Заря Свободы, Сараевский район

ЗАРЯ СВОБОДЫ – поселок в составе Сысоевского сельского поселения Сараевского района Рязанской обл. Расположен на правом берегу р. Пары (левый приток р. Оки) в 2,5 км к сев.-сев.-вост. от центра поселения с. Сысои и в 13,5 км к сев.-сев.-вост. от пгт Сараи. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в пос. Заря Свободы постоянно проживает 9 чел. (в 1989 – 27 чел.).

Насел. пункт получил название по производств. объекту, в результате организации к-рого он возник – коллективному хоз-ву (коммуне) «Заря Свободы». Наименование коммуны имеет идеологич. характер. Рязанские краеведы-топонимисты А.В.Бабурин и А.А.Никольский отмечали, что «компонент «Заря» имеет переносное значение «начало, зарождение чего-то радостного», в данном случае свободы».

История пос. Заря Свободы неразрывно связана с историей старинной пуст. Бовыкинской, на террит. к-рой он возник.

Впервые пуст. Бовыкинская на р. Паре упом. в краткой записи о жалованной данной грамоте вел. князя рязанского Федора Ольговича Солотчинского Богородицерождественского монастыря игумену Мартирию, датированной 1402 – 1427: «Князь великий Федор Ольгович придал игумену Солотчинского монастыря Мортирию Бовыкинскую пустошь с Якушевскою дубравою, с угодьями и рыбной по реке Паре ловлею». Здесь пустошь ж – незаселенная земля, дальний от селения особняк, участок того же владельца, но не входящий, по дальности своей, в надел; покинутые надолго из-под сохи поля, залежь; покосы из-под пашень. Т. е. к моменту перехода во владение Солотчинского монастыря террит. совр. пос. Заря Свободы и окружающих его земель не имела пост. населения. Здесь промышляли бортники, охотники и рыболовы, к-рые занимались охотой на бобров, лис, зайцев и другую дичь, ловили рыбу, собирали мёд, грибы и ягоды для Солотчинской обители.

Интересно следующее упоминание пуст. Бовыкинской в докончальной грамоте вел. князя рязанского Ивана Васильевича Третного со своим младшим братом князем Федором Васильевичем, датированной 19 августа 1496. Из контекста грамоты следует, что к этому времени, во-первых, Бовыкинская пустошь снова находилась в числе владений вел. князя; во-вторых, являлась крайним юго-вост. пунктом земель Великого княжества Рязанского: «А что моя мордва деленая с водчинами во Цне, и в Карабугинском уезде бортники с оброки, и в Пластикове, и в Бовыкине, и в Вороножи, и Дон, и рыбья ловля в моем великом княженьи, а Романцев весь мой, великого князя, и Братилов весь, и ясеновские бортники, и пронские бортники, и окологородные бортники, и волости Мещерьские с оброки и со всеми доходы по старине, а те мои бортники, и мордва деленая со всеми доходы моя и есть, по старине».

По данным переписных книг 1647 пуст. Бовыкинская Старорязанского стана Рязанского уезда состояла в вотчине боярина Федора Степановича Стрешнева (ум. 1647), родного дяди царицы Евдокии Лукьяновны (урожд. Стрешневой), второй жены царя Михаила Федоровича (1613 – 1645). После смерти Ф.С.Стрешнева пуст. Бовыкинская перешла по наследству к его сыну, окольничему Ивану Федоровичу Меньшому Стрешневу, а затем, в качестве приданного за его дочерью Евдокией Ивановной Стрешневой, к мужу последней – госуд. деятелю и дипломату боярину князю Василию Васильевичу Голицыну (1643+1714), фавориту царевны Софьи Алексеевны.

К 1797, по данным «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», межевая дача пуст. Бовыкинская Поляна Сапожковского уезда Рязанской губ., включающей поверстный лес, составляла 13502 дес. 680 кв. саж.; из них сенные покосы – 328 дес., леса – 12544 дес. 340 кв. саж., неудобья – 630 дес. 340 кв. саж.

На момент проведения межевания владельцами межевой дачи пуст. Бовыкинская Поляна являлись вдова граф. Екатерина Петровна Шувалова; гв. капитан-поручик Иван Селиверстович, вдова коллежская асессорша Аграфена Кононова и ее дети, гв. прапорщик Николай и девица Наталья Любимовичи, Гурьевы.

«Экономические примечания» дают следующее описание пуст. Бовыкинская Поляна: «Реки Пары и речки Брусовой с правых, а речки Ехтурны и залива из реки Пары с левых, и по обе стороны речек Ольховца, Унгора, Брусянки, Серебрянки, Бачура и Ехтурны. В даче состоят 2 озера: Пронинское и Аношкинское. Те речки в летнее время бывают: Река глубиною в 1/2 аршина, шириною в 20 сажень. В ней и в озерах рыба – щука, окуни, ерши, налимы, пискари и плотва. Речки глубиною в 1/4 аршина, шириною в 1/2 сажени. В них рыбы нет. На речке Унгоре мучная мельница графини Шуваловой о двух поставах с толчею, коя действует кроме половодья и повреждения во весь год для господскаго помолу. Сенныя покосы травою хороши. Лес строевой и дровянной: дубовой, осиновой, березовой, липовой и альховой. В нем звери – волки, медведи, белки и зайцы; птицы – чижи, щеглы, соловьи, тетерева, куропатки и рябчики».

В дальнейшем, после смерти гв. капитан-поручика И.С.Гурьева, значит. часть пуст. Бовыкинская Поляна (3960 дес.) перешла по наследству к его племянникам, детям его сестры Екатерины Селиверстовны Ханыковой (урожд. Гурьевой). К 1853 в числе помещ. и землевладельцев пуст. Бовыкинская Поляна упом. Лев и Александр Ивановичи (943 дес.) и Федор Алексеевич (1034 дес.) Ханыковы.

На террит. пуст. Бовыкинская Поляна находилась т.н. Лысая гора с местночтимым св. источником, где, по преданию, в 1580 в день Пятидесятницы была явлена икона свт. Николая Чудотворца, к-рая хранилась в Архангельской церкви с. Большие Можары и славилась исцелениями. Это было одной из причин того, что в 1879 именно здесь благочестивая крестьянка Елена Николаевна Сазонова (в иночестве Ангелина) решила основать женскую богадельню «для приюта больных и престарелых». Для этого она приобрела ок. 500 дес. земли пуст. Бовыкинская Поляна у помещ. подпоручика Аполлона Федоровича Ханыкова за 12 тыс. руб. Попечителем богадельни стал сапожковский купец Алексей Никитич Шульгин, способствовавший погашению задолженности Е.Н.Сазоновой перед А.Ф.Ханыковым. К 1880 на холме вблизи родника был построен деревянный 2-хэтажный корпус богадельни с 16 сестринскими кельями и домовой церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери в вост. части здания (освящена 09.05.1880). Однако Е.Сазонова смогла выплатить за землю в срок по договоренности только 8 тыс. руб. По условиям «запродажной записи» А.Ф.Ханыков вновь стал владельцем пуст. Бовыкинская Поляна, богадельню закрыли, а домовую Тихвинскую церковь 5 марта 1885 опечатали. Некоторые насельницы разъехались по домам, а оставшиеся просили Ханыкова разрешить им проживать в кельях в надежде, что богадельню возобновят. Купец А.Н.Шульгин, узнав о закрытии богадельни, попытался выкупить у помещ. пуст., однако выяснилось, что Ханыков уже заложил эти земли в Тульском поземельном банке. Шульгин уплатил долг банку и выдал Ханыкову 6 тыс. руб. дополнительных средств. После этого женская богадельня была возобновлена, а домовая Тихвинская церковь распечатана.

9 января 1888 решением Святейшего Синода на основе богадельни была учреждена монашеская Николо-Бавыкинская женская община, а 22 мая 1894 она была преобразована в нештатный Николо-Бавыкинский женский монастырь. Его главной святыней стала древняя местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. На средства благотворителей в монастыре было развернуто обширное строительство и был возведен архитектурный ансамбль, состоявший из храмовых, жилых и хозяйственных построек. В центре обители находился кирпичный Николаевский собор (1907) с 3 престолами: главным – во имя свт. Николая Чудотворца, и придельными – в честь свт. Алексия, митрополита Московского и Всех сил небесных бесплотных. По обе стороны от собора располагались 2 кирпичных двухэтажных корпуса с кельями и трапезным храмом во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (1902), неподалеку от них – 15 деревянных жилых корпусов, «крытых железом», за ними возвышалась деревянная теплая Тихвинская церковь. Украшением мнастыря стала построенная к 1914 колокольня с часами-курантами. Клирики монастыря, священники и диакон, проживали в своих домах за монастырской оградой; там же были построены гостиницы для паломников. В 100 саженях от обители располагался скотный двор, где к 1914 содержалось 8 лошадей, 24 коровы и 50 голов домашней птицы. Николо-Бавыкинскому женскому монастырю принадлежало 630 дес. земли, в т. ч. 19 дес. усадебной, 89 дес. пахотной и 431 дес. леса.

К 1905 в Николо-Бавыкинском женском монастыре Можаровской волости Сапожковского уезда при р. Паре насчитыв. 28 строений, в т. ч. 3 церкви (одна из них домовая), богадельня, 3 гостиницы для паломников и т. д. На террит. монастыря и вблизи него проживало 15 муж. и 170 жен., из них 53 насельницы (инокини и рясофорные) (всего 185 чел.). Управляла монастырем настоятельница в звании игуменьи (с 1890 – Евсевия).

В 1918 по решению органов сов. власти земли и имущество Николо-Бавыкинского. монастыря были национализированы. Вслед за тем последовало изъятие зерна и скота. Инокини составили и подали властям уездного центра жалобу, в к-рой говорилось, что 230 «рабочих сестер-крестьянок Николо-Бавыкинского обрабатывают своими силами 69 десятин. Для своей работы они имели лошадей и 18 коров, 7 овец» и семенной хлеб, но их незаконно забрали. Из Сапожка последовало распоряжение разобраться в действиях «коммунистов, отбирающих у сестер скот и хлеб», но из местного совета в Сапожок была направлена телеграмма с сообщением, что никаких нарушений не было. Комиссия по изъятию церковных ценностей описала серебряные богослужебные сосуды и др. утварь, изъятую из монастыря. В 1919 Николо-Бавыкинский монастырь был окончательно закрыт. Монахини доживали свой век по окрест. селам и деревням, многие из них в 1930-е были репрессированы.

В 1919 на базе Николо-Бавыкинского монастыря беднейшими крестьянами близлежащего с. Сысои было организовано одно из первых на террит. Сапожковского уезда (совр. Сараевский р-н) коллективных хозяйств – коммуна «Заря Свободы». Первонач. в состав коммуны вошли 10 крестьянских семей, переселившихся на террит. быв. монастыря. Так возник пос. Заря Свободы (Коммуна). Коммуна просуществовала до 1922, когда была преобразована в сельскохозяйственную артель (колхоз). К 1929 в колхоз «Заря Свободы» входило 64 крестьянских хоз-ва (203 едока) и за ним было закреплено 511 га земли.

К 1940 в пос. Заря Свободы (Коммуна) Сараевского р-на Рязанской обл. насчитыв. 23 двора; в поселке имелись нач. школа, клуб; действовал колхоз, в состав к-рого входило 76 крестьянских хоз-ва (167 трудоспособных). В нач. школе пос. Заря Свободы (зав. Серафим Николаевич Некрасов) работал 1 учит. и обучалось 35 учащ. (1937). В 1947 колхоз «Заря Свободы» был присоединен к колхозу «Красный Пахарь» с. Сысои.

Помимо колхоза, нач. школы и клуба за годы совет. власти в стенах быв. Николо-Бавыкинского монастыря в разное время размещались областная школа-интернат для слепых детей (в 1939 – 1954), профессиональная техническая школа (в 1953 – 1957), курсы краснодеревщиков и механизаторов, пионерские лагеря, пункт военных сборов и т.д. Большая часть строений монастыря в результате хищнической эксплуатации были уничтожены. 25 августа 1959 жители сс. Сысои и Большие Можары отправили на имя первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущёва жалобу на «небрежение» местных властей по отношению к «архитектурным памятникам старины». Из аппарата ЦК жалобу перенаправили в Рязанский обком КПСС. В ответе, направленном Отделом пропаганды и агитации Рязанского обкома партии в ЦК КПСС, сообщалось, что «как архитектурный памятник старины помещение монастыря и монастырского собора на учете никогда не стояло и не стоит и никакой исторической ценности не представляет». В результате Николаевский собор, Тихвинская церковь, трапезный храм св. прп. Сергия и Никона Радонежских были разрушены, монастырское кладбище разорено, склепы некрополя уничтожены. К 1980 в пос. Заря Свободы проживало 30 чел.

В 2004 возник проект возрождения Николо-Бавыкинского монастыря как мужского общежительского для быв. заключенных и наркоманов. Инициаторами выступили несколько быв. наркоманов, вышедшие из мест лишения свободы. 2 года новоявленные «монахи» пытались наладить быт и восстановить постройки монастыря. В 2006 ими была зверски убита представительница мест. администрации.

12 февраля 2007 преосвящ. Павел (Пономарев), архиеписк. Рязанский и Касимовский, благословил игумена Гурия (Покровского) на возрождение Николо-Бавыкинской обители в качестве мужского монастыря. 13 июня 2007 на террит. быв. монастыря в переоборудованном здании жилого дома была освящена Тихвинская церковь. 24 апреля 2008 Николо-Бавыкинский мужской монастырь был зарегистрирован, как юридическое лицо и в его ведение была передана террит. быв. монастыря, на к-рой к этому времени сохранялись руинированные здания колокольни и 2-х кирпичных келейных корпусов, в одном из к-рых некогда располагался трапезный храм св. прп. Сергия и Никона Радонежских. От кирпичного Николаевского собора собора сохранилось только основание. Все деревянные строения монастыря были утрачены.

В настоящее время Николо-Бавыкинский мужской монастырь находится в стадии восстановления. Действует домовой храм Тихвинской иконы Божией Матери, в к-ром с 2018 пребывает старинный местночтимый образ свт. Николая Чудотворца, обустроен св. источник Николая Чудотворца на Лысой горе, где была явлена эта икона, расчищена территория. Ежегодно 22 мая к св. источнику проводится крестный ход. В монастыре проживают 2 насельника – настоятель с 2011 игум. Павел (Удовенко) и иером. Климент (Крыгин).

По данным на 2019/20 в пос. Заря Свободы предприятий и учреждений не имеется.

Достопримечательности:
• Николо-Бавыкинский мужской монастырь. Основан в 1894. Сохранились руинированные здания келейного корпуса, трапезной с храмом св. прп. Сергия и Никона Радонежских, колокольни, фундамент Николаевского собора (начало 20 в.). В настоящее время на террит. монастыря имеется храм во имя Тихвинской иконы Божией матери, оборудован св. источник свт. Николая Чудотворца.


ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ:

СТОЯНКА ЗАРЯ СВОБОДЫ. Эпоха мезолита (12 – 6 тыс. до н.э.). Расположена в 1 км к юго-юго-зап. от пос., на второй надпойменной террасе левого берега р. Пары (прав. приток р. Оки). В пределах обширной котловины выдувания на высоте 30 м над рекой найдены кремни позднемезолитического облика, в т.ч. черешковый наконечник стрелы с подработкой мелкой ретушью на спинке, высокая асимметричная трапеция, микролиты с притупленным ретушью краем, резцы, косое острие.

• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 53.


ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):

[1402 – 1427 гг.]. КРАТКАЯ ЗАПИСЬ О ЖАЛОВАННОЙ ДАННОЙ ГРАМОТЕ ВЕЛ. КН. РЯЗАНСКОГО ФЕДОРА ОЛЬГОВИЧА СОЛОТЧИНСКОГО МОНАСТЫРЯ ИГУМЕНУ МАРТИРИЮ НА БОВЫКИНСКУЮ ПУСТОШЬ С УГОДЬЯМИ И РЫБНОЙ ЛОВЛЕЙ ПО Р. ПАРЕ.

Князь Великий Федор Ольгович придал игумену Солотчинского монастыря Мартирию Бовыкинскую пустошь с Якушевскою дубравою, с угодьями и рыбной по Паре реке ловлею.

• Публикация: Иероним (Алякринский). Рязанские достопамятности. – Рязань; Тип. Н.Д.Малашкина, 1889. – С. 36.

[19.08.1496 г.]. ДОКОНЧАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РЯЗАНСКОГО ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА СО СВОИМ БРАТОМ, КНЯЗЕМ РЯЗАНСКИМ ФЕДОРОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ.

Грамота великого князя рязанского Ивана Васильевича князю Федору Васильевичу

Божиею милостию и Пречистыа его Богоматери, и по благословенью отца нашего Семиона, владыки Рязанского и Муромского, и по нашей любви, на сем на всем, брате молодший, князь Феодор Васильевич, целуй ко мне крест, к своему брату старишему, к великому князю Ивану Васильевичю.

Держати ти меня себе братом старишим. А мне, великому князю, держати тобя собе братом молодшим. А меня ти, великого князя, и мое великое княженье держати чесно и грозно, без обиды. А мне, великому князю, тебя держати в братстве, и в любви, и во чти, без обиды. А хотети ти мне, великому князю, добра везде, во всем, и до живота. А быти ти со мною, с великим князем, везде заодин, и до живота, на всякого недруга, и твоим детем с моими детми. А мне, великому князю, хотети ти добра, моему брату молодшему, везде, во всем, и до живота. И быти ми с тобою везде заодин, и до живота. А кто будет мне, великому князю, друг, то и тебе друг. А хто будет мне, великому князю, недруг, то и тебе недруг. А что ти слышев о моем добре или о лисе от хрестьянина, или от литвина, или от иноверца, то ти поведати нам в правду, без примышленья. А не канчивати ти, ни ссылатися ни с кем без моего веданья, великого князя. А мне, великому князю, так жо без тобя, не канчивати, ни ссылатися ни с кем. А с кем яз, великий князь, буду в докончаньи, и мне с тем и тобя учинити в докончаньи. А с кем будешь ты в целованьи, и тебе к тому целованье сложити. А хто к тебе учнет присылати на наше лихо, и тебе то нам поведати в правду, без хитрости. А того тебе без моего веданья не отпустити, кого к тебе пришлют. А мне, великому князю, тобя жаловати и печаловати ми ся тобою и твоею отчиною.

А чем тобя благословал отец наш, князь великий Василей Иванович, да и яз, князь великий Иван Васильевич, с своею матерью, великою княгинею Анною, отделили есмя тебе в Переаславли Перевитеск и Рязань Старую с волостьми, и с отъеждими месты, и того мне, великому князю, всего под тобою блюсти, и не обидети, ни вступатися, ни моим детем под твоими детми. А жити ми с тобою в Переславли по тому, как отделил тобя яз, князь великий, и мати наша великаа княгини. А отчина ми твоа держати под тобою, и блюсти, и не обидити, ни вступатися, ни моим детем под твоими детьми. А чем меня благословил отец наш, князь великий Василей Иванович, Переславлем, и Ростиславлем, и Пронском, и всеми волостьми, и со отъеждими месты, и всем великим княженьем, и тебе подо мною великого княженья не хотети, ни твоим детем под моими детми, ни обидети, ни вступатися.

А по грехом, отоимет Бог меня, великого князя, и тебе под моими детми великого княженья не хотети, ни твоим детем под моими детми, и блюсти, и не обидити, ни вступатися. А не будет у меня детей, и мне, великому князю, великим княженьем благословити тебя, своего брата.

А отоимет Бог тобя, нашего брата молодшаго, и мне, великому князю, в твою отчину не вступатися, ни моим детем под твоими детми. А не будет у тобя детей, и тебе, моему брату, своей отчины не отдати никотораю хитростью мимо меня, великого князя.

А что мати наша, великая княгини Анна, взяла у меня, у великого князя, из моего великого княженья четверть во всем, и то мати наша ведает до живота. А по грехом, отоимет Бог матерь нашу, и та четверть моа и есть со всем. А тобе в то не вступатися. А что мати наша взяла у тобя, у моего брата, ис твоей трети четверть, и то мати наша ведает до живота. А отоимет Бог матерь нашу, и та четверть твоя и есть со всем. А мне, великому князю, в то не вступатися.

А Орды знати и ведати мне, великому князю, и царевичев ясак Сатылганов, или хто иной царевич будет на том месте. А имати ми у тобя выход и царевичев ясак, с твоей отчины треть, по старым дефтерем, по крестному целованью. А коли яз, князь великий, в Орду не дам и царевичю ясака, и мне у тобя не взяти.

А где ми, великому князю, самому всести на конь, и тебе со мною самому пойти. А где ми тобя послати, и тебе пойти без ослушанья. А где пошлю своих воевод, и тебе послати с моими воеводами своего воеводу с людми. А делати ти велети мое дело в правду, без хитрости. А хто учнет тобя, моего брата, обидети, и мне с тобою стояти заодин, в правду.

А промеж нас роздел земли от Оки реки по Вакиных деревню, да по Голцово, да по Ивачеву деревню, а Вакиных деревня и Голцово в великого князя стороне, а Романовское село и Ивачева деревня во княжи Феодорове стороне, а от Ивачевы деревни […] на низ до речки до Мечи, да на низ по Мечи до речки до Пилеса, да Пилесом вверх по лесу по Каринскому к Мосоловской деревни, а Мосоловская деревня во княжи Феодорове уделе, а от Мосоловской деревни вниз по Осетру до устья и по рубежу, те деревни пашни свои и ухожаи ведают по старине.

А рубеж Переславлю с Рязанью от Оки реки по Лубяной вверх направо к Переславлю, а налево к Рязани, а от верху Лубяной по перевертам к Исьи, а от Исьи по Щучей вверх, а от Щучей по перевертам к Исьи, да по Исьи на низ до устиа, да на низ по Оке реке до усть Прони, да Пронею вверх до Жорновищ, от Жорновищ подле лес позад Заполья, да позад Березовой Поляны, до рубежа до Мещерского, куде наши бояре ехали. А в лесе ходити великого князя людем, и княжим Феодоровым, и владычним, и боярским все свои ухожаи по старине.

А что мое село Переславичи в твоем уделе, а сидят в нем мои холопи Шипиловы, и то село з данью, и с судом, и со всеми пошлинами мое, великого князя.

А что есмя, брате, отделили тебе княженейских дворов в городе, и посад, и мелницы, и поле у города, и луг, и в городской тамги треть, и мне, великому князю, в то не вступатися, ни моим детем под твоими детми. А города ти Переславля рубити, брате, своею отчиною, треть. А что в городе в Переславли мои люди тяглыи, кои послов кормят, и мыта, и иные пошлины, и тебе в то не вступатися, ни твоим детем под моими детми. А что дворы в городе в Переславли, купля матери нашей, великие княгине, и в тех дворех матери нашой воля.

А мне, великому князю, новых пошлин не замышляти. А тебе, моему брату, в своей отчине новых пошлин не замышляти. А ведати пошлины по старине. А в церковные нам пошлины не вступатися.

А что моя мордва деленая с водчинами во Цне, и в Карабугинском уезде бортники с оброки, и в Пластикове, и в Бовыкине, и в Вороножи, и Дон, и рыбья ловля в моем великом княженьи, а Романцев весь мой, великого князя, и Братилов весь, и ясеновские бортники, и пронские бортники, и окологородные бортники, и волости Мещерьские с оброки и со всеми доходы по старине, а те мои бортники, и мордва деленая со всеми доходы моя и есть, по старине. А что наши люди деленыи ловчане, и они свои места и ухожаи ведают по старине, и городские рыболове, истобники, псари, подвозники меховыи, подвозники кормовыи, и садовники, ястребьи, подвозники медовыи, и гончяры, неводчики, и бобровники, и иные кои мои люди деленыи, и конокормы по рубеж, и в то тебе, моему брату, во все не вступатися, ни подъискивати, ни твоим детем под моими детми.

А что наши села в Мордве на Цне и на Украйне, и те села ведати нам по записем.

А что твоа мордва деленая во Цне, и в Корабугинском уезде бортники с оброки, и в Бовыкине, и в Вороножи, в Верхнем, и Тешев весь, и в Дону реце жеребей, и перевитские бортники, и рязанские бортники, и Мещерские волости со оброки и с доходы по старине, что ся тебе в делу достало, а что твои люди деленыи ловчане, и они свои места и ухожаи ведают по старине, и рязанские рыболове, истобники, псари, подвозники меховые, и подвозники кормовые, и садовники, ястребьи, и подвозники медовые, и гончары, неводчики, бобровники, и иные которые твои люди деленые, а конокормы по рубеж, и мне, великому князю, в то во все не вступатися, ни моим детем под твоими детми.

А что есмя, брате, с тобою делили свою отчину по записем, и те у нас записи на обе стороне. А суд мужству по рубеж. А по судеревным знаменам суд вопчей.

А в городе Переаславле быти, брате, твоему третчику с моим наместником з болшим в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным, и на посаде меж моих людей, и твоих людей, и межи чьих людей ни буди, ино пристава даст мой наместник, великого князя. А прилучится твоего третчика приставъ туто, и онь с ним идет и на поруку даст. А не прилучится, и приставъ моего наместника один идет без твоего третчика пристава, и на поруку даст, и поставит перед моим наместником, и мой наместник судит. А твой третчик прилучится туто, и он с ним же судит, а не прилучится туто, и мой наместник без него судит один, а твой третчик смотрит своего прибытка. Да и в ыных делех во всяких на гостей и на черных людей, опричь кладежных людей старых, кои послов кормят в Переславли, пристава даст и судит мой наместник, великого князя. А твой третчик прилучится тут, и он своего пристава даст, да и судит с моим наместникомъ; а не прилучится тут, и мой наместникъ судит без него, а твой третчик в прибытке и в пошлинахъ наместничих ведает свою треть. А коли приедут твои люди из твоего уделу в Переславль, а прилучится у нихъ в Переславли душегубство, или розбой, и татба съ поличным, и над ними суд в душегубстве и в поличном в Переславли моего наместника и твоего третчика. А без моего наместника пристава приставу твоего третчика в душегубстве и в поличномъ на поруку не дати. А тобе, моему брату, своих людей в Переславли в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным самому не судити. А будет каково иное дело межи твоих людей, которые живут в городе в Переславле и на посаде, опричь душегубства, и розбоя, и поличнаго, ино их судит твой приказщик, и доложит тобя, моего брата. А не будет тобя в Переславли, и ему дождати тобя, как будешь в Переславли. А ис Переславля твоему приказщику в твой удел тех людей к тебе к докладу не водити.

А хто приедет в Переславль торгом, да протамжится; или твой человек приедет из твоего уделу в Переславль, да протамжится, ино в протаможьи даст на него пристава мой наместник, да и судит его один без твоего третчика. А кого перед ним в протаможьи утяжют, и он велит таможником взяти на нем протаможья 2 рубля, а ему взяти от суда 4 алтыны, и те 4 алтыны емлет мой наместник один, а твоему третчику ис тех 4 алтын нет ничего. А тобе, моему брату, в Переславли своих людей в протаможьи не судити, ни твоему третчику.

А мне, великому князю, в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным, и в протаможьи, и в какове деле ни буди, твоихъ людей судити и казнити воля во всем. И на ком урку, что яз, князь великий, продажи своему наместнику, и в том уроце твоему третчику треть.

А хто здешний жилец, переславец, городской человек, или загородской, взыщет чего на твоем третчику, или на его тиуне, или на его доводчикех, ино его яз, князь великий, сам сужу, да и его тиуна, и его доводчиков.
 
А что дом великих мученик Бориса и Глеба, и отца нашего Семиона владыки в нашей отчине, и волости, и села, и земли бортные, и воды, и мне, великому князю, во владычни волости, и села, и земли бортные, и в воды не вступатися. А знают владычини люди мою, великого князя, дань, и ям, и город рубят. А суд мой, великого князя, над владычними людми в душегубстве, и в розбои, и в татбе. А меж моих людей и владычних людей суд и пристав вопчей. А меж владычних людей владычень суд.

А что в моей отчине монастырские села, и земли бортные, и воды, и мне, великому князю, в то не вступатися. А меж своих людей монастыри судят сами, и пристав их за их людми. А ведают своих людей по старине.

А что великих мученик Бориса и Глеба, и отца нашего Семиона владыки домовыи волости, и села, и земли бортные, и воды в твоей отчине, моего брата, и тобе, моему брату, во владычни волости, и села, и земли бортные, и воды не вступатися. А знати владычним людем твоя, моего брата, дань и ям, и город им рубити. А судъ твой, моего брата, надо владычними людми в душегубстве, и в розбои, и в татбе. А меж твоих людей и владычних людей суд и пристав вопчей. А меж владычних людей владычень суд.
 
А что в твоей отчине монастырские села, и земли бортные, и воды, и тобе, моему брату, в то не вступатися. А меж своих людей монастыри судят сами, и пристав их за их людми. А ведают свои люди по старине.

А хто имет жити твоих бояр, и детей боярских, и слуг в моей отчине, великом княженьи, и мне их блюсти, как и своих. А отчин ми у них и купленых земль не отнимати. А хто имет жити моих бояр, и детей боярских, и слуг в твоей отчине, и тобе их блюсти, как и своихъ. А отчин ти у них и купленых земль не отнимати. А хто которому князю служит, где бы ни жил, тому с тем и ехати, хто которому служит. А огородная осада, где хто живет, тому туто и сести, опрочь бояр введеных и путников. А бояром, и детем боярским, и слугам, и хрестьяном меж нас волным воля.

А сел ти в моей отчине, великом княженьи, не купити, ни закладней не держати. А мне, великому князю, в твоей отчине сел не купити, ни закладней не держати.

А которых дел не искали до нашего докончанье, и тем делам на обе стороне суд. А даному, положеному, холопу, робу от века судъ. А татя, беглеца по исправе выдати. А заемному, поручному, и всему обидному меж нас суд без перевода. А судьям нашим третей волной нашие земли.

А пошлин с холопа с семьи 2 алтына, а с одинца алтынъ.

А на сем на всем, брате молодший, князь Феодор Васильевич, целуй ко мне крест, к своему брату старишему, к великому князю Ивану Васильевичю, по любви, в правду, без хитрости.

А писана в Переаславле, лета 7004[1496], августа в 19-й день.

[Список 15 в. Помета на обороте (почерком 16 в.): Списки з грамот з докончалных с резанских великому князю Ивану з братом его, со князем с Феодором, а самые грамоты докончалные с печятми лета 7004 […] к резанской к Огрофене с ее человеком с Медведем].

• Публикация: Древняя Российская Вивлиофика// Под ред. Н.И.Новикова. – М.; Типографич. компания, 1788. – Ч.2. – С.263 – 286.


Рецензии