Чту следы своего прошлого

«Два основных достояния человеческой природы - это ум и рассуждения…»
Плутарх

***

Как-то в споре с пожилым коллегой по воинской службе не согласился с его утверждением, что во всех наших неудачах во многом виноваты дурное устройство мира и разум. В первой части, возможно, есть доля правды. Но все же не разум сам по себе виноват, а то развитие и направление его, которое сумел дать в начале своего становления. Правильный разум толкает на высокие достижения. От худого – добра не жди.

Но это так – раздумье на завершающем этапе жизни, когда за плечами свыше семидесяти лет активного существования в противоречивом мире: с взлетами и падениями, с восхищением состоявшимися знакомствами и разочарованиями от измен и мелочных подлянок недругов…

***
Что греха таить, довелось мне изредка слышать из уст некоторых родителей в адрес своих отпрысков следующую фразу: «Будешь плохо себя вести, отправим учиться в школу-интернат. Там быстро вразумят и наставят на истинный путь. А если что не так, то и спросят по полной, не взирая на малый возраст».

У меня лично другая точка зрения и десятилетний опыт обучения: сначала восьмилетка в школе-интернате номер 1 в городе Пушкине, а затем два года в школе-интернате номер семь, что на Васильевском острове. Если в первом случае бурса была недалеко от родного дома, то во втором приходилось добираться с многочисленными пересадками и в течение солидного временного интервала, что, естественно, не радовало. Однако, несмотря ни на что, в памяти остались исключительно положительные эмоции.

Та школа, что в Пушкине, была в некотором роде особенной. Здесь учились помимо обычных городских детей еще две группы: дети представителей городской администрации и партийных органов, на которых у родителей не хватало времени на постоянный присмотр и воспитание и, что забавно, те ребятишки, которые своим незавидным поведением обратили внимание правоохранительных органов.

Сразу отмечу, что наш интернат с углубленным изучением английского языка числился на самом хорошем счету в системе городского школьного образования.

Для чего вся эта предыстория? Спустя более 55-ти лет после выпуска из школы-интерната №1 должен откровенно сказать, что из его стен в своем большинстве вышли достойные во всех отношениях люди. Интернат ничуть не испортил их за годы обучения. Далеко не всех выпускников, конечно, знаю, но среди них есть и Герой Социалистического труда, солидные военные, заметные руководители производств и даже педагоги и директора школьных учреждений. В их числе и ваш покорный слуга, получивший высшее военное и журналистское образование, дослужившийся до звания старшего офицера Военно-Морского флота, ставший членом Союза писателей и Союза журналистов России.

Мой вывод из сказанного таков: какими бы извилистыми и не простыми не были бы в жизни пути человека, задумывались они все как прямые. И радует, что таковыми они и стали в конечном итоге...


Рецензии