Эрик Булатов 90 лет

Так уж совпало: мне на прощание гости подарили открытку – репродукцию советского плаката 1957 года (В.Воинов) с весьма пожилыми лыжниками и подбадривающей надписью «Возраст – спорту не помеха!» Намекают на мои походы в бассейн! Я благодарно улыбнулась и присоединила картинку к коллекции подобных, давно собираю плакаты.

Вроде и не относятся они к солидным академическим жанрам, но так прекрасно отпечаталось в них время – и в тех, что рисовал еще в первые годы советской власти Маяковский с товарищами, и те, что создавал Акимов для своего театра, и те, что призывали в годы войны быть бдительными и мужественными. Да, это агитационный жанр, но сколько в них мастерства, убедительности, силы, остроумия, впрочем, что я агитирую за работы, которые прожили сто лет и поныне живы!

А вспомнила я их совсем не случайно, в связи с 90-летием художника Эрика Булатова Ольга Свиблова, известный галерист, воскликнула, протягивая зрителям картину юбиляра: «Посмотрите, ведь это истина на все времена, для всех!» А на картине убегали вглубь слова, уменьшаясь в перспективе: «Откуда я знаю – куда?»
Другой искусствовед с таким же пафосом вещал: «До Булатова никто из художников не вплетал слова в картину!» И спохватившись, уточнял: «Это не плакат, ведь здесь слова становятся сюжетом».  Показывает в подтверждение крупный лозунг «Слава КПСС», а под ним лицо-маска очень пожилого Брежнева.

Полноте лукавить и играть определениями. Плакат, но вывернутый издевкой до полной противоположности, вот на этой вывернутости художественные диссиденты и прорывались на Запад, где их принимали с распростертыми объятиями, вовсе не за открытия новаторского откровения, а за политические жесты против враждебного лагеря, против СССР. История, многократно повторенная и в литературе, и в музыке, и в живописи: страна Советов, включив социальные лифты, дала человеку общее и специальное образование, помогла раскрутить таланты, вывела на международный уровень. И вот он мажет дегтем родные ворота на радость злобному конкуренту, понимая, что так его там, во вражеском стане, и примут, и поднимут на щит, и вознесут на мировой уровень. Что и происходит: картины Эрика Булатова на аукционах продают за миллионы долларов, он - знаковая фигура в мировом мейнстриме!

Но пронеслись десятилетия, Советский Союз перестал существовать, и в адрес той великой державы и тех крутых диссидентов звучит несоразмерно для величин один и тот же вопрос: что от вас останется будущим поколениям?
Патриарх концептуальной живописи не без самодовольства рассуждает, что никакой-такой русской  (а уж тем более – советской!) школы живописи не существует, он сам – явление штучное и самодостаточное. Как и Кандинский, Марк Шагал, Малевич.

То бишь нечаянные выскочки есть, а школы – нет! Наверное, поэтому он перерисовывает картину Александра Иванова «Явление Христа народу», где присовокупил на первом плане к толпе действующих лиц еще одну толпу с любимой женой во главе – зрителей ивановского шедевра. В самом деле, Иванова без Булатова кто будет помнить!

Ну как тут не посмеяться, по логике нашего концептуалиста, Рембрандт или Рафаэль – высшая точка достижения национальных школ, а не штучное явление гениальности, и у Пикассо непременно должна быть череда последователей, повторяющих его голубой или кубистический периоды, без этого он просто нечаянная выскочка, а не представитель национальной школы. Кстати – какой нации, испанской или французской?

Можно англичанам гордиться, что был у них Гейнсборо, но почему это должно нам помешать с гордостью произносить имя Карла Брюллова, Ореста Кипренского или Валентина Серова? Кто приговорил советских представителей сурового реализма Коржева и Салахова к забвению? И почему солнечный Пластов или ироничная, невероятная выдумщица Наталья Нестерова не могут представлять в своей гениальности русскую школу?  Наконец, вспомним пьяницу и забулдыгу Анатолия Зверева, творчество которого представлено сегодня в частном музее его имени в Москве, разошлось по всем музеям мира?!

Хотя… Насчет всех музеев мира надо сегодня быть поосторожнее. Булатов признается, что на первых порах в Париже его работы превозносили, но когда грянула нынешняя русофобия, толерантная и свободолюбивая Европа тихо убрала его гениальные работы из постоянных экспозиций, а сам он счел за благо из любимого Парижа убраться в Москву. То ли он сам, то ли его энергичная муза-жена поняли, что ТАМ, на Западе, его юбилей вряд ли состоится, а здесь, в России, всегда найдутся восхищенные комментаторы, которые не постесняются превозносить художника, работавшего против советского строя, а пользу его могильщиков.

Это надо слышать! Оказывается, Эрик Булатов исключительно для заработка и для выживания вынужден был в СССР заниматься иллюстрацией детских книг. Хоть и приходилось преодолевать всяческую конкуренцию и диктат чиновников, но он оставил роскошную коллекцию сказок, которые иллюстрировал в четыре руки с Олегом Васильевым. Вот эти сто детских книг люди, постаревшие и поседевшие с возрастом, помнят. А орденскую ленточку, перекрывающую горизонт на картинах концептуалиста – мало кто оценит сегодня положительно, разве что  - украинцы и эстонцы.

Как всякого концептуалиста, зритель может воспринимать его с помощью поводыря: Ирина Горлова, искусствовед, пишет свой «путеводитель» в мир  Булатова. «Десять хрестоматийных работ – как их смотреть». Сама собой картина не прочитывается, требуется разъяснение! Видимо, в этом и есть различие между плакатом – произведением прямого действия, и картиной концептуалиста, которой нужен толкователь. Смешно.

Интервьюер задает вопрос юбиляру, как он сам оценивает, останутся ли его произведения, станут ли достоянием будущего? И старичок бодро отвечает, что они состоялись в тот самый момент, как он их произвел на свет: «У меня диалог не со зрителем, а с картиной!»
Я улыбнулась и про себя продолжила: «А будет ли само Время …достойно этих гениальных плотен, мы с вами наверное не увидим». Или – уже увидели?


Рецензии