Терпение и благодать

                Терпение необходимо для спасения души, поскольку благодать действует на душу, постепенно ее исцеляя, и необходимо немалое время, чтобы душа хотя бы приблизилась к своему первозданному виду. По мере воздействия благодати, усиливается противоположное воздействие плоти, которая не хочет отпускать своего. Борьба постоянно усиливается и наступает такой критический момент, когда от человека требуется все мужество и сила воли, чтобы противостоять давлению плоти и остаться на стороне благодати. Если человек переселит себя, то благодать возобладает, и плоть отступит. Если он не выдержит и поддастся плотским искушениям, то падение его будет тяжелым и трагичным. Эта борьба проявляется в умении терпеть и ждать. Плоть будет всячески внушать мысли посредством малодушия, уныния, мечтаний и страхов оставить борьбу и жить по велению похотливых страстей. В ходе борьбы благодать будет периодически отходить от человека, чтобы, с одной стороны, усиливалось давление плоти, а с другой через это давление более сильным и опытным становился борец. Слова Спасителя «Претерпевший же до конца спасется» говорят о том, что выстоявший в борьбе с самим собой получает в награду еще здесь на земле бесценные дары Святого Духа, делающие его способными противостоять искушениям и напастям плоти до последнего вздоха, как бы сильны они не были. Кроме того, он получает бесценный дар рассудительности, по сказанному «долготерпеливе муж мног в разуме» (Притч.14:29). Само по себе долготерпение – есть дар духа и плод любви, как сказал Ап. Павел, и обладающий им, равно как и другими плодами духа, под законом не состоит. Терпение для души подобно цепям, которые связывает метущуюся душу, и тем самым, делают ее способной принять целительную силу благодати. Как метущийся в горячке человек делает невозможным для врачей его лечение, так и метущаяся душа не в состоянии принять врачевство благодати.  Задача плоти в том и состоит, чтобы заставить душу под любыми предлогами метаться во все стороны, и не позволить ей сделаться способной к принятию исцеляющих даров Святого Духа. По мере усиления борьбы, сначала будет нарастать сила плоти, а затем, ослабевая, она начнет уступать благодати. Каждая победа человека над собой будет усиливать воздействие благодати и обессиливать нападки плоти. Вкусивший первые плоды победы над собой, будет желать продолжения и усиления борьбы, видя в ней повод для получения бОльших и лучших венцов и наград, испытывая ни с чем несравнимое особое наслаждение, становясь  при этом искуснее и мудрее. И тогда по словам прп. Исаака Сирина: « Обретешь такие скорби, которые сладостнее меда». Это состояние сладости возможно только в условиях не прекращающейся борьбы человека с самим собой за свою свободу. Состояние борьбы – признак богоизбранности, а ее отсутствие – богооставленности.


Рецензии