Уссурийские стиляги

 Уссурийский стиляги


Дом офицеров на улице Ленина в Уссурийске стал центром небольшой вселенной для юношей и девушек моего поколения. В ту пору это было крупнейшее культурное учреждение в городе. В его концертном зале почти на тысячу мест театральная труппа ставила спектакли, приезжие артисты пели и плясали. Мы ходили на концерты, например, джаза Лунгстрема. В кинозале на 240 мест крутили фильмы. В спортивном зале тренировались спортсмены. В бильярдном зале по вечерам собирались любители этой игры.

В танцевальном зале по выходным зимой устраивались платные танцы. Играл военный духовный оркестр. Это была наша культурная территория: на ней мы развлекались, учились танцевать, влюблялись, обнимались во время танца и договаривались о том, как строить наши дальнейшие отношения. Многие браки начинались с танцев в этом зале зимой или на танцплощадке летом.

Между Домом офицеров и зданием нашей школой № 6, стоявшей на другой стороне квартала, располагался стадион и тенистый парк с аллеями, аттракционами и танцплощадкой. Над ними возвышалось "Чертово колесо". Из его кабинки на самом верху колёса можно было обозреть весь город, лежащий внизу в долине.

Зимой стадион заливали под каток. В выходные дни мы катались на коньках под музыку военного духового оркестра. Катались до полного изнеможения. Ранней весной, когда солнышко начинало пригревать дальневосточные сопки и долины, мы, старшеклассники, на уроках физкультуры прибегали на стадион сдавать нормы ГТО. А иногда приходили погреться на солнце, сидя небольшими компаниями на лавках безлюдных трибун.

Летом в выходные дни горожане с детьми, нарядно одетые, с друзьями приходили в парк отдыхать. Работали аттракционы. Отцы пили горьковатое пиво, мамы – сладкий морс по три копейки за стакан, дети слизывали вкусное мороженое из стаканчиков.

Вечерами на танцплощадке гремел военный оркестр. Молодёжь танцевала вальсы, танго, фокстроты и, не поверите, — буги-вуги. На танцы молодежь ходила, как на работу: не пропуская ни одной субботы, ни одного воскресенья.

На танцы приходила публика особая: молодые офицеры в наглаженной форме и начищенных сапогах, нарядные барышни в модных крепдешиновых платьях, веселые студенты и ищущие приключений командировочные. Танцы сопровождались прогулками под луной, поцелуями на скамеечках в темных аллеях и нередко заканчивались свадьбами.

Первый стиляга в нашем городе

Помню, ранней весной 1956 г. на одном из школьных вечеров, проводимых как обычно в городском драмтеатре, один из наших одноклассников, природный артист, талантливо, ярко прочитал со сцены рассказ какого-то писателя о стилягах.

Это была первый звонок, прозвучавший довольно ярко и  игриво о разложении столичной "золотой молодежи". Его рассказ запомнился надолго не только содержанием, но и костюмчиком аля-стиляга исполнителя. Нам понравился его голубой пиджачок, шнурок вместо галстука на рубашке в зеленую клеточку, узенькие брючки и туфли на толстой подошве.

Как одевались уссурийская молодежь в тот год? В школу юноши ходили в вельветовых или шерстяных бобочках, широких брюках и ботинках; девушки – в коричневой школьной форме и черных фартучках, в праздники – в белых.

Рабочая молодежь, многие школьники и пэтэушникиъ носили кепочки с узеньким козырьком, бобочки, брюки "клеш" и офицерские хромовые сапоги в гармошку. У них был моден "приблатненный" вид – развязный, как у героя Шукшина в фильме "Калина красная". В Уссурийске они оккупировали танцплощадку на "Зеленке". Она располагалась в роще на берегу Суйфуна. Мы туда не ходили: там нередко выясняли отношения мордобоем подвыпившие парни.

Со стиляжничества ярче стал разгораться костер социального расслоения в советском обществе. Постепенно распространялась мещанская психология индивидуализма и потребительства, вещизма и космополитизма. Наиболее подверженной этим бедам оказалась небольшая часть нашего поколения в столице и на периферии.

В послевоенные годы в Уссурийске некоторое время проживали известные маршалы. Для них и их семей руками японских военнопленных возвели добротные, просторные особняки. Эту своеобразную "Рублевку" построили в районе улицы Пушкинской.

В Уссурийске служило немало офицеров, вернувшихся в Союз из Германии и Китая. Генералы и полковники побойчее и попроворнее привозили красивую одежду, мебель. Их жены и дети одевались моднее, чем местные жители.

Офицеры выписывали, читали и обсуждали журналы, подписывались и собирали библиотеки произведений классиков. Они заканчивали военные академии. Им выделялись квартиры с мебелью. Раз в три года им выдавали бесплатный проезд поездом для всех членов семьи.
Мой отец и другие офицеры в гарнизонах ходили в военной форме даже в выходные дни, потому что гражданской одежды у них не было. Да деньги на их приобретение не в каждой семье имелись. Помню, первые гражданские китайские костюмы и галстуки отцу и мне купили, когда я заканчивал среднюю школу, то есть через десять лет после окончания войны. Не сталинские «церберы» виноваты, как сегодня пытаются доказать «соровские овчарки», а война и гонка вооружений, развязанная финансовой олигархией — Мировой закулисой.

Тогда мы не понимали, что стиляжничество стало одним из послевоенным проявлением мелкобуржуазного индивидуализма в СССР. Так случилось, что на фоне населения, одетого после войны в гимнастерки без погон и кирзовые сапоги, фуфайки и галифе, вдруг стали появляться на столичных улицах красиво одетые молодые граждане – дети крупных чиновников, генеральские сынки и дочки, молодые люди из семей снабженцев и торгашей, наживших состояния на дефиците и голоде в годы войны. Разве это не появление нового мелкобуржуазного сословия в рабоче-крестьянской среде!?

Это был своеобразный протест неопытной, не испытавшей трудностей войны "золотой молодежи", юношей и девушек из семей советской партийной и государственной элиты, «однополчан» Галины Брежневой против советской власти. Ей хотелось свободы, славы, особого внимания к себе.

Гниение советской власти началось с привилегий, которыми обеспечивала себя чиновничество, начиная с 1917 г. После войны испорченная привилегиями родителей, "золотая молодежь" хотела застолбить привилегии и для себя.

Так началось движение молодежи к антисоветизму и к участию в развале Советского государства…


Рецензии