Про дурака забыли!

В фольклоре многих народов есть свой национальный герой. В Персии Ходжа Насреддин, он мудрый, позитивный и потому счастлив в бедности, он – зеркало своего народа. В скандинавской мифологии это ловкий «комбинатор» Локки. Немецкий  сказочный Ганс выражает свой национальный менталитет.  Умный, весёлый, расчётливый, близок к авантюре,  сам себе на уме. Ганс – эталон трикстера,  шута, ему удаётся попасть из грязи в князи, используя все свои качества. А что же наш  национальный герой Иван-дурак, шут или глупец над которым все смеются?
 В фольклоре  главного  национального героя не обязательно зовут Иваном-дураком,  фигурируют такие имена, как Никита, кузнец, солдат, Емеля.
В сказках мы порой не замечаем мудрости нашего народа. Известная сказка «По щучьему велению» в обработке А.Н.Толстого, казалось бы, рассказывает о ленивом Емеле. В сказке он – дурак, над ним все потешаются, но, несмотря на это, его жизнь удалась. Он не трикстер, не дурак, он нестандартно мыслящий и на самом деле, умный.  У американцев есть риторический вопрос:  «Если ты умный, то почему бедный?» Для Емели или Ивана-дурака вопрос звучит иначе: «Если ты дурак то, как стал богатым?»  Сказка показывает, как он стал богатым.  Щука, которую пожалел Емеля, многократно отплачивает ему за добро. В сказке идет речь о бесценности жизни. Емеля в обмен на щучью жизнь получает невероятные изобретательские способности. Изобретателей на Руси называли чудаками. Перед нами чудит Емеля:  у него вёдра сами домой идут, топор сам дрова рубит. Емеля мог с божьей или щучьей помощью  изобрести то, что повергло в изумление односельчан и это дошло до царя-батюшки. Печь и чугунный мост, переходящие из одного варианта сказки в другой, похожи на паровоз и рельсы. Возможно, речь идёт об изобретении паровоза. В конце сказки царевна выходит замуж за Емелю, как выясняется, далеко  не  за дурака. 
Иван-дурак из сказок о сивке-бурке тоже нестандартный: держит слово, верит в своё счастье. В семье на него не обращают внимания: какой спрос с дурака?  Ивана просят старшие братья ночевать на могиле отца: им страшно и неохота, несмотря на его предсмертную просьбу. Иван простодушно соглашается, а ему тоже страшно и не хочется. Тем не менее, он исполнил волю отца и был вознаграждён. Он знает, что ему уготовано счастье, да только братцы его, дурака, слушать не хотят. В другом варианте сказки он поймал говорящего коня, ворующего пшеницу, и тут же, поверив в его обещания не воровать, отпустил. Глупый поступок, достойный осмеяния, обратился в  мудрое решение. Доверчивость – благородное качество и второе имя дурака. Он жил по совести, без обмана, и  заслужил своё право на счастье. В принципе эта сказка о вере. В сказке «Несмеяна-царевна» в обработке А.Н. Афанасьева работник Ковалёк  роняет деньгу в воду, раздает её мышке и жуку. Впоследствии сом, мышка и жук устраивают личную жизнь Ковальку, женив его на Несмеяне-царевне.
Почему нам нравятся эти незадачливые герои?  Симпатичные, весёлые простодушные парни без особого труда становятся счастливыми и удачливыми. Они показывают как вера, нестандартные решения и добропорядочность приводят к счастливой жизни. Герои, кажется,  дают ключ к обретению  счастья, но этот ключ возможен только в сказке. Емели да Иваны вышли из народа, поэтому, в отличие от  эпического богатыря рисуют  национальный типаж мечтателя и добродушного бессеребренника. Наших славянских героев нельзя назвать трикстерами. В большей степени  герои-дурачки считываются как бесхитростные парни, на которых сверху волшебным образом выливается счастье. Им покровительствуют высшие силы в награду за непорочность помыслов, как в сказке «Летучий корабль». Младший из трёх сыновей дурень, согласно царёвой бумаге «кто состроит такой корабль, чтобы летать мог, за того выдаст замуж царевну», отправился в путь-дорогу. По пути встречает старика, который просит у него поесть. Дурень говорит, что рад бы, да мать положила моим братьям белых паляниц  (булок), а мне достались чёрные паляницы. Старик настойчиво попросил раскрыть торбу, а  там оказались белые булки и к ним приправы. «Видишь, – сказал старик, – как Бог дурней жалует! Хоть родная мать тебя и не любит, а вот и ты не обижен…». В итоге герой становится счастливым. Русский национальный герой способен к самоиронии. Часто в сказках Иван называет себя дураком, потому что не предусмотрел что-то или проговорился, не удержался из любви к девице. Он удачно перепрыгивает на коне через ограду, но потом говорит: «Что ж я за богатырь такой!» возвращается и организовывает за собой погоню. Богатырка оценила его поступок и вышла за него замуж. В других сказках Иван вначале грубит старику, затем думает: «Вот я дурень, обидел старого человека», возвращается, просит прощения, за это его  старик вознаграждает. Дурень в сказках всегда с открытой душой, таким, как известно, покровительствует Бог.
 Изустное творчество закладывает в сказочных героев менталитет славянина, православного человека, потому что сам сказитель – носитель этой самой культуры. В сказках  отразилась история  мировоззрения русского человека и вообще славянина.  А.С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке» писал: «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».


Рецензии