Потомок кардинала Ришелье 30 гл
ОТ АВТОРА.
Особенно мне обидно, что против нас воюет Франция. Господин Макрон, что вы делаете со своей страной, которая всегда считалась приютом творческих людей, эталоном культуры и вкуса?
На Украине маленькие дети на празднике радостно поют про Ивана, который должен запасти для себя мешок, в котором он отправится на тот свет (видеосюжет на Центральном ТВ, август-23). Рядом мамы стоят, аплодируют. Сегодня вы такую культуру защищаете?
Вы же музыкант! И как пишут – «виртуоз игры на фортепиано»… Лучше бы в Россию с концертами, чем с пушками.
В России, кстати, в былые времена едва не появился Французский город. А потомок кардинала Ришелье навсегда вошёл в историю Крыма и России.
..........................
В Гурзуфе мальчики оказались мгновенно. В реальной бы жизни так.
– Главная тайна этого дома, наверное, в том, как потомок властителя Франции кардинала Ришелье оказался в Крыму? – улыбнулся Павлик.
– Для начала запомните его имя, – мальчикам показалось, что робот усмехнулся, – Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, 5-й герцог Ришелье.
– Именно так его звали в России? – засмеялся Мишка.
– У нас он стал Эммануилом Осиповичем. Богатейший человек, первый камергер при дворе короля. Впереди блестящая карьера! Но тут случилась французская революция, первая из четырёх, но Великая!
– Была и пятая – Парижская коммуна, – вставил Павлик.
– Не перебивай!
– Париж встал на дыбы: баррикады, толпы озлобленных людей, вооружённых камнями; перестрелки. Взята крепость-тюрьма Бастилия, её семь защитников растерзаны… Мужественный благородный Ришелье был готов умереть за короля. Но тот сам отправил его за рубеж, - давал справку робот Гоша.
Скоро Ришелье оказался в России. По тем временам поменять Европу на Россию не было чем-то экзотичным, скорее даже престижным.
– Престижным для Ришелье?!
– Человек попал в беду – революции все одинаковы. Из герцога он стал гражданином, его огромное состояние национализировали. Впереди его ждала тюрьма и смерть, поскольку он знатного рода. За годы революции только на гильотине во Франции погибли больше 15 тысяч человек. Причём, в такие смутные времена не очень-то разбирают, кто прав, кто виноват.
– Кстати, Гоша, мы там были. Эта площадь в Париже, где рубили головы, называется Согласие, – обратился Егор к роботу. – Здесь ради «согласия» отрубили голову королю Людовику XVI. Потом королеве Марии-Антуанетте. Их 10-летний сын успел умереть в ссылке.
– И не видели мы в Париже ни одного страдающего по этому поводу француза, – продолжал Егор. – Спокойно они относятся к своей истории – и к тем, кому голову отрубили, и к тем, кто рубил. И даже к Наполеону, который бросил замерзать в русских снегах свою армию, а сам сбежал. Они его прах в нескольких саркофагах хранят, чтобы сберечь для потомков. И никаких комплексов вины!
А вот российская пресса несколько лет развивала в нас чувство исторической вины по поводу гибели царя Николая II и его семьи, внушая нам, какие мы жестокие варвары! Жаль, конечно, царскую семью. Но революции везде одинаковы!
– Кстати, в Англии снесли топором голову королю Карлу I и четырём королевам, – напомнил Павлик.
– О беззаконии в русской революции много говорят. А во Франции что творилось после их Великого переворота? Тот же произвол, переполненные тюрьмы... Хотели взорвать собор Нотр Дам де Пари как «очаг мракобесия», отбирали ценности у жителей для мировой революции!
– Потом начальники республики друг дружке порубили головы. И к власти пришёл император Наполеон. А он так достал всех своими войнами, что на троне снова оказались короли. Потом парочка революций – и у власти Наполеон III, племянник предыдущего Наполеона. А его убрали с власти очередной революцией. Это я к тому, что французские революции заняли не меньше времени, чем наша одна. И французы от этого тоже настрадались. А то делают из России революционного монстра! – неизвестно кому объяснил свою горячность Егор.
– Однако вернёмся к Ришелье, – напомнил робот Гоша. – За свою новую родину Россию он прежде всего отправился на фронт – брать неприступный Измаил под командованием Суворова. За храбрость награждён Георгиевским крестом, чином полковника и именным оружием.
Под знамёнами императрицы Екатерины II воевало много иностранцев, но
человек такой громкой фамилии и беззаветной храбрости не мог остаться незамеченным! Императрица пригласила Ришелье к себе. Арман рассказал ей о бедственном положении своих соотечественников-аристократов. Они бежали от революции в страны Европы, побросав имущество. Лишь немногие успели захватить золото и драгоценности. Сейчас большинство элементарно голодали.
– И опять как у нас, – не выдержал Павлик.
– Екатерина одобрила план Ришелье – в Приазовье, недалеко от Крыма, создать Новую Францию – построить город для тех, кто бежал от революционного топора. Дать им землю. Ришелье должен был построить и возглавить этот город. Екатерина даже выделила эмигрантам 60 тысяч рублей золотом для оплаты дорожных расходов. Однако перепуганные революцией люди были в шоке и не рискнули ехать в необжитый край.
Проект сорвался.
– Жаль, что в России нет автономной Французской республики! – засмеялся Павлик. – Но с другой стороны, через сотню лет её накрыла бы уже наша революция!
– А Ришелье ждало главное дело его жизни. Именно за него император Александр I «благодарил» Французскую революцию, «подарившую» России герцога Ришелье.
Продолжение следует.
Художник Елена АБРАМЕНКО.
Свидетельство о публикации №223090500595