Почему я почти разлюбила оперу

  А я почти разлюбила оперу, переболев периодом Оперомании. Почему?

 СТО ОПЕР. ЧТЕНИЕ КРАТКИХ СОДЕРЖАНИЙ.

 Я прочла в минувшем году весь сборник проф. Московской консерватории, музыковеда Мих.Друскина "Сто опер", еще советское издание. сейчас это называется синопсис. Каждый вечер перед сном читала по одной опере(краткому изложению с разбором)с целью получше подготовиться к прослушиванию потом этих опер. Изучение именно сюжетов(не либретто, а именно синопсисы — краткие изложения событий в пьесе) отдельно от музыки, и пр.— позволило взглянуть на жанр классической оперы с неожиданной стороны. Когда добралась помаленьку где-то до середины, начало томить: и чего это все классические оперы всех стран напичканы таким количеством насилия?! Опять мордобитие. Каждая опера была описанием череды убийств персонажами друг друга и в конце все перебиты. Все истории любви(лайвстори) заканчиваются гибелью героев. В каждой опере несколько раз сцены с применением оружия и дуэли либо подлые убийства и месть(вендетта). И как-то стало не хотеться читать это на сон грядущий... Вот у вас о "Риголетто" в рассказе. Сюжет каков оперы Верди? Есть некий квази-исторический из хроник герцог-развратник, в его сети попадает девушка Джильда, дочь Риголетто, шута-инвалида. И со всеми всё заканчивается плохо и трагично. И таковы сюжеты почти всех опер. Как в х/ф "Покровские ворота" удивленная трагическими биографиями поэтов-классиков в рассказе знакомого литературоведа героиня спрашивает: - И что:все поэты — вот так?! -Почти! Зачем три часа сидеть в зале Оперы и слушать и лицезреть про мерзавцев и всяческое насилие?! И еще и брать абонемент и все свои выходные нам предлагают вот так культурно проводить досуг, налюдая за всеми этими триллерами под гениальную музыку и прекрасные голоса солистов и хора, симфонический оркестр, великолепные интерьеры оперных театров — но впитывать низкие вибрации, приучать нас к толерантности к насилию.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОПЕРНОМ РЕПЕРТУАРЕ.

 И закралось подозрение впервые у меня, всегда такой приверженной классическому искусству:а может быть это неспроста?! В истории было тысячи опер, почему всегда в репертуаре по всему миру одни и те же, штук 20, не более, и все с такими сюжетами, полными насилия и духовной тьмы? Почему именно эти? Почему репертуар всех оперных театров мира один и тот же, под копирку с незначительными вариациями, кто управляет мировой оперой и драмой? Может быть нас так изысканно расчеловечивают? Одних рок-музыкой. Хард-рок с его неприкрытым буйством темного и кошмарного. А несколько процентов населения, вроде нас с вами, — с другой стороны:драма, опера, высокое искусство. Но впервые вижу:нет в нем Света, в этом искусстве. Это такое же темное искусство, та же Матрица Зла.

 КАК ОТВРАЩАЕТ ТВ МАССЫ ОТ КЛАССИКИ

1) Что такое оперы Верди? "Риголетто", "Трубадур", "Травиата", "Аида", "Отелло" — даже не прослушав этих опер — уже по обще-культурным кодам многие догадаются, что всё это наполнено колоссальным насилием. А я когда-то боролось со сном и нередко со скукой, с малых лет, добросовестно высиживая оперы перед экраном телевизора, в том числе по воскресеньям на телеканале Культура у С.Бэлзы. Сейчас уже и телевизора почти не смотрю. И были это почти сплошь модерновые и минималистские постановки, не помню ни одной порядочной постановки, другого не давали, лучших образцовых постановок, а сплошной минимализм, а интернета у меня еще не было, но даже в Интернете я так и не нашла записи русскоязычных версий в сталинских и позже-советских постановках, видимо, их не записали или не выложили кроме нескольких старых пластинок. И частью у Бэлзы в программе были извращенные режиссерские трактовки, словно свезённые из бракованного со всего мира, включая и из хвалённого Метрополитен-опера, и тоже дрянь постановки.

2)100% УСПЕХ В ДЕЛЕ ОТВРАЩЕНИЯ ОТ ОПЕРЫ, КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ: СТАВИТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ ПО ТВ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ЯЗЫКАХ ОРИГИНАЛОВ(СТАЛИНСКАЯ ОПЕРА БЫЛА ВСЯ ПЕРЕВОДНАЯ).

 Да всё и принципиально:на языках оригиналов! Чтобы усилить снобство "меломанов"? Или зачем это придумали? Тогда что-то умное объясняли про необходимость фонетики в опере, мол, поэтому на языках оригиналов повадились. Сейчас понимаю, что всё проще:оторвать от любой культуры "быдло", элитаризовать еще больше, сведя к самой малой кучке снобов, которым это тоже не нравится, но открыто признаться неприлично. И я героически выслушивала эти оперы на итальянском или немецком, французском, английском языках! А то и на ломаном-русском "Евгения Онегина" и "Пиковую даму" наскоро сварагненных заехавшими на час записи со всего мира интернациональным составом не репетировавших вместе певцов и музыкантов из разных стран(глобализация!) - из Metropoliten. И пока мы остаемся в этом уверенные, что это высокая культура — мы в Матрице. Может быть, это потому что опера идет от жанра оперы-сериа? Серъезная опера, в театре масок-трагика? Но есть же и опера-буфф, опера комик. И что? Оперы Моцарта, Россини. Сверх-гениальная музыка. Но сюжеты...Либретто. Какой примитив, все эти а-ля турка, "Похищение из сераля" до "Свадьбы Фигаро". Да и трагические оперы Моцарта. Как "Дон Жуан", например. Другие итальянские оперы из золотого стандарта? Леонковалло. "Паяцы". Пуччини. "Богема". "Тоска". "Мадам Батерфляй". Смотрела и слушала и разные версии постановок, в основнм тягостные впечатления. Может быть, французы поизысканнее? Бизе "Кармен". Массне "Манон". Мейербер. "Гугеноты". Слошное насилие и трэш. Музыка конечно, если бы не музыка... Возьмите национальные оперы. "Проданная невеста" Сметаны, "Галька" Монюшко. Восточно-европейских стран. Та же история. Или бесконечное насилие, или примитивные комедии(у Верди "Фальстаф" по Шекспировской комедии). Русские оперы. Глинка. "Иван Сусанин". Чайковский. "Евгений Онегин". Трагедия преданной дружбы и коварства — Онегин убил друга. Трагедия любви. "Пиковая дама":скрытый культ обогащения и неравенства и слепой власти случая("Что наша жизнь? Игра. Добро и зло-одни мечты. Сегодня ты, а завтра я"). Мусоргский. "Борис Годунов"(не лучший из царей, и узурпатор к тому же, эпоха русской Смуты). А еще помню, что разнузданно пропагандировалось как величайшее оркестровое произведение в мировой истории музыки, которое должно услышать именно в неотредактированной Римским-Корсаковым версии:"Ночь на Лысой горе" М.Мусоргского, то и дело по радио, и я много раз слушала в упоении, не понимая ни разу, что за Лысая гора и зачем это считается величайшим. Одновременно шла и продолжается — оголтелая пропаганда романа Булгакова "Мастер и Маргарита", которое тоже перечитала пять раз и смотрела шумную премьеру экранизации Бортко. Кто и зачем насаждал культ Тьмы и низкого и без-человечного в искусстве и даже в науке — становится понятнее лишь теперь...

 МОЖЕТ БЫТЬ, МАССЫ НЕ ТАК УЖ И НЕПРАВЫ, ОТВЕРГАЯ ОПЕРУ И ВООБЩЕ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ И ИСКУССТВО?

 Может быть, интуитивно массы отторгают такое искусство, поэтому и "не любят оперу", а не только потому что "не доросли", чтобы понимать высокое искусство? Есть здоровые инстинкты и у "широких масс-консерваторий-не кончавших", хотя и всё реже, испорченные с другой стороны масс-культом...Мы и сами должны признаться вслух, что не всё нам в "высоком искусстве" нравится, уже должны и сами дозреть, до своего мнения обо всем. Это мое частное мнение, кажется, что я впервые вообще в истории(!) высказала и именно сейчас, пиша эти строки, — критически о жанре Оперы, как источнике воспитания зла в душах, вот так, созвучно происходящему ныне. Если постоянно показывать злое и темное, и не только в опере, но и в школьной литературе, например, то удивительно ли тиражирование культуры? А точнее сказать:антикультуры в обличье высоко-культурного, но с начинкой дурного, якобы это необходимость, как нас постоянно учили литературо-кино-театро-искусствоведы:что главные положительные герои должны непременно погибнуть, иначе "был бы нереалистичный финал" - этакое НЛП-программирование:будто чтобы быть реалистичным — искусство должно быть непременно наполненным трагическим, а добро проигрывать злу. Концентрация зла в поколениях. Невозможность вырваться миру из этого порочного круга, подняться цивилизации и нашему биологическому виду на более высокий уровень духовной эволюции?    


05.09.2023 


Рецензии