Письма понтократам. Земля

          "Эта земля была вашей, пока вы не увязли в борьбе"
                Ван Ли-чжун, рокер при дворе Фу Си.

 Вопрос о вере, поднятый Толстым и его учеником (http://proza.ru/2023/09/04/1321), связан с другим, не менее важным для большинства россиян начала прошлого века.

 Земля, краеугольный камень ВВП монархии накануне индустриальной революции. Источник обогащения кучки приближенных к царской особе. Источник бед и страданий, при недороде, для миллионов простых людей. И индикатор эффективности министров и многочисленных чиновников, намертво присосавшихся к казалось бы бездонной кормушке.

 Своим письмом Лев Николаевич и на этот раз сшибает корону с головы Николая. Ни много, ни мало, ставит перед ним главную задачу текущего момента-уничтожение права земельной собственности.

 "...та ближайшая цель,достижение которой должно сделать в наше время своей задачей русское правительство"

 Наивный человек, сам весьма иронично описавший в "Анне Карениной" земство. Но в письме напрямую пишет об уничтожении рабства в 1861 году. По сути Лев Николаевич ставит знак равенства между двумя изуверскими отношениями меньшинства к большинству.

 Но и освобождение русского крестьянина из рабства не улучшило положение дел.

 "В России, где огромная часть населения живет на земле и находится в полной зависимости от крупных землевладельцев..."

 Толстой знает, что идея признания земли общим достоянием будет принята помощниками царя как верх легкомыслия и непрактичности. А как иначе, когда латифундисту, это было, есть и будет, важно не благосостояние работника, а максимальная прибыль с его земли.

 Но идеалист-пацифист бьет и бьет своим вербальным копьем в эту неприступную крепость с уже основательно обветшалыми крепостными стенами.

  "Я лично думаю, что в наше время земельная собственность есть столь же вопиющая и очевидная несправедливость, какою было крепостное право 50 лет тому назад. Думаю, что уничтожение её поставит русский народ на высокую степень независимости, благоденствия и довольства.

 И далее, как запоздалое предостережение:

 "Думаю тоже, что эта мера, несомненно уничтожит социалистическое и революционное раздражение, которое...грозит величайшей опасностью и народу, и правительству"

 Да за одно это предложение не то, что посадить, расстрелять, как контру.

 Вряд ли Николай, имеющий в запасе ещё пятнадцать лет, сделать что-то существенное. Понтократия.

 А вот кремлевский мечтатель среагировал правильно. И манипулятивно, "Земля крестьянам!" И плавненько, плавненько к коллективным хозяйствам. А через пять лет после смерти Ульянова тотальная коллективизация. По сути старые грабли рабства. Беспаспортные, с палочками-трудоднями и законом о трех колосках. И естественно, как и при монархии, захватывающий в первую очередь производителя сельхозпродукции.

 Ученик Толстого в письме к Джугашвили, в самый разгар коллективизации, уже не упоминает о земле. Лишь только о клочке, в Соловках, названной нашими предками Секирной Горой, а потомками уменьшительно-ласкательно Секиркой.

 Клочке, на веки пропитанном кровью россиян...

 Скрин к картины Григория Мясоедова "Земство обедает". Крестьяне хлебом с луком, а наверху лакей протирает салфеткой графский сервиз. Что изменилось с тех пор?

          Следующее http://proza.ru/2023/09/06/1127


Рецензии
Недавно перечитал Станюковича "Похождения одного матроса". Там есть ответ, Евгений, на Ваш вопрос. Перечитал и поразился, насколько актуальна эта книга с прототипом князя Мышкина в матросе Чайкине.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.09.2023 17:11     Заявить о нарушении
Нелепая доброта, отраженная в русском матросе, бывшем крестьянине, так характерная для россиян? Именно это и есть христианская добродетель.

Миру-мир, со спасением своего мучителя.

С признательностью,

ЕС.

Евгений Садков   06.09.2023 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.