О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности. 5

    О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности.
    Глава пятая «Прикосновение к тому, что познать невозможно…»
И вот,  наконец, о романе писателя, только сначала – как некое «приготовление»                о мистике - о том, какова роль её в литературе. Почему, думаю, понятно…
Само слово как будто однокоренное английскому, что переводится как «тайна» - отсюда «мистерия».
Впрочем, мы говорили уже в самом начале о приведении в Кентервильском замке                и о глубоко христианском понимании всего происходящего.
Только всё же противоположна мистика как таковая христианскому восприятию, пониманию, осознанию мира земли и Мира Небес. Да и что хорошего может быть, если                с миром потусторонним «заигрывать»?! Кстати, никто из героев сказочной повести и не «заигрывал» - и призрак научил людей милосердию – речь сейчас снова не о канонах,                а о глубинной сути происходящего. (См. главу первую).
А ещё следует вспомнить, что Ангелы, Святые Угодники, Сама Пречистая, прошу  извинения, ради «забавы»  людям никогда не являлись – а открывался Мир Духовный только «избранным». (Иначе, как говорят священники, духовно слабый человек сошёл бы с ума)…
Давайте вспомним, что спиритические сеансы и тому подобное – оскорбление Бога,                по сути уход от Творца.
Вспоминаются невольно слова  одного из Отцов Церкви - Василия Великого                о псалмах,  которые  «прибежище от бесов и вступление под защиту Ангелов».
А участвующие в спиритических сеансах, гадающие, к магом идущие добровольно                к бесам приходят. Страшно – тем более, если вспомнить, что повальное увлечение                в России перед дьявольским переворотом было…
     Конечно, под «покров» сатаны прежде всех и с радостью пришли, в «сатане», а не в Боге соединились герои известного  булгаковского романа. (Неизвестно, кто первым пришёл -  да по сути уже и неважно). 
И в знаменитой повести, где собаку в омерзительное человекоподобное существо превратили, упоминается спиритический сеанс. Конечно, в отличие от романа это                не главное – просто показана страшная духовная реальность, в которой люди профессора с Творцом «перепутали»…
Только не сам писатель «пришёл», а показал нам, что будет с тем, кто от Творца Неба и земли отрёкся. (См. также Этюд «Чудовищный эксперимент над жизнью» и «Истоки чудовищных экспериментов над душами людей».)...
А у Н.В.Гоголя, к образам которого, конечно, обращался в своём знаменитом романе М.А.Булгаков, мистика так или иначе поучает, и Дай Бог чему-то научает, как Отцы Церкви говорили.
И полёт на чёрте напоминает, как Святой Иоанн Новгородский Крестным Знамением беса сначала в умывальнике «запер», а после приказал встать конём осёдланным и нести инока в Иерусалим ко Гробу Господню. Или напоминание о том, что не надо чудовищу в глаза смотреть, и о том, что храмы униатские от нечисти не спасают -  хоть прямо об униатстве и не говорится. А главное, что должно жизнь праведную вести, а не такую, как горе-философ, который должен был пребывать в благочестии  - да не пребывал. 
И множество других произведений. Называть их, думаю, незачем – каждый культурный человек знает.
И всё же после посещения мощей Святого Спиридона Тримифунтского мистика из произведений великого русского писателя исчезает…
А ожившая статуя Командора в одной из Маленьких Трагедий А.С.Пушкина  - символ того, что за всякое деяние греховное придётся ответ держать, придётся принять наказание. Кстати, говоря о смертных грехах, великий, истинно русский, глубоко христианский писатель только поглощенного грехом блуда, бросившего по сути вызов тому, что за пределами земного понимания, дона Гуана показывает на «пути»                к раскаянию.
Причина же тому  - благоговейная любовь ко вдове Командора - донне Анне – любовь, которой не ведал до встречи с ней главный герой…   
   Некоторые же писатели русские над спиритизмом, над хиромантией, надо всеми попытками с духами «общаться» откровенно смелись – выставляя неумными людей, которые вместо молитвы в Храме направлялись к тем, которые с нечистой силой «дружили». И были за то наказаны.
 Высмеивали и А.П.Чехов в рассказе  «Страшная ночь», и А.Т. Аверченко                в «Оккультных тайнах Востока». Кстати,  разум и душу потерявшие чеховские герои пошли с нечистыми духами «общаться» в Святую Ночь Рождества Христова. Вот и заслужил рассказчик  нервное расстройство, от которого несколько месяцев лечился… 
А у Оскара Уайльда есть сказка, пусть и не столь, как ранее упомянутые,  известная, но крайне поучительная. Очень страшная сказка – только не в привычном, наверное, понимании – её без слёз очень трудно читать. Называется «Рыбак и его душа».
Влюбившись,  вернее, воспылав нечестивой страстью к русалке, (Она уж ни в коей мере на Русалочку Г.Х.Андерсена не похожа) рыбак, чтобы соединиться с возлюбленной, страшно выговорить… душу свою прогнал – потому что иначе нельзя было. Ведь нечистая сила Богом отвергнута – об этом и священник говорил, пытаясь остановить неразумного – да не получилось, к скорби великой.
Рыбак считал, что любовь выше Мудрости, о которой говорит ему душа. Страшная путаница в Вечных Истинах, страшная «подмена». Любовь, которая из добродетелей Первая, как Писание говорит, заменилась для главного героя блудной страстью, которую он искренне за любовь принял.  И расплата за такую путаницу  пришла - очень жестокая.
И отдал рыбак себя во власть тёмным силам – и не смел обратиться за помощью                к Создателю, от которого отрёкся…
И был похоронен рыбак на Погосте Отверженных. Страшно звучит…
И никто душу его отмаливать не станет, как в сказочной повести о привидении.
 Тоже не по канону, но крепко задуматься заставляет…
А о мистике романа, о душе, которую главный герой тоже по сути прогнал, в самой последней главе…
   (Продолжение следует)


Рецензии