Заря Свободы, Сысоевское поселение

ЗАРЯ СВОБОДЫ – поселок в составе Сысоевского сельского поселения Сараевского района Рязанской обл. Расположен на правом берегу р. Пары (левый приток р. Оки) в 2,5 км к сев.-сев.-вост. от центра поселения с. Сысои и в 13,5 км к сев.-сев.-вост. от пгт Сараи. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в пос. Заря Свободы постоянно проживает 9 чел. (в 1989 – 27 чел.).

Насел. пункт получил название по производств. объекту, в результате организации к-рого он возник – коллективному хоз-ву (коммуне) «Заря Свободы». Наименование коммуны имеет идеологич. характер. Рязанские краеведы-топонимисты А.В.Бабурин и А.А.Никольский отмечали, что «компонент «Заря» имеет переносное значение «начало, зарождение чего-то радостного», в данном случае свободы».

История пос. Заря Свободы неразрывно связана с историей старинной пуст. Бовыкинской, на террит. к-рой он возник.

Впервые пуст. Бовыкинская на р. Паре упом. в краткой записи о жалованной данной грамоте вел. князя рязанского Федора Ольговича Солотчинского Богородицерождественского монастыря игумену Мартирию, датированной 1402 – 1427: «Князь великий Федор Ольгович придал игумену Солотчинского монастыря Мортирию Бовыкинскую пустошь с Якушевскою дубравою, с угодьями и рыбной по реке Паре ловлею». Здесь пустошь ж – незаселенная земля, дальний от селения особняк, участок того же владельца, но не входящий, по дальности своей, в надел; покинутые надолго из-под сохи поля, залежь; покосы из-под пашень. Т. е. к моменту перехода во владение Солотчинского монастыря террит. совр. пос. Заря Свободы и окружающих его земель не имела пост. населения. Здесь промышляли бортники, охотники и рыболовы, к-рые занимались охотой на бобров, лис, зайцев и другую дичь, ловили рыбу, собирали мёд, грибы и ягоды для Солотчинской обители.

Интересно следующее упоминание пуст. Бовыкинской в докончальной грамоте вел. князя рязанского Ивана Васильевича Третного со своим младшим братом князем Федором Васильевичем, датированной 19 августа 1496. Из контекста грамоты следует, что к этому времени, во-первых, Бовыкинская пустошь снова находилась в числе владений вел. князя; во-вторых, являлась крайним юго-вост. пунктом земель Великого княжества Рязанского: «А что моя мордва деленая с водчинами во Цне, и в Карабугинском уезде бортники с оброки, и в Пластикове, и в Бовыкине, и в Вороножи, и Дон, и рыбья ловля в моем великом княженьи, а Романцев весь мой, великого князя, и Братилов весь, и ясеновские бортники, и пронские бортники, и окологородные бортники, и волости Мещерьские с оброки и со всеми доходы по старине, а те мои бортники, и мордва деленая со всеми доходы моя и есть, по старине».

По данным переписных книг 1647 пуст. Бовыкинская Старорязанского стана Рязанского уезда состояла в вотчине боярина Федора Степановича Стрешнева (ум. 1647), родного дяди царицы Евдокии Лукьяновны (урожд. Стрешневой), второй жены царя Михаила Федоровича (1613 – 1645). После смерти Ф.С.Стрешнева пуст. Бовыкинская перешла по наследству к его сыну, окольничему Ивану Федоровичу Меньшому Стрешневу, а затем, в качестве приданного за его дочерью Евдокией Ивановной Стрешневой, к мужу последней – госуд. деятелю и дипломату боярину князю Василию Васильевичу Голицыну (1643+1714), фавориту царевны Софьи Алексеевны.

К 1797, по данным «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», межевая дача пуст. Бовыкинская Поляна Сапожковского уезда Рязанской губ., включающей поверстный лес, составляла 13502 дес. 680 кв. саж.; из них сенные покосы – 328 дес., леса – 12544 дес. 340 кв. саж., неудобья – 630 дес. 340 кв. саж.

На момент проведения межевания владельцами межевой дачи пуст. Бовыкинская Поляна являлись вдова граф. Екатерина Петровна Шувалова; гв. капитан-поручик Иван Селиверстович, вдова коллежская асессорша Аграфена Кононова и ее дети, гв. прапорщик Николай и девица Наталья Любимовичи, Гурьевы.

«Экономические примечания» дают следующее описание пуст. Бовыкинская Поляна: «Реки Пары и речки Брусовой с правых, а речки Ехтурны и залива из реки Пары с левых, и по обе стороны речек Ольховца, Унгора, Брусянки, Серебрянки, Бачура и Ехтурны. В даче состоят 2 озера: Пронинское и Аношкинское. Те речки в летнее время бывают: Река глубиною в 1/2 аршина, шириною в 20 сажень. В ней и в озерах рыба – щука, окуни, ерши, налимы, пискари и плотва. Речки глубиною в 1/4 аршина, шириною в 1/2 сажени. В них рыбы нет. На речке Унгоре мучная мельница графини Шуваловой о двух поставах с толчею, коя действует кроме половодья и повреждения во весь год для господскаго помолу. Сенныя покосы травою хороши. Лес строевой и дровянной: дубовой, осиновой, березовой, липовой и альховой. В нем звери – волки, медведи, белки и зайцы; птицы – чижи, щеглы, соловьи, тетерева, куропатки и рябчики».

В дальнейшем, после смерти гв. капитан-поручика И.С.Гурьева, значит. часть пуст. Бовыкинская Поляна (3960 дес.) перешла по наследству к его племянникам, детям его сестры Екатерины Селиверстовны Ханыковой (урожд. Гурьевой). К 1853 в числе помещ. и землевладельцев пуст. Бовыкинская Поляна упом. Лев и Александр Ивановичи (943 дес.) и Федор Алексеевич (1034 дес.) Ханыковы.

На террит. пуст. Бовыкинская Поляна находилась т.н. Лысая гора с местночтимым св. источником, где, по преданию, в 1580 в день Пятидесятницы была явлена икона свт. Николая Чудотворца, к-рая хранилась в Архангельской церкви с. Большие Можары и славилась исцелениями. Это было одной из причин того, что в 1879 именно здесь благочестивая крестьянка Елена Николаевна Сазонова (в иночестве Ангелина) решила основать женскую богадельню «для приюта больных и престарелых». Для этого она приобрела ок. 500 дес. земли пуст. Бовыкинская Поляна у помещ. подпоручика Аполлона Федоровича Ханыкова за 12 тыс. руб. Попечителем богадельни стал сапожковский купец Алексей Никитич Шульгин, способствовавший погашению задолженности Е.Н.Сазоновой перед А.Ф.Ханыковым. К 1880 на холме вблизи родника был построен деревянный 2-хэтажный корпус богадельни с 16 сестринскими кельями и домовой церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери в вост. части здания (освящена 09.05.1880). Однако Е.Сазонова смогла выплатить за землю в срок по договоренности только 8 тыс. руб. По условиям «запродажной записи» А.Ф.Ханыков вновь стал владельцем пуст. Бовыкинская Поляна, богадельню закрыли, а домовую Тихвинскую церковь 5 марта 1885 опечатали. Некоторые насельницы разъехались по домам, а оставшиеся просили Ханыкова разрешить им проживать в кельях в надежде, что богадельню возобновят. Купец А.Н.Шульгин, узнав о закрытии богадельни, попытался выкупить у помещ. пуст., однако выяснилось, что Ханыков уже заложил эти земли в Тульском поземельном банке. Шульгин уплатил долг банку и выдал Ханыкову 6 тыс. руб. дополнительных средств. После этого женская богадельня была возобновлена, а домовая Тихвинская церковь распечатана.

9 января 1888 решением Святейшего Синода на основе богадельни была учреждена монашеская Николо-Бавыкинская женская община, а 22 мая 1894 она была преобразована в нештатный Николо-Бавыкинский женский монастырь. Его главной святыней стала древняя местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. На средства благотворителей в монастыре было развернуто обширное строительство и был возведен архитектурный ансамбль, состоявший из храмовых, жилых и хозяйственных построек. В центре обители находился кирпичный Николаевский собор (1907) с 3 престолами: главным – во имя свт. Николая Чудотворца, и придельными – в честь свт. Алексия, митрополита Московского и Всех сил небесных бесплотных. По обе стороны от собора располагались 2 кирпичных двухэтажных корпуса с кельями и трапезным храмом во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (1902), неподалеку от них – 15 деревянных жилых корпусов, «крытых железом», за ними возвышалась деревянная теплая Тихвинская церковь. Украшением мнастыря стала построенная к 1914 колокольня с часами-курантами. Клирики монастыря, священники и диакон, проживали в своих домах за монастырской оградой; там же были построены гостиницы для паломников. В 100 саженях от обители располагался скотный двор, где к 1914 содержалось 8 лошадей, 24 коровы и 50 голов домашней птицы. Николо-Бавыкинскому женскому монастырю принадлежало 630 дес. земли, в т.ч. 19 дес. усадебной, 89 дес. пахотной и 431 дес. леса.

К 1905 в Николо-Бавыкинском женском монастыре Можаровской волости Сапожковского уезда при р. Паре насчитыв. 28 строений, в т.ч. 3 церкви (одна из них домовая), богадельня, 3 гостиницы для паломников и т.д. На террит. монастыря и вблизи него проживало 15 муж. и 170 жен., из них 53 насельницы (инокини и рясофорные) (всего 185 чел.). Управляла монастырем настоятельница в звании игуменьи (с 1890 – Евсевия).

В 1918 по решению органов сов. власти земли и имущество Николо-Бавыкинского. монастыря были национализированы. Вслед за тем последовало изъятие зерна и скота. Инокини составили и подали властям уездного центра жалобу, в к-рой говорилось, что 230 «рабочих сестер-крестьянок Николо-Бавыкинского обрабатывают своими силами 69 десятин. Для своей работы они имели лошадей и 18 коров, 7 овец» и семенной хлеб, но их незаконно забрали. Из Сапожка последовало распоряжение разобраться в действиях «коммунистов, отбирающих у сестер скот и хлеб», но из местного совета в Сапожок была направлена телеграмма с сообщением, что никаких нарушений не было. Комиссия по изъятию церковных ценностей описала серебряные богослужебные сосуды и др. утварь, изъятую из мон-ря. В 1919 Николо-Бавыкинский монастырь был окончательно закрыт. Монахини доживали свой век по окрест. селам и деревням, многие из них в 1930-е были репрессированы.

В 1919 на базе Николо-Бавыкинского монастыря беднейшими крестьянами близлежащего с. Сысои было организовано одно из первых на террит. Сапожковского уезда (совр. Сараевский р-н) коллективных хозяйств – коммуна «Заря Свободы». Первонач. в состав коммуны вошли 10 крестьянских семей, переселившихся на террит. быв. монастыря. Так возник пос. Заря Свободы (Коммуна). Коммуна просуществовала до 1922, когда была преобразована в сельскохозяйственную артель (колхоз). К 1929 в колхоз «Заря Свободы» входило 64 крестьянских хоз-ва (203 едока) и за нею было закреплено 511 га земли.

К 1940 в пос. Заря Свободы (Коммуна) Сараевского р-на Рязанской обл. насчитыв. 23 дв.; в пос. имелись нач. школа, клуб; действовал колхоз, в состав к-рого входило 76 крестьянских хоз-ва (167 трудоспособных). В нач. школе пос. Заря Свободы (зав. Серафим Ник. Некрасов) работал 1 учит. и обучалось 35 учащ. (1937). В 1947 колхоз «Заря Свободы» был присоединен к колхозу «Красный Пахарь» с. Сысои.

Помимо колхоза, нач. школы и клуба за годы совет. власти в стенах быв. Николо-Бавыкинского монастыря в разное время размещались областная школа-интернат для слепых детей (в 1939 – 1954), профессиональная техническая школа (в 1953 – 1957), курсы краснодеревщиков и механизаторов, пионерские лагеря, пункт военных сборов и т.д. Большая часть строений монастыря в результате хищнической эксплуатации были уничтожены. 25 августа 1959 жители сс. Сысои и Большие Можары отправили на имя первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущёва жалобу на «небрежение» местных властей по отношению к «архитектурным памятникам старины». Из аппарата ЦК жалобу перенаправили в Рязанский обком КПСС. В ответе, направленном Отделом пропаганды и агитации Рязанского обкома партии в ЦК КПСС, сообщалось, что «как архитектурный памятник старины помещение монастыря и монастырского собора на учете никогда не стояло и не стоит и никакой исторической ценности не представляет». В результате Николаевский собор, Тихвинская церковь, трапезный храм св. прп. Сергия и Никона Радонежских были разрушены, монастырское кладбище разорено, склепы некрополя уничтожены. К 1980 в пос. Заря Свободы проживало 30 чел.

В 2004 возник проект возрождения Николо-Бавыкинского монастыря как мужского общежительского для быв. заключенных и наркоманов. Инициаторами выступили несколько быв. наркоманов, вышедшие из мест лишения свободы. 2 года новоявленные «монахи» пытались наладить быт и восстановить постройки монастыря. В 2006 ими была зверски убита представительница мест. администрации.

12 февраля 2007 преосвящ. Павел (Пономарев), архиеписк. Рязанский и Касимовский, благословил игум. Гурия (Покровского) на возрождение Николо-Бавыкинской обители в качестве мужского монастыря. 13 июня 2007 на террит. быв. монастыря в переоборудованном здании жилого дома была освящена Тихвинская церковь. 24 апреля 2008 Николо-Бавыкинский мужской монастырь был зарегистрирован, как юридическое лицо и в его ведение была передана террит. быв. монастыря, на к-рой к этому времени сохранялись руинированные здания колокольни и 2-х кирпичных келейных корпусов, в одном из к-рых некогда располагался трапезный храм св. прп. Сергия и Никона Радонежских. От кирпичного Николаевского собора собора сохранилось только основание. Все деревянные строения монастыря были утрачены.

В настоящее время Николо-Бавыкинский мужской монастырь находится в стадии восстановления. Действует домовой храм Тихвинской иконы Божией Матери, в к-ром с 2018 пребывает старинный местночтимый образ свт. Николая Чудотворца, обустроен св. источник Николая Чудотворца на Лысой горе, где была явлена эта икона, расчищена территория. Ежегодно 22 мая к св. источнику проводится крестный ход. В монастыре проживают 2 насельника – настоятель с 2011 игум. Павел (Удовенко) и иером. Климент (Крыгин).

По данным на 2019/20 в пос. Заря Свободы предприятий и учреждений не имеется.

Достопримечательности:
• Николо-Бавыкинский мужской монастырь. Основан в 1894. Сохранились руинированные здания келейного корпуса, трапезной с храмом св. прп. Сергия и Никона Радонежских, колокольни, фундамент Николаевского собора (начало 20 в.). В настоящее время на террит. монастыря имеется храм во имя Тихвинской иконы Божией матери, оборудован св. источник свт. Николая Чудотворца.


ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ:

СТОЯНКА ЗАРЯ СВОБОДЫ. Эпоха мезолита (12 – 6 тыс. до н.э.). Расположена в 1 км к юго-юго-зап. от пос., на второй надпойменной террасе левого берега р. Пары (прав. приток р. Оки). В пределах обширной котловины выдувания на высоте 30 м над рекой найдены кремни позднемезолитического облика, в т.ч. черешковый наконечник стрелы с подработкой мелкой ретушью на спинке, высокая асимметричная трапеция, микролиты с притупленным ретушью краем, резцы, косое острие.

• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 53.


Рецензии