Истории Череповечки История восьмая

Приятного аппетита!
Однажды Мишину маму подружка пригласила к себе на дачу: провести день в женской компании, отдохнуть от забот, пошушукаться о девичьих секретах. На семейном совете было принято решение, что нужно ехать – мама ведь так устала, а Миша и папа вполне могут справиться с домашними делами и без неё. Не маленькие уже. И вот в одно субботнее утро, когда все позавтракали, и только проспавшее свой восход солнце, потягиваясь и зевая, спустило с облачных перин первые тёплые ото сна лучи, Мишина мама нарядилась в новый спортивный костюм, усадила чем-то недовольную Вику в коляску, поцеловала сына и мужа и сказала:
- Не скучайте, родные мои мальчики, вечером мы вернёмся. Обед я вам приготовила: первое и второе – на плите, салат – в холодильнике.
Когда девчонки ушли, Миша и папа тут же, без промедления занялись полезными и самыми что ни на есть мужскими делами. Они смазали дверные петли, наточили ножи, вкрутили пару лампочек, подтянули несколько болтов, перемыли и начистили до блеска всю обувь и весьма довольные собой уселись играть в шашки. Это, между прочим, тоже очень полезное занятие. Много прока голове приносит. Только, конечно, если играть не на щелбаны. Миша и папа вели шашечные баталии на интерес.
- Ну, что дружище, - сказал папа сыну, посмотрев на часы после окончания очередной партии, - война – войной, а обед – по расписанию.
- Есть! – по-солдатски бойко ответил мальчик и принялся укладывать шашки в коробочку. Но тут вдруг у папы зазвонил телефон.
- Смольный на проводе, - шутливо откликнулся в трубку Мишин отец и очень серьёзно добавил:
- Приветствую Вас, Григорий Сергеевич! … Быть не может! … Вот те раз! … Понял, принял, обработал. Сейчас же всё исправлю и отзвонюсь Вам.
После этого короткого и важного разговора он по-мужски похлопал сына по плечу и произнёс:
- Жаль, но совместный обед отменяется. Начальник звонил - срочная работа появилась. Сейчас я накрою стол для тебя, а сам поем, когда всё сделаю.
- Не волнуйся, папа, я и сам себе могу еду в тарелки положить, - заверил Миша.
- Точно? – прищурясь, переспросил его отец.
- Зуб даю! – ответил мальчик и показал на свой давно шатавшийся резец, который никак не хотел уступить место проклюнувшемуся из десны маленькому братику.
- Ну, хорошо, - засмеялся папа, положив большую ладонь сыну на плечо, - верю в тебя, дружище!
Отец ушёл в свою комнату, откуда тотчас же раздался звук включения ноутбука. Ну а Миша первым делом решил посмотреть, что же такого вкусненького приготовила мама на обед. В холодильнике он обнаружил рыбный салат, а на плите – рассольник, паровые куриные купаты с печёными овощами и компот из кураги. Причём первое и второе блюда были ещё тёплые, потому как мама предусмотрительно поместила их в термокастрюли. Миша взял поварёшку, чтобы налить себе суп, но неожиданно передумал: в такой необычный день и еда должна быть особенной! Мальчик положил на тарелку пару купатов и обе горбушки от нарезанного белого батона хлеба, сунул под мышку бутылку с кетчупом и пошёл в свою комнату. Там он забрался с ногами на диван так, что колени оказались возле подбородка, включил детский телеканал и принялся выковыривать пальцем хлебный мякиш. Когда в обеих горбушках образовалось что-то вроде тоннелей, Миша вложил в них купаты, щедро полил кетчупом и начал есть. Вдруг раздался волшебный звон, и как всегда из ниоткуда появилась Череповечка.
- Добрый день, Миша. Приятного аппетита, - сказала она.
- Спасибо! Очень рад видеть тебя, - вежливо ответил мальчик и протянул гостье сделанный своими руками бутерброд, тот, который он ещё не успел надкусить. – Хочешь?
- Бе-е-е, то есть фу-у-у, - поморщилась сказочная наставница. – Я овечка, а не хрюшка!
- Я тоже мальчик, а не поросёнок, - обиделся Миша.
- Ну, не дуйся ты, - легонько толкнув его в бок, прозвенела Череповечка. – Вообще-то, я очень хорошо отношусь ко всем животным, но говорят, будто хавроньи обладают настолько отменным аппетитом, что готовы съесть любую гадость и в какой угодно грязи…
- И ничего это не гадость! – возмущённо произнёс мальчик. - Ты ведь даже не пробовала. А, между прочим, я сам готовил эти хот-доги. И ем я ни в какой не грязи.
- А ты погляди вокруг себя внимательно, - посоветовала гостья.
Миша огляделся. Половина дивана, его шорты и даже носочки оказались почти сплошь усыпаны хлебными крошками, а на футболке кровоточила большая красная клякса от кетчупа.
- Ой! Вот это я насвинячил! – удивился наш герой.
— Это потому, что ты правил культуры питания не знаешь, - по-доброму пожурила его Череповечка.
- А вот и не угадала! Знаю, - решил похвастаться мальчик. – Во-первых, когда я ем, я глух и нем. Во-вторых, у нас порядок такой: поел – убери за собой. Разве есть еще какие-то правила?
- Ну, конечно! И их очень много, - поведала кудрявая помощница. – Нужно не только понимать, что, сколько и когда есть, но и хотя бы чуточку быть в курсе столового этикета.
- А что это такое?
— Это целая куча правил для всех очень хорошо воспитанных людей: в какой руке держать нож и вилку, какую ложку брать для супа, а какую – для мороженого, куда класть салфетку во время и после приёма пищи и ещё много всего. Об этикете целое море книг написано!
- Я обязательно возьму одну из них в библиотеке и почитаю. А ты мне сейчас расскажи, пожалуйста, самые-самые важные правила питания.
- Хорошо, - согласилась Череповечка и почему-то выключила телевизор.
- Э! Так нечестно! – возмутился Миша, выхватил пульт и снова нажал на красную кнопку. – Там же мой любимый мультфильм скоро начнётся!
- Так это одно из наиглавнейших правил питания – нельзя есть перед экраном телевизора, компьютера, смартфона и прочих гаджетов, - пояснила ему шерстяная подружка.
- Зачем же тогда в кинотеатрах еду продают? – спросил мальчик.
- Эта традиция пришла из США, где живёт много-много очень толстых людей. Дело в том, - сказала всезнающая овечка, - что происходящее на экране отвлекает нас от приёма пищи, и съесть можно гораздо больше, чем требуется. Конечно, если ты ходишь в кино не часто и дома не ешь перед экраном, то ничего страшного не случится. А вот если каждый день переедать, то вскоре можно стать круглым и мягким, как пончик или булочка.
- Ну, уж нет! – пылко воскликнул Миша и опять на красную кнопку надавил. Экран тотчас погас.
— Вот и хорошо, - одобрила Череповечка. – А другой важный принцип питания гласит: принимать пищу нужно исключительно за столом.
— Это я уже понял, - буркнул наш герой. – Потом меньше крошек убирать придётся.
- Точно, - подтвердила пушистая помощница, - но не только поэтому. Видишь ли, не всё, что кажется нам приятным, удобно для наших внутренних органов. Например, при твоём теперешнем положении тела, в виде… хи-хи… креветки, пищеварительной системе работать тяжело и неудобно, потому что всё сжато. И у тебя может заболеть живот. А если есть, например, на ходу, можно подавиться.
- А я всегда так завидовал нашему соседу Стёпке, который, возвращаясь из школы, чипсы хрумкает. Это так круто выглядит!
- Чипсы – это не еда!
- Как это? Их же жуют и глотают!
- Да, ими ещё и давятся часто. Особенно когда едят на ходу. Только вреда от них больше, чем пользы. А еда должна быть полезной! Это ещё одно из самых главных правил питания.
- А какие именно продукты можно считать полезными?
- У-у-у! Их целая гора и ещё три… нет… пять вот таких вот кучищ, - задорно ответила Череповечка и вскочила стоя на диване, подняв передние лапки вверх, чтобы показать, насколько велики кучи полезных продуктов питания. Потом она снова уселась и продолжила:
- В общем, если их перечислять все без перерыва на обед, то можно умереть от голода. Так-то. Сладкого и солёного нужно есть поменьше, а овощей и фруктов – наоборот – побольше; но ты лучше и про это тоже книжку в библиотеке возьми.
- Думаю, можно найти и какой-нибудь блог в интернете, - предположил Миша.
- Можно-то можно, - вздохнула сказочная гостья, - но не стоит. Правильное питание – это ведь основа здоровья. Так что во всём, что его касается, нужно полагаться только на мнение врачей.
- Ясно. Скажи хоть, чем тебе мои хот-доги не понравились? – обиженно спросил мальчик.
- Вообще-то, они очень даже симпатичные, - успокоила его овечка. – И я рада, что ты учишься готовить. Только вот нельзя заменять обед бутербродами, да ещё и есть их всухомятку. Это очень вредно. Да и магазинные соусы стоит употреблять как можно меньше и реже, а детям так и вообще не надо бы их есть: очень уж часто используется в них пищевая химия.
- Так-то мама не разрешает мне кетчупом еду поливать, - признался Миша и тут же решил:
- Пойду-ка я выкину оба хот-дога.
- Что ты?! – возмутилась Череповечка. – Ни в коем случае! Кетчуп можно убрать, хлеб съесть с супом, а колбаски – с гарниром. К продуктам и блюдам надо относиться бережно. Это моё четвёртое правило питания.
- Что, даже протухшую еду нельзя выбрасывать?!
- То, что испорчено, категорически запрещено употреблять в пищу!!! Можно очень сильно отравиться. Так что место просроченных продуктов – в мусорном ведре. А вот свежей едой необходимо дорожить. В каждый продукт, в каждое блюдо вложены силы, труд, время, здоровье огромного числа людей: фермеров, поваров, продавцов, водителей и многих других. Нужно проявить к ним уважение.
- А как это сделать?
- Во-первых, не класть на тарелку больше, чем можешь съесть, чтобы не пришлось выкидывать потом. Во-вторых, если ты что-то не любишь, скажи об этом заранее. Так будет лучше, чем некультурно ковыряться в тарелке или обижать повара недоеденным блюдом. И уж точно совершенно недопустимо баловаться с едой, бросаться ей и плевать в неё, как это иногда делают некоторые глупые, вредные и гадкие мальчишки. А ведь каких-то 80 лет назад, во время Великой Отечественной войны, - звонкий голос Череповечки стал вдруг каким-то приглушённым и грустным, - люди в нашей стране массово гибли от голода. В одном только блокадном Ленинграде ежедневно жители умирали сотнями, потому что каждому из них на день выдавали лишь небольшой кусок хлеба весом в 125 граммов, а никакой другой еды не было… Да и сегодня многие люди на Земле страдают от голода…
- Оказывается, еда – это очень-очень-очень серьёзно! – пылко воскликнул наш герой.
- Не то слово! – вздохнула сказочная гостья.
- А что делать, если она всё-таки остаётся, а никто уже её не хочет? – спросил мальчик. - Еда же может испортиться!
- Может, - подтвердила овечка, - если ей с кем-нибудь не поделиться. Суп и котлеты, например, можно отдать бездомным кошкам у подъезда. Они ведь питаются не так хорошо, как твоя Багира, и будут рады любому неиспорченному угощению.
- А бездомных голубей можно порадовать хлебом или гречкой, - догадался Миша.
- Точно! – почему-то засмеялась Череповечка и, взглянув на часы, серьёзно добавила:
- Ничего себе! Как мы с тобой заболтались! Чуть было не нарушили правило о соблюдении режима питания. Есть нужно всегда в одно и то же время. Тогда организм будет заранее готовиться к приёмам пищи и более тщательно её переваривать.
- То есть мы получим больше пользы, сил и хорошего настроения? – спросил мальчик.
- Именно так, - ответила ему кудрявая наставница, - поэтому нам пора прощаться.
- До свидания и огромное спасибо тебе, Череповечка, - горячо поблагодарил наш герой.
- Всегда пожалуйста и до встречи, - произнесла она и исчезла в белом пушистом облачке.
Миша же сразу сменил футболку, собрал в пакетик хлебные крошки с дивана и пошёл в кухню. К этому времени и папа закончил свои важные дела, так что отец с сыном, как и планировалось, пообедали вместе и, между прочим, съели всё, что приготовила им мама. Потом они убрали со стола, помыли посуду и отправились на прогулку, прихватив с собой собранные Мишей хлебные крошки. Когда папа и сын кормили ими птичек, мальчик вспомнил свою беседу с Череповечкой и спросил:
- Папа, а какая еда самая-пресамая полезная-преполезная?
- Я, если честно, в этом не силён, дружище, - ответил отец, - но, думаю, что домашняя: та, которая была приготовлена для близких людей с любовью к ним.
- А давай мы с тобой тоже что-то полезное на ужин сварим или даже испечём для мамы и Вики, чтобы они знали, как мы любим их, - предложил Миша.
- Отличная идея! – похвалил его папа.
И они пошли в магазин за продуктами, а затем готовили ужин по маминой тетради с рецептами. Не всё у них получилось так же хорошо и красиво как у мамы, но она, кажется, не заметила никаких оплошностей, потому что весь вечер хвалила и вкусные блюда, и своих самых лучших на свете мужчин. Малышка Вика ничего не сказала, так как пока ещё умела только лепетать на никому не понятном младенческом наречии, но после ужина она крепко-крепко обняла старшего брата за шею и нежно чмокнула его в щёчку.


Рецензии