Крым - российский Голливуд 35 гл
– Заработало! – обрадовался Гоша: у него получилось настроить свой калейдоскоп. – Александр Иванович Куприн. Очень колоритная личность. – Что вы знаете о нём? – спросил робот.
– Классик русской литературы. У нас дома его 10-томник есть, а в детстве я очень любил его книжку «Белый пудель», – сказал Павлик.
– Он купил себе участок земли в Крыму, в Балаклаве, и по примеру Чехова хотел превратить его в цветущий уголок. Только выселили его из Балаклавы, – вспомнил Мишка.
– Почему?
– Так это же Куприн! Он всегда поступал только так, как считал нужным! Он видел, как расстреливали матросов восставшего корабля «Очаков» и написал гневный очерк о вице-адмирале Чухонине. А потом в Балаклаву чудом пробрались 80 матросов с Очакова. И Куприн их спасал: добывал для них гражданскую одежду, переправлял на виноградники к другу композитору, отвлекая полицию якобы пьяными выходками.
– По-моему, он вообще никого не боялся. Недаром, про него говорили, что есть в нём что-то от огромного зверя, – заметил Егор.
– И от мальчишки-проказника, – добавил Павлик. – Как-то после удачного лова в той же Балаклаве он отметил с рыбаками этот факт в таверне и послал телеграмму императору: «Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаковъ. Куприн». Знали его в Питере – ответ пришёл не от самодержца всея Руси, но от премьер-министра: «Когда пьешь – закусывай. Столыпин».
– Точно! – засмеялся Мишка. – Я вспомнил, что в его рабочем кабинете было сено!
– Как это? – удивился Егор.
– А жена его достала – очень хотела, чтобы он стал знаменитым: заставляла весь день писать. Тогда он сделал себе рабочий кабинет на чердаке. Только вместо стола там было сено, на котором он и дрых в своё удовольствие.
– А ещё он столько профессий перепробовал! Хотелось почувствовать себя в новой роли. Как-то загорелся вообще невероятной идеей – познать, что испытывает грабитель на месте преступления. Забрался в чужую квартиру, собрал всё ценное в доме... Вещи, правда, не вынес – победил здравый смысл.
– Куприна называют певцом Балаклавы. Серию очерков «Листригоны» он посвятил местным рыбакам. Ему в этом городе памятник стоит, одна из улиц названа его именем, – добавил Гоша. – Свой участок в Балаклаве Куприн так и не продал – любил очень этот уголок Крыма.
– Листригоны – это кто? – спросил Павлик.
– Лестригоны (через е) в поэме Гомера – это великаны, которые погубили корабли Одиссея. Но сам Одиссей и его корабль остались живы. А в Балаклаве времён Куприна жило много греков.
– Потомки Одиссея?
– Вполне, если литературные герои могут иметь потомков.
Робот только тронул какую-то кнопочку – и мальчики оказались в Старом Крыму. Это город так называется. Небольшой древний городок на востоке полуострова. Когда-то это была богатая столица Крымского ханства и называлась она Кырым. Тишину старинных улочек этого городка любили в XIX –XX веках русские художники, писатели, поэты.
Гоша подвёл их к аккуратному домику – музею Константина Паустовского.
– Вы знаете этого писателя прошлого века? – спросил он.
– Перед ним Марлен Дитрих, встала на колени, – вспомнил Павлик. – Было это в Москве, на сцене Центрального Дома литераторов. Так великая немецкая актриса выразила свою признательность гению слова. И я её понимаю – у Паустовского поразительное чувство слова!
– В те годы Константин Георгиевич был невероятно популярен не только у себя в стране, но и за рубежом. В Париже вышло 13 томов его книг, в США издали книгу «Повесть о жизни», во многих университетах мира ему присваивали звания почётного профессора, – добавил Мишка.
– А в Старом Крыму почитатели его творчества фактически собственными силами создали музей его памяти: на свои деньги отремонтировали ветхий домик, собирали всем миром экспонаты, – это уже Гоша отчеканил своим железным голосом и даже зачитал слова одного из посетителей: «Память о Паустовском живёт в Крыму и даёт нам веру в лучшее, что есть в человеке".
В Гошином калейдоскопе мелькнул вдруг певец-бунтарь Владимир Высоцкий. Он – в Евпатории. Здесь снимается фильм «Плохой хороший человек» по пьесе Чехова «Поединок». Высоцкий и Олег Даль в главных ролях. Владимир Семёнович задумывает песню «Чёрные бушлаты» и посвящает её десантникам Евпатории.
– Гоша, а какие фильмы ещё снимались в Евпатории?
– Около тридцати. А всего в Крыму снято 300 художественных фильмов
– Ого! То-есть, Крым – это российский Голливуд! Короче, здесь в атмосфере – аура звёзд отечественного кино.
– Аркадий Райкин, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Ирина Алфёрова… – включился робот.
– Достаточно, Гоша. Вернёмся к Евпатории. Я помню только, что этот город как-то связан с именем боспорского царя Митридата Евпатора. А помню потому, что этот Евпатор знал 22 языка. И это сотню лет до нашей эры!
– Евпатория перешагнула 2500-летний юбилей, – начал Гоша.
– Нормально! А я-то радовался, когда в Кёльн ехал, что увижу такой древний город – ему 2100 лет! – воскликнул Егор.
– А Парижу?
– Ему чуть меньше.
– Основали Евпаторию греки и назвали Керкинитида. До них здесь были поселения и 4, и 5 тысяч лет назад, но это несколько другая история. Царь Митридат Евпатор спас греков от нашествия скифов, но со временем город пришёл в упадок. На месте развалин греческого города крымские татары построили свой и назвали его Кезлёв. Когда город вошёл в состав Российской империи, Екатерина II вспомнила Митридата Евпатора, и город стал называться Евпаторией. Что в переводе с греческого означает – благородный.
– Современная Евпатория, конечно, радует глаз, но до чего приятно пройтись по древним узеньким кривым улочкам без тротуаров, с высокими каменными заборами, старыми домами и окнами внутрь двора! – воскликнул Павлик. – Мне так и кажется, что я встречу здесь писателя Михаила Булгакова или Дашу Булавину, героиню трилогии «Хождения по мукам» Алексея Николаевича Толстого.
Мальчики рассчитывали пообщаться в Евпатории с Корнеем Чуковским, Николаем Островским, Владимиром Маяковским, но Гоша уже перебирал кнопки своего калейдоскопа.
Художник Елена АБРАМЕНКО.
...........................
По-моему, этот прибор вызывает у тебя особый интерес, – заметил Стив.
– А как же! Он фиксирует уровень энергии, которую мальчишки собрали.
– Но она уже приближается к предельному!.
– А мне нравится беспредел!
– И всё-таки это мистика какая-то! – покачал головой Стив. – Не укладывается у меня в сознании!
– Сейчас уложим, – усмехнулся Ярик. – Кое-какую энергию у мальчишек мне удалось забрать. Вон ту горку видишь?
– И что?
– Отвернись.
Ярик поколдовал над аппаратурой.
– Поворачивайся.
Горки не было.
– Ха! – рассмеялся Стив. – Это фокус! Оптический обман.
– Хорошо, тогда иди сюда. Смотри в эти два зелёных глаза на аппарате. Внимательно смотри! А сейчас ты пойдёшь в ближайший посёлок, купишь грабли, вернёшься сюда и будешь чистить море граблями. Только далеко не заплывай, а то спасай тебя потом!
Стив повернулся и пошёл к выходу.
– Ты думаешь, этот пижон знает, что такое грабли?– усмехнулся Боб.
– За одним и узнает.
Вскоре Стив чистил море граблями.
– Не верю! – пожал плечами Боб. – Это развод!
– Что ж, тогда сам посмотри в эти зелёные глаза… А сейчас ты пойдёшь в Красную пещеру, которой так боишься и сделаешь это с большим удовольствием!
Боб посмотрел в «зелёные глаза», повернулся и пошёл в пещеру..
Ярику пришлось приложить немало усилий, чтобы раскодировать друзей. Ни тот, ни другой ничего не помнили. Но видеозапись их убедила.
– Лучше от тебя держаться подальше! – воскликнул Стив.
– А то! – обрадовался Ярик. – И у меня пока только часть собранной мальчишками энергии!
Боб мрачно промолчал.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №223090500863