Приказ Тритон-ноль

События, описанные в этом материале, произошли в далеком 1946 году. Как известно из истории, после победы над Германией и её союзниками был проведен Международный трибунал в немецком городе Нюрнберге. На этом трибунале было решено показать всему миру преступный характер фашистского режима, совершавшего бесчеловечные поступки в годы Второй мировой войны. Одни из подсудимых на этом процессе был гросс-адмирал Карл Дёниц, который какое-то время возглавлял подплав Кригсмарине, а затем весь военно-морской флот Третьего рейха.

Адвокат Отто Кранцбюлер вошёл в камеру, сел на стул.
- Господин Дёниц, как мне стало известно, советская сторона намерена поднять на суде вопрос о подписанном Вами секретном приказе «Тритон-ноль». Вы помните о таком?
- Да, конечно.
- Тогда расскажите о нём поподробнее, я должен знать, что нас ожидает.

«Счастливые времена» кригсмарине
В 1940-м году пала Франция. Гитлеровцы получили французские порты на атлантическом побережье и для немецких подводников начались времена, которые они впоследствии будут вспоминать как «счастливые» или «тучные». Количество и тоннаж потопленных ими судов увеличивался с каждым месяцем. В островной Британии, значительно зависящей от импорта, всё явственнее ощущался дефицит продовольствия и стратегических материалов.

Субмарина U-47 скрытно проникла в главную базу Королевских ВМС и потопила гордость британского флота линкор «Royal Oak». Командир субмарины Гюнтер Прин стал национальным героем Германии, а адмирал Уилфред Френч, отвечавший за охрану гавани, с позором лишился своего поста, на его карьере был поставлен жирный крест.

В январе 1942 года немецкие подводники «освоили» Мексиканский залив, Карибское море и район Панамского канала – здесь они с января по июль 1942 года потопили 609 судов общим тоннажем 3,1 млн.т, побив все существовавшие ранее рекорды.

Курс на юг
В конце августа 1942 года из портов Франции курсом на юг вышли 8 субмарин. Районом их патрулирования было западное побережье Африки от Гвинейского залива до мыса Доброй Надежды. «Папа-Дёниц» проводил группу с напутствием «Атакуйте и атакуйте. Будьте бесстрашны».

В составе группы была субмарина U-156 корветтен-капитана Вернера Хартенштайна, имевшего в своём послужном списке 5 походов и 20 потопленных судов. Чтобы получить Рыцарский Крест, капитану не хватало жалких несколько десятков тонн. 9 сентября U-156 пересекла экватор и двинулась к о. Вознесения.

12.09.1942  11:37
- Капитан, справа по курсу дым!
Хартенштайн поднялся на мостик, поднял бинокль. Стоявшие рядом офицеры ждали, какое решение примет командир. И он его принял.
- Скорость 16 узлов. Курс на перехват.
- Боевая тревога!
Завыл клаксон, матросы вскакивали с коек, каждый занимал своё место. Винт субмарины вспенил воду. К 15 часам Хартенштайн уже мог разглядеть в бинокль грузопассажирское судно под флагом ВМФ Великобритании. Это была «Лакония».

До 1939 года «Лакония» была океанским лайнером, катавшем богатых туристов. В 1939 году Адмиралтейство реквизировало корабль, на нём были установлены 10 орудий, зенитки, пулемёты – и мирный лайнер перешёл в разряд вооружённых вспомогательных крейсеров. Обычно «Лакония» использовалась как десантный корабль для перевозки войск. Но в этот раз в трюмах корабля находились не британские солдаты, а военнопленные итальянцы – более 1800 человек.

Кроме итальянцев на борту находились 436 членов экипажа, 268 английских военнослужащих, 80 гражданских пассажиров, среди которых были женщины и дети, и 160 польских солдат, охранявших военнопленных.

Атака U-156
Хартенштайн принял решение дождаться ночи, в темноте подойти к судну на расстояние прямого выстрела и атаковать из надводного положения.

В 22:07 субмарина выпустила первую торпеду. Спустя 40 секунд пошла вторая. Обе попали в цель. «Лакония» остановилась и начала погружаться носом в воду. Экипаж спускал шлюпки, в эфир полетели точки-тире с призывом о помощи. Офицер передал Хартенштейну перехваченную радиограмму: «Капитан, это «Лакония», 20 тыс. тонн. Поздравляю с Рыцарским Крестом!» (Примечание – для получение награды – Рыцарского креста Железного креста требовалось потопить судов противника общим водоизмещением 100 тысяч брт – А.Щ.).

В 23:25 «Лакония» погрузилась в воду. Всё это время командир U-156 наблюдал за агонией судна, циркулируя вокруг места трагедии, рассчитывая выловить кого-нибудь из старших офицеров «Лаконии». Услышав крики о помощи на итальянском языке, он приказал спасти несчастных союзников. И тут немцы узнали о разразившейся на их глазах трагедии.

Трагедия «Лаконии»
Обе торпеды попали в отсеки, где содержались пленные. Итальянцы бросились к решёткам и стали просить конвоиров отомкнуть замки, но те не имели соответствующих указаний. Итальянцы навалились на стальные прутья массой, те начали поддаваться – ещё чуть-чуть… но поляки открыли огонь. Несколько сот пленных всё же вырвались на свободу, сломав решётки или выбравшись по вентиляционным шахтам.

Оказавшись на палубе, итальянцы прыгали в воду и плыли к шлюпкам. Сидевшие в шлюпках отбивались от цеплявшихся за борта штыками и топорами. Кровь привлекла акул. Чудом оставшиеся в живых плавали, цепляясь за обломки.

Осознав, что вольно или невольно ,он стал виновником гибели почти 2 тыс. союзников, Хартенштайн дал команду спасти тех, кого ещё можно было спасти. Барахтавшихся в воде вылавливали и размещали на палубе субмарины, спасательные шлюпки были взяты на буксир.

Спасательная операция
В 01:25 радист U-156 отстучал радиограмму: «От Хартенштайна. Квадрат FF 7721. Потоплено британское судно «Лакония» с 1800 итальянскими военнопленными. Провожу спасательную операцию. Топлива 157 тонн, 19 торпед, ветер 3 балла. Жду указаний». В 03:45 пришёл ответ от Дёница: «К вам направлены U-506, U-507 и итальянская субмарина «Cappellini».
К утру 13 сентября на борту U-156 и в буксируемых им шлюпках находились 193 человека, а посланные на помощь субмарины были ещё далеко.

- Открытым текстом? – радист впервые позволил себе переспросить командира.
- Да, открытым текстом. На английском языке. И продублируйте сообщение через 10 минут.

В 05:00 радист U-156 отстучал: «Если какой-нибудь корабль поможет терпящей бедствие команде «Лаконии», я не буду атаковать его, если сам не буду атакован. Имею на борту 193 спасённых. 4°52' юж. широты, 11°26' зап. долготы. Германская субмарина».

Утром 15 сентября на борту U-156 и в шлюпках находились уже более 400 человек. После того, как подошедшие в 11:30 на помощь U-506, U-507 и «Cappellini» взяли часть людей, на U-156 остались 55 итальянцев и 55 англичан, в том числе 5 женщин. Дёниц связался с правительством Виши и в район были направлены из Дакара французские колониальные шлюпы "Annamite", "Dumont-d'Urville" и крейсер "Gloire", готовые принять от немецких подводников спасённых. Получив радиограмму от Дёница, Хартенштайн приказал растянуть на мостике полотнище с красным крестом и стал ждать.

Фритаун (Западная Африка), британская военно-морская база

- Передано открытым текстом, сэр, - офицер положил на стол радиограмму U-156.
Полковник дважды перечитал.
- Пробовали связаться с «Лаконией»?
- Да. Она не выходит на связь, сэр.
Полковник потёр подбородок:
- Первое: сообщите капитану «Эмпайр Хэвен» мой приказ отправиться в указанный район для спасения команды «Лаконии». Второе: свяжитесь с о. Вознесения, пусть американцы полетают в том районе. Если это ловушка – немцам не поздоровится.
- Сообщить им текст немецкой радиограммы?
- Не стоит.
Через несколько минут на о. Вознесения ушла радиограмма, сообщавшая что «Лакония» торпедирована, ей на помощь отправлено торговое судно и британские власти просят союзников проверить указанный район на предмет безопасности. И всё. О германской субмарине, имевшей на борту почти 200 спасённых – ни слова.

Остров Вознесения, военно-морская база США
На лежавшем между Американским континентом и Африкой острове Вознесения американцы обосновались в первые же дни войны. Летавшие из США самолёты с грузами для североафриканского театра боевых действий делали тут остановку, экипажи отдыхали и дозаправлялись топливом.

За охрану базы отвечал капитан Ричардсон, в распоряжении которого была эскадрилья истребителей. Получив сообщение от британцев, капитан встревожился не на шутку: лётчики транзитных самолётов уже не раз докладывали ему о германских субмаринах, шнырявших в непосредственной близости от острова. База была секретной, имела огромное значение, а бочки с топливом хранились прямо под открытым небом. Несколько выстрелов из палубного 105-мм орудия субмарины – и важный воздушный путь союзников из США в Египет будет перерезан.

Ричардсон нашёл на карте указанный район: 250 миль к северу от острова. Слишком далеко для истребителя: туда-назад – и на патрулирование района останется совсем ничего. Капитан решил отправить один из прилетевших на Вознесение транзитных B-24, имевших боевой радиус 2850 км. Рано утром 16 сентября «Либерейтор» лейтенанта Джеймса Хардена, загрузившись бомбами, вылетел на боевое патрулирование в указанный квадрат.

Привет от дядюшки Сэма!
В 11:25 над U-156 пролетел американский бомбардировщик. Стоявшие на палубе и сидевшие в буксируемых субмариной шлюпках люди принялись размахивать руками. Стоявший на мостике Хартенштайн почувствовал на себе взгляд и обернулся. «Он не будет атаковать, он же видит красный крест!», - уверенно ответил Хартенштайн на немой вопрос старшего механика.

Изумлённый пилот В-24 в это время вызывал базу:
- Это Харден. Наблюдаю субмарину. На палубе люди, четыре шлюпки. Над субмариной полотнище с красным крестом. Жду указаний.
- Субмарина немецкая? – услышал Харден в наушниках голос Ричардсона.
- Немецкая, сэр.
- Тогда какие, дьявол, Вам нужны указания? Атаковать и потопить! Приказ понятен?
- Так точно, сэр: атаковать и потопить.
В-24 развернулся на боевой заход. Когда он оказался над лодкой, от бомбардировщика оторвались чёрные точки.
- Срочное погружение! Посторонним покинуть субмарину! – закричал Хартенштайн и бросился к трапу.

Одна из бомб попала в шлюпку, верх полетели обломки и кровавые ошмётки тел. Моряки спешно рубили буксировочные канаты, бросая шлюпки с людьми на произвол судьбы. Стоявшие на палубе прыгали в море. В-24 развернулся, и пошёл на новый боевой заход. Всего бомбардировщик сделал четыре захода на субмарину. Впоследствии Харден и экипаж были награждены медалями за уничтожение U-156, хотя на самом деле уничтожили только две спасательные шлюпки.

Спустя 10 часов лодка всплыла и Хартенштайн отправил Дёницу сообщение: «В ясную погоду, буксируя четыре спасательные шлюпки с вывешенным флагом Красного Креста, подвергся атаке В-24. Заклинен зенитный перископ, вышли из строя семь элементов батарей, радиопеленгатор, отказали гидроакустические станции. Спасательную операцию прекратил. Выполняю ремонтные работы. Хартенштайн».

17 сентября французские корабли прибыли в точку рандеву с U-506 и U-507. Приняв людей, французские суда ещё 4 дня патрулировали район в поисках выживших. 21 сентября, когда спасать уже было некого, поиски были прекращены.

Приказ «Тритон-ноль»

Вечером 17 сентября на все немецкие субмарины была направлена радиограмма с приказом «Тритон-ноль» (он же «Приказ «Лакония») за подписью вице-адмирала Дёница:
1. Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд.
2. Приказы о захвате капитанов и главных механиков остаются в силе.
3. Спасать людей только при наличии у них важной информации для лодки.
4. Будьте непреклонны. Помните — враг не вспоминает о женщинах и детях, когда бомбит германские города.

В Нюрнберге адмиралу припомнили этот приказ.

Но вызванный в качестве свидетеля адмирал ВМС США Нимитц заявил:
«Как правило, американские субмарины не занимались спасением моряков с вражеских кораблей, если при этом корабли подвергались ненужному или дополнительному риску или если субмарины для этого вынуждены были отвлечься от выполнения боевого приказа».
Т.е "мы тоже так делали!"

И американцы настояли исключить этот приказ из списка обвинений Дёницу.

Справедливости ради скажем, что советские подводники тоже после удачной атаки спешили покинуть место боя, оставляя моряков кригсмарине их судьбе. В военное время заниматься спасением моряков торпедированного судна - заведомо поставить под угрозу жизнь экипажа, подводную лодку и боевое задание. Суровая логика войны (тут американский адмирал Нимитц абсолютно прав).

Но если для русских и американцев жестокость на войне была вынужденной необходимостью, то Дёниц своим приказом возводил это в норму. Только адмирал Дёниц отдельным приказом запретил морякам проявлять милосердие. За что и получил 15 лет тюремного заключения. Конечно, не только за этот приказ, а за другие деяния.


Рецензии