Письма понтократам. Эволюция

                "Вам нужны великие потрясения?"
                Ван Ли-чжун, сейсмолог при дворе Фу Си.

 Письмо Толстого Николаю II хочется препарировать построчно. Как заглядывание в зеркало прошлого, показывающее настоящее.

 Вот и с земельным вопросом (http://proza.ru/2023/09/05/1254), но под другим углом зрения. Неактуально? Как сказать. Особенно, если сравнить площадь России и численность населения. А свято место, земля, пусто не бывает. И не только арендованное, но и тихой сапой отжатое у нерадивого хозяина.

 Возродит ли нынешнее фермерство любовь крестьянина к земле? Или возникнет новая  группа ещё более, чем крепостные, зависимых от латифундиста асоциальных элементов?

 Сам Толстой считал следующим шагом, за отменой земельной собственности, передачу заводов и фабрик в общее пользование рабочим.

 Думаю, будущий вождь мирового пролетариата первым ознакомился с письмом царю. Так и видится, пальцы за жилетку и с хитрецой разговоры об архиважном моменте захвата власти. Но в год написания нет ещё ни мировой войны, ни полного отторжения монархизма. Да и революция пятого года изначально носила иную мотивацию. Гапон лишь провокатор на российском пацифизме и ещё не изменившемся отношении части народа к царю-батюшке.

 Но в ответ лишь нагайки и пули. Похоже, Николай Александрович плохо знал в своей царской школе законы Ньютона.

 Но крепчают репрессии, растет аппарат насилия над покорным большинством.

 "Треть России находится в положении усиленной охраны, то есть вне закона"

 С первого прочтения фраза покажется парадоксальной. Как бы, именно охрана обеспечивает закон. Но именно незаконными методами загоняется в привычные рамки безликое быдло. Или маленькие победоносные во...блы, когда это быдло, в глазах власть предержащих, загоняется в очередную мясорубку, перерабатывающую плоть в гумус.

 "Армия полицейских-явных и тайных-все увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены , сверх сотен тысяч уголовных..."

 Стоп. Сотен тысяч? Впрочем, как и сейчас. Но кто-то из нынешних сотен тысяч, востребован на передовой.

 "...политическими, к которым причисляют теперь и рабочих"

 Обижаете, Лев Николаевич, гегемона. Не только интеллигенции позволено думать о путях развития будущей России.  А вот как крепнущий гегемон поступит с тончайшей социальной прослойкой, это Ильичу известно. И тоже в письме, но обратном, от лидера нового государства писателю.

 "Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах были братоубийственные кровопролития и везде готовятся и неизбежно будут новые и ещё более жестокие"

 Братоубийственные...

 Несомненно, Толстой мучительно ищет выход России из уже перезревшего кризиса власти. И обращаясь к главному представителю этой власти, пытается затронуть духовные струны заржавевшего за триста лет органчика.

 "Любезный брат, у вас только одна жизнь в этом мире, и вы можете мучительно потратить ее на тщетные попытки остановки установленного богом движения человечества от зла к добру мрака к свету и можете, вникнув в нужды и желания народа и посвятив свою жизнь исполнению их, спокойно и радостно провести их в служении богу и людям"

 Но не созрел из самодержца Павел Корчагин, как впрочем, и из всех последующих.

 Далее  http://proza.ru/2023/09/07/1114

 


Рецензии
Вообще, как мне видится сейчас, письмо мэтра царю имело под собой еще одну цель, пусть она и видится таковой только с определенной точки зрения. А именно. Письмо - это попытка нарушить сценарий той пьесы, что исполнялась на сцене того самого театра, в котором все мы актеры.
Для всех в этой пьесе были расписаны некие социальные роли. Царь был занят в роли царя, генералы в ролях генералов и т.д. до последнего нищего на паперти. Всех все устраивало, но была проблема. Все персонажи играли трагедию. И тут появился мэтр с обращением "Любезный брат" и надеждой сломать эту схему. Не получилось. Мэтра извергли из лона РПЦ, все предпочли остаться при своих ролях и доиграли пьесу до финала, выхода на бис и занавеса. И занавеса, который был задернут в Ипатьевском доме.

Еще Один Дождь   07.09.2023 17:20     Заявить о нарушении
Отличная образность игры теней. Именно такой театр:простынка с несвертывающейся кровью Алексея, разбавленной менструальной, от Матильды, на фоне свастики немки-царицы. И окружением трехгранные штыки опричников. В конце все клоуны-тени, дергаясь, виснут на них.

Миру-мир, лучше с Асисяем.

С признательностью,

ЕС.

Евгений Садков   07.09.2023 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.