Подарки французской революции 31 гл
Одессе везло на иностранцев. Основал этот город испанский гранд де Рибас (ударение на букве и). Потомок маршала, в русской армии он дослужился до вице-адмирала. Сперва в ходе русско-турецкой войны взял маленькую крепость Хаджибей на берегу Чёрного моря. Затем по распоряжению Екатерины II на её месте стал строить порт и город Одессу (1794 год) для укрепления русских границ. По-русски гранда звали просто – Дерибас (ударение на букве а). Отсюда пошло название главной улицы в Одессе – Дерибасовская.
Сделал Одессу европейским городом французский герцог Ришелье. С императором Александром I он сдружился ещё с тех пор, когда тот был принцем-наследником, и не очень воспитанный папа, хоть и царь (Павел I, пришедший на смену Екатерине II) унижал и того, и другого. Став императором, Александр предложил Ришелье самому выбрать себе должность.
И тот отправился в маленький городишко на берегу Чёрного моря. Было Одессе 7 лет от роду. Называли её «помойной ямой Европы» и «республикой жуликов». К тому же город был нищ – его душили налоги и местная мафия. В конторе градоначальника, где никто Ришелье не ждал, не было даже стульев.
– Представляю себе в этой конторе бывшего обитателя Версаля! – засмеялся Егор.
– Но к этому времени он был уже русским генералом. Так что по-военному, но с изысканной вежливостью разобрался и с мафией, и с налогами. А потом перешёл к переустройству города, пригласив знаменитого французского архитектора Тома де Томон. После революции Франция была для Тома закрыта, и он нашёл вторую родину в России.
Сносили целые кварталы кое-как слепленных домишек. На смену пришли элегантные европейские застройки, театр, храмы, собор. Вместо паутины узких улочек появились проспекты и широкие магистрали в зелени белых акаций, привезённых из Италии. Пыльные пустыри превратились в сады. И это на каменистой одесской почве, где месяцами не бывает дождя.
Город преображался на глазах. И тут обрушилось на него бедствие!
Страшный бич того времени – чума. Ришелье лично с присущей ему отвагой спасал город от этого зловещего заболевания… И спас.
Через 11 лет Одесса не уступала европейским столицам. Как это удалось герцогу Ришелье? Ведь на строительство города казна отпускала ему копейки.
– Понятно, почему он продал свой дом в Гурзуфе, – заметил Егор. – Бывают же такие бессребреники!
– Это точно. Как приехал в Одессу в военной шинели, так в ней же вернулся во Францию. Более того, все свои деньги отдал на борьбу с Наполеоном, когда тот объявил войну России. Кстати, при Наполеоне Ришелье мог вернуть своё состояние, захваченное революционерами. Но он не унизился до просьбы – считал Наполеона самозванцем, ввергшим Францию в пропасть.
А потом к власти пришёл король Людовик XVIII и бросил клич помочь Родине в трудную минуту. Рыцарь своей Родины, Ришелье вернулся в Париж.
Одесса плакала, провожая любимого градоначальника. Он не только город перестроил, создал в нём особую атмосферу, которой не было, а, может, и сейчас нет ни в одном городе мира. Благородный бесстрашный человек, последний потомок кардинала Ришелье навсегда вошёл в русскую историю.
– И приехал из благоустроенной Одессы в средневековый Париж с паутиной узких улочек, с застоявшимся, мягко говоря, несвежим запахом, потому что в городе по тем временам не было канализации, – улыбнулся Павлик. – Париж- только в конце XIX века стал современным городом – градоначальник Осман прорубал проспекты и без жалости сносил целые кварталы!
– Но это было потом! – согласился Мишка.
– Представляете, какая славная аура в этом гурзуфском доме Ришелье. Поэтому, наверное, всем здесь так комфортно жилось, – заметил Павлик.
– В конце XIX века этот дом купил Пётр Ионович Губонин, русский купец, строитель заводов и железных дорог. Он превратил деревеньку Гурзуф в первоклассный курорт, – прочитал Мишка в рекламном проспекте.
– Первый раз о нём слышу! – признался Павлик.
– И не только ты, – поддержал его Егор. – По-моему, мы вообще плохо знаем свою историю. А сколько прекрасных людей, умных, деловых, талантливых отрезало от нас нашей революцией!
Робот Гоша включил компьютер. На нём появилась газета «Новости дня» за 1893 год, и диктор за кадром стал читать:
«Губонин хотел прославить русский южный берег Крыма, приучить русских людей отдыхать на собственном берегу моря и не искать такого берега за тридевять земель от Родины», – заговорил невидимый диктор. – Беспокойная речка Авунда была усмирена и направлена в новое русло, рядом с ней был создан великолепный архитектурный ансамбль из семи гостиниц, в каждой из которых были ванны и душ с пресной и морской, теплой и холодной водой. Неподалеку от Гурзуфа, появилась грязелечебница. В центре курортного комплекса возведен фешенебельный ресторан. Обновленный и существенно расширенный парк был украшен скульптурами и фонтанами, один из которых — фонтан «Ночь» — Губонин привез с Венской выставки. Пётр Ионович создавал свой особый мир, в котором всем было бы комфортно жить».
Диктор замолк, а Павлик добавил:
– Аура дома сохранилась! Надо же! А что с Одессой?
– Я вам не скажу за всю Одессу, – словами Бернеса начал робот и поправился, – точнее, за всю её историю. Но сразу после Ришелье её градоначальником стал граф де Ланжерон маркиз де ла Косс барон де Куньи де ла Ферте и де Сасси. По-русски – Александр Фёдорович.
– Снова «подарок от Французской революции»?
– Да. Он эмигрировал в Россию, воевал под знамёнами Екатерины II. О нём говорили так: храбрый генерал, добрый правдивый человек, но рассеянный, большой балагур и вовсе не администратор. Однако он продолжил начинания Ришелье: добился беспошлинного ввоза и вывоза товаров, разбил ботанический сад, открыл первую городскую газету, Ришельевский лицей (второй в России после Царскосельского).
Короче – оставил по себе добрую память и множество забавных историй и анекдотов, связанных с его жизнью.
– То-есть, вписался в атмосферу особого одесского юмора, – улыбнулся Мишка.
– Его дом с пушками у входа, Триумфальная арка, которая вела на его дачу, живы до сих пор, – согласился робот.
ОТ АВТОРА.
Россия "подарила" Одессу Украине. А Украина сожгла в ней, в Доме профсоюзов, людей, сочувствующих России.
Продолжение следует.
Художник Елена АБРАМЕНКО.
Свидетельство о публикации №223090500635