Там, где шумели плавни приазовские

 Главы из книги "Земля родная, земля казачья. Очерки о станицах, хуторах, селах и поселках Калининского района Краснодарского края (начиная с 1793 года по 2014-й)
 Гривенское сельское поселение – одно из самых отдаленных и крупных в Калининском районе. Оно состоит из трех населенных пунктов: столицы – Гривенской, хуторов Лебеди, находящегося ближе к Новониколаевской, и Пригибского, примостивщегося в Приазовских плавнях, на берегу лимана.                Когда летом 1979 года я впервые приехала по редакционным делам в Гривенскую, самое большое впечатление на меня произвел речной грузовой порт. Конечно, до большого морского, что во Владивостоке, и даже заметно меньшего, что на Братском водохранилище, где мне не раз до этого доводилось бывать, Гривенскому было, ой, как далеко! Но все же, для сельской местности, да еще настоящей "глубинки",  он был солидным предприятием.   Не было в этом маленьком порту тогда ни  красивого белого парохода, ни даже яркого пассажирского катера. И все вокруг было в холодных будничных тонах. Наверное, так и должно быть. Там, где кипит работа,  - не до праздничности.
Мне очень хотелось написать об этом предприятии, но оно находилось не введении властных структур района, не вписывалось в круг первоочередных тем о  наиважнейших событиях. Таких, например, как строительство дорог из районного центра в Новониколаевскую и Гречаную Балку, на Новотитаровскую. Порт подчеркивал статус станицы-труженицы.  Хотя и небольшой, но в те времена интенсивно работавший. Баржи, загруженные инертными и другими строительными материалами, утомленно приткнувшиеся к берегу рукава Кубани – Протоки, складские и иные строения, у самой реки,   башенные краны, длинной рукой переносящие грузы на берег, снующие к пристани и обратно грузовики – убеждали, что у здешних мест большое будущее. По рассказам старожилов порт существовал в станице давно, еще до Великой Отечественной войны. Тогда по Протоке ходили не только грузовые, но и пассажирские маломерные суда. И по воде можно было быстрее и комфортнее добраться до краевой станицы и других населенных пунктов, чем по суше. В послевоенные годы порт быстро восстановили и на баржах доставляли в Гривенскую важные народно-хозяйственные грузы, например, солярку. Потом ее, разливали в баки, и тракторами, на приспособлении, похожем на  огромные сани, развозили по всему району. По сезонной распутице иной транспорт на Кубани по бездорожью пройти не мог.
 Быстро пролетели годы. После кардинальных политических и экономических преобразований в стране все разительно изменилось. И в один из приездов в Гривенскую я узнала, что грузовой порт закрыт, как не перспективный. Во время перестроечной лихорадки пассажирские и грузовые перевозки по Кубани и Протоке оказались не выгодными, и их прекратили. Не нужным стал и Гривенский грузовой порт.
 А Протока, между тем, так и продолжала спокойно нести свои мутные воды к Приазовским плавням. Казалось, она ничего вокруг не замечает. Что ей мелкие заботы и проблемы людей? Впрочем, и жителям прибрежных населенных пунктов в те нестабильные годы тоже дела не было до реки: течет и течет себе. Пока не пришла большая вода, ставшая большой бедой. Подтопление 2002 года показало жителям, что в прибрежной черте, не до беспечности. 
 Широка, глубока – Протока река
 Полученные в детстве знания на уроках географии, с годами у большинства взрослых людей куда-то улетучиваются, выветриваются. Ничего удивительного. Это же не основы математики, которые используешь ежедневно. Ведь без них даже в своем семейном бюджете не сможешь разобраться. Что мы знаем о главной водной артерии Краснодарского края, о ее правом "рукаве? Большинство – довольно мало. Что истоки Кубани где-то в Кавказских горах, а впадает она в Азовское море. Еще, что в них много рыбы: сазан, карась, сом  и другие.
Между тем, Кубань – производное от слияния горных рек Уллукам и Учкулан, берущих начало на склонах Эльбруса, у края ледника Уллукам. Впадает в Темрюкский залив Азовского моря. Длина реки – 870 км, площадь бассейна 57900 квадратных км. В 116 км от устья Кубань как бы раздваивается. Образовавшийся правый рукав -  Протока (его длина - 140 километров). В давние времена ее называли «Кара-Кубань» (Черная Кубань), «Кумли-Кубань», «Чёрная Протока». Как и река,  названа железнодорожная станция (Протока) в Славянске-на-Кубани. От Федоровского гидроузла, что на хуторе Тиховский, бежит она до села Ачуево, что у  Азовского моря. Отделяет Славянский район от Красноармейского, Калининского и Приморско-Ахтарского. Обе реки используют для гидроэнергетики, орошения рисовых полей, опреснения плавней, лиманов. А еще они судоходны, но Протока, к сожалению, мало используется в этом плане. Примечательно, что от Раздельского узла река берет курс на север, к Гривенской, а потом поворачивает на запад – к Ачуево.
Маршрут реки проходит по равнине. Берега не везде крутые. Чтобы предотвратить наводнения, на них сделаны земляные дамбы. Приближаясь к морю, река расширяется и постепенно превращается в сплошные плавни. Зимой Протока "прячется" под ледяным панцирем. На левому берегу Протоки: город Славянск-на-Кубани, хутор Сербина, поселки Совхозный, Прибрежный,  Садовый, хутора Бараниковский, Нещадимовский, Водный, Погорелово, Галицын, Красноармейский городок, Забойский, Деревянковка, посёлки Голубая Нива и Ачуево. По правому: хутора Тиховский, Коржевский, Турковский, Чигрина, Крижановский, Трудобеликовский, Протичка, Протоцкий, станицы Чебургольская и Гривенская.
На протяжении 20 километров идет по землям Гривенского сельского поселения река Протока (от Чебурголя и до Приморско-Ахтарского района). Наученные горьким опытом соседней Деревянковки, что на противоположном берегу Протоки, и когда-то входила в Гривенский сельский совет,  испытавшей в 2002 году сильное подтопление, гривенцы стали внимательнее к реке. Несколько лет назад, в соответствии с краевой целевой программой, проведены комплексные мероприятия по укреплению берегов Протоки. Это защитит станицу, если в половодье река выйдет из берегов. Казаки местного казачьего общества  привели в порядок станичный пляж. Кроме того,  на берегу Протоки расчистили большой участок земли и сделали летний лагерь для казачат. Кстати, возле лагеря по берегу укрепили дамбу.
Всегда, приезжая в Гривенскую, удивлялась тому, как много в ней отличий от других населенных пунктов района. Все указывает на близость моря: огромные стаи белых чаек, по-хозяйски устроившиеся на полях и пустошах,  еще на подъезде к станице, обычные и моторные лодки в некоторых дворах, обилие свежей, вяленой и иной рыбы на рынке. Мосты, мостики и кладки разной величины, перекинутые через ерики и овраги-русла высохших речушек или ручьев, тоже подчеркивают необычный облик станицы. Бережно сохраненные побеленные хатки под камышом (сейчас их -  по пальцам перечесть) говорят о том, что  здесь живут кубанские казаки.
 В восьмидесятые годы прошлого столетия, Гривенская, хотя и была "глубинкой", считалась одной из перспективных станиц. Наращивал объемы производства сельскохозяйственной продукции местный колхоз "Память Ильича". Рыболовецкий колхоз "Первое Мая" был одним из лучших в Приазовье. Успешно действовали осетрово-рыбоводный и камышитовый заводы. Местное население имело возможность работать на месте, не выезжая из станицы (как пришлось это делать потом).  Однако из-за произошедших позже в стране политических и экономических катаклизмов  поступательное движение вперед прекратилось. Долгое время пустовал новый станичный торговый центр, обанкротился колхоз «Память Ильича». Но это уже тема для отдельного разговора, об экономике конца двадцатого века. А мы сейчас постараемся проникнуть в   богатое  различными важными историческими событиями прошлое этой, одной из богатейших в Приазовье,  станицы с населением почти вдвое превышающим нынешнее. Об этом свидетельствуют различные исторические документы.    


Рецензии
Благодарю Вас ,что помните мою родную станицу. Колхозы,в которых кипела жизнь! Протока,которая была полна рыбы. Осетровый завод,где я в школьные годы танцевала на праздниках со своей группой,а нас угощали конфетами и проводили экскурсии по заводу. Читаю статью и такая гордость берет. Наша станица полна историй.
И потоп помню ,как папа укреплял со станичниками вал,а мы все вещи на чердак прятали. Наш бы дом смыло одних из первых. Только сплоченность и мужество наших мужчин спасло нашу станицу от большой беды.
Насколько гордость за станицу мне греет душу,настолько ее пронзает горечь от той картины,что сейчас я вижу . Заросший колхоз,развалившаяся курилка,которая каждое утро была полна мужиков. Нет больше бригад,что были на море от колхоза,нет рыбзавода. Нет ферм,на которых работали мои дедушка и бабушка. И их больше нет,нет уже большинства работяг,с которыми каждое утро здоровалась по пути в школу. Остались одни руины от тех мест,где была жизнь.
И остались самые теплые воспоминания,которые никогда не дадут забыть о тех прекрасных днях и о тех людях,что жили и трудились. Пока будет биться сердце буду помнить и благодарить тех людей,людей ,которые помнят и чтут.
Спасибо Вам,что согрели душу теплыми воспоминаниями. Благодарность от всех станичников!

Ирина Егорова 123   10.05.2024 21:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.