Абумуслим это не Маслама

Абумуслим это не Маслама

Дагестанские историки советского периода, мягко выражаясь, не блистали умом, к тому же, целиком зависели от линии партии. Попытаемся разобраться с одним из советско-дагестанских фейков о распространении ислама в Нагорном Дагhестане.Так, согласно их утверждениям, дагестанцы (реально речь идёт представители ауарского народа) "перепутали" имя арабского полководца Маслама с Абумуслимом и приписали распространение ислама в исторической Ауарии с деятельностью последнего. На самом деле никто ничего не перепутал, просто ауарский народ не питал никакого уважения к Масламе, Мервану и Джерраху. Им просто было на них наплевать и никакого ислама они в Нагорном Дагhестане, конкретно в Ауарии распространить не сумели.

Распространение ислама в Ауарии связано с людьми Аббасидов, которые преподнесли какую-то мессианско-националистически окрашенную доктрину,имевшей общие схожие места с прежними ауарскими религиозными воззрениями.В этом им помогло, вероятно, хорошее знание темы. Ауарское "авараг (awarag)" занесено в ауарский язык из прежней религии, о которой мы мало что знаем, но предпочтительнее выглядит версия, что это отчасти была иудео-христианская* концепция, наряду с которой удерживалось и язычество. В отличии, например, от арабов и турок, а также тюрков-мусульмн Ср. Азии, все коранические пророки, посланники Всевышнего в ауарском языке обозначены как "авараг". В качестве иллюстрации к теме можно привести хорошо известных в зороастрийском мире потомственных "дастабаров" (толкователей Авесты) по имени/фамилии APARAK, что явл. парфянским соответствием средне-персидского ABARAG.В научном мире существует даже специальное обозначение подборки их комментариев к Авесте - "апараковская Зенд-Авеста".

Ауарский народ не питал симпатий ни к каким масламе, мервану и джерраху и никого ни с кем не путал. Просто в народной памяти осталось главное - их ислам от Аббасидов, их ислам из Хорасана.

Арабы встретили в нагорном Дагhестане уже сложившуюся, уверенную в себе систему-ЗЕМЛЮ ТРОНА-КАГАНАТ ГОР. Известно и имя правителя - Ауар. Он, согласно арабским источникам, обладатель "золотого трона Сасанидов". Т.е. это всё - гордый Аджам (Персия, "не-арабы"). Мусульманская религия имела мало шансов укрепиться среди подобного общества, потому что переход в ислам для него означал как-бы признание морально-политического и военного поражения. Распространение ислама отсрочилось до создания более позитивного, не враждебного образа ислама. И этот новый имидж мусульманской религии, вероятно, создали сторонники или выходцы из чернознамённого аббасидского движения, к которому принадлежал и Абумуслим.Они, так сказать,подобрали нужные ключи к горским сердцам. У нас очень туманные сведения об обсуждаемом периоде, мы пытаемся в данном случае понять реальную ситуацию тех веков ощупью. С укреплением ислама в Нагорном Дагhестане усилилась Лакия, а Ауария длительное время оказалась в гордом одиночестве среди враждебного окружения. Процесс распространения ислама в Ауарии продвигался медленно. Никаких видимых преимуществ от принятия ислама Ауария не ощутила. Так продолжалось до эпохи монгольских завоеваний. С ними Ауария и её постоянный союзник Кайтаг обрели как-бы второе дыхание, Казикумуху Кайтагом был предъявлен счёт. Кайтаг поддержала Ауария и в процесс наведения порядка в Нагорном Дагhестане вмешались монголы. Казикумух был разгромлен, а Шамхальский праящий дом истреблён, последних защитников Казикумуха сожгли живьём, а тех кто пытался спастись бегством добивали. Но и это ещё не всё. Ауарское историческое названии Лакии -Тум (Туман) - явно монгольское.

Ауария никогда не ориентировалась на арабов и даже те арабы, которые вошли в своего рода пантеон славы в народном сознании - арабы аджамские, связанные с Хорасаном.То же самое очевидно и в случае с ауарским выбором накшбандийского тариката. Он опять-таки аджамский и хорасанский. Можно только удивляться столь стабильной верности ауарского народа одной и той же территории, одному и тому же региону. Сменялись века, эпохи, а у них в авторитете одни и те же лица. И всё всякий раз возвращалось на круги своя.

С другой стороны заметно как Персия сводила к нулю остатки наследия иранских гуннов в персидском Хорасане. Точно так же Персия со временем шаг за шагом свела к нулю влияние проживавшей там мусульманско-суннитской общины, переселив вдобавок ко всему на их земли  курдов. Тем не менее, результаты современных генетических исследований показывают наличие  родства по отцововской линии местного иранского населения не персам, таджикам и афганцам, а ираноязычным и кавказоязычным популяциям Сев. Кавказа.

*На это указывают следующие детали: 1. Сарир имел в Константинополе от византийских властей те же места временного пребывания/содержания,связанные с вероисповеданием, что и готы-ариане. Это означает, что у них имелись важные совпадения в концепции веры. Ариане отрицали, что Иисус-сын равен Богу-отцу, для них Иисус был образцовой земной личностью, "богоподобной" по моральному уровню, но "тварной" природы. Ещё одна деталь - аварская и чеченская тенденция- заметная в обоих языках- избегать заимствования из промежуточных языков. Архаичные термины, связанные с религиозным культом - арамейские, а не грузинские, армянские и т.п. Доисламская нохчи-солчи концепция власти - мессианская. Царь - ЖЕНИХ, венчанный на царство. Что же касается ислама, то в этой религии подобное отсутствует. 


Рецензии