Вас пугает советское прошлое?

Прошлое живет, пока мы живы.

С удовольствием вспоминаю мгновения моего прекрасного советского детства. Я и мои ровесники не были зациклены на компьютерных играх и других виртуальных развлечениях. Мы постоянно жили не в придуманном компьютерными гениями, а в реальном живом мире. Честно говоря, и самих компьютеров в широком пользовании не было, они существовали, разве что, в научных центрах, занимали целые комнаты и данные свои выводили не на монитор, а на перфоленту, прочитать которую мог только специалист.

Но мы не считали себя обделенными, жили весело и радостно. Лазили по крышам, пугая голубей, играли в футбол, дрались и мирились, ели ворованные зеленые яблоки. Толпой ходили в кино, где в буфете, словно голодные янычары отважно нападали на божественно вкусные беляши, запивая их душистым ситро. Все это было доступно, билет в кино на детский сеанс стоил 10 копеек, горячий беляш 12 копеек, пирожок с мясом 5 копеек, бутылка ситро, открытая в буфете (значит без стоимости посуды), 10 копеек. Имея в кармане 30 – 40 копеек, вы могли чувствовать себя Рокфеллером. Для вас были открыты все двери в мир развлечений. Покататься на карусели стоило 5 копеек, пострелять в тире, проверив свою меткость, 2 копейки за выстрел. А можно было просто попытать счастья в круге знакомой уличной шпаны, сыграв в “пристенок” или “чику”. Впрочем, разбогатеть таким путем редко кому удавалось.

Девчонки тогда играли в безобидные дочки-матери, в “классики”, рисуя мелом квадраты на свежем асфальте, менялись фантиками. А мальчишки всегда предпочитали играть в войну, лазая с самодельными винтовками и автоматами по катакомбам окрестных строек. Ловкие были, как дикие обезьяны, встревая в жестокие и опасные игры. Тра-та-та-та-та… Ты убит! Иди теперь, отдыхай, не мешай победителям добивать противника. Война не любит неловких зевак, в следующий раз будь умнее, выглядывая из укрытия. И перебежки делай так, чтобы тебя не увидели. Там даже раненые были, когда какой-нибудь сорванец, оступившись, падал, с недостроенной кирпичной стены или торчащей из нее балки, куда он залез в желании победить противника и рискуя сломать себе шею.

Но лучшим провождением свободного времени все же считались походы в лес или на рыбалку. В первом случае, либо ездили на велосипедах, либо ходили долгими походами в пригородные леса целенаправленно за грибами или орехами. Ягоды мы не собирали, муторное это занятие. А, бывало, и просто бездумно шлялись по окрестным рощам, праздно занырнув в лоно Природы, чтобы, надышавшись свежим воздухом, выкурить украденные у взрослых папиросы, зажарить на костре кусок хлеба или испечь в углях несколько принесенных с собой картофелин. Боже, как все это было вкусно!

Рыбалка занимала особое место в нашей жизни. Она никогда не была случайностью. Так или иначе, но к ней всегда заранее готовились. Пацаны прикормками практически не пользовались, потому никакие каши никто не варил. Готовили только насадки – наживки. Понемногу круто месили тесто или манную крупу, мяли мякоть свежего ржаного хлеба, пока она не становилась похожей на пластилин. В ручьях и лужах ловили ручейников. Но главное, без чего не обходилась ни одна рыбалка – были навозные черви. За ними загодя гоняли на велосипедах в места, где держали скотину, таковые в те годы бывали даже в черте города. Червей старались брать помельче, ведь крупную рыбу не ловили, а мелкой и наживка нужна мелкая. Пескарь, например, выползка не ухватит, зря только просидишь на берегу. А когда не клюет – ловить неинтересно. Может, потому и не ловили крупную рыбу, что она попадается редко, а мы ждать не любили. К тому же, ни о каких подсаках никто из нас не помышлял, а без подсака “крупняк” из воды не достанешь, да и леску крупная рыба рвет, удочки ломает. Ну ее к чёрту. То ли дело ловить на кусочек червя пескарей или усачей (как мы называли тогда гольцов), плотва мелкая тоже на хлебный катышек беспрестанно клюет, много можно поймать. Уклейка, опять же, желанная добыча, она на манку как бешеная накидывается, не успеваешь удочку забрасывать. А по весне близ города с мостков на течении, сделав из удочки донку, можно подъязков наловить на личинок ручейника, большие рыбы попадают, аж граммов по двести. Клюют часто и мощно, это вам не пескарь. Гиганты! Их на берег прямо через голову можно дергать, чтобы потом, нанизав на кукан, гордо пронести по городским улицам до своего дома. Пусть прохожие завидуют.

Удивительно, но родители не опекали нас так, как сейчас опекают детей. Наверное, просто время было другое. Летом мы уходили из дома с утра, сунув в карман бутерброд, и возвращались поздним вечером, загоревшие, усталые и голодные, как десять тысяч диких собак динго, не поймавших кенгуру. Подогретый обеденный борщ, котлета с картофельным пюре, бабушкины оладушки со сметаной и компот из чернослива мгновенно улетали в пустой желудок, как птицы божьи, цель которых ублажить не только чрево, но и душу истосковавшегося по пище дитя человеческого.

А с утра пораньше приятели свистят, вызывая на улицу. Там уже солнце встало, позолотив коньки крыш “сталинок” и, сквозь листву старых лип, бросая на асфальт блики, словно монеты в уплату за свое долгое ночное отсутствие.

Сегодня в парк пойдем развлекаться. Во-первых, там новые качели-лодки поставили, взлетают до самых небес. Во-вторых, сосед Валька придумал способ разбогатеть. В парке куча разных ларьков и касс, возле каждой такой точки лежат настилы в виде решеток из тонких брусков с дырками, куда падают монеты неаккуратных клиентов и покупателей. Там народ топчется постоянно. В золотую валькину голову пришла замечательная мысль: выбрать время, когда нет посетителей, приподнять эти решетки и собрать упавшие деньги. Деньги там действительно были, хватало и на мороженное, и на лимонад. В кино еще ходили, на “Великолепную семерку”. Наверное, по пять раз уже просмотрели, и еще хотелось. Потому что стреляют и, в итоге, добро побеждает зло, как и должно быть в этом мире.

Нет, мы не были жадными. И деньги нас волновали постольку, поскольку на них можно было купить себе что-то, не вымогая средства у родителей, которые тоже не были жадными, но ограничивали нас в желаниях. Нельзя съедать за день по десять эскимо. Это не настолько дорого, насколько вредно и даже неприлично. И попросить купить вам пневматическую винтовку, которая в те времена продавалась свободно, но стоила целых 20 рублей, язык не поворачивался. Скажут в ответ, дескать, глаз кому-нибудь прострелишь. Лучше попробовать накопить. Ради винтовки можно и решетки в парке поднимать. Или в “чику” сыграть с бедовыми ребятами. Кому-то же везет.

К сожалению, давно прошли те времена. Сейчас никого новым велосипедом не удивишь, а виртуальные забавы не менее увлекательны, нежели наши давнишние игры. Я тоже с удовольствием пользуюсь услугами Интернета. Но ночное бдение за монитором никогда не заменит мне ночевку у костра на берегу лесной реки, а какая-нибудь игра “стрелялка” – утиную охоту.

Беспокоит то, что среди детей стало много очень толстых, это тоже признак перемен. Ребята сейчас стали меньше двигаться, чаще и обильнее кушать. Гиподинамия делает свое черное дело. Даже спортивные секции не спасают от нее, потому что ходят туда далеко не все дети, и это сейчас не бесплатно. Для сегодняшних родителей немыслимо, если их чада одни вдруг пойдут в лес, ведь там, возможно, за каждым кустом маньяки, убийцы и извращенцы. И даже полицейские, вооруженные до зубов, не могут гарантировать безопасность чадам, которых родители неосторожно выпустили на улицу. Другие времена, другие нравы. В наше то время, часто, милиционеры в кобурах носовые платки носили, потому что один вид боевого оружия в руках стража правопорядка мог изрядно напугать окружающих и навести на мысли о случившемся поблизости чрезвычайном происшествии. А родители, отпуская нас летом, по нашему желанию, на дальние прогулки с утра до вечера, даже не думали о том, что с нами может случиться что-то нехорошее, спокойно работали и достойно жили.

В школе мы пили кипяченую воду из одной алюминиевой кружки и никто от этого не болел, гуляли до одиннадцати часов ночи, не опасаясь встреч с преступниками, не плакали, даже когда было очень больно, потому что по этой причине вас могли смертельно обидеть, назвав “нюней”. И мальчишки никогда не матерились в присутствии девчонок. Впрочем, нечему, в общем-то, удивляться. Время было другое. Были свои недостатки и свои достоинства. И страна была другая. И люди.

Очень хочется верить, что настанут еще в России времена, когда родители перестанут бояться за своих детей, простые люди смогут каждый год ездить отдыхать на юг, плата за услуги ЖКХ никого не обременит. А граждане повсеместно начнут искренне любить и ценить свое Отечество, гордиться вождями, достойно жить, не пугаясь завтрашнего дня. А полицейские будут ходить по улицам без оружия, с добрыми улыбками на умных лицах.


Рецензии