Лётчик и автопилот

     Есть ещё одна интересная сторона лётной, так сказать, деятельности гражданского пилота и военного лётчика. Это полёты на автопилоте и полёты, как говориться, - «на руках». Практически все полёты на самолётах, перевозящих пассажиров, происходят на автопилоте. Только взлёт и посадка выполняются пилотами «руками». И составляет это совсем малую часть полётного времени.

     В истребительной авиации, при наличии автопилота, то есть САУ (Системы Автоматического Управления), лётчики пользуются этим мало, в основном, полёты «на руках». А как ещё можно выполнить полёт на пилотаж или на боевое применение?! Разве что полёты по маршруту.

     Я сам вплотную столкнулся с полётами на автопилоте, когда стал летать в малой авиации на Пайпере-32. Там можно было после взлёта и уборки шасси и закрылков, включить автопилот и не касаться штурвала до самого захода на посадку. Набор высоты, полёт по навигационным точкам, снижение, заход на посадку – всё это можно выполнять на автопилоте. И даже, если были какие-то изменения в маршруте или высоте полёта, можно тоже было выполнять без касания штурвала. В директорном режиме, выставляя высоту, курс или вертикальную скорость кнопками и рукоятками. При заходе на посадку можно было кнопками и кремальерами «управлять» самолётом. Или вообще в полностью автоматическом режиме чуть ли не до выравнивания. Только оставалось управлять РУДОМ, выпускать шасси и закрылки.

     Вроде это и было оправдано тем, что всё время приходилось уточнять частоты связи, навигационную обстановку, просматривать новые данные по этапам полёта. Бывали такие полёты, когда я на взлёте после уборки закрылков бросал штурвал и брал в руки его после дальнего привода перед самой посадкой. Всё остальное время управлял только двигателем, выставлял новые навигационные точки, высоту, выставлял новые радиочастоты и вёл радиообмен.

     И однажды я как прозрел, - так не пойдёт! Я отвыкаю от штурвала, от управления самолётом. Стал стараться поменьше «надеяться» на автопилот и летать «на руках». Но, когда летишь длительное время по маршруту в горизонте, есть большой соблазн включить автопилот. Да он и создан для того, чтобы помогать пилоту вот в таком монотонном однообразном полёте.

     Меня ещё «спасало» то, что я летал в это время и на других типах в малой авиации безо всякого автопилота. Таких как Як-52, Морава-200. Тогда я хорошо понял ту ситуацию, происходящую время от времени в гражданской авиации, когда на исправном самолёте гражданские пилоты попадали в аварийные ситуации, а то и катастрофы. Они отвыкали летать «на руках», привыкали, что самолёт летит «сам». А когда возникала неожиданная ситуация и надо было взять управление на себя, она терялись и не справлялись с управлением самолёта, казалось бы, в обычной обстановке.

     С подобным я однажды столкнулся. Летел ночью, погода простая, хорошо видны звёзды. Включён автопилот, самолёт летит «сам» по навигационным точкам, я по бумагам уточняю заход в аэропорту посадки. Вдруг, самолёт делает крен, это было обычное прохождение очередной навигационной точки, но как-то произошло для меня неожиданно, я оторвался от бумаг и увидел звёзды вверху и звёзды внизу, - самолёт то в крене. На какое-то мгновение я растерялся, - что это?! Тут самолёт вышел из крена, всё встало на свои места и стало понятно положение самолёта. Вот тогда я и подумал, что так запросто можно попасть в «неприятность от автопилота»!!!

     А ведь в монотонном и «скучном» полёте в горизонте, когда полёт длится часами, можно понять гражданских пилотов. Но потом эта привычка переходит и на заход по схеме в аэропорт, где всё запрограммированно, меняй только режимы, да выставляй новые навигационные точки. Так элементарно теряются лётные навыки. Немало случаев, когда пилот пассажирского самолёта, которому неожиданно после автопилота пришлось взяться за ручное управление, в отсутствии естественного горизонта, не понимал, в какую сторону крутить штурвал, глядя на прибор Авиагоризонт. Так происходили и происходят катастрофы с многочисленными жертвами.

     Пилот превращается в банального оператора самолётного оборудования с самыми печальными последствиями.

04.09.2023 - Севастополь.


Рецензии