На кладбище мира

Сразу предупреждаю: рассказ не о политике, не о противоположных идеологиях, различиях в уровне жизни, воспитании и даже не о межнациональной вражде.
Просто это маленький случай, произошедший сегодня, который заставляет задуматься обо всём выше перечисленном и о самом главном: о доброте человеческой и о жестокости.
Слушайте и не перебивайте.
Начну с того, что несколько дней назад, гуляя со своим псом-философом, не зря говорят, что собаки похожи на хозяев, я подобрал красивый круглый камешек, видимо обработанный морской водой. И хотя я живу в Иерусалиме, всё же такие камешки попадаются в строительной гальке или где-то ещё. Я сунул его в карман с мыслью, что именно этот камешек я положу у мамы на могиле. По еврейской традиции принято оставлять на могиле камешек, а не цветы. Проходят годы, и видно: к каким могилам приходит много родных и друзей, а какие всеми забыты...
Возле маминого памятника, на котором лежали десятки камешков, появился свежий памятник бывшей московской художницы. На нём лежал всего лишь один камешек.
- Кто его положил? Муж или сын, или дочь, или друг? А может быть вообще чужой человек?
С такими мыслями я оставил свой круглый камешек на могильной плите мамы и вернулся к машине.
Время было послеобеденное, когда арабские школьники возвращаются с занятий. На Масличной горе их немало: сокращают путь от школы до своей деревни. Я медленно спускался по крутой и узкой, особенно для моей Теслы, дороге, а дети шли в гору мне навстречу. Сначала шли по середине дороги старшеклассники. Я им не сигналил, просто замедлился почти до полной остановки. Они расступились, и я проехал.
- Пронесло, - подумал я. Ведь часто именно арабские старшеклассники закидывают еврейские машины камнями. У самого подножия Масличной горы вновь пришлось остановиться: шла ребетня поменьше. Мальчишки лет девяти или десяти. Один из них слева в полуметре от водительского бокового окна держал килограмовый булыжник почти напротив моего лица. Он демонстративно замахнулся и... кто знает - чем бы всё это закончилось. Но мне и на этот раз повезло: дети справа отошли на обочину, и я смог проехать. Ждал, что удар будет сзади, но, видимо, он либо передумал бросать камень, либо его отговорили друзья.
А я сделал для себя несколько выводов.
Во-первых: никогда не ездить на Масличную гору во второй половине дня.
Во-вторых: не ездить одному и, желательно на такси, а не на своей машине. Можно и полицию попросить подвезти, но это нужно заранее с ними договариваться за несколько дней до поездки.
И, наконец, в-третьих: наши жизнь, здоровье и благополучие часто зависят от разных случайных или более или менее вероятных обстоятельств. Их можно стараться избегать, можно перестраховываться, но всё равно присутствуют элементы неожиданности, либо срабатывают законы всеми известного Мерфи, а кто-то верит и в судьбу. Можно быть идеальным водителем и попасть в серьёзную аварию по чужой вине или случайности, можно схлопотать булыжником по голове от мальчишки или сосульку с крыши (хоть этого в Израиле нет, но люди гибнут в автокатастрофах, терактах, наводнениях и пожарах, по халатности врачей) ... Я отношусь, как обычно, философски к таким случаям и никого не виню. Для меня наш мир - это одно большое кладбище. Кто-то умирает раньше, кто-то позже. Но думаю, что если бы все спокойнее принимали риск умереть, мир каков он есть, и старались бы его сделать хоть чуть-чуть красивей, добрей и стабильнее, он бы не оказался похожим на потенциальное кладбище для всех в ближайшей перспективе.


Рецензии