Путь дождя
Поэзия. Бедная Золушка, которая не в себе, но безобидна. Она гуляет сама по себе, ходит, где ей вздумается. Иногда она видит человека, который ей нравится. И уводит его в дождь. В ливень. Туда, где цветет прекрасный сад.
Огромное количество стихов публикуется на обозрение читателей. Эти стихи пишут люди, не находящие цветущего сада в ливнях. Они умеют писать, но попадая в дождь, промокают до нитки. Речь не о них. "О бедном поэте замолвите слово..." Почему бы не замолвить слово о поэте, который молчит о себе. Потому что все эти щебечущие, промокшие под дождем, пишущие стихи люди, смущают его своей уверенностью, что это они - явление, что это они представляют современную поэзию.
Женская лирика 21-го века. Где она прячется?
"Ливень Судного Дня".
"Он ринулся, как на ковчег - потопом!
Безумный! Как же я его ждала!
В ночных огнях он вырос, как Акрополь,
Как ассирийских храмов купола!
Как он ворвался! Как хлестал наотмашь!
Как он бросался вслед, завидя зонт!
И кто-то был, ведь был в том ливне кто-то ж,
Кем этих струй вращалось колесо!
Как он гремел железом за стеною,
Как мучил паузой, чтоб яростней вскипеть,
Не потому ль, что он пришел за мною,
В окно хлестала водяная плеть?
На жесткий ритм, на страсть струны дрожащей
Я слух настрою - на аккордов плач,
На голос твой, как гнева крик палящий, -
Отверженный, стучащий в стены грач!
Открылся слух, сплелись в аккорды звуки,
И каждый звук - как долог он и остр!
Кто мне готовил эту дыбу муки -
Не блюз ли твой, творящий муку монстр?
Я исчерпала слов завалы, Авель,
Вернуться к ним мне зов твой не дает,
И эта строчка слов - как строчка капель,
Что пеной по стеклу окна ползет!
Играй и пой! Пусть будет день последний!
Как без тебя бездарно я жила!
Я слов ненужных соберу поленья -
Костер разжечь и в нем сгореть дотла!"
Это стихотворение пренадлежит поэтессе, которая в наши дни живет в южном городе Махачкала. Здесь она родилась и здесь, мало кому известная, творит поэзию 21-го века.
Что поражает в ее стихах? Мастерство выстраивать строчки? Скорее, нет. Поражает энергетика, управляющая рождением строки.
"Ночная песня".
"Бейся, голос соловья,
Содрогая плоть земную!
Ненавижу я себя,
Я к себе - тебя ревную!
Где-то в зарослях куста
Ангел падший куролесит,
Как душа его - чиста,
Как светла прозрачность песен!
Ночью звезды так близки,
Так бесстыдны и коварны,
И желаний лепестки
Не темны, а светозарны!
Я одна сейчас с тобой,
Не нужна для страсти смелость!
Пусть тебя услышат - пой,
Как в Раю когда-то пелось!
Льются трели средь ветвей
В окруженьи сна и неги,
Здравствуй, птица соловей,
Мы с тобой, мой друг, коллеги!
Что мне строгий херувим,
Если я могу, как птица,
С тем, кто страстно мной любим,
В соловьиной песне слиться!.. "
Каждое стихотворение этой поэтессы - шаг в поэзию. Шаг в омут, если ты знаешь и не боишься того, что обозначается этим словом. Что выбрать еще, чем завершить это восхищение восхитительным? Из всего многообразия - рекой Окой!
"Река Ока".
"Прошу вниманья вашего -
Вот труд моей руки.
В нем нежное адажио
Ласкает слух Оки.
Я летними длиннотами
Хочу заполнить лист,
Чтоб краски стали нотами,
Чтоб песней стала кисть.
Чтоб средь холмов извилисто
Текла Река-Ока,
И трели птиц задиристо
Неслись бы в облака.
Чтоб пенилась у берега
Жемчужная волна,
Чтоб в роще птичка верила,
Что всем нужна она.
Чтоб незамысловатая
Моя о речке речь
Смогла бы быть приятна вам -
Закладкой в душу лечь.
Река-Ока девчонкою
Уткнулась лбом в причал,
Березки ветку тонкую
Над нею Бог качал.
И пуговками ягодки
Алели по кустам,
И дуб в лохматых валенках
Стоял, насупясь, там.
(Как невозможно прервать это плавное течение творения мира! Как хочется воскликнуть - продлись, не прекращайся волшебство поэтической речи!)
Там ежикам внимательным
Их мир просторней стал,
Когда с небес Вивальди им
На скрипочке играл.
Антонио Вивальди их
Гармонией пленил,
В то лето он из радио
К ним в гости приходил.
Быт развеселых дачников
Их жизни не мешал,
Он музыкой и мячиком
Зверюшек развлекал.
И сочинялось - маялось
На камне у плетня,
И извлекать мне нравилось
Из лета ноты дня.
И прыгая, и балуясь,
Кричало все - рискни!
И был раздвинут занавес
От Тулы до Москвы.
Бегу, бегу по краешку
Творящейся строки,
Что рот разинул варежкой? -
Со мной к реке беги!
Беги к прохладной, к ласковой -
И падай к ней в ладонь,
Она сверкает глазками -
Зови, визжи, трезвонь!
Ах, дайте место в россыпи
Тех брызг и трав - прошу!
Я - первоклашка! Прописи
Раскрыла - и пишу!
Боюсь подумать даже я,
Чтоб мыслью не прервать
Звучание адажио -
Как сладко нам звучать!
Сегодня там медузами
В ночь облака искрят,
Прощаются с Тарусою,
Ко мне на юг летят.
Так вкрадчиво, так медленно,
Не размыкая рук,
Чтоб стали мы соседями -
Летят они на юг.
Мной рифмами украшена
Лесной пичуги трель,
И серебрит адажио
Рисунка акварель... "
Разве бывает поэзия 21-го века? Или века 20? А также - 19, 18, и дальше по нисходящей? Да нет, конечно! Поэзия - она всегда одна. Или она есть, или ее нет. Стихотворение про Оку - гораздо длиннее, оно длится и длится, но ведь здесь пространство ограничено. А смысл и причина этой заметки - проста. Просто сказать, что живет в городе Махачкале поэтесса, не очень желающая выставляться, но очень желающая жить.
Конечно, кто-то знает, о ком идет речь.
Свидетельство о публикации №223090500927