Горюны не мы?
Эту славную фамилию носил и мой дед по материнской линии- Разин Тихон Иванович, причем в одних источниках он был Разя, а в других- Разин. Не вызывает сомнений лишь то, что он был Разумником: в полесском селе Глазово, расположенном недалеко от реки Десна и окруженном сосновыми лесами, дед Тихон служил волостным писарем, то есть был грамотным человеком, что было редкостью для сельчан. По их просьбам он составлял бумаги, писал письма, работал с колхозными документами. Из воспоминаний моего отца, Киселя Андрея Егоровича, который в 1950 году женился на его дочери, Екатерине Тихоновне, моей маме, я знаю, что дед Тихон был немногословным, аккуратным, мудрым и добрым. По селу ездил на возу, запряженном лошадью, которую деду , как писарю, а значит одному из главных людей в колхозе, давали на конюшне по первому его требованию. Другим же крестьянам, которые просили коня, чтобы вспахать огород или привезти торф на зиму, могли отказать, а писарю – никогда.
Тихон Иванович был женат дважды: от первого брака были сыновья Федор и Григорий. Когда от болезни умерла его жена, дед женился во второй раз, что в крестьянских семьях разрешалось. Государство было заинтересовано в увеличении численности населения. А дети рождаются в семьях. Поэтому, если вдовец намечал себе на роль жены какую-то женщину, то никто этого не осуждал. Важно было только одно правило. 6 недель - столько должен был длиться траур. 6*7=42. То есть, мужчина, проводив в последний путь свою супругу, должен был 40 дней держать траур. Только после этого можно было искать новую жену, думать о свадьбе. Тех, кто нарушал это правило, порицали в народе. Во-первых, потому что есть правила. А они были придуманы не для того, чтобы их нарушать. Во-вторых, если мужчина быстро женился, женщина скоро выходила замуж, то это было подозрительно. Значит, что-то в предыдущем браке было не так.
Дед Тихон, строгий и рассудительный человек, правил не нарушал и вторую жену, молодую красавицу Марию Прокопьевну, по-глазовски, Прокоповну, мою бабушку, привез из Хильчич. У крестьян было заведено так, что невесту искали в соседнем селе. На своих старались не смотреть, потому что обычно это были всё родственники. А церковь не разрешала вступать в брак даже двоюродным и троюродным. В новой семье появились дети: в 1919 году - сын Михаил, в 1923 – дочь Екатерина, моя мама, и в 1927 году - сын Александр. Дети сызмальства трудились в огороде, пасли скот, бегали в лес за ягодами и грибами, замачивали коноплю в торфяных карьерах, чтобы позже сшить из конопляного полотна одежду для всей семьи. Здесь я остановлюсь подробнее, потому что современные дети при упоминании слова «конопля» сразу же приводят синоним- «наркотик» и понятия не имеют, как из конопли сшить одежду. Наши же предки не только знали, но и умели.
Именно коноплю, как основной материал, использовали крестьяне в первой четверти XX – 40-е годы XX века для изготовления одежды, что подтверждается результатами беседы с жителями сёл и деревень, материалами этнографических экспедиций, а также рассказами моей другой бабушки по линии отца Прасковьи Тимофеевны. Вот что запомнила я из ее рассказов. Обработку конопли можно разделить на следующие стадии: сев, сбор, замачивание и сушка, обмолот, чесание, прядение, отбеливание, ткачество. Участок земли специально засеивали весной коноплей обыкновенной. При выборе места под конопляники крестьяне заботились о том, чтобы участки земли были, возможно ближе к их усадьбам. Это объясняется удобством надзора во время ее роста и близостью мочки. Обычно осенью коноплю скашивали или вырывали руками и делили на «плоскень» (посконь - мужское растение), так ее называли в народе, и «коноплю» (матёрка - женское растение). Сначала собирали плоскень, а коноплю оставляли на семена. «Если плоскеня уродится больше, значит и больше будет полотна», - вспоминала моя бабушка. Плоскень ценился крестьянами за то, что из его волокна холст получался очень прочным. Из скошенной конопли вязали снопы и свозили их на реку Бычиху или в торфяные карьеры, замачивали в воде, сверху придавливая дерном. Прасковья Тимофеевна так описывала этот процесс: «Скошенную коноплю связывали снопиками и замачивали в речке. Каждая баба привязывала снопы к своему колышку. Конопли замачивали много, мочили до той поры, пока она не станет мягкой». Коноплю вымачивали в течение двух недель, затем ее выполаскивали в воде и оставляли сушить на берегу. Для обработки высушенной конопли использовали мялку, которая состояла из двух параллельных друг другу досок, с расположенной посередине палкой, на ней отбивали сухое волокно от шелухи. Очищенные пучки конопли – жмэня - скручивали и складывали, оставляя дальнейшую работу до зимы, так как именно зимой у крестьян было больше времени для изготовления одежды. «Зимой делать нечего, начинали мять. Помял, помял – вытрусил и опять: помял, помял – вытрусил, пока в этой жмэме не останется ничего, никаких палочек, только одно волокно. Полученное волокно пряли на пряхе, скручивая волокно в нить, оставшийся вал затем смешивали с шерстью и ткали зимнюю одежду. На сновальной раме делали основу будущего полотна, потом основу наматывали на барабан верстака и ткали на ткацком станке. Ткацкие станки были у многих дома, если у семьи не было, то брали у соседа. В трудолюбивой семье Разиных, наверняка, был ткацкий станок, а древнюю прялку я видела своими глазами, когда в студенческие годы приезжала в гости к дяде Мише.;После того, как полотно было окончательно готово, приступали к процессу отбеливания и стирки ткани. Готовое полотно выбеливали следующим образом: ставили деревянные бочки без дна, на низ бочки стелили солому и складывали сотканное полотно, прикрыв его тряпкой. Сверху насыпали золу из соломы или полыни, заливали горячей водой несколько раз. Выбеливали полотно еще на солнце: вымачивали самотканку в реке и расстилали на берегу, на траве. Ткань из конопли была очень прочной, это доказывает курьезный случай, который произошел с моим отцом в детстве: «Полез я на дерево в штанах из конопли, зацепился карманом за сук, так и провисел, пока меня не сняли, а карман так и не порвался, но нагоняй от деда Егора все равно получил». Так в крестьянских семьях с детства воспитывали уважение к труду и бережливость.
Стирали (прали) одежду «мыльной травой», белой глиной и щелоком. Процесс изготовления щелока мне описала баба Галя Белая, соседка дяди Миши: «Щелок готовили так: наламывали примерно три снопа полыни, пережигали её, золу выбирали, разводили с водой, настаивали около трех дней и процеживали через тряпку, на ощупь это был мыльный раствор. Щелоком не только стирали, но и мыли голову». Одежду полоскали в реке и сушили на траве, веревки для сушки белья не использовали. Из конопляной ткани шили практически всю одежду, начиная от каждодневной и заканчивая праздничной; из неё же делали рушники, покрывала, онучи (портянки).
Вернемся к нашему славному роду Разиных. Семья была зажиточной, потому что и взрослые, и дети много трудились, запасались и хлебом, и салом, и полотном впрок. Русская печка была центром крестьянской хаты, так в Глазово называли избу. А чтобы узнать, чем кормила мужа и детей бабушка Мария, проведем кулинарный экскурс Полесья.
У жителей Полесья главными продуктами питания были зерновые, овощи, молоко и мясо. Продукты, производимые в своём хозяйстве, пополнялись в летне-осенний сезон грибами, ягодами, орехами, лекарственным сырьем, грушами-дичками. В XIX и XX веках на Полесье широко было развито бортничество. Мёд использовался для приготовления напитков, для приправы ритуальных блюд, как лакомство. Лишь незначительную часть продуктов питания, прежде всего соль, сельчане покупали. Соль поступала в основном из Галиции в виде плотных цилиндрических, суживающихся кверху голов. Высокие цены на соль и низшая покупательная способность основной массы крестьянства были причиной того, что население предельно экономило этот необходимый для жизни продукт. Как у каждого земледельческого народа, основу питания глазовцев составляли блюда из муки, крупы и овощей. Хлеб на Полесье выпекали из ржаной (житной) муки с добавлением овса, ячменя, гречихи. Чистый, без примеси повседневный хлеб считался признаком богатства. Хлеб пекли из заквашенного теста, а закваской служил также тёртый картофель. Подошедшее тесто утром месили, разделывали на буханки и сажали в печь с помощью деревянной лопаты, выстланной капустным, дубовым или кленовым листом, аиром (лепёхою) или посыпанной мукой. Буханка хлеба называлась в селе «паляниця». Повсеместно в конце XIX века из хлебного ржаного теста на воскресные и праздничные дни зажиточные крестьяне пекли пироги с фасолью, картофелем, квашеной капустой, тёртой коноплей (масльонкой), пшённой кашей, маком и сухими фруктами: яблоками, грушами, летом – с черникой и вишнями. Излюбленным блюдом были вареники, которые ели в воскресные и праздничные дни. Начинкой для вареников служила варённая мятая фасоль, пшённая каша на молоке, квашеная капуста, варёный картофель, творог, мак, летом – черника, вишни.
Важную роль в питании крестьян играли каши из гречневой, ячменной, пшённой, реже – из ржаной и овсяной крупы. Из овощей на Полесье готовили преимущественно первые жидкие блюда. Основные ингредиенты овощных жидких блюд – свёкла (буряки), морковь, лук и в первую очередь капуста (свежая и квашеная, в зависимости от времени года).
Распространённым жидким блюдом у селян был постный борщ. Только в праздники борщ сдабривали мясом или салом. Летом готовили «холодний борщ», «халадник» – из зелёного лука, укропа, огурцов хлебного или берёзового кваса. Осенью повсеместно варили кашу из тыквы и пшена, также пекли тыкву в печи. Среди овощей в конце XIX – начале XX вв. главную роль начинает играть картофель. Становится более разнообразным ассортимент картофельных блюд. Картофель во время постов варили в кожуре («в лушпайках», «нелупка»), ели его с квашеной капустой, огурцами. При отсутствии конопляного масла картофель макали в толчёное конопляное семя. Распространённым блюдом был сваренный чищенный и толчёный картофель- «товчонка», заправленный салом. Из мятого картофеля жарили на сковороде в жире оладьи («ладки») и пирожки, начинённые фасолью, капустой и грибами.
Для приготовления киселя, лапши, крахмальных блинов повсеместно использовался картофельный крахмал. У крестьянства в пищу шло исключительно коровье молоко, хотя использовалось оно в достаточном количестве лишь по праздникам. В остальное время молоко было приправой к пище из растительных продуктов. Из молока готовили творог, творожный сыр, из сметаны сбивали масло.
Несмотря на развитие животноводства, крестьяне в повседневном питании редко использовали мясо. Свежее мясо ели только во время убоя скота, в основном же потребляли свиную солонину. С мясом готовили борщ, тушили картофель (жарёнку). В праздничные дни на крестьянском столе появлялись мясные блюда, самым распространённым из которых был студень — «холодёнка».
В питании глазовцев существенным подспорьем были грибы и ягоды. Свежие грибы отваривали и жарили на сковороде. Сушёные грибы во время поста добавляли в борщ и суп. Высушенные ягоды и фрукты (яблоки, черника, груши) употребляли для приготовления компота (узвара), из которого с добавлением крахмала готовили густой кисель. Значительную роль играли в питании блюда из рыбы, хотя в крестьянской кулинарии было мало специальных рыбных кушаний. Наиболее распространённой была уха. Жареная рыба редко появлялась на крестьянском столе.
Многие из перечисленных блюд мне удалось попробовать в детстве: и жарёнку, и паляницу, и вареники, и пироги с фасолью, и наваристый борщ, который для городских внуков готовился исключительно с куриным или свиным мясом. Хочу добавить, что вкус нехитрой крестьянской еды незабываем. До сих пор помню аромат испеченного в русской печке хлеба, которым была пропитана хата моего дяди Миши, а пекла хлеб моя двоюродная сестра Валя, у которой особый дар возиться с тестом.
Но не хлебом единым жив человек. Мои предки Разины были Разумниками и прославили себя тягой к знаниям (эдакие Ломоносовы, из грязи да в князи, из крестьян в интеллигенцию), самоотверженным трудом и веселым нравом. Дядя Александр Тихонович, окончив Сумской пединститут, преподавал в Глазове русский язык и был директором школы. Моя мама, Екатерина Тихоновна, учила взрослых парней в вечерней школе города Тореза биологии, химии и всю жизнь училась сама. Когда директор школы попросил всех педагогов провожать своих учеников в гардероб, мама смутилась от того, что не знала смысл этого слова, и по наитию привела юношей туда, куда нужно,-в раздевалку. Позже мама шутила: «Я ведь вышла из горюнов, а они сохранили много архаизмов в речи, иноязычные слова им неведомы». Впоследствии речь мамы была безупречна. С молоком матери я впитала в себя любовь к языку и стала учителем, не растеряв за 38 лет работы в школе и университете тягу к знаниям и интерес к профессии. В роду Разиных были и есть представители разных профессий: педагогов, военных, юристов, моряков, ветеринарных врачей, строителей, программистов, банковских работников. Выходит, что горюны не мы! Или все же мы горюны? Давайте в этом разбираться. Этнографы давно выделили среди локальных групп восточнославянских народов такую, как «горюны». Чем она примечательна? Горюны компактно проживают в нескольких сёлах Путивльского района Сумской области Украины. Встречаются они также в смежном Белопольском районе той же области, а также в Рыльском районе Курской области России. До недавнего времени горюны сохранили свои диалектные особенности, а также особые песни и субэтническое самосознание. Сами себя горюны не считают ни украинцами, ни русскими. В говоре горюнов выделяются несколько своеобразных черт. Перед «о» в прилагательных в родительном падеже, в местоимениях «его», «своего», они произносят твёрдое «г» (без придыхания), а не «в». Эта особенность сближает их с ещё несколькими своеобразными этнографическими группами русских Западной России: полехами, саянами, новосильскими казаками. Кроме того, только горюны произносят «йон», «йость» вместо «он», «есть», а также «я» вместе «е» в отдельных словах, где дореволюционная орфография ставил букву ;. Горюны сохранили ряд архаизмов в речи, например «ляпо» (произношение старославянского «Лепо») вместо «хорошо», «дарма» вместо «пусть». Лингвисты считают, что говор горюнов наиболее близок к языку местного населения Киевской Руси, а именно – племени северян. Среди других современных живых восточнославянских диалектов к нему ближе всего речь белорусов Гомельской области.
О происхождении как самих горюнов, так и их названия существуют разные версии, которые очень трудно проверить. Одно из справочных описаний середины XIX века давало такие сведения о горюнах. Они были литовскими (то есть, по-нынешнему, белорусскими) выходцами, которых «горе и нужда заставили переселиться из скудного края в хлебородные губернии». По одной из современных версий, горюны произошли от полехов (жителей калужского Полесья), переселившихся под Путивль и подвергшихся здесь сильному украинскому этническому влиянию. Время складывания горюнов неизвестно, но уже в XVI веке они фиксируются документами на их нынешнем месте. Впрочем, в середине XVIII века ещё Василий Татищев в «Истории российской» упоминал, наряду с племенем полян, живших вокруг Киева, также племя «горян» – живших на каких-то горах, очевидно, на высоком правом берегу Днепра. Не от тех ли горян ведут своё начало нынешние горюны? По одной из точек зрений, горюны – не кто иные, как потомки ковуёв. Ковуями называли один из родов половцев, ещё в середине XII века перешедший на службу черниговским князьям и поселившийся среди потомков племени северян. Это сближение возникло из попыток объяснить последующее исчезновение ковуёв со страниц летописей. Нежелание отождествлять себя ни с русским, ни с украинским этносом — «мы ни хохлы, ни москали» — очевидно, возникло у горюнов вследствие многовекового житья на этнографической границе двух народов. С одной стороны у горюнов жили севрюки, или обитатели Северской Украины. Те, хотя c начала XVI века (с перерывом в 1619-1654 гг.) входили в состав России, сохраняли свои особенности, сближавшие их с украинцами, а потом севрюки входили в Малороссийское гетманство. С другой стороны, в курские степи выдвигалась Московская Русь. На этой меже горюны были старожилами и чувствовали свои отличия от тех и других. Одну из версий возникновения самоназвания «горюны» я упомянула. Она связывает его с горем, с нуждой, пережитыми этим племенем. Другая выводит горюнов от «горян» Киевской Руси, известных, правда, только Татищеву. Есть гипотеза, что горюнами они стали оттого, что поселились на «гарях», то есть на месте сгоревших (сожжённых, сведённых для посева) лесов.
Мне совершенно непонятно, какому из объяснений отдать предпочтение. Что породило имя горюнов – горе, горы или горелые пустоши? Вряд ли кто-то теперь сможет сказать это определённо.
На долю горюнов, как и всех восточных славян, выпали тяжёлые испытания, связанные с революцией, гражданской войной и раскулачиванием. Особенно сильно прошлась по горюнам, как бы подтвердив самую печальную версию об их происхождении, Великая Отечественная война. В мае 1942 года здесь действовало партизанское соединение легендарного Сидора Ковпака, которому удалось на время даже овладеть Путивлем. После ухода партизан нацистские каратели жестоко расправились с местными жителями.
Горюны Разины с честью прошли все испытания голодомором, войной, тяжелым трудом по восстановлению страны из руин и своим примером доказали, что имя горюнов породило все же слово горы, конечно же, в переносном смысле: горы нужно покорять смелостью, трудолюбием, оптимизмом, постоянной работой над собой и стремлением ввысь.
;;
Свидетельство о публикации №223090601174