Фейк или не фейк как распознать фейки?

Пролог

Данная статья является текстовой адаптацией подкаста 38 канала "Осколки разума". Поскольку на данном сайте нет возможности размещать графику и картинки, то здесь их, соответственно, и нет.

Если есть желание, ищите статью или подкаст на других площадках.

Статья

Так уж получается, что сегодня люди не хотят сложных решений. Людям нужна простота и ясность. Но жизнь сложна, и для того, чтобы понять ее, необходимо много знать и постоянно учиться. И даже тогда останется целый космос неизвестности.

Вот и по сегодняшней теме нельзя дать каких-то простых советов, потому что когда мы говорим о том, как определить достоверность информации, мы должны учитывать того, кто эту достоверность определяет. И уже здесь вектор внимания смещается с самой информации на человека, который ее потребляет.

И вот так мы выявляем главное: для того, чтобы распознавать информацию, необходимо иметь такую личность, которая будет к этому способна. Необходимо мыслить так, чтобы мышление помогало определять достоверность информации.

И когда мы смотрим на проблему под таким углом, то эта проблема становится фундаментальной.

Что представляет собой жизнь обычного среднестатистического человека: дом, работа, семья, платы по кредиту, расходы по дому, отпуск, минимальное свободное время.

Люди мало следят за политическими событиями, а если и следят, то потребляют то, что они видят по телевизору или СМИ. Они привыкают доверять тому, что им вещают их собственные каналы или газеты. Очень сложно представить, что те медиа, за которые ты платишь налоги, тебе врут.

Еще хуже ситуация в Интернет. Современный Интернет для массовых пользователей сведен к нескольким сайтам, на которых также существует тотальная цензура и диктатура.

Никакая недозволенная информация не может быть там размещена. Такая информация пессимизируется и удаляется под разными предлогами или вообще без них.

И это все влияет на то, какую информацию получает человек в итоге.

Суть проблемы наполовину определяет и метод ее решения.

Так, если человеку некогда исследовать и проверять информацию, он и не сможет проверить ее качество. Таким образом, человеку нужны возможности по проверке информации.

Если человек лишен полного спектра информации, ему нужны дополнительные данные.

Также в современном мире существует не только информация, но и те самые фейки. И тут надо понимать, что неудобная информация и фейки - это разные вещи.

Есть какая-то информация, которую пытаются скрыть, потому что она невыгодна. Но ведь сейчас информационное пространство переполнено тем, что, вообще, не является информацией, является информационным шумом, вбросами, ложью.

Фейки - это моделирование виртуальной ложной реальности. Это подмена понятий, переписывание истории, искажение фактов, частичное представление информации.

Например, есть такой способ популярный на западе, когда людям нарезаются нужные фразы, склеиваются и выдаются в качестве цитат.

А дальше еще и комментарии дорабатывают и двигают людей к нужной реакции.

Также западные каналы вещают людям то, чего не было, ролики придумываются, пускается ложный видеоряд, ракета белых, называется ракетой красных, военная база может выдаваться за жилой дом и так далее.

Фраза "Мы забрали у вас деньги, потому что вы украли эти деньги у нас" обрезается и показывается только часть "Мы забрали у вас деньги...", а потом еще пускается какой-то эксперт, который расскажет, что они все время это делают и делали, что они такие и есть, что по другому и быть не может и так далее.

Как распознать это? Для этого воспринимающий человек (то есть, тот кто потребляет информацию) должен обладать образованием, желанием, достаточным временем, иметь представление о мире, то есть иметь широкий кругозор, иметь возможность и желание изучать этот мир.

Также необходимо обладать критическим мышлением, то есть иметь тенденцию и уметь задавать правильные вопросы, сомневаться в достоверности, перепроверять.

Можно было бы сказать, что необходимо проверять информацию в разных источниках, но даже этого не достаточно. Ведь "там" все СМИ вещают примерно одно и тоже. Действуя по указке и выдавая одинаковый текст, человек, даже проверив информацию в нескольких источниках, лишь убедится в ее, якобы, достоверности.

Информацию необходимо проверять в разных источниках и источники эти не должны принадлежать одному "хозяину".

Также надо держать в уме и учитывать, что альтернативные источники подвергаются критике, их репутация всячески замарывается. Обычным людям сейчас, действительно, сложно оставаться в реальности.

Проблема в том, что человек, который получает современное образование, воспитывается так, чтобы не уметь думать, не уметь осмысливать и анализировать информацию. Продукт современного образования - это потребитель контента. Это человек, лишенный свободы выбора. И как такой человек может отделить фейки от реальности? Это фундаментальная проблема.

И в конце подкаста давайте рассмотрим один из более конкретных способов заметить, что что-то не так. Этот способ не универсальный, но, по крайней мере, это рецепт.

Если наблюдается ситуация, когда в медиапространство вброшен один ролик или одна фотография, а затем она тиражируется всеми СМИ (такое, как правило, "там" наблюдается), то это, скорее всего, фейк. Хотя и в этой ситуации нужно проверять информацию.

Или вот такая ситуация. Информации много: ролики, фотографии, сообщения с мест, - а вот медийная поддержка не такая активная. Это, скорее всего, говорит о том, что информация реальная.

Почему так? Потому что производство фейков - это достаточно трудоемкий процесс, а возможности производителей хотя и большие, но все же не безграничные. Тем более, что и схема с одним роликом тоже работает при надлежащей медийной поддержке. Людям этого достаточно.

Примерно так, но необходимо помнить, что потребляя сегодня информационный поток, необходимо все время сохранять бдительность и критичность, не воспринимать все на веру.


Рецензии