Заметки мимоходом. 1 - 31 марта 2023 года

1 марта
Прибыл из больницы домой. Из Борзи привезли в гости внучку Вику. Она для меня – лучший доктор.

2 марта
Человек! Для того, чтобы не быть рабом, на все вопросы отвечай сам.
Когда откроешь для себя точные и естественные науки, то вся политика предстанет перед тобой суетой ничтожных негодяев.

3 марта
Нельзя пытаться победить биологии, лучше изучать её историю.

- Вы – атеист, а в дацан ходите.
- Я – бурят. И должен развивать не только культуру, но и гормональный фон моего народа. Это даже важнее, ведь проблема очень сложная.

Историю монголов раскрывает не сидение за столом, а знание мест и людей, особенно низших сословий всего монгольского ареала.

4 марта
Агинское. Стена памяти величайшего бурятского мыслителя, одного из основателей Монголии ХХ века, Цыбена Жамцарано.
Бурятские интеллигенты начала ХХ века были, в первую очередь, мыслителями, а потому представляли грозную силу против всех, кто разьединял монголов мира.
Они были способны соединить всех монголов в одно государство, ибо в любом другом случае монгольские народы исчезнут с лица планеты, пополнив сброд манкуртов без роду и племени...
Помните об этом, монголы мира, будьте умны, едины и решительны в своей жизни!

5 марта
На некоторых этапах развития монгольского мира буряты были первыми. Во всем. И это большая проблема для самих бурят. Первых, как правило, уничтожают руками невежественной массы и слуг диктаторов.
Первые буряты были из самых разных родов и точек бурятского ареала. Подобных им в монгольском мире не было и пока не предвидится.
Сегодня «первых» бурят, то есть элиты народа, нет. Но остались имена и труды бурятской интеллигенции начала ХХ века. Как пример.
Первый академик Монголии Бямбын Ринчен, цонгол. Кстати, ему повезло, провел только пять лет в лагерях, остался жив. Знал 8 языков, включая эсперанто. По другим сведениям, владел 12 или даже больше языками. Найдите сегодня такого монгола...
Погуглите и почитайте о Бямбын Ринчен.

7 марта
Даши Сампилон - один из отцов монгольской и бурятской государственности. Его биография наводит на мысль, что он был организатором и практиком.
Помимо участия в создании новой Монголии, Даши Сампилон заложил базу для работы и развития промышленности страны. Несколько слов о нём.

О каждом буряте – организаторе движения, приведшего к созданию в Центральной Азиии Монголии и затем Бурят-Монголии, надо рассказывать отдельно и обширно. Надеюсь, что такие авторы есть. Задача – скомпоновать из их материалов удобочитаемые материалы для информационного пространства всех монголов мира. До той поры – только краткие сведения и фамилия.
Одним из лидеров движения по объединению всех монголов мира был уроженец Агинских степей Даши Сампилон (1891-1938).
Только два факта из его биографии говорят о незаурядности этой личности: в 17 лет, в 1908 году, юноша из далёкой Аги становится слушателем Московской земледельческой школы, а в 1913 году – студентом Московской сельскохозяйственной академии, которая ныне носит имя Тимирязева. Следовательно, он изучал точные и естественные науки, что и приводит зачастую к видимым и конкретным результатам на практике.
Естественно, что в первые же революционные годы, он стал одним из лидеров панмонгольского движения, ибо идея объединения всех монголов не может не владеть мыслями образованных монголов. Таковыми, конечно, в те годы были буряты.
О Даши Сампилоне читатели должны гуглить и узнавать из интернета. Здесь же я приведу только несколько абзацев о нём из Википедии:

«Родился в 1891 году в бурятской крестьянской семье в сомоне Аршантуй Агинской степной думы. Окончил с отличием Агинское приходское училище. После учёбы в Московской земледельческой школе Даши поступает в Московский сельскохозяйственный институт (ныне — Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).
Во время учёбы в институте Даши проникается революционными идеями освобождения трудового народа от гнёта царизма, идеями свободы и равноправия народов, права наций на самоопределение.
После февральской революции Сампилон избирается делегатом от бурятского народа на Всероссийский съезд крестьянских депутатов, где был избран членом исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов. На этом съезде он окончательно делает выбор в сторону большевиков.
Даши Сампилон участвует в организации в Петрограде Бурятско-Калмыцкого комитета, целью которого является создание национальной государственности для бурят и калмыков. Он становится членом руководящего органа комитета, проводит большую организаторскую и идейно-политическую работу. Большую помощь советами ему оказывает Элбэк-Доржи Ринчино, признанный лидер бурятского национального движения.

В январе 1918 года Даши Сампилон был избран председателем Иркутского отдела Бурят-Монгольского национального комитета (Бурнацкома). 19 сентября 1918 года на заседании членов Центрального Бурятского Национального комитета и представителей аймаков Сампилон единогласно избирается председателем Бурнацкома, который стал первым неформальным правительством бурятского народа. Сампилон был самым молодым из руководителей Бурнацкома. Ему в 1918 году исполнилось 27 лет.
Чита в то время была занята японскими интервентами и войсками атамана Семёнова. Некоторые члены Бурнацкома во главе с Михаилом Богдановым в знак протеста против оккупации ушли со своих постов. Даши Сампилон, считая, что главнейшей целью является получение бурятами национальной автономии, проявлял гибкость и шёл на сотрудничество с японцами и семёновцами.
В 1921 году Даши Сампилон начинает работать в Наркомате иностранных дел РСФСР. С 1922 по 1925 год он работает секретарем и советником от СССР в посольстве Монголии в Москве. В 1925 году назначен советником Министерства народного хозяйства МНР. Сампилон по поручению правительства Монголии побывал во многих странах Европы для покупки оборудования и машин для закладки промышленной базы страны. Он посетил Францию, Германию, Британию, Бельгию, Австрию и Чехословакию. В этих странах, помимо прямых своих обязанностей, он пропагандировал знания о монгольских народах, Монголии, Бурят-Монголии, рассказывал о монгольской истории и современном положении страны.
1929 году в МНРП взяли верх «левые» силы, которые стремились ускорить социалистическое строительство по сталинскому образцу, начали чистки в рядах партии. Сампилон был арестован, выдан НКВД и вывезен в СССР. Ему было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности, он был приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Соловках. Но руководству ГУЛАГ потребовались глубокие знания Сампилона, и его перебросили на Беломорканал в Ленинград.
20 января 1938 года по приговору «тройки» НКВД Даши Сампилон был расстрелян. Реабилитирован в 1984 году.
Даши Сампилович Сампилон внёс огромный вклад в развитие бурятского национального движения в сложное время, заложив основы к образованию бурятской национальной государственности — автономных областей, затем и Бурят-Монгольской АССР в 1923 году».

Даши Сампилон был женат на Радне Ошировой. Добавлю, что все бурятские лидеры того времени, несмотря на любые разногласия, активно помогали друг другу. Ученик, друг и соратник Даши Сампилонв Бямбын Ричен выполнил последнюю просьбу своего соратника: вырастил, воспитал и дал образование его дочерям – Ниме и Индре, которые впоследствии стали известными в Монголии людьми…

По имеющимся сведениям, младший брат Даши Сампилона Шойдок был арестован и расстрелян в России в период репрессий, ещё один брат - Сандан эмигрировал в Китай, вероятно, в Баргу. Следовательно, потомки родных братьев, родившихся в сомоне Аршантуй, ныне проживают в трёх странах - Китае, Монголии и России. Впрочем, таковы судьбы многих бурятских семей...
(Кстати, вопрос для исследователей: где находился сомон Аршантуй? Место возле горы Улан Шулуута или другое?)

Напомню: Даши Сампилон был первым председателем Бурятского национального комитета как в Иркутске (январь 1918 года), так и в Чита (19 сентября 1918 года). С этих дат берёт начало автономия бурят Байкальского региона, а также их возможная государственность.
Современные буряты обязаны реабилитировать в своей памяти имена и биографии всех своих выдающихся деятелей и, конечно, показывать их образы в бюстах, памятниках, архитектурно-скульптурных мемориалах, книгах для массового читателя.

8 марта
Создатели и организаторы современной Монголии – бурятские интеллигенты первой четверти ХХ века. Вопреки всем остальным монголам, они имели российское и европейское образование, которое было недосягаемо для всех других монголов того времени. Естественно, на первое место буряты ставили культурный и образовательный уровень всех монголов.

С этой целью бурятские интеллигенты и лидеры Монголии создавали программы, согласно которым дети монголов должны были учиться в российских и европейских школах и вузах. Это была важнейшая и практическая часть развития Монголии и всех монгольских народов.
Современная Монголия возникла благодаря тем культурным, творческим, научным и образовательным кадрам, которые взлелеяли бурятские интеллигенты, создавшие МНР, используя все возможные политические силы того времени, главным из которых были Коминтерн и СССР. Для всех бурятских интеллигентов это было смертельно-рискованным, но самым важным делом их жизни, ибо они не могли упустить такой исторический момент и шанс, который они видели с высоты времени. Набор высоты времени и мысли - это талант, который был почти у всех бурятских интеллигентов.
(Для решения задачи каждый использует возможности своего времени. Они - политические силы ХХ века, мы - технологии XXI века).

Говоря образно, «игра» шла в оба ворота – бурятские интеллигенты использовали мощности Коминтерна и СССР для подъёма и развития монгольских народов, а Коминтерн и СССР использовали бурятских интеллигентов для создания коммунистического плацдарма в Азии. Других кадров у них не было и не могло быть. Но когда игра стала выходить за рамки интересов коммунистов СССР бурятская интеллигенция была уничтожена руками их более покладистых и невежественных соплеменников-монголов и органами госбезопасности.

К сожалению, большинство современных российских и монгольских авторов видят эту ситуацию со своих местечковых кочек, не имея творческого таланта для набора нужной высоты, откуда и появляется реальная картина прошлого.

На первом снимке 1926 года: группа монгольских подростков (35 детей), отправленных на учёбу в Германию и Францию. В центре последнего ряда, высокий, Даши Сампилон. Женщина слева – его жена, Радна Оширова. В первом ряду сидит среди детей – Эрдэни Бутухан. Снимок сделан в Германии.
Все эти дети впоследствии стали виднейшими деятелями науки, культуры и образования Монголии, заложив основную базу для дальнейшего развития страны.

На втором снимке: Даши Сампилон и Радна Оширова, их дочери – Индра и Нима. Отметим, что Даши Сампилон не был гуманитарием, он учился в сельскохозяйственной академии России, изучал точные и естественные науки, а потому преследовал конкретные цели и добивался их. Перед арестом, как я уже писал, он завещал молодому Бямбын Ринчену, квартировавшему у них, позаботиться о его семье, детях, а если сойдутся характерами, то жениться на его Радне. Как известно, Бямбын Ринчен выполнил завет своего учителя и друга.

Добавлю, что некоторые потомки бурятских интеллигентов много лет прожили в Улан-Баторе и городах России, даже не зная о своих предках, а те, кто знали – скрывали имена своих подлинных родителей. Это большая и отдельная тема, которая, надеюсь, найдёт своего автора.

9 марта
Об Элбек-Доржи Ринчино
Неудобный пример, а также несколько абзацев об исторических личностях бурят в истории Монголии.
Неоднозначное или недосказанное отношение к тому или иному явлению, зачастую, напоминает человека, расхаживающего в трусах одетых до колена, кое-как прикрытых штанами. Неудобно, полного шага сделать невозможно, но изменить ситуацию, по каким-то причинам, не желает. Так и живёт, постоянно падая и смеша остальных. Подобную историю можно наблюдать очень часто.
Много лет в России и Монголии старались не замечать о деятельности бурятских интеллигентов, благодаря которым были созданы МНР и Бурятия. В том, что они авторы и исполнители второго на планете социалистического государства (Монголии) нет никакого сомнения. Это очевидно. Других не было и не могло быть, ибо тут стоит вопрос об образовании и возможности общения с другими мирами, сотрудничестве или борьбе с ними.

Каких бы вопросов государственного строительства, науки, культуры, экономики, образования, здравоохранения в Монголии исследователь не касался, он обязательно увидит авторов и исполнителей бурятской национальности, уничтоженных в годы репрессий. Но благодаря многолетней пропаганде руководства социалистической Монголии, направленной на забвение их имён, деятельность бурятских мыслителей замалчивалась и замалчивается до сего дня. Как будто современная Монголия возникла сама по себе. Такого не бывает и не может быть. Это неудобно и не только смешит окружающий мир, но и позорит современников, расхаживающих в трусах, одетых до колена, старательно не признавая архитекторов и строителей своего дома. Вроде бы это не они, а он сам:))
Задача современных бурят помнить о своих предках, говорить и напоминать о них, ни при каких условиях, не соглашаясь с какими-то неоднозначными и легкомысленными мнениями по отношению к ним.

На первом снимке 1912 года: Элбек-Доржи Ринчино (1888 – 1938), уроженец улуса Хилгана Баргузинского аймака, выдающийся бурят-монгольский деятель, идеолог объединения всех монголов мира. Один из организаторов и участников Монгольской народной революции, автор первой Конституции Монголии.
Учился в Улюнской приходской школе, в городской школе Баргузина, в реальных училищах Троицкосавска, Верхнеудинска, в технологическом институте Томска, на юридическом факультете университета Санкт-Петербурга… В 1915-1916 годах ездил в Монголию, после чего написал работы «Шаманство в Монголии», «Экономические районы Монголии».
Жизнь и политическая деятельность Э-Д. Ринчино настолько многогранна, насыщена и глубинна, что для этого требуются отдельные труды.
Достаточно сказать, что в 1920 году он был назначен секретарём Монголо-тибетской секции Дальневосточного секретариата Коминтерна. Для кого-то это предложение – пустой звук, но вдумчивый читатель понимает, что с этого момента все политические процессы Монголии организовываются и происходят под руководством Э.Д. Ринчино. За всеми действиями, происходившими в те годы стоит он. Назначение руководителей, делегации в СССР, политическая и военная обстановка и т. д. и т. п...
Говоря образно, Э.Д. Ринчино – кукловод Монголии, дёргающий за ниточки, на которые нанизаны марионетки, но дирекция политического балагана – Коминтерн и СССР. Естественно, деятельность Э.Д. Ринчино, как и деятельность любого крупного политического лидера того времени, это, прежде всего, работа первопроходца. Ведь даже первая Конституция Монголии написана им.

На втором снимке, начало ХХ века, слева направо: Данчинов Николай Тарасович, Вампилова Варвара Владимировна, Бутуханов Никита Федорович (Эрдэни Бутухан), Трубачеева Фаина Трофимовна, Трубачеева Мария Петровна в девичестве Баторова (дочь тайши Петра Баторова), Элбек Ринчино. (Фотография предоставлена Галиной Ивановной Мададаевой, внучатой племянницей министра просвещения Монголии в 1920-е годы Эрдэни Бутухана (этнического бурята из Бохана Бутуханова Никиты Федоровича) для группы фейсбук «Предки из этнической Бурятии».
Жизнь Э.Д. Ричино оборвалась 23 июня 1938 года. Он был расстрелян, как и многие другие выдающиеся буряты своего времени.

Сегодня – другой мир, другая политическая обстановка, другая высота, откуда открывается реальная картина нашего недавнего прошлого. Народы монгольского мира находятся в разных вагонах цивилизации (Китай, Монголия, Россия), в которые их посадили. Но для обретения своего поезда и своего состава они должны видеть реальную картину своей истории. Для этого делать полноценные шаги, не мешающие движению.
Гуглите и узнавайте о великих бурятах, одним из которых был Элбек-Доржи Ринчино.

10 марта
Сухэ-Батор - проект Коминтерна и большевиков. Вообще, вся Монголия первой четверти ХХ века - проект Коминтерна и СССР.
Сухэ-Батор был хамниганом по отцу и хори-бурятом по матери. Родился недалеко от российско-монгольской границы, в местности Гун Жалга, что на берегу озера Зун Торей. Из борзинских хамниган-казаков.

Эту тему исследует Ц. М;нхдорж. Надо читать и переводить с халха-монгольского, монгольское издание "Сонин".
Д.С;хбаатар нь 1893 оны хоёрдугаар сарын 2-ны ;д;р ОХУ-ын Чита мужийн Бооржийн районы нутагт манай улсын Улз голд цутгадаг Тарь нуураас хойш Дорнод аймгийн Чулуун хороот сумын хойд талд орших Г;н жалгатай нэртэй газарт цагаан дээлт жаахан Дамдин хэмээх хамниган айлын 2 дахь х;; нь болж Цагаангууд омгийн буриад Лувсангийн Хандаас т;ржээ. Т;;ний ах Ч;лтэм хэдэн онд хаана т;рс;н нь тодорхойг;й, их н;;дэл болоход нутагтаа ;лдсэн аж. Охин д;; Д.Дулам нь ОХУ-ын Чита мужийн Бооржийн районы Бухын харуул нэртэй газарт 1906 онд т;рж, аав ээж болон ээжийнхээ т;рс;н д;; Лувсангийн Жанга, ойрын хамаатан Дамбийням лам, Намдагийн Жигмэд нарын хамт 1918 оны эхээр олон зуун ;рх айлын хамт Монгол оронд н;;ж ирээд одоогийн Халхгол сумын Таван Ташгайд нутаглаж байгаад 1930-аад оны эхээр з;;н хязгаарт Япон улс ;нг;лз;ж хил т;гш;;ртэй болоход тэдгээр айлууд одоогийн Цагаан-Овоо сумын нутагт н;;ж ирж суурьшжээ. Д.Дулам нь тус нутагт б;х насаа ;нг;р;;лсэн байдаг.

https://sonin.mn/news/politics-fb-bot/99356

11 марта
Несколько абзацев о политическом балагане Востока в первой четверти ХХ века.
Как говорится, весь мир – театр, а люди в нём – актёры. Место действия – Монголия. Время – первая четверть ХХ века. Задник сцены, задающие общее настроение, – СССР и Коминтерн.

Если бы на географическом месте вместо бурят-монголов оказались другие монголы, скажем, баргуты, узумчины, захачины, дариганги, халхи, то история Монголии никак бы не изменилась. Она была бы такой же, возможно, даже фамилии остались бы теми же. Но историческое место и роли достались почему-то именно бурят-монголам.

Еврейская фамилия Шумяцкий рифмуется с прилагательным «бурятский». Так совпало. Более того, Борис (Бер) Шумяцкий знал бурятский язык чуть ли не с рождения. Он родился в городе Верхнеудинске 4 (16) ноября 1886 года. Отец – Захар Шумяцкий, бедный еврей, переплётчик, высланный за черту оседлости после убийства Александра II в марте 1881 года. Естественно, во всём, всегда и везде, виноваты евреи. Их и высылали.
Примечательно, что Борис Шумяцкий в школе не учился, но всю жизнь работал в печатных изданиях. Известно, каждый еврей – русский писатель…
Евреи Баргузина – живописная история, ждущая своих авторов. Есть предположение о том, что Элбек-Доржи Ринчино по отцу был евреем, думается. В общем, мечтать никому не запрещено. А что в реальности?

Политика – всегда балаган, куда завлекают народные массы. Без них легитимность игры невозможна, а потому вся планета – политический балаган, где по замыслу авторов теория должна овладевать массами, то есть, по словам академика И.П. Павлова «…слабой мозговой системой». Где теория обнаружит слабую систему, туда и протекает, там и прорастает, а если нет никакой системы, то есть – просто безвольная масса, то теорию насаждают.
В развитых системах теория не пригодна или не произрастает.

Буйные всходы коммунистические идеи дали только в России, а лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» совпал с желаниями условного русского человека, для которого после освобождения из-под крепостного гнёта, все границы выглядели как недоразумения. Они и сейчас выглядят таковыми. Ведь вся планета должна была стать одним государством бедных – СССР, о чём наглядно говорят колосья, охватывающие весь глобус.

Политический балаган первой четверти ХХ переместился на Восток, на Западе теория коммунизма выдохлась. Революция в Германии потухла или протухла, поход на Польшу завершился разгромом Первой конной…
На Востоке возможность осуществления мировой революции обнаружилась при первом приближении. Более того, такую возможность показал ещё Пётр Бадмаев в 1893 году, когда предложил Александру III присоединить к России Китай, Монголию и Тибет, ибо тогда уже предвидел слабость маньчжурской династии, размытость границ и безволие масс. Текст проекта «О задачах русской политики на азиатском Востоке» предусматривал глобальное изменение общемировой системы, но о том, что планета фактически станет азиатской, автор умалчивал. Видит ли читатель направление мысли Петра Бадмаева и возможный облик среднестатистического жителя планеты? Царь, возможно, этого не видел.

Только в силу размытости границ и безволия обнищавших и угнетаемых масс, исторического лицемерия, лицедейства и лизоблюдства их руководителей, стал возможен поход дивизии Унгерна и освобождение Монголии от маньчжуров, а также – дальнейшая работа Коминтерна, которая обратила достижения дивизии барона для создания коммунистического плацдарма в Азии.

(В России семена идеи коммунизма упали на благодатную почву и проросли, а в Монголии эти семена насильно посадили и вырастили. Такая же возможность появилась в Восточной Европе только после Второй Мировой войны).

Именно в начале 1920-х годов главными кукловодами политического балагана, созданного СССР и Коминтерн в Монголии, стали Борис Шумяцкий и Элбек-Доржи Ринчино. Опустив некоторые абзацы из биографии Бориса Захаровича Шумяцкого, мы читаем:
«В 1921-1922 годах – член Реввоенсовета 5-й армии, член Сиббюро ЦК, уполномоченный Наркомата иностранных дел по Сибири и Монголии. Из бойцов монгольского батальона 5-й армии создал первое правительство Монгольской Народной Республики, привёз его в Москву на съезд Советов и представил руководству страны.
Был активным участником Монгольской народной революции, консультантом первых руководящих органов Монгольской Народной Республики. В знак признания заслуг Шумяцкого руководитель МНР Сухэ-Батор сделал его своим побратимом. Награждён званием «Почётный гражданин Монгольской Народной Республики» и орденом Красного Знамени Монголии № 1.
Делегат 3-го конгресса Коминтерна.
В 1922 году вступил в конфликт с Наркомнацем и его руководителем Иосифом Сталиным по вопросу об автономии Бурятии, ранее получившей её в составе Дальневосточной республики. Ему удалось добиться создания автономной республики вместо трёх национальных округов, но сам он был отправлен в качестве полномочного представителя СССР в Персию».

Повторю: «Из бойцов монгольского батальона 5-й армии создал первое правительство Монгольской Народной Республики, привёз его в Москву на съезд Советов и представил руководству страны».

Так была создана МНР, а потому все остальные процессы и вопросы становятся второстепенными, местечковыми, которые изучают, зубрят и сладострастно повторяют в разных вариациях «обозреватели» всех уровней и масштабов, как в Монголии, так и в других уголках планеты.
Из этих же абзацев узнаём, что Борис Шумяцкий спорил и буквально выбил у И.В. Сталина право бурят-монголов иметь свою автономную республику именно в тот момент, когда разрабатывался план создания трёх национальных округов. Следовательно, сегодня мы имели бы по 1 национальному (не автономному) округу по обе стороны Байкала и в Читинской области.

Вопросы национальных административно-территориальных делений ещё раньше решал Элбек-Доржи Ринчино во время встречи с В.И. Лениным, что следует из его биографии:
«В начале сентября 1920 года Э.-Д. Ринчино делегирован на I съезд угнетённых народов Востока в Баку (Кавказ). Съезд привлёк пристальное внимание руководителей Советской России, и в октябре 1920 состоялась встреча участников Бакинского съезда в Политбюро ЦК РКП(б) с В. И. Лениным. Э.-Д. Ринчино, вместе с известным буддийским и общественным деятелем, учителем Далай-ламы XIII Агваном Доржиевым, был приглашен для обсуждения бурятского и монгольского вопросов. Ринчино сделал доклад на заседании Политбюро ЦК РКП(б), в котором высказал доводы в пользу предоставления национальной государственности бурятскому народу, а также представил В. И. Ленину две докладных записки: «Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири» и «Условия постановки и задачи революционной работы на Дальнем Востоке».
Как известно, после этой встречи В. И. Ленин подготовил проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами», принятого 14 октября 1920 года. Этот документ подчеркивал необходимость «проведения в жизни автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют ещё автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов».

После таких сведений вся последующая история Бурят-Монголии становится тоже второстепенной, местечковой, нарушающей и без того слабую мозговую систему современников.

Какие автономии и республики стали бы возможными в первой четверти ХХ века без резолюций В.И. Ленина и И.В. Сталина, обладавшими глобальными возможностями и ресурсами? И стали бы эти возможности реальными, не окажись в политическом балагане такие личности, как Борис Шумяцкий, Элбек-Доржи Ричино и другие бурятские мыслители?

В любом другом случае весь монгольский ареал Внутренней и Внешней Монголии стал бы частью Китая и, в конце концов, был бы им поглощён, а места компактного проживания бурят-монголов выглядели бы исчезающими островками на карте России.

Какие бы доводы и факты ни приводили разные патриоты, доказательством всегда остаётся реальность. В нашем случае реальность –существование двух первых социалистических стран планеты – СССР и МНР, создание которых решалось в политическом балагане первой четверти ХХ века. Они – очередные и единственные стадии дальнейшего развития народов этих стран.

Завершая абзацы, скажем, что все бурятские лидеры, создававшие в первой четверти ХХ МНР, были отозваны в СССР Коминтерном и руководством ВКП(б) до конца 1920-х. Соперничать местным кадрам-марионеткам, начавшим грызню между собой и репрессии, было не с кем. Посмотрите биографии бурятских мыслителей первой половины ХХ века, все они убиты в СССР в годы большого террора.

Всю свою историю МНР полностью, местами карикатурно, копировала процессы, происходящие в СССР. Марионетки, которые правили МНР по указке из Москвы известны, ярких, противоборствующих им личностей не замечено, кроме народной массы, совершившей демократическую революцию в начале 1990-х годов, открыв новый политический балаган уже внутри страны. При этом задник сцены размыт… Я – не актёр, а зритель, и мне хорошо виден весь балаган.

Должен сказать, что любая марионеточная верхушка или надстройка со всеми своими слугами и вертухаями, в большинстве своём, состоит из лжецов и лицедеев, лицемеров и лизоблюдов, они везде одинаковы и, по отдельности, не стоят внимания. Вообще...

P.S. Рассказывая о драмах в политическом балагане ХХ века, мы забываем о простых, конкретных людях, судьбы которых намного интереснее и увлекательнее, чем истории о теориях, которые всегда завершаются крахом. Этим словами я хочу сказать, что знание некоторых процессов в политическом балагане, не говорит о знании истории страны и его народа. Мы ничего не знаем о монгольской ареале.
Значит, надо ехать. Во Внешнюю и Внутреннюю Монголии. Смотреть и знакомиться с простыми людьми, зрителями политического балагана.

На снимке: Элбек-Доржи Ринчино (второй слева) и Борис Шумяцкий (второй ряд, третий справа) с монгольскими революционерами.

13 марта
Реанимация памяти или культурно-гормональный фон монголов мира

Открывая, в силу своих возможностей, верхние слои истории монголов мира, я вынужден сказать о реанимации памяти. Спонтанная, но последовательная, публикация постов о недавнем прошлом монгольского мира, обязывало открывать кладовые веков постепенно, от слоя к слою, но нетерпеливые персонажи, требуют открывать их сразу. То есть копать и копать, выбрасывая на поверхность всё, что, по их мнению, не имеет ценности, что не способствует оздоровлению мозга и реанимации исторической памяти.
Мозг не любит стрессов, ему нужны последовательность и логика. Сучить руками и ногами, бить головой о пол, как капризный ребёнок не надо. И давать какие-либо оценки тоже не требуется. Имеющий мускус, конечно, не кричит на каждом углу об этом и, тем более, не доказывает его наличие.
Вообще, многим и многим обществам и людям, инфицированным разными идеями и культурами, требуется только лечебное информационное пространство. Оздоровительным должно быть всё: от простейшей текстовой информации, до ежедневных ютуб и ТВ-каналов. Но это невозможно. И даже не к сожалению, ибо это реальность.
А потому, полагаясь на естественный отбор и свой опыт, надо разрабатывать правильные алгоритмы, где последовательность будет неумолимой, ибо мы не самые развитые и умные в этом мире, более того – не первые и не последние. Мы – этап или стадия эволюции. И следуем (проистекаем) из предыдущей. Другой последовательности нет.
На нашем этапе развития мы должны говорить об общем культурно-гормональном фоне для всех монголов мира…

Всплеск эмоций по поводу моих постов – явное доказательство моих предположений, вместе они позволяют многое понять, осознать и корректировать дальнейшую работу.
Монголы мира – оторванные от своей цивилизации песчинки, общая история которых втянута и изуродована в современные административно-территориальные образования, где её трактуют по мере развития, если не сказать испорченности, этих образований. Конечно, каждая страна или образование, также в меру своей исторической развитости или опять же испорченности, преследует свой интерес. Это относится к Внутренней и Внешней Монголии, народам Алтая, Тувы, республике Бурятия, национальным бурятским округам России, бурятам Китая… Все эти территории в разное время заражались разными идеями и теориями, последняя из которых коммунизм.

Объективно история монгольских народов делится на периоды:
- доманьчжурский и маньчжурский (1636, 1691-1911) (Внутренняя и Внешняя Монголии, территории этнической Джунгарии),
- дороссийский и российский (Байкальский регион, Алтай, Тува).
Эти периоды длились и длятся более 300 лет. До доманьчжурского и дороссийского периодов предполагается относительное единство, несмотря на междоусобицы, после них – окончательный разрыв, который можно отсчитывать с осени 1727 года, когда была проведена граница между Российской и Цинской империями, в которых оказались две большие части монгольских народов, включающие в себя множество племён и родов.
В 1911 году появилась третья часть – Внешняя Монголия, ставшая в начале 1920-х годах МНР (1921-1992), а с 1992 года – Монголией.

Наиболее интересной в этих периодах представляется, зачастую умалчиваемая, история Джунгарии, которая из разъединяющей в свое время монгольские народы, сегодня должна стать объединяющей, ибо согласие с реальностью – есть отсутствие претензий и основа мира, особенно между родственными народами.

В наше время на планете имеются три большие зоны, где всё ещё обитают народы монгольского мира, пытаясь сохранить свою культуру:
1. Байкальский регион, Алтай, Тува, Калмыкия России,
2. Внутренняя Монголия (АРВМ) и Синьцзян (СУАР) Китая,
3. Внешняя Монголия.

Более 300 лет монгольские народы жили, а некоторые продолжают жить в большей или меньшей степени под влиянием колониальных культур (маньчжуро-китайской и русской). За 300 с лишним лет в каждой из имеющихся частей появились свои шаблоны мышления. В каждой из них историю монгольских народов трактуют по-своему, авторы каждой части считают себя правыми. Между тем, в глубинах народов шло своё развитие. Какие эти народы сегодня вместе и по отдельности? Для ответа надо изучать и знакомиться с этими народами на местах.

Все процессы, происходившие и происходящие в периоды истории монгольского мира, оказали и оказывают прямое влияние, сформировали и продолжают формировать монгольские народы, а потому они являются частью их истории, отказываться или пренебрегать которыми будет недальновидно и глупо. Все они – наша большая история.

Формирует ли в сказанных трёх частях история монгольских народов общий для всех, если можно так выразиться, культурно-гормональный фон неизвестно, но работать в этом направлении или ставить такую цель необходимо всем монгольским авторам.

Для реанимации исторической памяти и создания общего культурно-гормонального фона ни одному автору монгольских народов, включая меня, никуда внедряться не требуется, ибо они находятся в своём мире. От них требуется только одно – кропотливая работа на основе всех имеющихся фактов, знаний и опыта.

Естественно, притягательным и объединяющим для всех монголов мира центром сегодня является Монголия. Желательно, чтобы авторы мотивационного контента и тождественные им структуры правительства Монголии имели не только дружественную связь, но и работали вместе в этом направлении, разрабатывая и создавая совместные программы.
Честно говоря, это долг и обязанность обеих сторон. Ярким примером исполнения такого долга является деятельность правительственных и неправительственных структур Израиля, объединяющих самыми разными способами всех евреев мира. (Кстати, у меня есть опыт такой работы).
Следовательно, нужны организации, объединяющие монголов мира.

Для реанимации памяти и создания общего культурно-гормонального фона монголам мира XXI века не нужны стрессы. Авторы мотивационного контента, живущие в разных уголках планеты, должны объединиться в один творческий союз, где обязательны аналитический и переводческий отделы с тем, чтобы последовательно, талантливо, выполнять поставленные задачи и цели, открывая культурные слои истории для своих читателей.
При этом, во избежание конфликтов и воспитания читателя, обязательны стили и тональность контента, соответствующие времени, если их нет, то следует разработать.
Пока эти призывы остаются безответными, а потому приходится работать в одиночку, возбуждая нетерпеливые умы…

P.S. Читая работу американского исследователя Р. Рупена «Бурятская интеллигенция», не упускайте из виду напевы хунну или стихи Гунгаажалцана, Цаньяжамца, Данзанравжи, Гуларанса, а также произведения современных монгольских авторов на разных языках. Всё это – наша история, наш культурно-гормональный фон.

25 марта
Основа управления обществом – наличие обратной и объективной связи. Есть ли непродажные авторы? Или всё-таки требуются – самопишущий аппарат, самоходная камера, самопубликующие ресурсы, пишущие, показывающие, публикующие реальную ситуацию с точными выводами-алгоритмами?

27 марта
Человека, народы страны оценивают по тому, что зримо, реально, действует. Остальное – выдумки больных и несостоявшихся людей.

31 марта
Публикую в сетях свои переводы произведений Д. Нацагдоржа и других монгольских литераторов.

На снимке: группа преобразователей Монголии, среди них - Э.Д. Ринчино и Б. Шумяцкий


Рецензии