начало земледельческих работ.
        Орион и Большой Пёс со звездой Сириус - известные во всём мире созвездия.  В Древней Греции говорили: пёс стоит у ног Ориона. Шумеры называли Сириус «Собакой Солнца».
Егорий, воспетый в стихе о Елизавете Прекрасной,  спасает её от морского змея. Здесь звёздный образ Егория совпадает с астральными поэтическими образами:
Егорий храбрый родится
По колено ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте,
На всём Егории часты звёзды.

Егория Храброго или холодного изображали как конного наездника. Рядом с ним – Георгий Победоносец, который славен, как змееборец. Народ так же приписывает Егорию борьбу со змеем.
…выехал Егорий в леса дремучи,
Встретились Егорию волки прискучи,
Где волк, где два:
«Собирайтесь вы, волки!
Будьте вы мои собаки.
Готовьтесь для страшной драки»
……………………………….
Наехал Егорий на змия-горюна
Но Егорий не ужахнулся,
Егорий не страхался,
Острым копьём змия заколол…» (Рязанская губ.)
На Егория холодного змеи именинницы. Получается, что Егорий убивает змея и тут же справляет змеиные именины. Понять эту нелогичность можно, если знать астрономическую символику. Из двенадцатиголового змея состоит год. Поэтому Егорий убивает  змея старого года и нарекает имена будущим головам змея – месяцам  Нового года.


Рецензии