Что творится в Министерстве просвещения

Я родился в семье учителей, все годы проработавших в сельской школе на севере Хабаровского края. Отец по образованию был учителем начальных классов, но после курсов усовершенствования работал учителем математики. А в качестве директора семилетней школы давал уроки и по физике, и по химии, заменяя заболевших учителей небольшой школы. Затем его назначили директором средней школы в соседнем поселке, и он в общей сложности проработал в качестве руководителя школ с 1954 по 1977 год. За это время он заслужил уважение и учеников, и у их родителей, и учителей, с которыми работал.

А мама с 1943 по 1977 год проработала учителем немецкого языка в одной школе, средней, которую окончил в 1965 году и я.  И я знаю, как относились к моим родителям мои школьные друзья, их родители. Естественно, что на темы учебы по школьной программе родители беседовали и дома.  Некоторые замечания у них были, но в целом они оценивали школьные программы средней школы как очень хорошие, дающие полноценное школьное образование. А так как я окончил школу лишь с тремя оценками «хорошо», все остальные были «отлично», и без всякого блата при поступлении в Хабаровский медицинский институт в 1965 году единственный их юношей сдал все три экзамена на «отлично», то считаю – меня учили в школе правильно и дали полноценное образование. 

У меня среди моих родных есть учителя, у внуков есть учителя, и общаясь с ними, понимаю, что уровень школьного образование еще до введения ЕГЭ стал падать, а сейчас вообще опустился ниже плинтуса. И в этом виновато только профильное Министерство просвещения и власть предержащие чиновники. И не мудрено при таком министре просвещения.

3 мая 2023 года Министр просвещения России Сергей Кравцов, на совещании с членами Правительства РФ Президента России Владимира Путина, сказал: «Заканчивается учебный год, мы подходим к этому очередному рубежу с хорошими результатами. Все поставленные Вами, уважаемый Владимир Владимирович, цели и задачи выполняются в полном объеме и в срок, некоторые задачи выполняются досрочно».

Необходимо и Rucriminal.info подвести итоги прошедшего учебного года, чтобы определить хорошие результаты деятельности самого Министерства и дать возможность сотрудникам данного ведомства совершать уже новые ошибки.
Бензин ваш — идеи наши!
В прошлом учебном году Министр не смог решить свою личную проблему: куда бы ему уже уйти из этого проклятого министерства.
Мало кто знает, что в 2021 году именно Сергей Кравцов был одним из главных кандидатов на должность губернатора Владимирской области, для чего туда был отправлен главный советник министра – Григорий Вишневский, который должен был подготовить площадку для приземления министра.
Выбор пал на Григория не случайно, поскольку все свои рабочие и личные вопросы Сергей доверял Григорию, который рулил всем министерством. Про себя, конечно, не забывал: были пристроены сестра и теща в подведомственные организации Министерства на хорошие должности и зарплаты, в связи с чем, когда его арестовали во Владимире, с проверкой пришли и туда. Потом о нем ёмко и верно напишет издание «Коммерсант» -
«Брал мало, но часто»
Многие сотрудники Минпросвещения России в курсе слухов о том, что Григорий на допросах рассказывал, как носил белый порошок в кабинет своего руководителя, но лично не проверяли, свидетелями не были и со свечкой не стояли.

Когда АП прокатило Сергея Кравцова, Сергей Сергеевич начал искать новые варианты отхода и в 2022 году Сергей Кравцов бегал по темным коридорам Администрации Президента России с идей по созданию в России новой государственной корпорации «Рособрзаказ».

Прецеденты такие уже были, так из органа власти появилась корпорация «Роскадастр», создание которой позволило превратить целое ведомство в фактически закрытое ООО, но сохранить все государственное финансирование. Rucriminal.info не известно, как именно возникла такая «уникальная» идея у Сергея Кравцова, но предполагаем, что вдохновителями были члены московской команды Сергея Собянина, которые представлены в Минпросвещения России и пролоббировали создание вышеназванной корпорации.

Предложение Министра предполагало выведение всего финансирования нацпроекта «Образование» на всех уровнях власти, в том числе перевод печати учебников и других финансовых потоков в данную корпорацию. Информация от наших источников здесь расходится: одни утверждают, что с такой идей Министр зашел к gрезиденту России Путину и согласовал, а другие говорят, что он выдумал это. Сакральной жертвой данной инициативы должно было стать издательство «Просвещение», и надо отметить, что отношения между издательством и министром были не ахти – Сергей Сергеевич несколько раз кинул издательство. В 2021 Министр не дал издательству разрабатывать цифровой образовательный контент за несколько миллиардов рублей, а в 2022 году забрал право писать учебники.
Образовательному сообществу достоверно известно лишь одно: в школах ни первого, ни второго так и не появилось, а несколько месяцев назад был принят закон, который находит компромисс между издательством и министерством в части деятельности по изданию учебников. Так инициатива о «Рособрзаказе» также осталась в тени и не была реализована.

В числе последних увлечений министра – Государственный университет просвещения, который в конце 2022 года достался Минпросвещения России от Правительства Московской области. Люди, знакомые с процессом передачи, рассказали Rucriminal.info, что Аппарат Правительства и Росимущество были против, но несмотря на это, решение было пролоббировано.

В министерской среде ходят слухи о том, что к данному университету присоединят несколько подведомственных в Минпросещения России, в результате чего его возглавит Сергей Кравцов. Слухи не без основательны – у нескольких подведомственных учебных учреждений уже забрали финансирование и перенаправили в университет.

К сожалению, и тут министру тоже не везет: в Правительстве обсуждают возможность передачи всех вузов от Минпросвещения России к Минобрнауки России, поскольку как представитель учредителя Министерство плохо управляет вверенными ему вузами. Такую же позицию занимают несколько ректоров подведомственных Министерству педагогических вузов, которые жалуются на беспредел, вытворяемый Министерством. Причина такой ситуации – всеобъемлющая правовая вакханалия и незаконные закупки оборудования
Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится.
За три года руководством Министерства просвещения России от Генеральной прокуратуры России были получены 6 представлений, которые затрагивают совершенно различные сферы деятельности Министерства.

Первым выстрелом стал акт проверки Министерства, проведенный Генеральной прокуратурой России в августе 2021 года. 19 страниц замечаний охватывали полномочия министерства на миллиарды рублей, выделенные регионам на реализацию мероприятий национального проекта «Образование», и затрагивали правовую и закупочную деятельность самого министерства. Назначенный статс-секретарём Андрей Корнеев не понимал, что происходит, но многие вопросы удалось замять благодаря заместителю министра просвещения Татьяне Васильевой и самому Сергею Кравцову.

В тоже году министр получил уже за Татьяну Васильеву, которая подписывала распоряжения Минпросвещения России от 12.01.2021 №Р-4, Р-5, Р-6 и от 14.01.2021 №Р-15 и №-16. Распоряжения определяли цели расходования субъектами Федерации федеральных субсидий в рамках национального проекта «Образование» более чем на 40 миллиардов рублей.

Уникальность и особый шарм этой ситуации придал тот факт, что Татьяна Васильева придумала как обходить законодательство о закупках: в своих актах она указывала дополнительные необоснованные требования к закупаемой технике, благодаря чему на закупки выходили нужные поставщики зарубежного оборудования, а российские школы получали ненужную и устаревшую технику втридорога.

Тогда в Правительство России на Минпросвещения России пожаловалось Правительство Московской области, а Минцифры России писало грозные письма в Минпросвещения России о недопустимости таких распоряжений. В свою очередь, Минпромторг России обратился в ФАС России с заявлением об очевидном ограничении конкуренции при закупке техники (приложение 6), тогда и сработала Генеральная прокуратура России, которая внесла соответствующее требование об отмене актов. Жертвой проделок Татьяны Васильевой стал не только ее шеф, но и руководство региональных министерств образования из 47 субъектов Российской Федерации, которых привлекли к административной ответственности.

В марте 2022 года благодаря коллегам из ФСО России Генеральная прокуратура России вынесла представление об устранении нарушений законодательства об образовании, о порядке рассмотрения обращений граждан и подготовке нормативных правовых актов.

О недавних письмах счастья из Генеральной прокуратуры России в адрес Сергея Кравцова мы уже рассказывали, а в апреле 2023 года Генеральная прокуратура России внесла последнее представление об отсутствии в настоящее время педагогической экспертизы актов министерства.

Согласно статье 94 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в отношении проектов и утвержденных нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, должна обязательно проводится педагогическая экспертиза «в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися».

С момента разделения в 2018 году Минобрнауки России на два ведомства в правительственные и ведомственные нормативные акты, которые устанавливают требования к процедуре и содержанию данной экспертизы, не были внесены соответствующие изменения и поправки, следствием чего стало отсутствие педагогической экспертизы у всех принимаемых с 2018 года актов в сфере образования Правительства России, Минпросвещения России и Минобрнауки России.

Примером могут стать федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные основные общеобразовательные программы, о принятии которых Сергей Кравцов с гордостью доложил президенту России. Документы, устанавливающие: чему и как будут учить детей в школе, приняты без педагогической экспертизы и должны быть пересмотрены.

Необходимо отметить, что в настоящее время Генеральная прокуратура России, ФАС России, Минюст России и ФСБ России ведут еще несколько расследований по делам, связанным с Министерством, о результатах которых мы непременно расскажем в дальнейшем.

В конце мы хотели бы обратиться к сотрудникам Министерства, которые читают наши публикации.
8 августа 2023 года Министр просвещения России Сергей Кравцов праздновал свой небольшой юбилей – 8 августа 2013 года Сергей Сергеевич бы назначен на должность руководителя Рособрнадзора. Стало быть, исполнилось уже 10 лет, как нынешний Министр вращается на самом верху образовательной системы Российской Федерации. И настала пора подвести итоги.
Как говорил Остап Бендер: «Вы можете не дружить с детьми: этого от вас милиция не потребует», но необходимо к новому учебному году хотя бы прочитать профильное законодательство. Вспоминаются и слова Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил, что учитель живет, пока он учится, а когда он перестает учиться, в нем умирает учитель. Учиться необходимо на чужих ошибках, а не совершать их самостоятельно и уж тем более неоднократно.

Заинтересованная общественность подготовила коллективное обращение в адрес депутатов Государственной думы о необходимости проведения комплексной проверки Министерства и планирует реорганизовать основы работы министерства. В новом учебном году Кравцову и Ко предстоит открыть тайну президенту России о своей работе.

Продолжается скандал с исключением из заданий на ЕГЭ по литературе произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фонвизина, Жуковского…Напомним, что Федеральный институт педагогических измерений опубликовал кодификаторы ЕГЭ, в котором не оказалось великих русских классиков.

Минпросвещение попыталось оправдаться. "Отметим, что ни одно из произведений, являющихся вершинными произведениями древнерусской литературы, литературы XVIII и первой половины XIX веков, не исключено из программы", — отметили в ведомстве.

Оказалось, что произведения классиков «могут быть использованы в части заданий». Могут быть использованы, а «могут и не быть». То есть, это совсем не обязательно.
Логика чиновников от просвещения из приснопамятного Рособрнадзора потрясает. Они объясняют исключение из основного списка великих русских классиков тем, что указанные произведения этих классиков первой «ребята изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах».

То есть, Тютчева изучают в 11 классе – он есть в списке, а Гоголя нет? А может быть, стоит программу переделать? Или задуматься, что ЕГЭ отражает накопленный объем знаний за весь период обучения, а не только за какой-то определенный период?

«Поверить, что такие списки составляют образованные чиновники трудно, хотя б один из 10, после групповой работы, должен же был воскликнуть: «блин, Пушкина мы забыли!»… Скорее всего, проект «лепит» 1-2 человека с образованием, полученным уже в 90-е, дальше документ идет на подпись начальству выше, потом еще выше… И никто не смотрит, что подписывает… Если мои версии неверны, то у нас серьезные проблемы…», - восклицает публицист Алексей Бобровский.

— Непонятно только одно: зачем этот самый "Рособрнадзор" и все профильные министерства, связанные с образованием, наукой, культурой и прочими материями такого рода вообще нужны? Население, что-ли, выбешивать, как минимум всё то, у которого есть дети, внуки, нормальное образование и мозги в голове ещё не выкипели?! – задается вопросом политолог Евгений Сатановский.

Внимательные эксперты после начала скандала прошлись по всему списку обязательной для ЕГЭ литературе, утвержденной Минпросом, и пришли в ужас. Тот же Алексей Бобровский никак не может понять, почему Пушкина нет, а какой-то малоизвестный шведский писатель есть.

«Вы слышали про шведского писателя Ульфа Старка? Простите, а нахрена он вообще в ЕГЭ?! Его даже в качестве четвертой бесплатной книжки на Литресе не предлагают! А Генриха Бёлля все читали? У него есть рассказ «Путник, придёшь когда в Спа…» монолог раненого немецкого солдата Второй Мировой… Зашибись… В русской литературе есть Всеволод Гаршин, а у него пронзительный рассказ «Четыре дня» про раненого солдата Иванова, лежащего на поле боя. Но Гаршина, как вы понимаете, в программе нет.

В разделе поэзии поражает тонкий эстетический вкус составителей… Конечно, русский 11-классник обязан знать стихи Бодлера, Верлена, Верхарна, Рембо, Аполлинера, Гарсии Лорки, обязательно Рильке и Элиота. А Пушкин и Грибоедов, как объясняет Рособрнадзор, «…могут быть использованы в части заданий…».

Авторы списка включили в зарубежную литературу А.Франк (очевидно, «Дневник Анны Франк»)… Авторы ничего не знают про дневник Леры Игошевой, дневник Тани Вассоевич, дневник Гали Зимницкой, дневник Капы Вознесенской? Это девочки блокадного Ленинграда. Может, если наши школьники должны знать «Дневник Анны Франк», то дневники этих девочек изучают в немецкой школе?» - задается вопросом Алексей Бобровский.

В очередной раз приходится констатировать, что такие понятия как «воспитание», «патриотизм», «государственные интересы» вообще не принимались в расчет.
Составители этого списка, вероятно, окончили школу в 1990-е годы, да еще несколько десятилетий жили на соровские гранты. Иначе и не объяснишь их литературные предпочтения, которые они по своим идеологическим мотивам навязывают детям всей страны.

«Конечно, аж в двух обязательных пунктах значится «наше новое всё» Солженицын! И не убиваемый ГУЛАГ, и «Один день Ивана Денисовича»… Причем, более сильный литературно Шаламов, он как-то там через запятую… Домбровского, который как литератор на 2 порядка сильнее, а в диссидентской среде более уважаемый, его вообще нет… Но смешнее другое, наш «неполживый» двумя отдельными темами, Лев Николаевич одной - «Война и мир», ни «Севастопольских рассказов», ни «Хаджи Мурата», ни Карениной… Достоевский тоже одним - «Преступление и наказание» и харе с него… Шолохов - только «Тихий Дон». «Они сражались за Родину» и «Судьба человека» - это сегодняшнему школьнику знать не надо, в самом деле, не война же на дворе… Школьникам важнее пьесы Герхарта Гауптмана и Эжена Ионеско!», - продолжает Алексей Бобровский.

Никто не предлагает что-то запрещать, но список обязательных тем экзамена - это показатель того, что государство думает о своих детях. Пока о четкой стратегии воспитания людей, которые любят Родину и ее культуру, речи не идет.

Позиция Минпроса тверда, как кремень – ничего менять не будем! Даже если общество и профессиональная общественность против. Что с этим делать, неизвестно.

«Дискутировать там бесполезно - не с кем и незачем. Люди эти так уж устроены: приняв какое угодно идиотское решение, отстаивать его они будут до конца. Придумают массу голимых аргументов для того, чтобы обосновать, отчего всё сделали так криво и косо, как сделали. Ничего ни при каких условиях ни в какой ситуации не будут менять к лучшему - только к худшему, зато здесь "креативить" будут на диво, - с горечью замечает Евгений Сатановский. - В принципе, заниматься на постоянной основе подрывом веры в руководство всех уровней, будущее страны и саму её возможность уцелеть при таком к ней подходе, который демонстрируют наши сверхмногочисленные чиновники с их вечной однохордовостью, многовекторностью, чрезвычайной гибкостью коллективного позвоночного столба и черепами фантасмагорической прочности и непробиваемости, из которых можно смело лобовую танковую броню конструировать, образовательная бюрократия вроде как не должна: враги с этим не без успеха сами справляются. Их у нас, как выяснилось, на удивление много и работают они не покладая рук - не за страх, а за совесть. И американская и британская пропаганда, и евросоюзовская с израильской, и украинская, и родная - русскоязычная эмигрантская... Но ведь занимается!»

Примечательно в этой истории и то, что ни депутаты Госдумы, ни члены Совета Федерации пока не высказались по поводу этой антинародной акции. Значит, согласны?


Рецензии
Серьёзный,резкий,аргументированный анализ состояния дел в российском школьном(и не только...)образовании.
Для меня нынешний министр просто не слишком симпатичная личность...А для детей,коллег имеет значение и внешность, и манера поведения...
В 10-е годы 21 века работал(после службы в Вооружённых Силах) в системе приютов, детдомов, техникуме, школе...). Видел эту систему изнутри... Наивно думать, что всё зависит от руководителя ОУ,.., МО... Когда осознал всю ситуацию в ОУ(техникум), разработал систему модернизации всего учебно-Воспитательного процесса(меня для этого взяли из НИРО, где я был преподавателем кафедры воспитания...). Даже директор ОУ меня поддержал, но учёный Совет техникума вынес отрицательное решение( в кулуарах мне сказали: за прибавку 100 рублей(это было в 2006...году)мы работать не будем... Вот такой реальный учебно-педагогический процесс...

Владимир Казаков Нн   05.09.2023 21:40     Заявить о нарушении