Принц Мюрат и Распутин

 29 июль - 4 августа 2019 г.  ·

1.

Скандал на перроне Царскосельского вокзала: выпад принца Наполеона Мюрата против Распутина: история весьма невнятная.

Первое упоминание, которое я. пока что, обнаружил, - вот: книга: Борис Алмазов. Распутин и Россия (историческая справка). Прага, Славянское издательство. Типография "Грюнхут". 1922 год.
Книга вышла уже в первые дни 1922 года, в январе.
Авторское предисловие датировано так: Интерберг (близ Вены). Октябрь, 1921.

Алмазов писал:
"Нежелание Распутина появляться на царскосельском вокзале вызвано было не столько уж страхом, сколько безобидной шуткой со стороны нескольких офицеров, жертвой которых он сделался.
Группа молодых гвардейских офицеров, отправлявшаяся на фронт, заняла отдельный вагон у перрона первого пути, откуда должен был отойти воинский поезд.
Шумная, будучи немного навеселе, офицерская компания группами бродила по перрону в ожидании отхода поезда, когда кто-то вдруг сообщил, что "старец Распутин идёт".
Едва только Распутин приблизился к группе офицеров, чтобы, пройдя мимо, свернуть вправо к готовому уже к отходу поезду царской ветки, как один из молодых офицеров шутя скомандовал:
- Господа офицеры! Смирно!
и молодёжь, вытянувшись в струнку и встав во фронт, взяла под козырёк...
Распутин, бледный весь, быстро миновал группу молодых офицеров и сев в вагон царского поезда, отбыл под громки смех офицеров, долго ещё бока надрывавших над остроумной шуткой своего однополчанина, если не ошибаюсь, принца Мюрата.
А в Царском Селе эту безобидную шутку молодых офицеров превратили в... готовившееся членами „тайного военного союза" покушение на особу старца, покушение, неудавшееся только благодаря тому, что на перроне в то время было, будто бы, слишком сильное движение ...
Всё это и привело к решению, с целью предотвращения всяческой опасности для старца, избавить его от необходимости езды по железной дороге и обязательно связанными с поездками непременными посещениями царскосельского вокзала, предоставив в его распоряжение автомобиль, в котором он и стал совершать свои поездки в Царское Село ..."
сс. 203 - 204.

2.

Весьма странно, но: автор, Борис (Б. Н.) Алмазов, никак не выявлен; по крайней мере, в интернете мне пока что ничего не удалось о нём выяснить, за два дня.
Чуть ли ни первый такой случай на моей памяти: обо всех. кто напечатал хотя бы

статью, до сих пр я легко находил сведения, самые подробные.
И это притом, что книга эта замечена - и современниками, (варшавская русская газета "За свободу!" опубликовала отзыв об этой книге уже 28 января 1922 года) и потомками.
(В 1990 издан в СССР репринт: издательство "Интербук", Ростов-на-Дону):

Возможно, венский эмигрант Борис Н. Алмазов - это журналист Б. Алмазов, который в 1909 году издал в Петербурге "Тайны наших клубов".
("...Обличительная брошюра, посвященная интересной теме. Азартные игры в Российской империи были запрещены, но, по столетней традиции, на самом деле в карты играли в клубах, за что эти вполне легальные учреждения платили огромные взятки полиции. В начале XX века общая истерическая атмосфера привела к особенному расцвету клубного дела. Автор рьяно бичует пороки, попутно рассказывая много любопытного").

3.

Через год этот сюжет, - столкновениеРаспутина и принца Мюрата, - подхватили более известные авторы.

Илья Василевский (Не-Буква), видный петербургский фельетонист, сразу после возвращения из эмиграции (август 1923) издал небольшую книжку "Романовы. Портреты и характеристики". Петроград-Москва. Издательство «Петроград», 1923.

Там Василевский преспокойно, -  без ссылки, напрямую плагиатил Алмазова:
"Но вот прозвучали в стенах Государственной думы слова П. Н. Милюкова: "Глупость или предательство". Прозвучали на всю страну слова о "безответственных влияниях" Александры Федоровны. Проявляются другие симптомы надвигающихся грозных событий.
Группа офицеров, встретив Григория Распутина на платформе Царскосельского вокзала, насмешливо выстраивается во фронт.
-- Смирно, господа офицеры, -- громко командует, не скрывая злой усмешки, элегантный корнет принц Мюрат.
С этого дня Распутин отказался от поездок в Царское Село по железной дороге: отныне он ездит туда только на автомобиле, всякий раз меняет маршрут".

4.

В это же время в Лейпциге был издан уже достаточно обширный роман "Распутин" (Лейпциг: Книгоиздательство Ф. Фикенчера, 1923), ) ; его автор - Иван Наживин, известный в своё время писатель (крестьянского направления, и сам по происхождению из крестьян Владимирской губернии).

Роман свой Наживин дописал в том же 1923 году. Там повторялась, коротко, в две строки, - то же. что и у Василевского: "...молоденький корнет принц Мюрат ... Принц Мюрат был уверен, что в этот момент совершает очень значительный гражданский подвиг"
(По- своему, в отличие от прочих авторов, Иван Наживин сочувствовал крестьянину Распутину, и угрюмо осуждал выступавших против него аристократов).

( *** Следует отметить, что Василевский и Наживин были не просто знакомы: в 1922 году Василевский издал брошюру "Литературные силуэты", в которой многословно и весьма грубо ругал Наживина за консервативность и идеализацию старой Святой Руси. ***).

«Распутин» Наживина - это самый первый прорыв распутинской легенды в серьёзную литературу: роман вскоре был переведён на немецкий, английский и французский, о нём много писали в Европе и в США).

5.

Итак: у Василевского принц Мюрат уже - "элегантный корнет",
у Наживина - "молоденький корнет".

Между тем, у Алмазова принц Мюрат во главе компании офицеров отправляется на фронт.

Это уже ближе к фактам.
Принц Наполеон Ахиллович Мюрат назначение на должность второго помощника командира Ингушского конного полка получил 12 сентября 1914 года.
(26 августа - приказ о формировании Ингушского конного полка во Владикавказе; в начале октября полк двинулся в Винницу, а потом во Львов - на театр военных действий).

В это время принц Наполеон Ахиллович Мюрат - уже четыре года как полковник; ему сорок два года от роду.

6.

Позже в литературе обозначился ещё один скандал принц Мюрата с Распутиным, - уже другой, не на вокзале. а на вилле Родэ.

Николай Брешко-Брешковский, роман "Жуткая сила" (Рига, "Мир", 1930). Там Григорий Распутин "...отбросив старого цыгана, кинулся на смелую обидчицу:
- Фараоново племя! Я те покажу, стерва!
... Цыганка, с крупными от оскорбления слезами, кинулась прочь из кабинета, Распутин — вслед за нею. Все это произошло с такой стремительностью, что все как-то остолбенели, приросли к своим местам.
Цыганка, чувствуя, что Распутин настигает её ...
... Но старец ничего не заметил и, порываясь к цыганке, — она искала защиты на широкой груди принца Мюрата, - изступлённо выкрикивал те самые ругательства, с какими гнался по коридору".
( Разбушевавшегося Распутина остановил и покарал, впрочем, не Мюрат, а некий "ротмистр Ланской, красивый сухощавый блондин с георгиевским крестиком на груди черкески, с виду спокойный, а внутри клокочущий весь").
...Распутина и на стоявших возде него Родэ и Бадмаева.
- Ваше королевское высочество, господа офицеры, потрудитесь следовать за мною! - приказал Вышгородский.
Приказанье плац-адъютанта - закон, и его королевское высочество принц Мюрат и все остальные, подтянувшись, исполнили требование".

Следует отметить, что этот эпизод, скорее всего, если и выдуман, то лишь отчасти: Николай Николаевич Брешко-Брешковский -  друг и почитатель принца Наполеона Мюрата, они познакомились летом 1915 года и, судя по всему, близко сошлись позже, после 1927 года, в Париже или в Ницце.

В романе "Дикая дивизия", (тот же 1930 год, то же издательство в Риге) - благодаря которому Брешко-Брешковского помнят до сих пор, - принц Напо Мюрат упоминается часто и восторженно.
(Уже в 1931 году "Дикая дивизия вышла на французском, в престижном коммерческом издательстве Бодиньера).

Предисловие к "Жуткой силе" написал Александр Куприн.
"...всех своих героев Н. Брешко-Брешковский неизменно облекает ослепляющей красотой, миллиардами долларов, невероятною щедростью, железными мускулами, сверхчеловеческой силою, любовью, пылающей до могилы и еще гораздо дальше... Здесь автор сгущает свои краски до такой яркости, что они начинают жечь глаза.
Но как же винить его? Он сам горячо влюблен в своих героев и награждает их -- правда, не особенно умеренно -- всяческими прекрасными качествами".

7.

Строчку о столкновении принца Наполеона Мюрата с Распутиным я запомнил ещё в ранней юности: наверно, лет 18 мне было, когда подвернулась в библиотеке разухабисто-похабная брошюрка Василевского-Не-Буквы .
Но значения  этому точечному эпизоду я не придавал никакого, как и все остальные, впрочем.

И не заметил бы ничего, если бы не другая строчка - из книги Алмазова.

Итак:
 Борис Алмазов (1921): "...А в Царском Селе эту безобидную шутку молодых офицеров превратили в... готовившееся членами „тайного военного союза"  покушение на особу старца ...".

То есть: иронически, вроде как опровергая, но: Алмазов увязывает, так или иначе, два фактора: принц Наполеон Мюрат + "тайный военный союз".

Далее Алмазов пишет о событиях достаточно серьёзных: выходка принца Мюрата породила страх перед "тайным военным союзом", вследствие этого усилена охрана Распутина, но уберечь старца агенты не смогли.

Алмазов: " Сопровождая его всюду, куда бы "старец" ни отлучался, и охраняя его даже в собственной квартире, охрана эта, однако, не последовала за ним в ту самую ночь, когда он, отправившись в особняк графа Юсупова-Сумарокова-Эльстон, оттуда уже более не вернулся.

Такая оплошность охраны вызвана. конечно, отсутствием каких-либо подозрений к явившемуся лично и сопровождавшему Распутина великому князю Дмитрию Павловичу...
Впоследствии все чины придворной царскосельской охраны, прикомандированные к Распутину, после совершения убийства были заподозрены в соучастии в преступлении...".

8.

Проблемами тайных организаций занималось, конечно, не Царское Село, то есть не Императрица и её окружение, а - Охранное Отделение.
Я осмеливаюсь предположить: там сидели отнюдь не испуганные фантазёры. Тем более, что: в убийстве Распутина непосредственно участвовали не менее шести человек (князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон, Пуришкевич, великий князь Дмитрий, Сухотин, Лазоверт, Рейнер), из них пятеро - люди военные.

То есть: и заговор, и тайное военное общество, действительно существовали.


 3 ноября 1915 года усилена охрана Распутина.
 5 ноября полковник принц Мюрат из Петрограда отправлен в Тифлис.

То есть: по моему предположению, инцидент на Царскосельском вокзале произошёл непосредственно перед 3 ноября, - при возвращении принца Мюрата с Северного фронта.

На фронте принц Мюрат командовал полком Офицерской Кавалерийской Школы (ОКШ); ранее он служил в этой школе (сентябрь 1909 - ноябрь 1911го).

Похоже, что демонстрация на вокзале всерьёз взволновало охранку - потому, что уже ранее имелись сведения: "тайный военный союз" выявился именно среди офицеров ОКШ.
Которая давно уже воспалённо пульсировала опасностью гвардейской фронды.

Именно потому фигура принца так всколыхнула тех, кто беспокоился за Распутина: Наполеон Мюрат был эталоном "кадр нуар", более того - это было живое олицетворение мюратистского кавалерийского эпоса, который пестовался в ОКШ.

9.

И - соприкосновения деталей.

Великий князь Дмитрий Павлович: тот, кто лично стрелял в Распутина в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года.
29 апреля 1911 произведён в чин корнета и выпущен в лейб-гвардии Конный полк.
С 1909 по 1911 год учился в Офицерской Кавалерийской Школе: именно  в те годы, когда подполковник принц Мюрат был там наставником (помощник заведующего курсов обучения).

И это только первое из серии совпадений.


Рецензии