Под крышей дома своего

Замечательно пообедали в ресторане. Салат из тунца, пельмени с тунцом и судаком в окружении икринок, нежнейшее пирожное Графские развалины. И всё это под различные настойки, которые мы с удовольствием продегустировали.
Всё замечательно: уютная обстановка, вкусная еда. Но речь сейчас не об этом. Название ресторана «Вход с улицы». Откуда оно?
Наша собеседница Екатерина Розенфельд, управляющая рестораном «Вход с улицы».
-  Екатерина, насколько я понимаю, ваш ресторан – это не только место, где можно вкусно поесть, он имеет ещё и реабилитационное значение?
- Так и есть. У нас проходят стажировку клиенты Ночлежки. Иными словами, люди, которые по разным причинам оказались на улице. У нас они стажируются в течение трёх месяцев, выполняя обязанности официантов, барменов, помощников повара.
- Как бездомные люди о вас узнают?
- Тут сарафанное радио хорошо работает. Кто-то услышал, другим рассказал.
-  Представим ситуацию. Человек сильно пьёт. Семья по понятным причинам не хочет терпеть рядом алкоголика. Он остаётся без крыши над головой и становится клиентом Ночлежки. Затем приходит к вам на стажировку. Но ведь несчастье его жизни связано с алкоголем, а здесь спиртные напитки присутствуют. Не слишком сильное испытание для зависимого в прошлом человека?
- Мы стараемся держать ситуацию под контролем. Тут важна дисциплина. Но самое главное - чтобы у людей, которые приходят на стажировку, было желание начать новую жизнь, получить работу.
- Три месяца в вашем ресторане люди работают официантами, барменами, помощниками повара, А дальше? Они могут остаться здесь?
- Нет. Дальше им помогают найти работу в другом месте.
- Бывает такое, что человек выучился, начал работать, а потом сорвался?
- Бывает. Но очень много и примеров полной реабилитации.
- Екатерина, я сильно ошибусь, если предположу, что среди бездомных мужчин больше, чем женщин?
- Вы совершенно правы. Женщин мало. Но и они есть. У нас была недавдо бездомная женщина.
- Клиенты Ночлежки стесняются своей бездомности?
- Женщины очень стесняются, мужчины - меньше.
- Какой средний возраст бездомных людей?
- Тридцать-сорок лет, но бывает и старше. Возраст не имеет большого значения. Самое главное - желание изменить жизнь к лучшему.
- Кроме алкоголизма, какие ещё бывают причины бездомности?
- потеря работы, трудовая миграция, проблемы в семье. Бывает, что женщина становится жертвой домашнего насилия и вынуждена убежать из дома.
- к вам приходят стажироваться люди зачастую с непростой судьбой. Не возникает сложных ситуаций в связи с этим, вплоть до инцидентов с полицией.
- Бездомные люди абсолютно такие же люди, как и все. Это моё мнение. Они нисколько не опасней других. И работают они не хуже других.

Илья рассказал позже,, что кухня ресторана не отделена загородками. Сделано это для того, чтобы посетители могли видеть: бездомные, которые здесь работают, ничем не отличаются от них самих.

Мы здороваемся со следующей нашей собеседницей пресс-секретарём организации Ночлежка.
Ночлежка! Слышится в этом что-то от Максима Горького, который в своё время посещал ночлежки и потом написал свою знаменитую пьесу «на дне».
- Татьяна Баженова, - представляет Илья.
Я мысленно ахаю. Дело в том, что своих пуделей я стригу именно в салонах Татьяны Баженовой. Неужели это она? Впрочем, спросить неудобно и неуместно.
- Как давно существует общественный проект Ночлежка?
- Ночлежка появилась ещё во время Советского союза.
- Ночлежка работает по всей стране?
- Нет, только в двух городах: Москве и Питере.
В Ночлежку входит пятнадцать частных проектов для бездомных. Приюты, где они могут переночевать. Сорок мест в Санкт-Петербурге. Есть пункты раздачи горячей еды, пункты обогрева. Ежедневно курсирует автобус с едой. У нас большой штат сотрудников: социальные и медицинские работники, юристы. Кроме того, есть волонтёры-медики. Мы помогаем с документами. Если человек имеет право, мы поможем оформить инвалидность и пенсию.
Пока Татьяна рассказывает, я невольно обращаюсь к своим мыслям. Подумать только, как обрыдло человеку общение с избалованными, засюсюканными моськами,  а так же, наверняка, с их хозяевами, по большей части экзальтированными, недалёкими дамочками, раз она решила настолько радикально изменить род деятельности и пошла работать с бездомными людьми. В этом что-то есть. С одной стороны - сопящие на мягких диванах тойчики и пекинесы, с другой - люди, которым в радость тарелка супа и возможность переночевать в тепле. Хотя, может быть, это всё-таки не та Татьяна? Всё равно ведь не спросишь.
- В приюте бездомные могут остановиться только на ночь?
- Есть и долгосрочные приюты. Там живут до полугода, бывает и дольше. Но обычно шести месяцев хватает для реабилитации. За это время можно найти работу, жильё, восстановить документы, избавиться от зависимости.
- Как проходит реабилитация бездомных людей с алкогольной зависимостью?
- Сперва они проходят медикаментозное лечение. Потом мы занимаемся их ресоциализацией. Однако надо понимать, - подчёркивает Татьяна, - что бездомные – это не только зависимые. Алкоголики есть,  но их даже не большинство. Представьте, например, что человек приехал работать из другого региона, а работы нет. Ему не на что и негде жить. Таким людям мы можем помочь купить  билет, чтобы он вернулся домой.
Что ещё очень важно. Мы стараемся донести до общества мысль, что бездомные люди ничем не хуже, не опасней других.  Предвзятое отношение к бездомным очень мешает их психологической и социальной реабилитации. Поэтому в ресторане «Вход с улицы» висит плакат «В каждом бездомном важно видеть человека».
- Беспризорными детьми Ночлежка занимается?
- Нет, наши клиенты люди с восемнадцати лет. Детьми занимается государство.
- Есть ли в мире аналоги ресторана «вход с улицы»?
- Такой же ресторан есть в Англии.
- Кроме стажировки в ресторане, есть другие?
- Других стажировок нет, но мы можем оплатить обучение, например, на парикмахеров, на швею.
- Клиенты Ночлежки пока не захотели с нами сотрудничать даже анонимно. А вы могли бы о ком-нибудь рассказать, не называя имён?
- у нас был стажёр. Раньше пил. Прошёл реабилитацию. Сейчас работает охранником, снимает комнату. Не пьёт уже два года. Он не молод, но зарабатывает на жизнь самостоятельно.
Ещё один клиент. Он был зависим и от алкоголя, и от наркотиков. Уже пять лет как избавился от зависимости. Открыл свою фирму по дезинфекции домов от насекомых. Мало того, он стал работодателем для других бездомных.
- А семью создал?
- Да, женился, у него двое детей.
- Что ж, Татьяна, от души вам желаю, чтобы все клиенты Ночлежки становились бизнесменами и были счастливы в семейной жизни.
- у тебя больше нет вопросов? – спрашивает Илья.
- Только один
Я смущаюсь.
. Простите, немного не в тему… 
Меня подбадривают пожатием тёплой руки.
- Мои собаки много лет стригутся в салонах Татьяны Баженовой.
Какой бред я несу - думаю. И это после обсуждения таких серьёзных вопросов. Но «а» уже сказано, надо говорить весь алфавит.
- Татьяна, это вы ещё и стрижкой собак занимаетесь?
- Вы знаете, никогда не имела дела с собаками, - отвечает моя собеседница, наверняка, не мало шокированная. - Зато у меня есть замечательный кот.

Мы делим деньги, делим власть и земли.
Жизнь – дорогая, сложная игра.
А он в подъезде на ступеньке дремлет,
мечтает: не прогнали б до утра.
Отпрянут в страхе женщины и дети,
мужчины взгляд брезгливо отведут.
А он подъезд покинет на рассвете
И снова в путь. Нигде его не ждут.
И для него нет сладостней удачи,
чем шанс чуть заработать ещё раз
На мутный чай - зато какой горячий!
безвкусный хлеб и старенький матрас.
Окликну, он проходит, не ответив.
Иди, я верю – где-то на земле
Есть дом и твой, он ждёт тебя и встретит
добром, улыбкой, чаем на столе.


Рецензии