Мёртвые сраму не имут

    Рецензия на «2101 год. Из записных книжек галактического пилота» (Иоанна Максимова)

Да, Жанна, даже не ожидал, нормально, интересно написано, и больших технических
ошибок нет. Ох, не зря мне сегодня фото попалось, как мой правак Юра Лончаков снят со всем экипажем перед полётом, где они вместе с Майклом Финком туриста за 30 миллионов баксов на орбиту вывозят. Фотографию постараюсь почтой прислать... Читаю дальше...
http://proza.ru/2011/04/16/1086
                Успехов, с теплом, ВВЧ.

+ добавить замечания

       Я очень боялась открывать Вашу рецензию, зная, что Вы кривить душой не будете. Вдруг никуда не годится... Вы же любите Ефремова, разбираетесь в фантастике. Ох, не зря Ваш друг и наш космонавт Юрий Лончаков Вам приснился ! Корпорация Роскосмос, думаю, мимо не пройдет- они реально озадачены Марсом! Планируют освоение.

       Кстати, про "Шмель" - не совсем фантастика. Если бы не угробили космос в 90-х, то Буран должен был быть носителем маленьких таких шмелей-истребителей, метра 1,5 в длину, но с толстенной обшивкой. Надеюсь, уже не военная тайна)) Один такой, найденный авиаторами в чистом поле Жуковского, стоит там в школьном музее. Мне посчастливилось его огладить, кусочек обшивки отодрать- это разрешено, лежит талисманом в машине. Фото и видео Шмеля пришлю.

                С улыбкой! Иоанна Максимова   02.09.2023

      Жанна, с удовольствием дочитал до конца, можешь смело писать продолжение. Тем, кто любит читать фантастику, я думаю, будет интересно. А я уже битый час перевариваю новость, которую узнал. Будучи командиром полка, я трёх человек отправил поступать в ШЛИ - Школу лётчиков-испытателей: пилотов: Андреева и Полонского, а потом ещё штурмана Филиппова. После моего перевода в 33 ЦБП Морской авиации СССР на Украину из нашего полка в испытатели ушёл Олег Швецов - штурман, умный, спортивный, разносторонний парень. Как командир полка я летал с ним, и имел возможность убедиться в его высоком профессионализме. Его потому и взяли в испытатели, что он туда подходил по своим деловым и моральным качествам...

       И что же - узнаю из СМИ, что SSJ 100 на Салаке — авиационная катастрофа, произошедшая 9 мая 2012 года. Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B выполнял показательный (демонстрационный) полёт над Индонезией, но через 25 минут после вылета из Джакарты в условиях облачности врезался в гору Салак (остров Ява). Погибли все находившиеся на его борту 45 человек — 37 пассажиров и 8 членов экипажа...

                Экипаж и пассажиры

      Экипаж проводил демонстрационные полёты в рамках тура «Welcome Asia» по шести азиатским странам: Казахстан, Пакистан, Мьянма, Индонезия, Лаос и Вьетнам[6].

        В серии демонстрационных полётов авиалайнер обслуживал российский экипаж. Состав экипажа этого демонстрационного рейса был таким[7]:

       Командир воздушного судна (КВС) — 57-летний Александр Николаевич Яблонцев. Опытный пилот, лётчик-испытатель ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (разработчик и производитель самолёта Sukhoi Superjet 100), в котором проработал 8 лет и 6 месяцев (с 1 ноября 2003 года). Управлял самолётами L-29, -39 и -410, МиГ-15, -17, -21, -23, -25, -29 и -31, Су-7, -9, -17, -22, -24, -25 и -80, Ан-26, -30, -72 и -124, Ил-76, Ту-134, -154 и -204, Як-40, Boeing 737-200 и Airbus A320. В должности командира Sukhoi Superjet 100 — с 25 августа 2011 года. Налетал 10 347 часов, 1348 из них на SSJ 100.

     Второй пилот — 43-летний Александр Павлович Кочетков[8][9]. Опытный пилот, лётчик-испытатель ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (разработчик и производитель самолёта Sukhoi Superjet 100), в котором проработал 2 года и 3 месяца (с 22 января 2010 года). Управлял самолётами L-29 и ;39, МиГ-21 и ;29, Су-25, Ан-26, ;30, ;72 и ;124, Ил-20, -38, ;76 и -96, Ту-134, М-101Т, Як-18, -40, -42, -52, -54, -58, -112 и -130. В должности второго пилота Sukhoi Superjet 100 — с 15 июня 2011 года. Налетал 3318 часов, 625 из них на SSJ 100.

     Штурман — 51-летний Олег Васильевич Швецов. Лётчик-испытатель ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (разработчик и производитель самолёта Sukhoi Superjet 100), в котором проработал 6 лет и 20 дней (с 19 апреля 2006 года). В должности штурмана Sukhoi Superjet 100 — с 6 июля 2011 года. Налетал 3533 часа, 485 из них на SSJ 100.

     Так вот, если самолёт, якобы, врезался в гору, то виноват прежде всего штурман, который передоверившись бортовому компьютеру, привёл лайнер к столкновению с рельефом горы. Такой вывод сделала Комиссия по расследованию, или её обязали так сделать? Ведь мёртвые сраму не имут, и не могут оправдаться.... Но я, отдав Службе безопасности полётов ровно 10 лет, это не считая работы командиром полка и всё, что было до этого, на интуиции чувствовал, что здесь что-то не так - слишком груба ошибка для такого опытного экипажа...

      И сегодня неожиданно узнал подтверждение своим "домыслам". Позвонил друг и сказал, что я прислал ему "неправильную" книгу - она настолько интересна, что он её проглотил буквально за два дня. Вместе посмеялись над этим фактом, потом слово за слово и оказывается, что он многих моих пилотов, о ком я писал, знает, т.к. с ними пересекался по службе. А в отношении Олега Швецова и катастрофы Супер-Джета всё было совсем не так. На магнитофоне перед столкновением слышен ломающийся треск обшивки, возгласы экипажа и лишь потом взрыв, но практически целое крыло нашли в км до места падения, отломанное почти по хорде, т.е с утра, первый вылет делался в спокойном небе, а с прогревом возникла турбулетность (болтанка), которую крылья не выдержали. Но как признать этот КПН, когда самолёт выставлен на продажу? Вот и пошли по линии - как всегда - вину свалили на экипаж, а жёсткость крыла, естественно, усилили... Но всё это было, "молча" и потом...
                С теплом, ВВЧ.

        Также в состав экипажа (в качестве пассажиров) входили:

Николай Дмитриевич Мартыщенко, заместитель начальника лётно-испытательного комплекса.
Алексей Николаевич Киркин, ведущий инженер по лётным испытаниям.
Денис Валерьевич Рахимов, ведущий инженер по лётным испытаниям.
Евгений Александрович Гребенщиков, сотрудник ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».
Кристина Николаевна Куржупова, сотрудник ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».
Гражданство[10] Пассажиры Экипаж Всего:

Индонезия Индонезия 35 0 35
Россия Россия 5 3 8
Соединённые Штаты Америки США 1 0 1
Франция Франция 1 0 1
Всего 42 3 45
Всего на борту самолёта находились 45 человек — 8 членов экипажа и 37 пассажиров. Журналист Александр Ковалёв, входивший в демонстрационную команду, по стечению обстоятельств остался на земле.

                Причины катастрофы
Окончательный отчёт расследования NTSC был опубликован 18 декабря 2012 года[17][18].

     Согласно отчёту, ни экипаж борта RA-97004, ни индонезийский авиадиспетчер не допустили прямых отступлений от правил совершения полётов, а причиной катастрофы стало стечение обстоятельств, некритичных по отдельности. Российские и индонезийские эксперты сошлись во мнении, что причинами катастрофы стали несколько факторов — действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров.

     Диспетчерские службы Индонезии при передаче управления в аэропорт Джакарты и обратно считали, что самолёт летит в другую тренировочную зону, и на радаре они ведут Су-30 ВВС Индонезии. Кроме того, индонезийский диспетчер обнаружил исчезновение борта RA-97004 с экранов радаров только через 24 минуты после катастрофы.
                Полковник Чечель   05.09.2023

                РЕЗЮМЕ

     На первый взгляд, нет оснований не верить выводам, сделанным Комиссией по расследованию данного АП, но за 10 лет работы в Службе безопасности полётов каких только "чудес" довелось посмотреть!!! Редко так бывает, как в катастрофе полковника Багаева, когда крыло на ТУ-22м2 отвалилось на  взлёте на глазах у всего аэродрома Кульбакино, 12 апреля 1989 года. Я думаю, если бы самолёт успел уйти на сверхзвук, по заданию, выводы  Комиссии были бы совсем другими, не КПН, а что-нибудь, типа, возможна вина экипажа. Примеров этому масса, начиная от гибели экипажа майора   Василия Ефимова 13 июля 1988 года в Баренцовом море -
             
    http://proza.ru/2011/04/10/592 и  заканчивая падением СУ-33 генерала, Героя России  Тимура Апакидзе 17 июля 2001 года на аэродроме Остров под Псковом. Тогда Комиссия из  12 человек записала: "Непосредственной причиной АП  явилась кратковременное отключение лётчиком от пилотирования  самолёта  из-за потери сознания, ПРИВЕДШАЯ К ошибке в выдерживании скорости, которую лётчик не успел исправить...  Главная причина - излишняя мотивация на качественное выполнение демонстрационного полёта... (НЕ РУЧАЮСЬ за точность формулировок, но смысл именно такой!!!)

    Но лётчик-испытатель Анатолись  Квочур в интервью сказал: "Мне стыдно, что это написали мои товарищи... Я с этим   выводом  не согласен, и записал особое мнение: "Тимура что-то отвлекло...". А спустя энное количество лет разгадку нашёл Заслуженный лётчик-испытатель РФ Александр Гарнаев, у   которого  при      выполнении подобного маневра, как у Апакидзе, при выпуске шасси сошёл фонарь!!!!!   http://proza.ru/2019/02/18/1898  Самое интересное, что после Гарнаева    фонарь умудрился сбросить лётчик-испытатель Владимир Логиноовский, т.е. я не хочу сказать, что виновата эргономика кабины, но то, что конструкторы именно этот момент не рассматривали, для меня  предельно ясно - что пилоту может "приспичить"  выпускать шасси   не в г.п., как все "нормальные" люди делают, а  в положении "кверху жопой", а посему НЭ НАДО было  кран выпуска шасси и ручку сброса, точнее, открытия фонаря, в одной стороне кабины размещать.... А пилотам при  подготовке к полёту эту особенность компоновки кабины тоже  надо учитывать на тренажах...

    Заканчивая разговор на эту тему - хочу сделать два вывода:  1) Полностью согласен с мнением Виктора Георгиевича Пугачёва, который сказал, что в катастрофе Тимура Автандиловича Апакидзе сошлись все отрицательные факторы, которые только могут быть в Космосе, потому она и произошла... А  что касается падения Супер-Джета, я допускаю мысль, что выводы Комиссии может быть и  правильные, виноват, возможно, экипаж, но то, что диспетчер только через 24  минуты определил, что самолёт упал, для меня говорит о многом. В том  числе о невиновности экипажа и его штурмана, Олега  Швецова... Вечная память тем, кто произвёл свою ПОСЛЕДНЮЮ посадку на Небесах нашей планеты  Земля... а Живые будем помнить о них и БУДЕМ ЖИТЬ !!!!

         Юрий Визбор - Россия

Любовь моя, Россия,
Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя.

Любовь моя, Россия,
Ты с каждым днём сильней.
Тебя в груди носили
Солдаты на войне,
Шинелью укрывали
И на руках несли,
От пуль оберегали,
От горя сберегли.

Любовь моя, Россия,
Немало над тобой
Невзгоды моросили
Осеннею порой.
Но ты за далью синей
Звездой надежд живёшь,
Любовь моя, Россия,
Спасение моё!
1960 г.


Рецензии
Уважаеиый, ВВЧ! Не думайте ни о каких камнях в ваш огород. Но, чем больше и многословнее Вы пишете на темы российского патриотизма и Вашего понимания его, тем теснее я присоединюсь к мнению АИХ, что всё это чуждо и наиграно. Многие годы жизни ТАМ(!) не прошли для Вас даром. Может это и правильно!

Владимир Островитянин   06.09.2023 15:08     Заявить о нарушении
Видите, все-таки жизнь "там" не проходит бесследно.)))

Григорий Ходаков   07.09.2023 20:57   Заявить о нарушении