Цивилизация без национализации

Д. Шеппинг отмечает в частности: «Сказка есть осколок древнейшего космогонического мифа всего индоевропейского племени».   И далее: «Почему  древние сказки всех народов Европы имеют между собою поражающее сходство в основных началах своих рассказов. Эту мифическую основу рассказа встречаем и в исторических былинах… и в эпической песне. Эпическая песнь… не что иное, как тот же древнейший общечеловеческий миф…».
 Тем не менее, каждый народ тянет одеяло на себя, уверяя, что та или иная  сказка, тот или иной божок принадлежит его народу. Прежде чем понять откуда взялись славянские сказочные сюжеты, герои и божества природы, обратимся, как ни странно, к изобразительному искусству,  письменности и азбуке.  На их примере наглядно раскрывается преемственность и взаимопроникновение культур разных народов. В них содержится  знаковая образность, сформированная от образности рисунка и впоследствии письма. 
 
     Письменность появилась благодаря желанию
 человека изобразить (записать) те или иные события.
В первобытную эпоху события изображались хаотично.
Рисунки могли накладываться друг на
друга, последовательность в таком наглядном материале отсутствовала.
 Было общее представление: охота, рыбалка,
отдых.                Рис 46

 Развитие усной речи, складывание слов  в определённые  простые
 предложения,  развитие
последовательной речи,элементарного
логического мышления привели  к последовательному
изображению событий.                Рис.47

Первым этапом в становлении письма была, вероятно, строчка, как способ
последовательности изложения.                Рис.48
                Идеограммы.                Рис. 49


Первыми попытками выражения своей  логической речи в графике было Пиктографическое письмо – рисуночное письмо. Чтобы высказать свою мысль, древний человек последовательно изображал свои действия в рисунке. Он не искал самые выразительные и звонкие слоговые сочетания, но переносил  слова на пиктографическое изображение.  Он  выдавал информацию, но не прочтение.  Информация  данной пиктограммы может быть следующей: я настрелял из лука много рыбы и принёс домой. Я подстрелил в горах двух оленей, принёс домой (рис.47). Первым этапом в становлении письма была, вероятно, строчка, как способ последовательности изложения, появился и заглавный символ в роли первого в строчке жреца или фараона (рис48). В разных сторонах света по своему решалась проблема записи информации. Изображались предметы, люди, части тела и т.д. Позже рисунки трансформировались в идеограммы – условные знаки, обозначающие целые понятия, которые мы видим на стенах египетских усыпальниц. Пример упрощённого письма (рис.49)               
Египтянин, зная символы, прочтет: «человек видит дом, из которого вышел человек». Дан информационный образ, читаемый на любом языке. Вероятно, это было первое интернациональное письмо.
В древнем Египте использовали пиктографическое письмо, в котором читались события, расположенные в один ряд. Они усовершенствовали и
стилизовали рисунок, дали направление прочтения «текста» слева направо и справа налево. Впоследствии более углубленная стилизация рисунка приведет к появлению канона в письменности и иконографии.
«Тайная вечеря»



               
                Рис.50  «Троица»
 А. Рублёв


          
              Рис.51
               
Главная заслуга древнеегипетского письма – строго соблюдаемая строчка.  Такой канон использовали до эпохи Возрождения. Например, у Джотто и Кранаха  в «Тайной вечери» Христос находится слева на месте заглавной буквы в письме (рис.50). В середину иконы Христос будет помещен благодаря прямой перспективе, как это сделал, например, Леонардо да Винчи во фреске «Тайная вечеря». На Руси прямую перспективу в религиозный канон не приняли, поэтому в русской иконописи еще долго оставался древний пиктографический канон. Примером может служить икона «Троица». Казалось бы, Бог Отец, согласно прямой линейной перспективе, должен располагаться в центре иконы, но он находится слева, на месте условной заглавной буквы. Верующий человек, стоя перед иконой, произнося слова «…во имя Отца и Сына и святого Духа», буквально читает икону слева на право (рис.51).
Так называемое письмо упрощалось, стилизовалось. Изображение человека как главного фигуранта письменности превратилось в знак. Первым  условным знаком, предтечей современной письменности была, вероятно, вертикальная чёрточка, изображающая человечка: I –  я, она же стала обозначать цифру один. В начертании буквенных знаков не следует делать скоропалительных выводов о том, какой народ – изобретатель всех знаков, это тоже творение интернациональное. Рассмотрим некоторые буквы и их образования от рисунка.  Некоторые можно отнести к славянской образности, некоторые к рунам, некоторые явно заимствованы извне.  Заранее приношу извинения, я не специалист в области лингвистики, но есть желание показать то, что образно и лежит на поверхности, глубоко внедряться в эту тему не  имею права.


В мордовском языке бык звучит, как бука, собственно, этот бука и есть буква  Б – голова быка с рогами.

 
Буква В  по-разному звучала в древнем мире:  В читалась по латыни как Б.  Так,  Публий  Корнелий Тацит (1 в.н.э.), описывая события августа-декабря 69 года, пишет: «…Аникет сжёг римские суда …, всех солдат Муциан ещё прежде увёл отсюда в Бизантий.», то есть в Византию. Если заменить Б на В, получаются слова более понятные славянам, например такие, как Балканы – Вулканы,  Басса – Васса, болгары – волгары...


Буква люди означает ноги. Только люди из всего животного мира ходят на двух ногах.  Знак похож на  египетский иероглиф, который означал «идти».

Буква М означает местоимение «мы» с «л», или мы с людьми, отсюда другое по смыслу, но похожее по звучанию азбучное «мыслите», которое осталось в кириллице в «азбучной молитве». Обозначает двух идущих людей.
Две палочки встретились: наши.


         З  Буква  зад пиктографическим образом  изображает зад человека. В русском языке часто используют предложения: «За печкой», «За тобой» и так далее, то есть обратить внимание туда, где зад.
Зад – не единственная часть тела, вошедшая в азбуку, есть ещё и Уды.

 Внешне похожи египетский иероглиф и славянская буква Ж (жилище) живот. Совпадение? В славянском рисунке  буква изображает человека с руками и ногами.

В древности  на Руси плечо называли рамо. Перед нами человек показывает плечо. Чётко виден рисунок, плеча. Буква Р показывает плечо или рамо. В русском языке осталось древнее слово коромысло, «ко рамо»,  ко плечу.

Д D      В финикийском или греческом алфавите буква Д имеет название «дельта» (реки), но ее можно увидеть с высоты хотя бы птичьего полета. Для наглядности вариант не очень удачный. Конечно, можно предположить, что рисунок буквы похож на дом с двускатной крышей,  архитектура, характерная для жителей северной Европы. В Греции дом назывался хибарой и имел односкатную крышу, на Руси – изба, терем, на Украине – хата.  На Руси для покойников строились домины на ножках, как у бабы Яги. Наша  древнерусская Д напоминает домину на курьих ножках. В латинском алфавите буква, скорее всего,   изображает дугу. В прописи мы используем  латинский вариант.  В прописном варианте,  как в латинском курсиве D: описываем дугу.

Буква слушать. Изображение уха.



Буквы Ф, Х, Г, Ч, Т, Ц, Ш и т.д. заимствованы из письма других народов, но и там не без плагиата. Звук Ф на Руси  произносился как хве. Прочим и к букве невольно  можно подставить свой образ  подбоченившегося ферта. Так появлялись новые буквы для обозначения более точной индификации слова со звуком. Отсутствие ударения или наличие безударных гласных, глухие звуки в записи обретали другое звучание, и как следствие - другое образное понятие. Мы не можем точно утверждать, как звучало  имя бога Сварога:  Сварожич  или Сварожжич.  Так  образуются  два  понятия: в первом случае – отчество, во втором – человек занимающийся  розжигом огня. Еще интересная деталь: в древнерусских письменах встречаем слово «сващеник» (священник). «А крук мовит я естем сващеник черную на собе одежду маю». Получается, что Сварог и Священник – однокоренные слова, образованные от  Сва.  Буква Г в конце слова могла произноситься,  как глухая гласная Х или К, в этом случае  Сварог мог звучать как Сварок. Схожими по звучанию были буквы Е и Я, например,  Егор – Ягор, Яхор.
В древнем мире  от народа к народу кочевали  буквенные знаки, например, буква  О  славянская, греческая и латинская. Это общий  и понятный  символ движения губ при произношении  этого звука, а буквы, допустим, В  в русском   и латинском алфавите существует, но звучит не одинаково. Это может говорить о том, что в разных языках разная символика букв исходит  от рисуночного письма, но подсмотренный где-то у кого-то знак был первичным.  Как зеркале отразились славянские буквы Я и И от латинских R и N, прочем, у нас был уже свой вариант этих букв. Говорят что зеркальность  букв произошла случайно в процессе книгопечатания. 
О прошлом славян известно немного. Документальный материал, собранный по летописям, может быть правдой, а может давать искажение либо умалчивать в связи с политикой или религией. Например, официальная история утверждает, что благодаря просветителям Кириллу и Мефодию варварская, необразованная Русь стала на путь цивилизации.
 На стенах египетских гробниц,  на папирусе  в иератическом – жреческом письме знаки препинания не ставились. Не ставились они и в средиземноморском  письме, а  слова писались без пропуска. Человек в письме стремился выразить свою мысль с особым ритмом, эмоционально, выразительно восклицая и вопрошая. За выразительность в письме стали отвечать знаки препинания, но не сразу.  Лишь к 6 веку  нашей эры появилась точка в середине строки, разделяющая предложения. В Остроумовом Евангелие  (11 век)  уже ставились и другие знаки препинания.   Существовали точка, четыре точки, описывая  крест,  крест со змеицей вверху и скамейкой в основании – знак,  обозначающий ноту. Устная речь была насыщена выразительностью и за эту выразительность в письме отвечали знаки препинания. С другой стороны, в найденных в Новгороде, Москве и других древних городах берестяных грамотах, относящихся к 12-15 векам, не то что знаки запинания не ставились, но даже слова не разделялись. Получается, что гражданское  и церковно славянское письмо существовали параллельно? Значит, либо горожане были самоучками и писали безграмотно, либо знали письменность задолго до разделения слов и употребления знаков препинания. Темно и тернисто распространение славянской письменности и в чём подвиг Кирила и Мефодия? Они действительно, совершили подвиг. В догмах раннего христианства переводить святое писание на другой язык считалось святотатством, потому что Бог говорит на латыни.  Братья перевели священное писание на древнеславянский язык и написали древнеславянскими буквами, вот только никто  не видел рукотворного подвига Кирила и  Мефодия, но подвиг был, и за него братьям досталось от Папы римского. То, что славянская письменность существовала, доказывает следующий факт. Указание «о руських письменах» содержится в «Паннонских» житиях Константина (Кирилла) (10в.). Константин во время своего путешествия в Хазарию был в Крыму. В городе Корсуне (Херсонесе) в его руки попали Евангелие и псалтырь, написанные «руськими письменами»…»… «Константин не только нашёл Евангелие и Псалтырь, но и нашёл человека, умеющего читать эти книги. Константин научился читать и толковать русские письмена». (А.В. Муравьёва, А.М. Сахаров, Очерки истории русской культуры 9-17 в.в.)
Развитие письменности, изобразительное искусство, обычаи, традиции, народный календарь иногда могут рассказать  больше и правдивее исторических документов, а  устный характер передачи информации даёт полное право утверждать, что многонациональная культура существовала не одно тысячелетие.


Рецензии