Дорогое топливо - дорогая жизнь
По данным Росстата, автомобильный бензин с конца прошлого года подорожал на 6,62%. Самое дешевое топливо марки АИ-92 во многих регионах пробило планку в 50 рублей за литр. Чуть менее быстро, по данным ведомства, растет дизельное топливо: совокупный индекс за 2023 год достиг 2,73%. А по неофициальным оценкам, общий рост цен составил порядка 10% всего за несколько недель, и где-то солярка стоит дороже высокооктанового бензина. Повышение стоимости горючего связывают с переизбытком других нефтепродуктов, производство которых неотделимо от бензина и дизтоплива, как, например, мазут, и отсутствием спроса на него.
Динамичный рост цен начал сказываться на стратегически важных отраслях. Так, в южных регионах России уже создался дефицит топлива, что только подогрело повышение стоимости и поставило под угрозу уборочную кампанию.
дефицит отмечался в Самарской, Ростовской, Волгоградской и Рязанской областях, Крыму, Краснодарском крае, Калмыкии. Стоимость же топлива растет во всех регионах. Участники рынка отмечают, что рассматривать скачок цен в разрезе всего года — нерепрезентативно, так как вся динамика пришлась на последние 2-3 месяца. А если темпы не замедлятся до конца года, при худшем сценарии мы сможем констатировать годовой прирост в 20%. По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, последствия таких ценовых скачков ощутит на себе не только сельское хозяйство, но и все другие отрасли, где так или иначе задействован автомобильный транспорт.
"В первую очередь, это муниципальный общественный транспорт. Доходы предприятий формируются за счет регулируемой платы за проезд и дотируются из бюджета. Естественно, удар почувствуют грузоперевозчики, особенно, работающие на протяженных маршрутах. Здесь последствия ощутят на себе все, так как это коснется и перевозки продуктов питания. Также проблемы возникнут у "скорой помощи" и муниципального ЖКХ. Так как это бюджетные сферы, регионам придется изыскивать дополнительные деньги, что проблематично в условиях дефицитной казны".
Эксперты обращают внимание, что дефицит топлива складывается по всей стране даже при существенном сокращении экспорта сырой нефти. По оценкам аналитика Анатолия Несмияна, переработка "черного золота" в России позволяет на выходе получить около 20% бензинов, 30-35% дизтоплива, еще столько же мазута и по 5% авиационного керосина и различных масел. При этом производство разных фракций неотделимо друг от друга: нельзя производить только бензин, не получая при этом мазут.
В Минэнерго РФ не наблюдают причин для дефицита топлива, несмотря на прямые заявления региональных глав и рядовых жителей. По данным ведомства, уровень производства нефтепродуктов на заводах полностью обеспечивает текущий спрос с учетом переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Так, в статистике министерства отмечается, что выпуск автомобильного бензина составляет 117,4 тыс. тонн в сутки и соответствует среднему уровню августа 2021-2022 года. Производство дизтоплива оценивается в 232,0 тыс. тонн в сутки, что почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет.
Судя по всему, в Минэнерго просто не желают замечать очевидного. Эксперты считают, что с ростом цен на топливо на потребителей по сути перекладывают проблему дефицита бюджета, который к августу 2023 года достиг 2,81 триллиона рублей, или 1,8 % ВВП, при плановом уровне в 2,9 триллиона рублей на весь год.
"Яхты океанские 145-метровые заходят в порт Владивостока, но это во власти никого не колышет. То есть люди давно уже потеряли счет деньгам. Но восполнять дефицит будем мы с вами. Мы с вами, потому что рост цен на нефтепродукты, в первую очередь на бензин, ляжет на наши плечи. Потому что у них вариантов не будет. Им [нефтяникам] же надо будет вкладывать инвестиции, технологии в разработку новых месторождений, иначе как", — отмечает экономист Никита Кричевский.
При этом, растущие цены не помешали нефтяникам претендовать на демпферные выплаты из бюджета, которые только в августе оцениваются в 200 млрд руб.
Свидетельство о публикации №223090500620